И объясняет, почему не стоит полагаться на лотерею.
Двадцатипятилетнюю карьеру Кристофера Маккуорри можно разделить на два этапа.
Первый начался со сценария для фильма Брайана Сингера The Usual Suspects. Получив премию «Оскар» за этот фильм, Кристофер потратил семь лет прежде, чем срежиссировал The Way of the Gun по собственному сценарию. Затем карьера вновь оказалась в тупике.
Маккуорри задавался вопросами: “Где я могу представить сценарий?” “Как мне продать сценарий?”, писал разные сценарии, которые никто не использовал.
Одним из таких «разных» сценариев был Valkyrie. Брайан Сингер, ставший режиссером, обеспечил адекватное финансирование, однако, когда на главную роль пригласили актера Тома Круза, то изначально маленький двадцатимиллионный проект вырос до шестидесяти, а затем девяносто пяти миллионов долларов.
Фильм стал ключевым моментом в карьере, и с сотрудничества с Томом Крузом начался второй этап. За более чем десять лет они рассказали не одну историю, будь это Edge of Tomorrow или Jack Reacher. Были у них и неудачные проекты — The Mummy (2017), сиквел Jack Reacher.
Впрочем, центральное место занимает серия фильмов Mission: Impossible. Она вдохнула новую жизнь в карьеру Кристофера, а сам он продемонстрировал уверенность. Сначала не побоялся снять второй фильм в серии (чего раньше не делал никто), а затем и вовсе предложил идею двух будущих фильмов, таким образом сформировав половину франшизы.
В Twitter Кристофер Маккуорри проводит сессии вопросов и ответов, где помимо серьезных или забавных ответов про его фильмы, уделяется внимание начинающим режиссерам и сценаристам.
Далее приведен тред Кристофера Маккуорри.
Тред
Мне приходит много вопросов от сценаристов. Одни спрашивают, где представить сценарии или как их продать. Другие о том, как нанять агента, пригласить на проект режиссеров или продюсеров и т. д.
Вам не понравится ответ, но вот он: вы задаете неправильные вопросы.
Даже когда моя карьера была в тупике, я всегда понимал, что ее старт был не с безрассудного представления сценариев (как и у моих друзей-сценаристов) Это вовсе не означает, что это невозможно, но вероятность просто представить свой сценарий и снять фильм чрезвычайно мала. И хотя я бы не стал отговаривать вас от игры лотерею, я настойчиво рекомендую не превращать ее в единственный источник дохода. Разве получится из этого карьера?
Вопрос “Как мне продать свой сценарий?” лежит в центре мышления сценариста. Это основа того, почему к сценаристам относятся так, как это принято. Мы приучены думать именно так. Система зависит от нашей зависимости. Подтекст же вопроса можно растолковать так: «Куда мне обратиться за разрешением на отказ от своей мечты?” и так: “Каков самый короткий путь к моей карьере?”
Один скажет: «Я не могу режиссировать.” Есть лишь три ответа:
- Я тоже думал, что не могу, но научился.
-
Найдите друга, который сможет режиссировать.
- Продолжайте играть в лотерею.
Второй скажет: “Вам легко говорить. У тебя уже налаженная карьера.” Есть лишь два ответа:
-
Моя карьера начиналась, как я написал выше.
- Продолжайте играть в лотерею.
Третий скажет: “Заниматься моим сценарием самостоятельно слишком накладно.” Есть лишь один ответ:
- Если это ваша единственная идея, тогда, возможно, это не самая подходящая карьера для вас. Как бы то ни было, удачи в лотерее.
Кто-то скажет: “Я уже снял дебютный фильм. Как сделать следующий шаг? Как найти агента? Как убедить студию прочитать мой материал?” Вам не понравится ответ, но вот он: пройти через это еще раз.
Агенты пришли ко мне, когда мы с друзьями сделали все вышеуказанное. Они помогали мне эффективнее, когда я помогал им, отдавая что-то, что они могли бы продать. Бесконечно трудно продать сценарий, нежели свою доказанную компетентность.
И наконец, некоторые могут сказать: “Я не могу найти друга, который будет режиссировать, а сам я не хочу.” У меня есть новости для вас, сценаристов, привыкших говорить, что процесс кинопроизводства начинается с написания сценария. Понимание процесса кинопроизводства — вот, где начинаетсянастоящее создание сценария. Зачем же ждать?
Вы должны спрашивать такие вопросы: “Как я получаю опыт от создания фильмов?” “Как мне стать бесценной частью этого процесса?” “Как мне научиться ходить, прежде чем я полечу?” И ответ таков: сделайте фильм (в одиночку или с друзьями), поделитесь своей работой, а затем повторяйте.
Это ничего не гарантирует. Но это то, что я знаю. В этом больше шансов, чем в лотерее и нет никакого ожидания разрешения. Фактически вы живете мечтой. А если вы считаете, что мечта зависит от большего бюджета и зарплаты, ваш ждет глубокое неудовлетворение.
Разумеется, ничего из этого не мешает по-прежнему играть в лотерею. Допустим, вы сыграли. И победили. Поздравляю. Чему в вашем деле вас научила победа? Как выросли ваши способности? Какой неоценимый вклад вы привнесли? Какую основу для будущего заложила лотерея? А какую силу дал вам выигрыш? (Кроме возможности снова сыграть в лотерею?)
Задайте себе вопрос: “Лотерея — это лучший способ?”
Ваши величайшие киногерои, кем бы они ни были, все творят свою судьбу. Они никогда не были довольны, они подозревали, что их сверстники все делали лучше. У них никогда не было чувства, будто их полностью поняли.
Все они в определенный момент потерпели поражение.
И никогда в жизни ваши киногерои не осуществили свою мечту полностью. Вот почему они продолжают идти к ней. И это самое лучшее. А другого места, чтобы начать, кроме как с самого начала, нет.
Я никогда не собирался стать режиссером. И уж точно, никогда не собирался режиссировать экшен-фильмы. Я никогда не ожидал быть там, где я есть. Каждый мой серьезный выбор был недальновидным.
Я тоже играю в лотерею. А она все равно ничего мне не дала.
Такая моя правда — выученная на собственном горьком опыте. Может быть она не твоя. Меня спрашивали, я ответил тем, что знаю. Те, у кого есть аргументы и язвительность, просто тратят драгоценное время, которое можно было бы использовать в пользу будущего.
Тем, кто настроен исключительно на игру в лотерею, я желаю большой удачи. Тем, кто готов творить свою судьбу, я желаю всех успехов, которых вы заслуживаете.