Помимо возрождения стоицизма, который, видимо, стал актуален на фоне усталости от восточной философии и нью-эйджа, интересным явлением в поп-культуре будет заново открытая концепция деймона, фигурирующая в книгах и сериале «Тёмные начала».
Что мы имеем? Античные деймоны были предельно личной репрезентацией таких больших категорий, как «сила», «судьба», «божественное начало», «душа». Согласно Платону, деймон существовал с человеком с момента его рождения как его опекун и проводник. Если брать шире — он был спасительным самосознанием индивида, вынужденного существовать в условиях общества, нивелирующего любую индивидуальность.
Поскольку изначально деймоны понимались как природные духи (эхо шаманистических верований?), вполне логично, что в произведении они фигурируют в виде разнообразных животных, хотя в большинстве культур они имели не имели конкретной формы (фраварти в зороастризме, фюльгья в Скандинавии). Что-то похожее было и в мифологии вселенной Гарри Поттера.
Традиция персональных божеств-хранителей, столь плодотворно развивавшаяся многие века, была отодвинута на второй план абстрактным христианским монотеизмом, где ангел-хранитель нейтрален по отношению к конкретной душе и лишён индивидуальности. И всё-таки тяга человека к познанию собственного «я» неистребима, так что возвращение деймонов вполне ожидаемо и логично.