Ученик превзошёл учителя: лучшие ремейки в истории кино

Фильмы, которые оставили своих предшественников в тени.

Принято считать, что ремейки обычно во всём уступают оригинальным фильмам, но это не так. Новые версии картин могут стать настолько популярными, что зрители даже не вспомнят, что до них было что-то ещё. Ленты из нашей подборки — именно такие.

Здесь есть культовые фильмы самых разных жанров. Удачных ремейков, разумеется, гораздо больше, так что добавляйте свои варианты в комментариях.

«Одиннадцать друзей Оушена» (2001)

Стивен Содерберг за свою карьеру успел снять несколько десятков фильмов, но самым известным остаётся «Одиннадцать друзей Оушена». С 2001-го он разросся до трилогии и обзавёлся спин-оффом с женским составом, а его персонажи стали культовыми.

Тем удивительнее узнать, что «Одиннадцать друзей Оушена» основаны на одноимённом фильме 1960 года, где роль Дэнни Оушена исполнял сам Фрэнк Синатра, а его друзей играли музыканты Дин Мартин, Сэмми Дэвис-младший и другие. Фильм не снискал особой славы у зрителей, но Содерберг увидел в синопсисе об ограблении казино в Лас-Вегасе большой потенциал. Чутьё его не подвело: теперь Дэнни Оушен ассоциируется с Джорджем Клуни, а не с Синатрой.

«Схватка» (1995)

В отличие от Стивена Содерберга, Майкл Манн не вдохновлялся чужим материалом при создании «Схватки». Этот фильм основан на его же телевизионной ленте «Сделано в Лос-Анджелесе», вышедшей в 1989 году. Изначально он собирался снимать пилот одноимённого сериала, но производство так и не сдвинулось с мёртвой точки, и режиссёру пришлось выпустить его в виде телевизионной картины.

Полуторачасовой «Сделано в Лос-Анджелесе» через шесть лет переродился в виде трёхчасовой «Схватки» — масштабного триллера с комплексным сценарием и звёздными актёрами вроде Аль Пачино и Роберта Де Ниро. А скромный пилот для телевидения Майкл Манн позже называл прототипом своей самой успешной работы.

Так что формально «Схватку» можно назвать ремейком неудачного фильма — «Сделано в Лос-Анджелесе» в своё время не впечатлил зрителей. Зато почти все сцены из него вошли в фильм 1995 года без изменений. Это доказывает, что даже самый лучший сценарий можно испортить некачественной постановкой и маленьким бюджетом.

«Нечто» (1982)

Джон Карпентер был большим поклонником хоррора «Нечто из иного мира», вышедшего в 1951 году, поэтому не сразу согласился поучаствовать в создании ремейка. Ему казалось, что этот фильм невозможно удачно переделать, но затем он передумал и присоединился к проекту. Карпентер развил идеи оригинала и привнёс в фильм собственные, сделав из простого хоррора высказывание о природе недоверия в обществе.

«Нечто» в год выхода нарекли провалом: критики называли его скучным и пустым, а Карпентера даже критиковал режиссёр оригинала 1951 года. Помимо прочего, фильм ругали за излишнюю жестокость и большое количество крови на экране. Теперь же «Нечто» заслуженно считается одним из лучших хорроров за всю историю жанра. Он даже получил собственный ремейк-приквел, который вышел в 2011 году — правда, критикам и зрителям он совсем не понравился.

«Лицо со шрамом» (1983)

Оригинальное «Лицо со шрамом», вышедшее в 1932 году, навсегда изменило гангстерский жанр. На образ жестокого бандита Тони в исполнении Пола Мини равнялись все актёры криминальных фильмов, а его сюжет считается хрестоматийным для гангстерского кино.

Теперь же при упоминании этого названия обычно вспоминают «Лицо со шрамом» Брайана де Пальмы, а с именем Тони у зрителей ассоциируется образ Аль Пачино. Оливер Стоун, написавший сценарий к этой версии, почти не ориентировался на оригинальный фильм, а придумал собственную историю. В его интерпретации место действия переместилось из Чикаго в Майами, а разборки устраивали не италоамериканцы в шляпах, а кубинцы в гавайских рубашках.

«Лицо со шрамом», пожалуй, — один из лучших гангстерских фильмов. Он настолько понравился зрителям, что новости о его ремейке от Луки Гуаданьино вызвали всеобщее негодование — хотя фильм де Пальмы тоже не был самостоятельным. Перед Гуаданьино теперь стоит сложная задача: соответствовать по качеству картине с Пачино почти невозможно.

«Железная хватка» (2010)

Оригинальный фильм с Джоном Уэйном в своё время снискал большую славу в индустрии: именно за него именитый актёр получил свой единственный «Оскар» за лучшую мужскую роль. Но с годами этот вестерн позабылся, и реанимировать его историю для широкой аудитории решились братья Коэн, режиссёры «Фарго» и «Старикам здесь не место».

Их версия получилась гораздо мрачнее и серьёзнее оригинала 1969 года. Коэны уделили больше внимания персонажам и их личным историям и как следует поработали над визуальным рядом. В итоге новая «Железная хватка» получила аж десять номинаций на «Оскар» — для сравнения, старый фильм обошёлся только двумя. К сожалению, Коэны проиграли во всех категориях. И очень жаль — это один из лучших вестернов современности.

«Отступники» (2006)

На стадии препродакшна «Отступников» Мартин Скорсезе даже не подозревал, что согласился снять ремейк гонконгского триллера «Двойная рокировка». Затем режиссёр узнал об этом, но отказался смотреть оригинал — чтобы не копировать его стиль и постановку.

Время показало, что Скорсезе сделал правильный выбор. «Отступники» действительно вдохновлены фильмом 2002 года, но сильно отличаются по своей сути. Скорсезе снял жёсткую и динамичную историю о противостоянии бостонской мафии и полиции, добавил туда свои любимые песни и пригласил харизматичных актёров на главные роли.

«Отступники» стали одним из самых популярных фильмов Скорсезе, и Киноакадемия не смогла проигнорировать успех режиссёра, вручив ему первый и пока единственный «Оскар». Фильм остаётся единственным ремейком иностранной картины, получившим на церемонии главный приз.

«Муха» (1986)

Многие фанаты Дэвида Кроненберга считают «Муху» его лучшей работой, и неспроста. Здесь сплелись воедино все характерные элементы режиссёра: умные метафоры, мрачная атмосфера, фирменная расчленёнка и устрашающий дизайн. Более того, одну из лучших своих ролей здесь сыграл Джефф Голдблюм.

Этот фильм основан на одноимённом хорроре 1958 года, но Кроненберг взял за основу только сюжетную фабулу с постепенным превращением учёного в гибрид мухи и человека. Всё остальное в картине придумано с нуля. Режиссёр снял трагичную историю любви, в которой мужчина во время отношений буквально превращается из хорошего человека в монстра. Одни могут увидеть в этом сильную драму, а другие — напряжённый хоррор. Довольными останутся все.

«12 обезьян» (1995)

У «12 обезьян» Терри Гиллиама есть не самый очевидный первоисточник — французская короткометражка «Взлётная полоса» Криса Маркера, вышедшая в 1962 году. Её сюжет рассказывался в виде слайд-шоу, состоявшего из разных статичных кадров. «Взлётная полоса» была одним из любимых фильмов Гиллиама, и он решил вольно пересказать её историю в более традиционном формате.

В видении Гиллиама история о путешествиях во времени превратилась в интересный триллер с проработанным визуальным рядом и запоминающимися героями. За роль в этом фильме Брэд Питт номинировался на «Оскар», а по культовости картина Гиллиама оставила далеко позади оригинал Маркера. Позже на её основе сняли одноимённый телевизионный сериал 2015 года.

«Десять заповедей» (1956)

«Десять заповедей» Сесила Б. ДеМилля считаются одним из главных религиозных эпиков в истории кино. Экранизация библейской истории о пророке Моисее в своё время вдохновила миллионы зрителей и получила семь номинаций на «Оскар». Кроме того, с учётом инфляции этот фильм заработал более миллиарда долларов в американском прокате.

Но не все знают, что это ремейк более ранних «Десяти заповедей» того же ДеМилля. Оригинальный фильм, чёрно-белый и немой, вышел в 1923 году. Тридцать с лишним лет спустя режиссёр вернулся к этой истории, решив сделать её более масштабной и зрелищной. В итоге новая версия стала классической, а оригинал сейчас вспоминают только в контексте ремейка 1956 года.

«Бен-Гур» (1959)

С приходом цветного кино Голливуд часто возвращался к своей немой классике, чтобы адаптировать её под новый формат. Одним из самых триумфальных примеров такого подхода стал исторический эпик «Бен-Гур» Уильяма Уайлера, выигравший аж одиннадцать «Оскаров». Его успех на церемонии спустя сорок четыре года смог повторить только «Властелин колец: Возвращение короля».

Сейчас «Бен-Гур» считается образцовым эпиком и одним из лучших исторических фильмов. Его размах и постановка впечатляют до сих пор, а его влияние настолько велико, что свою версию в 2016 году снял Тимур Бекмамбетов. Но этот фильм разгромили и критики, и зрители.

«Мыс страха» (1991)

Ещё один ремейк в карьере Мартина Скорсезе: на этот раз он адаптировал одноимённый триллер 1962 года с Грегори Пеком и Робертом Митчемом в главных ролях. Для своей версии Скорсезе вновь поработал с Робертом Де Ниро, который сыграл маньяка Макса Кейди.

По узнаваемости и цитируемости ремейк «Мыса страха» обошёл оригинал: например, сцена с хохочущим в кинотеатре Кейди стала культовой. Да и если рассматривать фильм в отрыве от прошлой версии, «Мыс страха» тоже впечатляет: не зря Роберт Де Ниро сыграл там одну из лучших своих ролей. Этот образ определённо вошёл в историю кино — его даже пародировали в «Симпсонах» и «Южном Парке».

«Запах женщины» (1992)

За роль в этом фильме Аль Пачино получил единственный «Оскар» за всю карьеру, но «Запах женщины» помнят не только за это. В первую очередь это интересная драма, в которой между актёрами чувствуется химия, а сюжет запоминается надолго.

Режиссёр Мартин Брест адаптировал одноимённый итальянский фильм 1974 года для американской аудитории — и не прогадал. «Запах женщины» запал в душу многим зрителям, а на «КиноПоиске» он занимает 113 место в списке лучших фильмов по версии пользователей. И неспроста: это одна из лучших картин в карьере прославленного Аль Пачино.

«Человек, который знал слишком много» (1956)

Режиссёр обеих версий Альфред Хичкок говорил, что «Человека, который знал слишком много» 1934 года снимал «талантливый любитель», а фильм 1956 года — «профессионал». Он не соврал: ремейк его собственной картины выглядит на порядок красочнее и масштабнее. При этом споры о том, какой фильм всё-таки лучше, не утихают до сих пор.

Наши симпатии на стороне ремейка. По стилю фильм похож на «Окно во двор» и «Головокружение» — недаром главную роль здесь снова исполнил любимчик режиссёра Джеймс Стюарт. Да и сам по себе ремейк «Человека, который знал слишком много» не вызывает никаких нареканий: оригинал всё-таки был скромным произведением, в котором не каждая сцена была интересной. В версии же со Стюартом Хичкок демонстрирует весь свой талант постановщика. Кому-то больше нравится оригинал, но устоять перед обаянием ремейка почти невозможно.

«В джазе только девушки» (1959)

Культовая комедия Билли Уайлдера была ремейком аж двух фильмов — французской и немецкой версий «Фанфар любви». От первой создатели «В джазе только девушки» взяли синопсис и общие идеи, а от второй — копию сценария, причём буквально. В результате Уайлдер снял одну из лучших своих картин, которая подарила и зрителям, и самому кинематографу много культовых образов и сцен.

«В джазе только девушки» — образцовая комедия, которую многие зрители и критики считают идеальной. Даже Американский институт кино триумфально объявил фильм Уайлдера лучшей американской комедией всех времён. Это тот случай, когда связь ремейка с оригиналами совсем не важна для понимания контекста: фильм получился полностью самостоятельным. Его успех был таким большим, что и по сей день по его сценарию ставят мюзиклы на Бродвее — лучшего комплимента ремейку, кажется, и не придумаешь.

#лонг #топы

 

Источник

Читайте также