Почему компания открещивается от своей культовой работы и за что фанаты вспоминают её 25 с лишним лет спустя.
В 1995 году вышла короткометражка Runaway Brain — первый кинотеатральный мультфильм про Микки Мауса за более чем 40 лет. В ней мышонок должен спасти Минни от монстра Джулиуса, который завладел его телом. Премьера Runaway Brain состоялась в рамках внеконкурсных показов Каннского фестиваля, и зрителям она понравилась: спустя год Runaway Brain даже получила номинацию на «Оскар» как лучший короткометражный мультфильм.
Но сама Disney, похоже, отказывается считать этот фильм полноценной частью своей истории. Runaway Brain нельзя посмотреть в Disney+ или купить на видеоносителях, а на 90-летие Микки Мауса эту короткометражку обошли стороной. Редакция Polygon разобралась, почему Disney открещивается от этого культового произведения. Выбрали из материала главное.
Возвращение Микки в строй
Во второй половине 80-х Disney находилась в трудном положении. Компания сильно пострадала от провала мультфильма «Чёрный котёл», да и остальные её проекты уступали по популярности былым работам студии. Новое руководство в лице Майкла Айснера, Фрэнка Уэллса и Джеффри Катценберга решило во что бы то ни стало вернуть Disney её былое величие. И у них это получилось.
В начале 90-х компания выпустила одни из самых успешных мультфильмов всех времён — «Аладдина», «Красавицу и чудовище» и «Русалочку». Позже вышел «Король лев», окончательно закрепивший за Disney статус главной мультипликационной студии мира. Новые бренды очень нравились зрителям, но руководству хотелось привлечь больше внимания к своим классическим персонажам — особенно к Микки Маусу, чья популярность сильно упала за десятилетия.
Несколько раз студия пыталась возродить интерес к герою. В 1990 году вышла 25-минутная короткометражка «Принц и нищий» по роману Марка Твена, в которых главными героями выступали сразу два Микки Мауса. Но мультфильму помешал формат: его показывали перед сеансами провалившихся в прокате «Спасателей в Австралии». Таким образом, Микки Маус вновь оказался никому не нужен.
Мириться с таким положением дел студия не захотела. Для громкого возвращения Микки Мауса сценаристам и аниматорам Disney в 1990 году поручили создать несколько концептов для нового полнометражного мультфильма или короткометражки с героем. Идей было много: от продолжения мюзикла «Фантазия» 1940 года (оно вышло в 1999 году под названием Fantasia 2000) до проектов, основанных на тематических аттракционах «Диснейленда».
Для этих концептов требовался опытный руководитель — им стала креативный продюсер Кэтлин Гэвин, работавшая в то время над «Кошмаром перед Рождеством». Ей поручили создать новый образ Микки, более дерзкий и привлекательный для нового поколения. С этой целью она начала собирать идеи сотрудников Disney: среди них был и концепт будущего режиссёра Runaway Brain Криса Бэйли, аниматора «Великого мышиного сыщика».
Бэйли придумал короткометражку Tourist Trap, в которой Микки и Дональд Дак отправляются на курорт. На протяжении мультфильма Дональд пытается убить своего товарища. По задумке Бэйли, такая короткометражка как раз получалась «сумасбродной и нестандартной», как того хотела студия.
Но презентация Tourist Trap получилась неудачной: начальство посчитало эту идею слишком радикальной и жестокой для Disney. Крис Бэйли отказался менять сюжет короткометражки, и её в итоге свернули. В качестве замены Бэйли предложил воплотить другой необычный концепт про Микки Мауса — Runaway Brain.
Сюжет Runaway Brain разворачивается вокруг эксперимента сумасбродного доктора Франкенолли, на который подписался Микки Маус, надеясь оплатить дорогой отпуск для себя и Минни. Учёный обманывает главного героя: Микки был ему нужен, чтобы поместить в его тело разум гигантского монстра Джулиуса, внешне похожего на Пита из мультфильмов про Гуфи. Мозги Микки и Джулиуса меняются местами, и теперь чудовище управляет телом Микки, а мышонок оказывается заперт внутри Джулиуса.