Одной из первых компьютерных игр считается Pong от Atari, которую выпустили в 1972 году. До 1995 набрали популярность и ушли в закат автоматы с Pac-Man, Missile Attack, появились шестнадцатибитные консоли и отрелизились Doom и Doom 2. Пока на западе полиция нравов решала, как запретить продавать компьютерные игры, а геймеры уже ассоциировались с тощими и бледными очкариками, на российском севере легко можно было стать лучшим другом любого подростка, если у тебя были Dendy или Sega.
С 1995 я потратил тысячи часов на компьютерные игры, хотя родители контролировали, сколько времени я мог проводить перед телевизором или монитором. Жалею ли я об этих часах? Нисколько, потому что, скорее всего, из-за них я стал тем, кто я есть.
Игры и хард скилы
Консоли подстегнули мое увлечение играми, но самое важное началось с компьютера. Когда он у меня появился, первым делом я начал искать, во что бы поиграть. В середине нулевых дистрибуция лицензионных компьютерных игр была не в лучшем состоянии, поэтому нередко в моих руках оказывались разные Акелы или Фаргусы, перевод которых которых мог сойти за сценарий Линча.
Но эти «поделки» научили меня многому.
Английский язык. Чаще я выбирал в игре оригинальные тексты вместо «фарша» из автоматического переводчика.
Системы исчислений. Когда установленная игра не работала как надо, на помощь приходил Dial-up и руководства. Я разбирался, какие шестнадцатеричные или двоичные конфиги надо поправить, чтобы ее запустить.
Взломщики. Отдельное приключение, когда тебе нужно запустить два или три game.exe файла, предварительно расположив их в хитрой подпапке и удалив какой-нибудь conf файл. И это еще не было стопроцентной гарантией, что все заработает.
Первая локальная сеть. Кабель тащили к соседям и друзьям через форточки, свитч обычно находился у того, кто чаще сидит дома и всегда на связи. Не могу сказать, что это очень полезные технические знания, но какую-то базу в IP-адресации я тогда узнал.
Технические бонусы от игр не выглядят грандиозными, все-таки это не кружок электротехники или моделирования. Но в то время все мелочи приводили к тому, что ты становился в семье главным техническим специалистом, который и винду переустановит, и антивирус скачает. А что делать с этими знаниями, каждый решал сам.
Игры и софт скилы
Важными для меня оказались и менее технические навыки.
Настойчивость и изобретательность. Многие механики в играх можно ненавязчиво комбинировать. Из последнего: в Zelda: Breath of the wild эти навыки пригодились в ситуациях с регулярным поджогом травы и длинными перелетами, заморозкой времени для дерева и полетом на нем. Еще одна игра — Divinity: Original sin 2. Она основана на правилах D&D и позволяет творить все что угодно.
Командная работа. Этому учат мультиплеерные игры. В Battlefield 1942 я выбрал инженера — не самый живучий класс в игре. Я пытался найти место применения основного навыка — починки техники. И мне удалось: один игрок на танке занял позицию на холме и вполне успешно сдерживал осаду. А я всю игру чинил его танк. Танкист заработал больше сотни фрагов, а я как инженер — около пяти.
Попадание из винтовки в движущегося в машине врага приводило к огромному выбросу дофамина, если удавалось спрятаться от пассажира
Зато мы победили. Было приятно читать в общем чате о том, что команда противника чертовски негодует и просит хоть кого-нибудь уничтожить наш танк.
Умение решать головоломки. Многие игры ими изобилуют: Zelda, Silent Hill 2, почти все квесты. Иногда приходится неплохо напрячься, чтобы их решить.
Желание писать. Это было действительно «золотое» время периодических журналов про игры: они выпускались с приложениями на дисках, демоверсиями игр, программами, кастомными картами.
Казалось, что статьи в них писали гонзо-журналисты: они уделяли формальному анализу игры совсем немного места и больше делились личными впечатлениями. Отчасти из-за них мне захотелось писать что-то самому. Кстати, мой любимый журнал уже был упомянут в статье, может быть, кто-то обратил на это внимание.
Увидел на обложке Warcraft. Купил журнал. Купил в ларьке пиратскую копию Warcraft. Так и не поиграл, потому что взломщик не работает
Игры и жизненный опыт
Игры сказались на моем восприятии мира. Я старался поиграть во многих представителей жанра, не зацикливаясь на чем-то одном.
Хотя любимчики были.
Dendy и кислотные взломщики со своей восьмибитной музыкой подготовили меня к Crystal Castles лучше, чем чарты журнала Rolling Stones.
Стратегии научили планировать. Ресурсы, юниты, время — все ограничено. Приходится достигать цели с тем, что есть, и не рассчитывать на внезапное улучшение положения.
Где-то в середине этой карты сидят 500 королевских наг и ждут, когда ты к ним придешь. Я перезагружался несколько раз, прежде чем удалось уничтожить всех
Шутеры сформировали привычку всегда быть начеку, смотреть по сторонам и быстро реагировать на изменяющуюся обстановку. А еще искать укрытия.
Ролевые научили играть за добрых дядек и теток, помогать зверушкам и стараться делать правильный выбор. Считается, что такие игры развивают эмпатию. Конечно, чаще сюжет предполагает, что пользователь играет за протагониста. Но есть и более богатые на возможности игры, где можно примерить на себя даже роль совершенного подонка, как в Fable или Divinity.
Квесты и адвенчуры. Ох уж этот пиксель-хантинг! Теперь мне не кажется зазорным потратить несколько минут, если надо отмерить 137 пикселей мышкой.
Full Throttle. Красиво и брутально. Каюсь, не прошел до конца
Ужасы. Не. Ходить. Одному. Ночью. В. Пустом. Городе.
Любая игра учит планировать. Многие из них нельзя пройти с первого раза, а значит каждая новая попытка будет корректировать план и добавлять в него более эффективные действия. Часто бывает, что для достижения цели игры не нужно получать все самые навороченные улучшения и уровни, достаточно базовых навыков и ресурсов, как, например, в реализации тактики «Зерг раш».
Хорошие игры могут познакомить с историей (Europa universalis), техникой (Ил-2: Штурмовик), культурой и мифологией (The Banner Saga). Конечно, они не претендуют на академические труды, но могут стать отправной точкой для более вдумчивого изучения.
Увлечение играми — триггер для начала погружения в конкретную тему или даже появления серьезного хобби. Затравка, чтобы разобраться в программировании, алгоритмах, сетях, в чем угодно.
Игры и сегодняшний я
Это все рефлексия о потраченных часах. Что же я имею сейчас? И не только — я спросил у своих знакомых, как повлияло увлечение играми на них.
«Сначала я хотел стать разработчиком компьютерных игр, как и многие другие фанаты. В те годы это было, скорее, про компьютерную графику, чем про линейную алгебру, движки и огромное количество кода. Но сам порыв был интересен. С тех пор я заинтересовался компьютерами: они стали для меня чем-то большим, нежели просто еще одной платформой для игр. Сегодня я могу без проблем писать макросы и 1С код, да так, что обычным бухгалтерам и снилось», — Вадим, финансист.
«Каждый редактор карт, модов и прочего фактически заставлял изучать новую среду разработки. Это как фреймворк, только в другом формате», — Игорь, программист.
Поклонники Morrowind помнят, что у этого бедолаги можно добыть очень прыгучие свитки Икара. Главное, не разбиться самому. С другой стороны, редактор Morrowind позволял делать и не такие свитки
«Изучение нового не пугало. Вырабатывался вполне успешный подход: 15 минут тратишь на туториал и идешь закреплять изученные механики, добавляя эксперименты», — Дмитрий, программист.
Есть ли у увлечения играми будущее для тех, кто только набирает свою четвертую или пятую тысячу часов? Мне трудно ответить на этот вопрос, но есть некоторые наблюдения.
- Все ушло в онлайн, даже однопользовательские игры, а значит VPN, потоковое аудио и видео используются чаще, чем у меня (только по работе). Лелею надежду, что среди пользователей есть те, кто захочет понять, как же это все устроено.
- Прошивки для консолей. Целые копии консолей в наше время уже невозможны, а прошивки — вполне. Пускай современные геймеры не создают их сами, но некоторые могут применить по инструкции, если прижмет.
- Да, любое злоупотребление приводит к болезням, уже сформировавшийся киберспорт это подтверждает: суставы, позвоночник, глаза — все это довольно сильно «изнашивается».
Жалею ли я о приблизительно 8000 часах, потраченных на игры? Однозначно нет. Хотя, может быть, немного жалею о том, что в то время у меня не было доступа к D’n’D. Но это уже совсем другая история.
А еще игры сформировали мой специальный словарь для важных переговоров. Он применим только в соответствующей аудитории, но его тоже считаю знаковым:
- Нужно больше золота
- BFG
- Рокет-джамп
- Астрологи объявили неделю <тут любое словосочетание по желанию>
- Зерг раш
- Потрачено
- Our princess is in another castle!
- Flawless victory!
- Тебя даже вчерашний шторм не разбудил
Может быть, у вас есть свои?