Кто-то сторонится обилия хтони, социальной повестки, и жестокости, ставших визитной карточкой российского авторского кино. Для кого-то «Российское» синоним «плохого», поэтому он и не утруждает себя просмотром подобного. Кто-то слышал фамилии Звягинцева, Серебренникова, Быкова, кто-то даже смотрел, а кому-то даже понравилось. Связь массового зрителя с российским авторским кино зачастую проходит исключительно по касательной, огромное количество экспериментального, интересного, завораживающего, да чего-уж там просто хорошего кино по тем или иным причинам проходит мимо. В этой подборке три очень самобытных, и по-своему обаятельных фильма, о которых хочется рассказать.
МАМА, Я ДОМА (2021)
Не одним Кантемиром Балаговым едины. Александр Николаевич Сокуров выпустил из своей легендарной мастерской в Нальчике и других самобытных, молодых авторов. Один из них – Владимир Битоков, режиссёр кинокартины «Мама, я дома».
«Кабардино-Балкария. Тоня — водитель автобуса на окраине Нальчика. Она с нетерпением ждет возвращения сына, уехавшего воевать по контракту в Сирии в частной военной компании. Когда Тоне сообщают, что ее сын убит, она отказывается в это верить. В одиночку Тоня начинает изнурительную борьбу, требуя вернуть ей сына.»
Сразу после завязки, сюжет бросает зрителя в кошмарный, сюрреалистичный сон, каждый винтик которого служит единому тревожному механизму. Главную роль в этом механизме исполнила прекрасная Ксения Раппопорт. Она же стала бесспорным бенефициаром картины. Своей игрой Ксения создала крайне убедительный образ сильной женщины на пороге отчаяния, каждое слово и жест актрисы демонстрирует метаморфозу её героини. Другую, не менее важную роль в «Мама, я дома» сыграл Юра «наше всё» Борисов, его персонаж выступает здесь в качестве спускового крючка для шквала событий, которые рушатся на зрителя после его первого появления на экране. Так же в фильме снялись Екатерина Шумакова, Наталья Павленкова, и Саша Горчилин который предстаёт здесь в совсем нетипичном для себя амплуа молодого чиновника. Картинкой фильма занималась звезда операторского искусства – Ксения Середа («Дылда», «На близком расстоянии»), известная конечно тем, что вместе с Балаговым сняла пилотный эпизод экранизации «The Last of Us». Поэтому выглядит фильм невероятно красиво и гармонично. В пыльно-жёлтом свете провинциальной весны нет ни единого лишнего пролёта камеры, акцента на детали, или прочей операторской оплошности.
Беспомощность, страх, тревога – вот такие чувства вызывает этот фильм у зрителя. «Мама, я дома» — это личная драма сложного персонажа, отказывающегося мириться с реальностью, что приводит к необратимым и печальным последствиям. Фильм открыто критикует равнодушие, холодность, коррумпированность властей, абсурд бюрократии, трусость мелких чиновников, и прочие «радости» нашего мира – выдержать испытания которыми, одному маленькому человеку очень тяжело, а иногда вовсе невозможно. «Мама, я дома» балансирует на грани «Магического реализма» поэтому верить в историю, развёрнутую на экране не захочется никому, но где-то на затворках сознания в процессе просмотра всё равно будет мысль о том, что всё показанное более чем реально. В этом факторе кроется и весь ужас, и всё обаяния этого фильма. Трактовать фильм как-либо однозначно не получится, у него много граней и вопросов, на которые зритель должен ответить себе сам. Но в конце этого кошмарного, сюрреалистичного сна, всё же пробивается едва заметный лучик надежды. Фильм «Мама, я дома» выходил ограниченным прокатом, в широком прокате его не было – ответ почему, кроется уже в первых сценах фильма.
ДОЧЬ РЫБАКА (2020)
«Дочь рыбака» — дебютная картина арт-фотографа Юлдус Бахтиозиной, которая является своеобразным переосмыслением советской киносказки. В 2021 году «Дочь рыбака» даже была номинирована в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля, но особой любви и признания она там не сыскала. Это не удивительно, ведь помимо строгой привязки к национальному колориту, у фильма другая особенность – он ужасно проходной в своём содержании.
«Продавщица рыбного ларька Полина Щукина в отчаянии от исчезновения младшего брата Саши и мучается бессонницей, из-за которой уже с трудом откликается на реальность. Так, она сначала принимает от странной покупательницы подарок, затем делает всё, что проповедует ей реклама. Та обещает ей полное избавление от тревог и моментальное превращение в настоящую сказочную царевну: нужно лишь выйти из комнаты – и за дверью начнётся сказка. Однако сказка оказывается не тем, что рисовала себе Полина: её встречают непробиваемый цинизм секретаря, очередь очумевших от ожидания и собственных амбиций девушек, затхлый дух учреждения и погрязшая в документообороте бюрократия..
Завязка истории звучит действительно любопытно и свежо, «Дочь рыбака» — должна была быть острой сатирой на тему стандартов нынешнего мира, а на деле явилась затянутым, криво сконструированным моралите о принятии себя. Но при всех своих проблемах, она однозначно заслуживает вашего внимания, потому что визуально – «Дочь рыбака» великолепна. Гремучая смесь советского ДК и русского костюма — создают особый стиль, одновременно знакомый, но при этом принципиально новый для зрителя. Образы «Царевен», «Иванушек», и прочих сказочных существ проработаны с особым трепетом, и, казалось бы, что это заслуга постановщиков и художника по костюмам, но нет, всем этим Юлдус занималась сама. Получилась завораживающая арт-галерея, наполненная культурным кодом, но уж больно прямолинейная. Комментировать актёрскую игру смысла нет, потому что здесь нет ни одного актёра, только манекены для образов. Главную роль Полины исполнила молодая актриса Алина Король, которая выглядит совсем неубедительно, и проблема скорее всего кроется в сценарии, а не в ней самой.
Несколько особо удачных сцен в фильме конечно есть, например — танец «Иванушек» под песню «Незабудка», или «сражение» двух героинь за звание Царевны Лебедь. Есть удачные шутки, операторские решения и прочие вещи за которые хочется хвалить «Дочь рыбака», и хочется обращать на неё внимание, но получается с натяжкой. Делая вскидку на то, что кинолента стала для арт-фотографа скорее пробой пера, чем цельным произведением, к просмотру «Дочь рыбака» всё же рекомендуется, если бы отечественная киносказка продолжила развиваться в этом направлении, а Юлдус продолжила бы совершенствовать свои навыки около-гениального визионера, в обозримом будущем у нас были бы все шансы заполучить великолепное кино.
МЕДЕЯ (2021.
«Медея» Александра Зельдовича, практически дословно повторяет собой трагедию Еврипида перенесённую на современные реалии. Александр Зельдович – известный режиссёр провокатор, своим кино исследующий все грани человеческого безумия. «Медея» не стала исключением. Отзывы она получила очень смешанные, кто-то остался в восторге, а кто-то в ужасе, кто-то посчитал фильм затянутым, кто-то медитативным, но все сошлись на том, что психоз главной героини выглядит крайне убедительным. Фильм получил награду на кинофестивале в Локарно, но особого интереса от широкой публики так и не получил.
«Заплатив за счастье невозможную цену, женщина оказывается в западне — эта дорога ведет в один конец. Чувствуя себя преданной, она ищет мести.»
Основное место действия кинокартины – Израиль. В роли самой Медеи (хотя имя героини на протяжении фильма не называется) – бесподобная, грузинская актриса Тинатин Далакишвили, оторваться от которой просто невозможно. Её актёрский талант, то на что нельзя закрыть глаз. Обезумевшая, отчаявшаяся женщина которая вызывает одновременно жалость и отвращение. Местного Ясона Алексея – играет Евгений Цыганов, угасив свой актёрский пыл, ведь здесь он бесстрастный миллионер, занимающегося бетоном и нано технологиями. Который может позволить завести себе вторую жену и двоих детей на стороне.
Александр Зельдович выстраивает в фильме магическое пространство, завязывающееся в Тоскане, а заканчивающееся в Израиле, при этом инициирующее событие драмы происходит в России. Фестивальные критики считали «Медею» как гимн неукротимой женской силы, колдовской, злой, которая становится всё выразительнее на фоне современных безынициативных мужчин. Но нельзя упускать того, что «Медея» является заключительной частью трилогии о современной России, первыми фильмами которой стали «Москва» (2000), и «Мишень» (2011). Будучи настоящим концептуалистом, трагичный финал Зельдович переносит в крепость Масада, а финальная сцена ставит очень печальную точку, проводя параллели не только с греческим мифом, но и с архетипом иудейской Саломеи. «Дети погибают, Будущего нет»
«Медея» безжалостна и бескомпромиссна, два часа чистой истерики — трактовать которую каждый зритель волен по своему.