Триумф «Кролика Джоджо»: как можно и нужно с юмором рассказывать об ужасах нацизма

Трогательная сатира зачастую не менее важна, чем реализм.

В преддверии «Оскара» всё чаще обсуждают яркую и неоднозначную картину новозеландского режиссёра Тайки Вайтити. «Кролик Джоджо» получил шесть номинаций на главную кинопремию, в том числе в категориях «Лучший фильм» и «Лучший адаптированный сценарий».

Триумф «Кролика Джоджо»: как можно и нужно с юмором рассказывать об ужасах нацизма

К сожалению, в российский прокат картина не попала, её даже не стали закупать. Точные причины неизвестны, но велика вероятность, что в сюжете усмотрели слишком лёгкое, а может и позитивное восприятие нацизма. По другой информации, даже в США сомневались, стоит ли выпускать фильм в широкий прокат.

На самом же деле, «Кролика Джоджо» просто невозможно считать оскорбительным. Это очень живое кино, которое в простой и понятной форме доносит важные мысли.

Смешно о страшном

Снимать весёлые фильмы на серьёзные и даже мрачные темы — важное и очень сложное умение. Именно поэтому в 2017 году любителей мультфильмов покорила «Тайна Коко». В нём с шутками и песнями рассказывали о смерти и потере близких.

Но всё же, говорить с юмором о нацизме и Второй мировой войне — задача ещё более непростая. Однако Тайка Вайтити не первый, кто решился на подобный ход.

В 1997 году на экраны вышел фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» о еврейской семье, попавшей в концентрационный лагерь. Причём начинается картина как типичная романтическая комедия о неунывающем Гуидо (его сыграл сам Бениньи), который всеми силами добивается внимания своей возлюбленной.

А примерно с середины история становится куда более мрачной: пришедшие к власти нацисты отправляют героя вместе с сыном в лагерь, а жена едет вслед за ними.

Желая хоть как-то уберечь ребёнка от ужасов реальности, Гуидо говорит ему, что всё происходящее — игра. И если они пройдут все испытания, мальчику подарят настоящий танк.

«Жизнь прекрасна» получила семь номинаций на «Оскар» и тоже претендовала на звание лучшего фильма. Во многом потому, что Роберто Бениньи решился рассказывать об ужасе концлагеря в ироничном ключе. Он противопоставил страшную реальность восприятию ребёнка, который ещё не понимает, почему одни люди хотят мучить и убивать других.

Если кто и мог поступить смелее, то только новозеландский экспериментатор Тайка Вайтити, привнёсший авторские идеи и импровизацию в современные комедии.

Его «Кролик Джоджо» — зеркальное отражение работы Бениньи. Это снова история ребёнка времён войны, и юный герой тоже не понимает всей серьёзности происходящего. Только находится он по другую сторону баррикад.

Юный и неуклюжий Йоханнес Бетцлер по прозвищу Джоджо живёт с матерью Рози в Германии конца Второй мировой и искренне верит в идеалы нацизма. Просто потому, что вокруг все говорят об их правильности, а ребёнку нужно во что-то верить. Он представляет Гитлера неким супергероем из комиксов и своим лучшим, пусть и воображаемым другом. А евреи, как говорят Джоджо окружающие, — жуткие существа с нечеловеческими способностями.

В отличие от Бениньи, Вайтити не делит свой сюжет на комедийную и серьёзную части, в его истории смешное соседствует со страшным. Всё начинается с безумных дурацких шуток о тренировках юного поколения Гитлерюгенд, причём юмор может показаться самым низкосортным: например, ребёнок бросает нож в дерево, а тот отлетает в ногу. Плюс, конечно, нелепые гримасы самого режиссёра, сыгравшего воображаемого Гитлера.

И тут же Джоджо с мамой видят повешенных людей на площади, и на вопрос ребёнка, что же они сделали, она отвечает: «Всё, что могли». Подобные эмоциональные «качели» будут на протяжении всего фильма.

Забавные сценки общения мальчика с пугающей его девочкой-еврейкой, которую Рози прячет в доме, сменяются кадрами с детьми, весело отправляющимися на войну. Они уверены, что идут побеждать врагов и не понимают, что просто стали пушечным мясом.

И всё же, почему это не только допустимо, но и необходимо? Всё дело в том, что «серьёзными» фильмами о войне и нацизме интересуется лишь часть зрителей. Собираясь смотреть, например, «Список Шиндлера», все уже понимают, что их ожидает мрачная реалистичная история. А такие сюжеты подойдут далеко не всем.

А уж говорить о военных блокбастерах и вовсе не приходится: многие из них построены исключительно на героических сценах и сражениях и просто не рассказывают о том, как жили обычные люди — у них совсем другая функция.

Именно поэтому так цепляла «Жизнь прекрасна». Трейлеры и даже первая часть фильма привлекают типичной для ромкома историей — только для того, чтобы потом напомнить зрителю о реалиях войны. Точно так же сам имидж Тайки Вайтити, его явная карикатурность в образе Гитлера и яркие трейлеры обещали веселье и юмор в духе комедий Мэла Брукса.

А в результате зрителям показывают, как нацистское правительство отправляет на войну детей и уничтожает собственный народ.

Сатира против нацизма

Ирония и смех всегда были отличными способами противостояния тоталитарным порядкам. Нет ничего лучше для разоблачения системы, основанной на страхе, чем выставить её смешной. Именно поэтому когда-то «Великий диктатор» вызвал такой резонанс.

Конечно, картина Чаплина значительно смелее, поскольку рассказывает о реалиях того времени, а «Кролик Джоджо» посвящён прошлому. Но всё же фильм Вайтити высмеивает не только нацизм, но и любой тоталитарный строй.

В «Кролике Джоджо» детей убеждают, что их противники — само воплощение зла и даже практически не люди. А потом выясняется, что и некоторые взрослые искренне верят в это. Увы, подобные методы убеждения живы и по сей день.

Юный Джоджо на протяжении фильма узнаёт о всей фальши этой пропаганды. Для начала, просто столкнувшись с девочкой-еврейкой, которая оказывается вовсе не страшной и очень напоминает его сестру. Параллельно ребёнок начинает понимать, что его обманывают и во многом другом.

Всё это находит отражение в перемене его отношения к Гитлеру, как воображаемому, так и настоящему. Если в начале фильма персонаж Вайтити — его друг и поддержка, то в конце уже злобный агрессор, который мешает Джоджо измениться.

Комедийная составляющая делает «Кролика Джоджо» запоминающимся фильмом, позволяет разбирать его на цитаты и мемы. И тем самым помогает показать всю нелепость фашистской идеологии.

Карикатурные герои рассказывают, что у Гитлера не одно, а целых четыре яичка, готовы сколько угодно плодить детей для Германии или просто приветствовать друг друга традиционным «Хайль, Гитлер» по десять раз подряд.

Что же касательно самого фюрера, то в первую очередь его делают смешным не гримасы Тайки Вайтити, а сам факт, что кровавого тирана сыграл смуглокожий новозеландский еврей. Что может быть ироничней?

Но всё это работает лишь в связке с серьёзными темами. Именно поэтому российский «Гитлер капут!» в плане сатиры совершенно бесполезен, а может и вреден. Он показывает нацистов исключительно смешными, как раз забывая о реальных ужасах того времени.

В «Кролике Джоджо» параллельно с гэгами показывают, как десятилетнего ребёнка отправляют воевать, при этом дав ему форму, сделанную из бумаги (ведь Германия к концу войны и правда была разорена), как заставляют собирать весь металл, чтобы переплавить его на снаряды, и как выгоняют сражаться женщин и стариков.

Именно поэтому обвинениями в «слишком лёгком отношении ко Второй мировой войне» могут бросаться лишь те, кто не посмотрел и половины фильма или даже не попытался понять задумку.

Красиво о трагичном

Стивен Спилберг снимал свой «Список Шиндлера» чёрно-белым. Такой подход помогал избавиться от излишней натуралистичности в жестоких сценах. А заодно и отражал всеобщую мрачность и серость происходящего. Именно поэтому появление девочки в красном плаще воспринималось настолько эмоционально.

«Список Шиндлера»

Тайка Вайтити поступает ровно противоположным образом. Он раскрашивает свой фильм в максимально яркие цвета, делая картинку насыщенной и похожей на работы Уэса Андерсона, да ещё и добавляет в неё необычные кавер-версии известных песен.

И это тоже позволяет говорить на серьёзные темы легко, спрятав трагедию за нарочитой театральностью. Но именно так отдельные моменты запоминаются лучше. Ведь Рози могла бы со слезами на глазах рассказывать сыну, как ей трудно растить ребёнка одному. Но вместо этого она устраивает театр одного актёра, изображая сразу и мать, и отца.

Вайтити говорит об освобождении от нацизма не через лозунги или сражения. В его фильме главный символ победы — танцы. Ведь творчество и любая свобода самовыражения первыми страдают при тоталитарном строе. Именно поэтому Рози выглядит так ярко и танцует при любой возможности. Её энергия и юмор — прямая противоположность мрачной униформе и вечному хождению строем.

Ну и отдельного упоминания заслуживает талант режиссёра, сумевшего рассказать самую эмоциональную и трогательную часть истории через обувь одной из героинь.

Формально картину в России не запрещали, но легко догадаться, с чем связаны опасения прокатчиков. Но как раз такие фильмы нужно снимать и показывать чаще — вопреки страху и самоцензуре. «Кролик Джоджо» не бьёт идеологией «в лоб» и не склоняется к плакатности. Он лишь напоминает, что свобода и лёгкость превыше всего.

Это яркий пример сатиры и бесстрашного юмора, которого очень не хватает сегодняшнему обществу. И отказ прокатывать его как раз отражает проблему: осторожность и желание никого не оскорбить приводит к полной стерильности серьёзных тем.

Ведь, в конце концов, все знают, что фашизм — плохо. Но стоит ещё и объяснить, почему когда-то в эту идеологию могли поверить, а заодно рассказать, как сохранять человечность в трудные времена.

 

Источник

Читайте также