Третий сезон «Пацанов» препарирует абсолютную власть и оказывается в России

С великой силой приходит… не только великая ответственность

Третий сезон «Пацанов» препарирует абсолютную власть и оказывается в России

«Пацаны» ворвались в массовую культуру с критикой массовой культуры, осознавая, что сами являются ее частью. Деконструкция супергероики, обнажение медийного лицемерия, стеб через гротескную жестокость и утрированные сексуальные девиации – все это методологическая база для поднимаемых тем в сериале Эрика Крипке по комиксу Гарта Энниса.

  • угроза глобальных корпораций (корыстность и лживость «Воут» — организации, которая подминает все социальные институты);
  • одержимость общества героями (фундамент консюмеризма);
  • эксплуатация реальных характеров в публичных образах (монетизация бисексуальности Мэйв, религиозности Старлайт);
  • противопоставление традиционных и новых медиа (организованное телевидение против хаотичных социальных сетей);
  • место маленького (да и большого) человека в мире, обесценивающим все человеческое (Хьюи среди Пацанов, Старлайт среди «Семерки»).

Все эти идеи развиваются и в третьей части «Пацанов», но здесь на первый план выходит мотив власти. Он, конечно, затрагивался и в первых сезонах, но в третьем стал определяющим, из-за которого преломляются все остальные темы и конфликты.

Так как центральная тема сезона – борьба за власть, то и меняется и главный герой – им становится Хоумлендер (Энтони Старр). Если в первых сезонах, где ведущими были мотивы мести и справедливости, эгоцентричный супермен с манией величия и безграничными силами делил эту роль с Хьюи (Джек Куэйд), Бутчером (Карл Урбан) и Старлайт (Эрин Мориарти), то в третьем он узурпирует место центрального персонажа, от действий или реакций которого зависит движение сюжета.

Если раньше Хоумлендера сдерживали и уравновешивали корпорация «Воут», считавшая его своим инструментом, или общественное мнение, выраженное в рейтингах и подписках, то в третьем сезоне он достиг положения, в котором никто не может ему ничего противопоставить – Хоумлендеру либо потакают (Подводный, Поезд-А, Эшли – вице-президент «Воут», у которой появляется помощница по имени Эшли, что подчеркивает безликость и формальность менеджеров при тотальном контроле), либо находятся в заведомо бесперспективной оппозиции (Пацаны, Старлайт, Мэйв, Эдгар).

Отсюда одно из следствий абсолютной власти – одиночество ее носителя. Лучше всего оно раскрывается в сцене разговора Хоумлендера с самим собой через зеркало. В нем супергерой убеждает себя, что он не человек вовсе, а право имеющий на все везде и сразу. Моноспектакль о разрушительной силе абсолютной власти (в первую очередь для актора) – то, где ярче всего проявляется талант Энтони Старра (таких возможностей у актера не было даже в «Банши»)

Абсолютизм приводит к ощущению вседозволенности и непогрешимости: «жри осьминога, Подводный», «прыгай с крыши, случайная девушка», «вы все ничтожество, а «Воут» подавляют меня, настоящего героя» — поведение, которое находит признание и среди электората, голосующего лайками и просмотрами.

Но искушение властью проходят и изначально положительные (насколько это возможно в «Пацанах») герои. В сторону абсолютизма в рамках своей группы движется Бутчер (обвинение пасынка в смерти жены, «ты и есть мое оружие» по отношению к Кимико, «я говорю – вы делаете» — распределяет функции между Пацанами). Неслучайно именно этот персонаж, который в первой серии первого сезона обозначает радикальное презрение всего супергеройского, первым принимает препарат V24, временно дающий сверхспособности. Т.е. ради достижения своих целей он готов стать тем, кого ненавидит.

Кульминацией становится искажение легендарной фразы Бена Паркера:

«С великой силой приходит абсолютная уверенность в том, что ты превратишься в мудака» (в оригинале – «right cunt», т.е. человек, который не заботиться ни о чем и ни о ком, кроме себя)

Если учесть, что «сила» и «власть» в английском языке – частичные омонимы и в оригинале используется «power», то реплика приобретает двоеное значение. Еще ярче омонимичность проявляется, возможно, в главном диалоге сезона

— Я знаю, ты боишься

— У меня нет суперсил («powers»)

— Они не нужны тебе. Тебе нужно быть человеком

Это разговор Старлайт с Хьюи, где человечность противопоставляется силам/власти. Хьюи тоже проходит испытание соблазнительной властью, которая в «Пацанах» проявляется в виде суперспособностей и приводит к ощущению неуязвимости. Наконец, второстепенная, но важный для раскрытия мотива власти, сюжетная линия связана с Кимико. Трансформация ее отношения к своим силам, которые дали вопреки ее воли, приводит к инфантильной, но осознанной интерпретации власти.

«Сам по себе препарат V не плохой и не хороший. Вопрос, как ты его используешь»

Один из новых персонажей – Солдатик (Джейсен Эклс) – местный Капитан Америка, который некогда был центральной фигурой продуктов «Воут», а затем заменен на Хоумлендера и по приказу предан своей командой. Он обладает сопоставимыми силами с Хоумлендером и предстает в роли его противника (забавно, что в сериале «Банши» сам Энтони Старр носил прозвище Солдатик – «Soldier Boy») – по крайней мере, на это рассчитывает Бутчер.

Как и марвеловский прототип Солдатик долгое время находился в анабиозе, только не в арктических льдах, а в глубинах России, куда за ним и отправляются Пацаны, реанимируя не только угрозу Хоумлендера, но и хит телеканал A-One «Junk» группы Jane Air.

По концентрации черного юмора третий сезон «Пацанов», возможно, даже превосходит первые два – он упивается натурализмом. Пародия на человека-муравья в первом же эпизоде – чуть ли не самое грязное из всего, что позволяли себе создатели, и намек на то, что этические (и эстетические) границы будут разрушать не только персонажи, но и авторы, которые решатся на экранизацию одного из самых откровенных комиксов в истории – «Herogasm». Из других традиционных для сериала постмодернистских элементов: троллинг Снайдерката, шутки о Доминике Торетто, камео Эштона Кутчера, Милы Кунис и других селебрити, и, конечно, многоуровневый симулякр, в котором Шарлиз Терон, играющая самое себя, исполняет роль ШтормФронт в вымышленном фильме внутри сериала «Пацаны».

Но среди трэша и метаюмора третья часть «Пацанов» находит время и для лирической линии. Лучшая из них связана с погружением в подсознание и воспоминания Бутчера, где кроется причина его привязанности к Хьюи. Но их отношения в третьем сезоне, хоть и развиваются драматичнее романа Хьюи и Старлайт, но все же остаются на периферии среди других арок: кризис отцовства ММ, тайны прошлого и самоидентификация Французика, ностальгические трипы Черного Нуара, проблемы семьи Поезда-А (полицейский супергеройский произвол и тема BLM), политическая карьера Виктории Ньюман, которая из-за клиффхэнгера во втором сезоне казалось станет серьезной фигурой в продолжении.

Второстепенности этих сюжетных линий обусловлена увлеченностью Хоумлендером – он перетягивает на себя основное внимание. Если первые сезоны балансировали между персонажами и скорее Хьюи с Бутчером определяли сюжетное направление, то сейчас сериал концентрируется вокруг одного полюса (еще одно проявление абсолютизма). Это значит, что какая бы угроза в виде конгрессменов, солдатиков и прочих новичков не появилась, если «Пацаны» продлены, то и победить Хоумлендера Пацаны пока не смогут. Пластмассовый мир, однако.

Telegram-канал автора о фильмах и сериалах

#сериалы #обзоры #мнение #ама зон #пацаны #комиксы #супергерои

 

Источник

Читайте также