Сейчас много новых фильмов ужасов обозначают термином elevated horror, говоря о новом витке жанра. Хотя такие картины, в сочетании с экзистенциальной драмой или важным посылом, были и раньше. Тот же «Ребёнок Розмари» или, например, «Видеодром», в котором поднимаются две серьёзные темы — критикуется общество, проводящее много времени за телевизором и увлечение порнографией, когда человеку с каждым разом становится нужно всё больше и больше жести. Впрочем, сейчас не совсем об этом.
Что первая, что вторая часть «Creep» не являются типичным хоррором. Стоит начать, как минимум, с того, что изначально фильм задумывался, как чёрная комедия. Преимущественная часть сцен была записана импровизацией. Только в ходе съёмок и проверки материала история переросла в нечто пугающее. Говорят, что есть по меньшей мере три альтернативных концовки.
Оба фильма сделаны в формате «found footage» или «mocumentary» (найденная плёнка, псевдодокументалка). Если зритель смотрел много подобных произведений, то он понимает, что в теме есть определённые клише. Найденная плёнка чаще всего значит, что её создателя уже нет в живых. За редким исключением. Но «Creep» работает не только с этим, но и с остальными стереотипами. «Jump scare» (читай скримеры) упрощены до буквальных «персонаж стоял за углом, а потом резко прыгнул в кадр и спросил страшно ли оператору».
Псевдодокументалистика здесь неспроста и обусловлена сюжетом. Джозеф (Марк Дюпласс) смертельно болен и ищет видеографа, чтобы ты тот провёл с ним один день и записал всё, что он попросит. Это видеопослание нужно было для ещё нерожденного ребёнка, ведь отца он уже не увидит. Аарон (Патрик Брайс) приезжает к заказчику, всё снимает и между персонажами выстраивается химия. Джозеф рассказывает ему личные истории, происходят разнообразные двусмысленные моменты — комичные и пугающие одновременно.
«Creep» хорош тем, что держит интерес от самого начала и до самого конца. Здесь нет такого, что странности Джозефа начинают проявляться только ближе к последним двадцати минутам — он с первого знакомства кажется довольно пугающим типом. Хоть и невероятно харизматичным. И не только его харизма, но и какая-то зрительская любознательность оставляет нас за экраном. Всё же очень хочется узнать, что скрывает Джозеф и кто он по итогу — просто странный, одинокий тип или же настоящий психопат.
Пугающие странности персонажа Марка Дюпласса соседствуют с размышлениями о дружбе, доверии и жизни. Их не столь много, но они очень чувственные. Формат «mocumentary» способствует вовлечению, ибо создаётся ощущение близости с главными героями. А финальные слова Джозефа вызвали лично у меня мурашки — это было сильно.
И если первый фильм был импровизацией, чем-то вроде наброска или спектакля двух актёров, то второй, являющийся сиквелом, чувствуется более полноценным и законченным в своих идеях. Здесь больше размышлений, что, к слову, сделано всё равно достаточно бодро и не затянуто — оба фильма идут всего по час двадцать.
В первой части зритель получает однозначный ответ на все вопросы и когда начинаешь смотреть вторую, то как бы бросаешь вызов авторам, мол, если я всё знаю, то чем вы меня удивите. Но удивлению найдётся место и здесь, хотя завязка у обоих фильмов одинаковая.
«Ублюдки» — отличные примеры низкобюджетных фильмов, где авторы не считают зрителя идиотом. Они не пытаются быть сложнее и пихать кучу отсылок, как Ари Астер. Не пытаются вставлять философии больше, чем фильму необходимо. А самое главное, что каждая картина здесь пропитана душой и это отчётливо видно. Вряд ли вам будет страшно, но интересно быть должно.
_________________________________________________________________
Спасибо за внимание! Если понравился текст, то больше вы можете найти в моём телеграм канале: https://t.me/ftdofficial