За последние годы ученые разработали средства, обеспечивающие возможность «чтения мыслей» и передачи их в мозг. В степени весьма ограниченной, но достаточной для демонстрации самой принципиальной возможности такого обмена информацией.
В 2015 году, используя электроэнцефалографию (EEG) для записи электрической активности мозга и транскраниальную магнитную стимуляцию (TMS) для передачи информации в мозг, исследователи из Вашингтонского университета смогли соединить мозг одного участника эксперимента с мозгом другого. В ходе эксперимента участники играли в игру с вопросами.
Очевидным следующим шагом стало создание сети из трех человек. На этот раз участники посылали друг другу мысли, играя в игру в стиле Тетрис.
Участники были изолированы друг от друга. На двух были надеты приборы для EEG. Эти участники видели экран полностью и могли передавать «команды» на поворот фигурок третьему участнику, который видел только верхнюю часть экрана, где появляются фигурки, но не мог знать, следует их поворачивать или нет. Он должен был получать команды с помощью TMS.
Чтобы передать команду поворота, соответствующему участнику следовало смотреть на светодиод на краю экрана, вспыхивающий с частотой 15 Гц. Для передачи команды отказа от поворота служил второй светодиод, вспыхивающий с частотой 17 Гц. Дело в том, то воспринимая вспышки света, мозг генерирует импульсы с такой же частотой, фиксируемые EEG. А если стимулировать на этой частоте определенные участки мозга с помощью TMS, у человека возникает ощущение вспышек. Приняв сигналы от двух партнеров, «приемник» выполнял требуемую ими команду.
Чтобы усложнить эксперимент, ученые попробовали произвольно менять команды, поступающие к «приемнику». Так они внесли элемент ошибки, присутствующий в реальном общении. Как оказалось, человек в состоянии отличить правильную информацию от ложной, располагая только описанным выше «протоколом» взаимодействия с партнерами.
По словам исследователей, технология легко масштабируется — как по числу участников сети, так и по разделяющим их расстояниям.
Источник: iXBT