Я дал ему именно то, чего он хотел…
Роберт Джулиус Оппенгеймер: ненадежный, бабник, невротик, нарцисс, человек, который не смог бы управлять и бургерной, но сумевший курировать важнейший проект в современной человеческой истории. Перед нами поистине одна из самых неоднозначных персон и, однозначно, один из самых сложных персонажей в истории кино (и это после простоты персонажей прошлых картин Криса).
…чтобы он был лицом Тринити
Раз уж речь зашла о самом Крисе, стоит с ходу упомянуть одну из самых напряженных сцен из всех фильмов что я видел в принципе (а видел я их не мало). Сцена испытания «Девайса», даже при всей очевидности результата, вжимает в кресло с такой невероятной силой, на которую способны далеко не каждые Американские горки, что уж говорить о нелепых попытках хорроров создать такой же эффект, не имея ни должной постановки, ни подобного масштаба как для истории персонажей, так и для всего «внутрикартинного» и нашего мира. Частые смены кадров, нагнетающая сценарная подоплёка, игра актеров и невероятный саундтрек…всё, благодаря чему фильм работает, впервые достигает своего пика именно здесь.
…ни Хиросимы, ни Нагасаки…
Итак, невероятно талантливый и противоречивый ученый, считавший что так и не сделал ничего важного в своей профессиональной карьере в миг становится самым известным ученым в истории человечества и что же он делает со своей известностью в первую очередь? Начинает использовать её в качестве трибуны для собственной саморефлексии и натягивании на себя маски великомученика.
Просто вдумайтесь, человек, стоявший во главе проекта, помогавший выбирать цели для бомбардировок, говорит о том, что «Мы не должны были идти по этому пути», но затем называет удары по Японии «Успешными…технически успешными», говорит о контроле над ядерным оружием и недопущении даже возможности создания Водородной бомбы, спустя несколько лет помогает в её реализации, человек, знавший что в Японии нет подходящих по размеру военных целей для ядерного удара, начинает упрекать «Супер бомбу» по той же причине…человек, говорящий в одном предложении и об одном и том же предмете, сперва заявляет об отсутствии гуманности в таком оружии, но затем уже только об экономической части вопроса.
…он хотел быть человеком, сдвинувшим землю
И ведь действительно, за всю свою жизнь, Роберт никогда публично не сожалел о случившемся. Перед толпами зевак и патриотов он заявлял об испуганных японцах и бравых американских ученых, остановивших войну (подразумевая себя, естественно), перед политиками же о невероятной ответственности за новый вид вооружения и только в одном эти речи были похожи…Роберт создал для себя в глазах общественности образ пророка, бога Вишну, Прометея, того кто должен контролировать эту огромную силу, владеть ею.
…и он должен благодарить меня.
Всё это слова антагониста фильма-Льюиса Штрауса, который действительно закрепил в глазах общественности, своими действиями, Роберта Оппенгеймера как главного пострадавшего во всей этой ситуации. И он был скорее всего прав, именного этого Оппи и хотел, закопаться в самобичевании, позволить шариться в самых неприятных моментах своей жизни, ковырять собственные ментальные болячки, только ради того чтобы заставить почувствовать себя хоть что-то в этой ситуации, но не ради себя, а для аудитории, выдавливать слезливую мину.
-Думаешь мир простит тебя, Роберт?
-Посмотрим.
Последняя фраза и становится ключом ко всей натянутой натуре мученика. Это просто попытка смыть кровь со своих рук хотя бы в глазах общественности и перекинуть всю ответственность на политиков, злостно играющих на сотнях тысяч обычных людей от человека, чей авторитетный и профессиональный трамплин и был построен на этих же самых сотнях тысяч.
Кристофер Нолан:
Ты слышишь музыку?
Невероятно простая фраза, имеющая под собой тройное сценарное дно: мета высказывание о темпе фильма, очередное свидетельство необычной психической и мыслительной сторон Роберта и банальный фоллоу апп с дальнейшим невероятным проявлением таланта композитора-Людвига Йорансона. И так практически во все значительные эпизоды фильма, ты всегда можешь додумать панч лайн того или иного диалога в фильме и услышать мета высказывание, общение со зрителем и сценарное продвижение.
Сумасшедший темп ленты кажется стал своеобразной фишкой режиссёра, но именно здесь его мастерство в нагнетании этого тепа доходит до своего апогея, при котором даже в затянутом диалоге ты будешь прибит к экрану как параллельным повествованием, так и визуализацией обсуждаемых вещей на экране, вклиненных где-то поверх диалог.
Поистине лучшая сценарная и режиссерская работа одного из лучших режиссеров 21 века.
Спасибо за внимание.