Убийца, рак и боевик: обзор фильма ужасов «Злое» Джеймса Вана

Разбираемся, насколько удачно режиссёр «Пилы» и «Астрала» вернулся к хоррорам после боевиков и супергероики.

Убийца, рак и боевик: обзор фильма ужасов «Злое» Джеймса Вана

Задолго до того, как прослыть «создателем хоррор-франшиз» и приступить к режиссуре Больших голливудских фильмов вроде «Форсажа» и «Аквамена», Джеймс Ван снимал экспериментальные, полу-любительские фильмы практически на свои сбережения. Речь идёт о его концептуальном хорроре «Адский». Будущий режиссёр снял его за 4 года до первой полнометражной «Пилы», которую многие считают его дебютом.

«Адский» шёл всего час, а сюжет повествовал о супругах, которые попали в параллельный мир, населённый разного рода ужасами, в том числе — клоунами-монстрами. Казалось, что Ван просто собрал все возможные образы из хорроров 80-х и запихнул в свой фильм, сделав своеобразный мета-кроссовер наподобие «Хижины в лесу». Фильм не сохранился, но люди, которые посмотрели его на фестивале хоррор-фильмов, называли ленту «глупой, но обаятельной», отмечая её непосредственность и искренность.

После Джеймс снял «Пилу», в которой работал практически на ощупь, компенсируя нехватку опыта и бюджета нестандартными ходами и визуальными решениями. По легенде съёмочный процесс превратился в настоящую пытку, а на пост-продакшене выяснилось, что в «Пиле» недостаёт нескольких сцен.

Кадр из фильма «Пила»

Тем не менее «Пила» превратилась в целую медиа-франшизу, в рамках которой на данный момент снято уже целых девять фильмов (включая ироничный и по-хорошему «чёрный» ребут Spiral) и даже две видеоигры от Zombie Studios.

После того, как о Ване услышали большие студии, режиссёр успел открыть еще несколько франшиз («Астрал» и «Заклятие»), снять забавный ужастик про кукол «Мёртвая тишина», криминальный триллер «Смертный приговор», седьмую часть киносаги «Форсаж» и насыщенный, но перегруженный сольник Аквамена для DC.

Собрав весь свой режиссёрский опыт и желая «почилить» после больших фильмов, Джеймс вновь берётся за непосредственное и искреннее хоррор-кино. Постановщик называет «Злое» (в оригинале Malignant) — самым личным фильмом в своей карьере, а заодно картиной, в которой он может переосмыслить свой «старый» стиль.

Главная героиня по имени Мэдисон теряет ребёнка и мужа при странных обстоятельствах: в её дом вломилось существо, похожее на тень, и напало на супруга (который, кстати, не брезговал рукоприкладством). Полицейские ищут убийцу, но девушка уверена, что они, скорее всего, ничего не смогут сделать. Спустя некоторое время героиня начинает впадать в некое подобие транса и видеть со стороны, как существо расправляется с новыми жертвами. Героиня снова обращается в полицию, но ей никто не верит. Вместе со своей сестрой, Мэдисон пытается остановить злую сущность.

Вану удаётся переосмыслить фильмы, которые он снимал 10 или 15 лет назад. Взяв за основу почти классический сюжет про внутренних демонов и проблемы с головой, Джеймс почти полфильма водит зрителя за нос. Тут срабатывает ловушка «двойного сеанса» из 10-го сезона «Американской истории ужасов», создатели которого построили историю одновременно вокруг вампиров, инопланетян и даже отсылок к Alan Wake от Remedy.

Джеймс сделал то же самое и поначалу даже непонятно, про что фильм — то ли про правительственные эксперименты, то ли про инопланетян, то ли про дом с привидениями, то ли про скелеты в шкафу, то ли про тёмную сущность, очередной расплывчатый аватар зла (привет Дэвиду Линчу). Однако во второй половине «Злое», как и его главный злодей, вывернутый наизнанку, меняется и становится сфокусированнее — классические тропы и привычных плоских персонажей нам подают в новом контексте.

В целом, без этого контекста «Злое» могло так и остаться стандартным хоррором про внутренние проблемы, призраков прошлого и подавленные воспоминания, если бы не искренность Вана. Как говорил сам режиссёр, в основу сценария легло трагичное событие — смерть отца от рака. Основную концепцию сюжета, по словам Джеймса, и вовсе придумала его жена.

Интереса фильму добавляет феминистический взгляд на хоррор-кино про ведомых маньяков. Ван в прямом и переносном смысле выворачивает наизнанку историю, подтексты и персонажей, но делает это нарочито небрежно, как ребёнок, который играется и показывает родителям, что он сложил из вкладышей «Турбо» перевёрнутую Звезду Давида.

И эта небрежность, необычный взгляд, новый контекст — работают и делают фильм интереснее. Причём Ван не уходит в дебри постхоррора с его многозначностью, неторопливостью и широким простором для интерпретации, не сжигает персонажей в костюме медведя как Ари Астер — и не снимает длинные планы холодного моря и скал как Роберт Эггерс. Вообще в фильме есть простор для интерпретаций, но очень казуальный, не отвлекающий, а основные моменты и идеи «Злого» проговорят персонажи, выдав в конце небольшой вердикт.

Вместо тягучего постхоррора Ван снимает зрелищный ужастик в формате «здесь и сейчас», добавляет туда крутой отрепетированный экшен (опыт «Форсажа 7» и «Аквамена» уже никуда не деть) и снимает в первую очередь развлекательное кино, которое просто «круто» смотрится на большом экране кинотеатра. В программе будет и изощрённый план мести, и рояли в кустах, и семейные жизнеутверждающие ценности, и даже брутальный кровавый мордобой с расчленёнкой — ещё и стилизованный под съёмку одним дублем. Никто не уйдёт обиженным.

Да и образ главного злодея Вану, несомненно, удался. Режиссёр построил запоминающегося монстра-преследователя буквально на двух визуальных решениях («зло изнутри» и уже не раз упомянутый «выворот наизнанку»). Подобных антагонистов мы не раз видели в хоррор-фильмах, однако у Вана получилось освежить приевшийся троп.

Кому-то «Злое» напоминает мыльные оперы, кому-то трэш-ужастики 80-х, кому-то палп-романы в мягкой обложке, а кому-то голливудские боевики. И тут, по своему, правы все: новый фильм Джеймса Вана берёт по частичке из разных жанров — и создаёт своё необычное повествование. Не глубокое, местами наивное, местами абсурдное, но тем не менее — напряжённое и по-своему красивое. Будто монстр Франкенштейна выучил движения из репертуара «Джона Уика» и пошёл в гости к Майклу Майерсу.

«Злое» не пытается изменить или как-то переосмыслить жанр. Джеймс Ван снял кино, больше близкое к «старой школе», нежели к новой волне «умного и глубоко» хоррора. Если вы давно хотели чего-то такого, с олдскульным настроем, но в более современном формате, то «Злое» сможет вас порадовать.

Если же вы искали глубокое кино с простором для интерпретаций, новый опыт, который расскажет вам не просто историю о противостоянии героев и злодеев, но и откроет некую правду о внутреннем «Я», — «Злое» не совсем тот фильм. Хотя при должном усердии в нём можно углядеть и тяжёлую драму о зависимостях, депрессии и борьбе с самим собой.

Промо-изображение из рекламной кампании

После того, как «Злое» заканчивается, хочется мыслить именно детскими категориями. Некоторые сцены, эффекты и визуальные решения приводят в неподдельный восторг. Просто от того, что фильм сделан с выдумкой, с какими-то безумными идеями и визуальными образами. Это не великий хоррор — и он не претендует на глубину, не сыпет пафосом и многозначностью по поводу и без.

Для Вана это и не важно. Фильм просто предлагает вам интересно провести свободный вечер после трудного рабочего дня. А подумать, была это пародия на целый жанр или серьёзная история о феминизме, личная драма или угарный слэшер, можно и после титров.

Что понравилось

  • Поток безумных идей и игра с ожиданиями.
  • Местами забавная и ироничная подача истории.
  • Экшен-сегменты.
  • Образ главного злодея.
  • Общая простота и искренность фильма.
  • Саундтрек.
  • Интересные визуальные решения и режиссёрские находки.

Что не понравилось

  • Затянутая первая половина.
  • Рваный монтаж.
  • Местами неудачная игра актёров.
  • Нагромождение тем, тропов и отсылок.
  • Не всегда удачный VFX.
  • Основной каркас истории довольно посредственный.

#злое #мнения #обзоры

 

Источник

Читайте также