Трио против всех: Дилер, сутенёр и эскортница клонируют Тайрона

Лихой сатирический сай-фай на стыке «Дня Сурка» и «Прочь». Один из самых недооцененных релизов минувшего лета.

Трио против всех: Дилер, сутенёр и эскортница клонируют Тайрона

Мир наркоторговца Фонтэйна (Джон Бойега) ограничивается афроамериканским гетто. Здесь проходят его до тошноты однотипные будни: качалка, общение с туповатыми друзьями, традиционный заход в магазинчик за газировкой и лотерейным билетом, стычки из-за территории с другими мелкими дилерами, сбор долгов. Однажды, забрав причитающиеся ему деньги у сутенёра Чарльза Слика (Джейми Фокс), Фонтэйн уже готовится поехать домой, чтобы всё начать сначала, как появляется озлобленный конкурент и застреливает его. Всё бы ничего, но следующим утром Фонтэйн просыпается у себя на диване как ни в чём не бывало. Вечером он опять заявляется за долгом к ошарашенному Слику. Рассказ сутенёра о произошедшем подтверждает проститутка Йо-йо (Тейона Паррис). Она видела и бездыханное тело дилера, и подозрительную машину, проезжавшую мимо места преступления. По счастливой случайности ей известно, где она обычно паркуется. Не веря своим ушам, Фонтэйн всё-таки соглашается проверить зацепку. Так трио обнаруживает абсолютно пустой дом с потайным лифтом. Но куда же он ведёт?

«Они клонировали Тайрона» — приглашение проверить вместе с героями, насколько глубока кроличья нора. Хотя человечество продолжает стремительное движение по линии прогресса, теории заговора всё так же популярны: чипирование, распространение вирусов через вышки 5G, тайное правительство педофилов-сатанистов — эти и многие другие идеи обнаруживают огромное число последователей. Людям нужны простые ответы на сложные вопросы. Режиссёр-дебютант Джуэл Тэйлор отлично фиксирует это, предлагая свой конспирологический взгляд на американскую действительность, одновременно смешной и беспокойный. Здесь всё переплетено: от наркотиков и эскорта до острой курочки в фаст-фуде, дешёвого лимонада и новой музыки. Закладывая заговор в подобные мелочи, Тэйлор не подпускает картину к дешёвому пафосу. Наоборот, за счёт смеха и едва чувствуемой тревожности неосознанного потребления он ловко захватывает зрительское внимание.

Концептуальная амбивалентность прослеживается и на уровне композиции. Картина делится на две равные в части. Первая — стихийная, очень темповая, пестрящая гэгами, позволяет актерскому трио вдоволь насладиться химией между собой и как следует покуражиться. Особенно прекрасен Джейми Фокс. Не сбавляя в интенсивности ни на секунду, он наслаждается собственными дурачествами и предлагает зрителю сделать то же самое. Вторая половина, такая же событийная, но более минорная и вдумчивая. Тем не менее режиссёр не срывается в популистскую патетику, постоянно стравляя напряжение за счёт шуток, пускай теперь и чуть более сдержанных. Уравновешивает части единственный серьезный эпизод на экваторе картины, переводящий происходящее в экзистенциальную плоскость и ставящий под сомнение память, восприятие и личностную целостность героев.

Картина Тэйлора, очевидно, имеет национальную специфику и ориентирована на афроамериканскую аудиторию. Однако режиссёр избегает слепой критики и оголтелого восхваления. Ближайший референс — «Прочь» Джордана Пила, отличается не только жанрово (пока «Прочь» планомерно нагнетает напряжение и пугает зрителя, «Они» смешит и развлекает), но и более явно расставленными акцентами. Джуэл Тэйлор в соавторстве с Тони Реттенмаером выписали провокативный конфликт, который в капиталистической действительности легко экстраполировать и сделать универсальным. При этом «Они клонировали Тайрона» в первую очередь остаётся умело рассказанной увлекательной историей с яркой сай-фай идеей, атмосферной зернистой картинкой, отлично подобранной музыкой и неброской, но выразительной операторской работой.

#обзоры #мнения #рецензия #netflix.

 

Источник

Читайте также