Обо всём, что произошло в фильмах, комиксах, играх и мультсериале.
В 1982 году студия Disney и молодой режиссёр Стивен Лисбергер совершили настоящий прорыв в кинематографе, выпустив первый фильм, совместивший живые съёмки и компьютерную графику.
Фильм «Трон» (название, по утверждению режиссёра — просто сокращение от electron) не зря считается иконой киберпанка, да и вообще событием, сильно толкнувшим киноиндустрию вперёд. Про многие картины сейчас любят говорить «опередили своё время», но с «Троном» это действительно так.
После выхода первой части авторы на долгие годы затихли, видимо, дожидаясь достаточного развития технологий для продолжения. Но в 21 веке мир «Трона» снова расцвёл. Разбираемся во всём, что успели выпустить за эти годы.
«Трон»
По сюжету молодой программист компании ENCOM Кевин Флинн (Джефф Бриджес) создаёт необычные и новаторские компьютерные игры. Но все разработки ворует его коллега Эд Диллинджер (Дэвид Уорнер), после чего получает повышение, а самого Флинна увольняют. Тот пытается найти доказательства своих прав на игры в системе компании, но все попытки пресекает программа Мастер-Контроль, давно уже вышедшая из-под контроля Диллинджера.
Флинн с помощью близкого друга Алана и его девушки Лоры проникают в корпорацию, чтобы выкрасть нужные файлы. Но Мастер-Контроль «оцифровывает» Флинна и переносит его в мир «системы», населённый программами. Этот мир построен по принципу тоталитарного общества. Всем командует Мастер-Контроль и его помощник Сарк (цифровой двойник Диллинджера). Они отлавливают программы, которые отказываются подчиняться, и устраивают гладиаторские бои с их участием. Флинн с помощью программы-защитника Трона (двойник Алана) должен избавить систему от командования Мастер-Контроля и выбраться в реальный мир.
В фильме собрали почти классические сюжеты киберпанка. Есть могущественная корпорация со злодеем-руководителем. Есть искусственный интеллект, презирающий даже своего создателя и людей вообще. Есть и тоталитарное общество, которое спасают герои, даже собственная религия — программы верят в пользователей, как в богов.
Но «Трон» наверняка не обрёл бы культовый статус, если бы не совершенно новаторский подход к съёмкам. Молодой режиссёр Стивен Лисбергер ещё в середине семидесятых решил перенести «элитарный» мир компьютерных игр на большие экраны. Сначала авторы плохо представляли, как можно совместить графику с живыми съёмками. Поэтому всё, что происходило в системе хотели сделать мультфильмом, сочетающим компьютерную графику и «подсвеченную анимацию». Актёры же должны были сыграть только в начале и в конце.
Авторам удалось прорекламировать себя перед студией Disney. Для начала, Лисбергер договорился о совместной работе со студией Information International, Inc. (они же Triple-L), которая начала работу над компьютерной графикой. Disney сначала проспонсировали тестовый ролик: игрок во фрисби бросал диски, а Triple-L к этой сцене добавили графику.
Результат впечатлил Disney, которая как раз искала новые экспериментальные проекты, чтобы вывести компанию из кризиса. Так родился один из первых в мире фильмов, где живое действие совмещено с графикой. Авторы выжали максимум возможностей из техники тех лет. Львиную долю компьютерных эффектов создала Triple-L. Для работы Disney приобрели им один-единственный компьютер размером со стиральную машину с оперативной памятью около 1Мб.
Каждый кадр просчитывался более 10 минут, поэтому права на ошибку у программистов просто не было. Знаменитый художник Жан «Мёбиус» Жиро, работавший над «Чужим» и «Бегущим по лезвию», создавал концепты, после чего их с точностью до миллиметра переносили на бумагу, а затем вводили в компьютер. Также немало потрудился над визуальной частью и индустриальный дизайнер Сид Мид. Он тоже участвовал в создании «Бегущего по лезвию», а также «Короткого замыкания», «Звёздного пути» и других легендарных картин.
Мёбиус придумал знаменитые светящиеся костюмы и многие декорации. Он же автор дизайна «солнечного парусника». Причём при работе над ним чуть ли не впервые применили прозрачность в графике. А благодаря Миду свет увидели знаменитые летательные аппараты Рекогнайзеры, которые отлавливают беглые программы, а ещё светоциклы и танки. Был придуман образ главного злодея Мастер-Контроля. И это тоже новаторство — впервые на компьютере создали лицевую анимацию. На сегодняшний день этот говорящий цилиндр смотрится наивно и забавно, но тогда это был прорыв.
А вот идея персональных дисков зародилась ещё до начала работы над фильмом. По сюжету «Трона» у каждой программы есть диск, на нём собрана вся персональная информация. Кроме того, его используют как холодное оружие. Чтобы понять, как авторы придумали диски, достаточно взглянуть на логотип студии Лисбергера, появившийся ещё за несколько лет до картины.
Но если бы весь фильм, как о нём говорят, был создан на компьютере, то работа затянулась бы на годы. На самом деле, машинами создано порядка 20 минут видеоряда. Остальная часть — «подсвеченная анимация». Но не нужно думать, что это намного проще. Такая технология очень сложна, а на работу с ней нужно много времени и сил: актёров снимали на чёрно-белую плёнку на тёмном фоне. Потом каждый кадр увеличивали, наносили на полупрозрачный лист, помещали перед источником света и снимали на фотоаппарат с фильтром определённого цвета. В общем, процесс очень долгий и сложный, говорят, что кадры перевозили буквально грузовиками.
Проект, конечно, был новаторским и рискованным. Сами авторы шли ва-банк — новички выпускают совершенно новое кино, основанное на передовых технологиях. Рисковали и в Disney — студия на тот момент переживала не лучшие времена, и вложение немалых средств в такой эксперимент могло привести к краху.
Увы, нельзя сказать, что риск полностью оправдался. Реакция критиков и зрителей поначалу оставляла желать лучшего. И всё справедливо: заигравшись с анимацией и технологиями, авторы забыли про сюжет, из-за чего фильм вышел довольно простой по содержанию, даже примитивный.
Но время расставило всё по своим местам — «Трон» обрёл заслуженный культовый статус и повлиял на многие фильмы в жанре киберпанк («Матрица» — самый простой пример).
«Трон 2.0» и первые игры
По «Трону» вышли несколько компьютерных игр, посвящённых миру системы. Первые из них выпустила студия Midway практически сразу же после премьеры фильма. Понятное дело, те игры были совсем незамысловатыми.
Первая игра вышла в 1982 году и называлась просто TRON. В ней было несколько типов уровней: где-то нужно было отстреливать противников и пытаться завести персонажа в круг (это переносило его в реальный мир), в остальных — сражаться с противником на танках (копия Battle City) и гонять на светоциклах. Следующая игра появилась на год позже и была посвящена дуэлям на дисках.
В 2001 году в свободном доступе появилась ностальгическая Armagetron Advanced, полностью посвящённая гонкам на светоциклах.
Первая игра по «Трону» с полноценным сюжетом вышла в 2003 году и называлась «Трон 2.0». По структуре она — типичный шутер от первого лица с элементами RPG. Но любопытно выглядит сюжет, продолжающий историю, рассказанную в фильме.
Флинн ушёл из ENCOM, но его друг Алан Брэдли всё так же работает над лазером оцифровки. А заодно пытается наставить на путь истинный своего сына Джета, уговаривая его пойти работать в ENCOM. Однажды к Алану приходят представители fCon (future Control Industries), планирующей поглотить их компанию, после чего он исчезает.
Джет, разговаривавший в это время с отцом по телефону, пытается узнать, что с ним стало, но, как и Флинн в первом фильме, попадает под лазер и переносится в систему. Там он узнаёт, что его оцифровала Ма3а — искусственный интеллект, созданный Аланом. Система заражена каким-то вирусом, и Джет должен спасти её. По расчётам Ма3а, делать это изнутри намного эффективнее.
Ну а далее герой перемещается по различным серверам (у каждого своя цветовая гамма), сражается с вирусами и заражёнными программами. Ему помогает «байт», подсказывающий что делать. Также он находит различные подпрограммы, дающие более продвинутые способности: оружие ближнего и дальнего боя, более высокие прыжки и прочие стандартные для шутеров вещи. Есть и уровни, посвящённые гонкам.
О том, что происходит в реальном мире, рассказывается в письмах. Джет находит электронные записи отца и других сотрудников, из них можно узнать о работе Алана над лазером, слиянии ENCOM с fCon и прочих событиях, предшествовавших игре.
«Трон: Наследие»
Слухи о разработке продолжения фильма начали появляться ещё в конце девяностых. С того момента в прессе регулярно писали, что проект запущен, а то и уже вовсю идут съёмки. Но журналисты просто дразнили зрителей, говорили о названии TR2N, Tron 2.0 (как и игра), TRZ, TRN и так далее.
На самом деле, всё было тихо примерно до 2008 года, когда Disney на San Diego Comic-Con показала пробный трейлер сиквела с рабочим названием TR2N.
Соскучившиеся по миру программ и игр, зрители приняли ролик с восторгом, а проект был запущен в разработку уже по-настоящему. За дело снова взялся новичок, на этот раз будущий создатель «Обливиона» Джозеф Косински. Спустя примерно два года на экраны вышел фильм «Трон: Наследие».
Сюжет картины полностью игнорирует события игры Tron 2.0. При этом завязка отчасти будто скопирована оттуда, только теперь речь идёт не о сыне Алана Брэдли, а о Сэме Флинне (Гаррет Хедлунд).
После исчезновения отца он, будучи одарённым технически, долгие годы ведёт разнузданный образ жизни и вспоминает об ENCOM только раз в год: он забирается на крышу здания компании и прыгает оттуда с парашютом. Начало фильма, хоть и довольно затянуто, кажется неплохой подводкой к событиям, которые одновременно и продолжат классическую историю, и повторят её в ностальгическом ключе.
Сэм оказывается в зале игровых автоматов Флинна, а затем попадает в систему. С этого момента можно с уверенностью сказать: в визуальном плане картина удалась. В первой части виртуальный мир казался более простым и бледным, чем реальность. В «Наследии» с перемещением героя в систему картинка только расцветает.
Авторы ещё больше подчеркнули этот контраст, снимая события реального мира обычными камерами, а виртуального — в 3D. Причём для работы использовалась система синхронизированных камер, разработанная Джеймсом Кэмероном для съёмок «Аватара». Это позволило создать максимально качественную и реалистичную объёмную картинку.
В виртуальном мире Сэм встречает своего отца, но быстро выясняет, что это его системный двойник Клу. Тот уже ненадолго появлялся в самом начале первого фильма. Клу каким-то образом захватил власть. Снова процветают гладиаторские бои, на которые и попадает Сэм, как когда-то его отец.
В плане технологий здесь, как и в первом фильме, авторы задали новые тенденции. В первую очередь это касается образа Клу. С помощью компьютерной графики лицо Джеффа Бриджеса «омолодили», и компьютерный двойник вышел как бы нестареющей версией своего прототипа. Сейчас эта технология уже регулярно используется в кино: зрителям показывали и молодую версию Тони Старка из «Железного человека», и юного Джека Воробья.
Соревнования на ринге в новом «Троне» — отличная иллюстрация того, как изменился мир игр за прошедшие годы. Если в первом фильме дуэли на дисках — просто броски и рикошеты, напоминающие об Arkanoid, то игра, в которую попадает главный герой сиквела, намного сложнее. Акробатика, обманные движения и даже перемены гравитации на более поздних уровнях, когда потолок и пол меняются местами.
То же касается и гонок на светоциклах. Теперь участники могут прыгать, использовать несколько уровней и отключать световые «хвосты», создавая более сложные лабиринты.
А вот с сюжетом ситуация уже спорная. Кевин создал Клу, чтобы тот помог ему построить идеальную систему. Клу поднял восстание и захватил власть в виртуальном мире. Это как раз вполне логично и объяснимо, такой сюжет не раз встречался в фильмах и книгах со схожей тематикой, да и Мастер-Контроль работал по тому же принципу. Стремясь построить идеальное общество, машина неизменно приходит к выводу, что самое слабое звено — фактор неопределённости и пытается его исключить, создавая тоталитарный порядок. Но в этом случае Клу боролся не с «человеческим фактором», а с программами-изоморфами.
Они появились в системе сами, без помощи Кевина или другого пользователя. Изоморфы обладают некими знаниями в генетике, религии, квантовой телепортации и многом другом. С этой информацией Флинн хотел изменить реальный мир, но Клу устроил геноцид и уничтожил их.
В итоге Трона, верного своему создателю, перепрошивают, и тот превращается в Ринзлера — программу, охраняющую порядки Клу. А Кевин Флинн остаётся в системе, чтобы оберегать последнего изоморфа Кворру (Оливия Уайлд). Для понимания и погружения в сюжет всё-таки не хватает информации. Непонятно, чем изоморфы так покорили Флинна и чем навредили Клу, что он решил даже пойти против своего создателя.
Дальнейшее развитие сюжета напоминает усложнённую первую часть: герои пробираются к выходу из системы, встречая на пути друзей и борясь с врагами. Разве что выглядит всё менее новаторски, но более масштабно. Зато есть множество отсылок не только к первой части, но и к другим фильмам. Клу и его приспешники в очередной раз создают образ карикатурных нацистов по примеру, скажем, «Звёздных войн». На них же ссылается и финальная погоня на истребителях. Хозяин клуба Зюс (Майкл Шин) — виртуальная копия Дэвида Боуи в образе Зигга Стардаста. А авторов саундтрека, группу Daft Punk, можно заметить в роли диджеев в этом самом клубе.
На самом деле, у Daft Punk давняя связь с «Троном». По словам участников группы, на их стиль и имидж очень сильно повлиял фильм 1982 года. Вполне логично, что именно они отвечали за музыку в сиквеле, а сами музыканты очень органично вписались в визуальный ряд. Иронично, что для Daft Punk «Трон: Наследие» — чуть ли не последний альбом в классическом электронном стиле. Уже на следующей пластинке Random Access Memories они пригласили к сотрудничеству множество исполнителей, добавив в звучание фанковых гитар, вокал и другие нехарактерные для себя черты.
Для кинофраншизы «Трон» сиквел тоже ознаменовал своеобразный закат эпохи. Фильм в итоге оставляет много вопросов, не до конца понятна и сама идея изоморфов. Разъясняется, что они способны регенерировать и у них сложный генетический код. Но всё это только в «цифре», связь с реальным миром туманна. В этом приходится разбираться отдельно при помощи дополнительных материалов. Есть и другие недоработки. Например, не очень ясно, каким образом Флинн узнал в Ризнлере старого друга Трона, как сын Диллинджера попал в ENCOM. И откуда, в конце концов, в виртуальном мире запечённый поросёнок.
Но главное — была разрушена сама идеология исходника. В «Троне» мир людей и машин был чётко разделён. В системе программы выполняли свои функции: бухгалтеры, игры, защитники, просто им добавили человеческих эмоций. Мастер-Контроль — искусственный интеллект, способный развиваться без пользователя. Его приспешники — вирусы, захватывающие систему и убивающие обычные программы. Трон — антивирус, он защищает пользователя и его файлы.
«Наследие» размывает эту грань. И речь не только об изоморфах. Тот же Клу планирует захватить и реальный мир. При этом, так и не объясняется, каким образом цифровые программы должны обрести плоть. По этой же причине и перемещение Кворры в финале выглядит несколько странно.
Для большинства же обитателей системы финал открыт. Ринзлер упал в воду и вроде бы снова перешёл на сторону пользователей, сменился цвет его костюма. Что случилось с Флинном и Клу — неизвестно.
«Трон: Предательство»
Некоторые, хотя и далеко не все, события разъясняются в двухсерийном комиксе, выпущенном Marvel незадолго до премьеры фильма. Здесь можно более подробно узнать о рождении Сэма, изоморфах и восстании Клу.
После событий «Трона» Кевин Флинн занял пост руководителя ENCOM. Параллельно он взялся за постройку новой версии виртуального мира, для поддержания порядка скопировал Трона из старой системы, а также создал своего двойника Клу. Вместе они строили города и устраняли баги. Жестокость из игр исключили, а все поединки заканчивались без обнуления проигравших программ. Но потом практически одновременно произошли два события: в системе появились программы-изоморфы, а в реальном мире у Кевина забеременела жена.
Здесь чуть яснее показано происхождение изоморфов и их уникальность. Это самозародившиеся и саморазвивающиеся программы. По сути, они создают сами себя и даже могут подстраивать под себя систему. Понятно, почему Флинн считал их чудом — это полноценный искусственный интеллект, аналог человека в цифровом мире. Правда, так и не раскрывается упомянутая Флинном уникальная ДНК и влияние изоморфов на религию.
Проблема только в том, что Флинн из-за рождения Сэма и смерти жены не мог уделять достаточно времени системе, а всё руководство легло на Клу. Будучи стандартной программой с чёткими задачами, он воспринимал изоморфов как баги. Они действительно нарушали порядок вещей и часто вызывали ошибки и сбои, а позже начали строить свои города, изменяя систему. Они — воплощение неопределённости, что для Клу недопустимо. Руководствуясь чисто машинной логикой, он пресекает появление новых изоморфов и заражает «море симуляции» — бесконечное море, созданное Флинном, в котором они зарождались.
По сути, дальнейшие события понятны: Клу поднимает восстание и уничтожает изоморфов. Трон, преданный своему создателю, пытается противостоять злодею, а Флинн запирается в отдалённых землях вместе с Кворрой. Но те, кому хочется ещё больше подробностей, могут взяться за игру «Трон: Эволюция», вышедшую практически одновременно с фильмом.
«Трон: Эволюция»
Сюжет игры продолжает события комикса. Флинн в помощь Трону создаёт новую программу-монитор для поддержания порядка в системе и защиты изоморфов. Этой программой и управляет игрок.
Он становится свидетелем и участником всех основных событий, приведших к тому, что произошло в «Наследии». К этому моменту изоморфы уже отстроили собственные города. Флинн позволяет им выбрать собственного системного администратора, Радию. Видно, что Клу недоволен этим фактом, но пока ещё подчиняется воле своего создателя. Процесс назначения Радии прерывается нападением неизвестного вируса в плаще, заражающего программы и убивающего многих изоморфов.
Позже выясняется, что за всем стоит Клу, тут даже один в один повторяется сцена предательства, показанная в фильме. Все думают, что с Троном погиб и сам Флинн. Герой вместе с Кворрой пытается предупредить Радию об опасности, но после их визита Клу уничтожает весь город. Радия только успевает сообщить, что Флинн выжил и скрывается. После этого герой должен спасти последнего оставшегося изоморфа Кворру и доставить её к Флинну, победив вирус, разрушающий систему.
По содержанию игра немногое добавляет к миру «Трона», разве что здесь более подробно показаны взаимоотношения Клу и Флинна. Раскрывается, как Клу смог захватить систему — для этого он заразил вирусом одного из самых сильных изоморфов, противостоять которому не мог никто. Также становится ясно, как выжила Кворра — её спас новый Монитор.
Если же говорить об игровой составляющей, то здесь интересного мало. Evolution — типичный экшен от третьего лица. Большую часть времени приходится просто бегать и убивать вирусы и заражённые программы. К сожалению, авторы не потрудились даже добавить в игру дополнительное оружие. От начала до конца игрок сражается исключительно с помощью диска. Есть лишь возможность его прокачивать для нанесения большего урона или лучшего возврата. Разбавляется обычный геймплей, классическими играми из «Трона» — гонками на светоциклах и поездками на танках.
Ещё игры
В 2009 году на San Diego Comic-Con организовали отдельную панель Flynn’s Arcade, где показали игру Space Paranoids — ту самую, которую придумал Флинн в классическом фильме. Суть проста: нужно ехать на танке и расстреливать летающие рекогнайзеры.
Вскоре после выхода «Трон: Наследие» появилась игра Tron Evolution: Battle Grids — приквел к событиям новой серии. Но на самом деле сюжета в игре особо нет, это лишь сражение за чемпионство в играх. Они всё те же: светоциклы, дуэли на дисках, танки и прочие. Разве что внешность игрока теперь можно выбирать самому.
В 2016 вышел раннер Tron RUN/r. Что в нём нужно было делать, понятно из названия.
«Трон: Судьба»
В 2011 году фанаты выпустили интересную короткометражку о двух студентах, построивших в реальном мире оцифровочный лазер. С помощью лазера те создали светоцикл, но когда отправились на прогулки на новом транспортном средстве, лазер сам создал живое существо. Судя по всему, это Сарк — один из антагонистов первого фильма.
«Трон: Восстание»
Если с историей изоморфов всё более менее понятно из «Предательства» и «Эволюции», то судьба самого Трона загадочна. Судя по всему, на этот вопрос хотели ответить в мультсериале «Трон: Восстание», но не успели.
Сюжет мультфильма разворачивается уже после захвата власти Клу. Главный герой — молодая программа Бек (его озвучивает Элайджа Вуд). Он верит, что Трон не погиб и восстаёт против тоталитарного режима. Бек встречает Ринзлера и выясняет, что тот действительно другая личность Трона. В своём истинном виде бывший защитник системы страдает от ран, а потому сам уже не может сражаться. Но Трон берётся обучать Бека.
Большая часть первого сезона посвящена сражению Бека с системой и его попыткам поднять мятеж. По сути, «Трон: Восстание» — что-то вроде «Войн клонов», он закрывает мало сюжетных пробелов, просто даёт дополнительные сюжетные линии. Да и визуально мультсериалы очень похожи.
Сериал закрыли после первого же сезона, поэтому если у авторов и были планы на дальнейшее раскрытие сюжета, то они не воплотились. Можно только предполагать, что же случилось дальше. Вероятно, вирус постепенно поглощал Трона, поэтому к событиям «Наследия» он практически перестал осознавать себя и лишь встретившись с создателем в какой-то момент смог вспомнить прошлое.
Возможность самостоятельного перехода программ на сторону пользователя тоже показана в сериале — в финале сезона один из злодеев осознаёт, что воюет против своих же и восстаёт против Клу. А Трону излечиться от вируса, видимо, помогло море симуляции, в которое он упал. Как само море за это время очистилось от заражения пока не очень понятно.
«Трон: Восхождение»
О третьем фильме заговорили чуть ли не сразу же после выхода «Наследия». Вторая часть хоть и была принята критиками довольно прохладно, но в прокате окупилась. Слухи о продолжении пошли почти сразу, придумали даже название «Трон: Восхождение».
Сам режиссёр Джозеф Косински ещё в 2013 году говорил, что у него уже есть планы и сценарий. Планировалось возвращение главных героев «Наследия», действие должно было разворачиваться уже в реальном мире. А на роль главного антагониста хотели пригласить Джареда Лето.
Однако всё это опять только разговоры и слухи. В 2015 году фильм вроде бы окончательно отменили. Но всё равно каждый год всплывает новая информация о разработке триквела, фанаты составляют петиции — в общем, почти всё то же самое, что было во времена второго фильма. Осенью 2017 всё тот же Джаред Лето рассказал, что картина всё ещё в работе. Поэтому остаётся только ждать чего-то более конкретного.
Источник: DTF