Автор сценария Уоррен Эллис
Художник Дэрик Робертсон
Это наконец-то случилось. До российского рынка добралось делюкс издание, одного из самых важных комиксов поколения. Трансметрополитен по праву можно считать культовым и одним из главных произведений издательства Vertigo. Комикс просуществовал около 5 лет (с 1997-2000 гг.), вышло более 60 выпусков и дополнительных/бонусных историй.
Что же такое Трансметрополитен?
Трансметрополитен-это социальная политическая сатира чистой воды, которая рассказывает историю о новом социуме в недалеком будущем в сеттинге киберпанка. Главный герой комикса, отбитый, дерзкий, бросающий вызов системе и просто крутой с***н сын – журналист Спайдер Иерусалим. Иерусалим ведет свою собственную колонку, где он «вытаскивает» наружу все пороки города, не стесняясь обо всем рассказать как можно более детальнее. Результат- Спайдер наживает себе много врагов, как со стороны политики, так и с совершенно разных неожиданных сторон общества, которых он как-то задел.
Главным героем помимо Спайдера Иерусалима стоит назвать все же и сам город. Объясню почему так. Само название комикса Transmetropolitan по сути является аллюзией на термин «трансгуманизм». Трансгуманизм как философское движение основан на идее совершенствования человека при помощи науки и технологий. Человек, который считает себя трансгуманистом определяет свое текущее состояние как переходно или промежуточное. Отсюда можно сделать вывод, что «Трансметрополитен» это некое переходное состояние города, — а сам Город играет далеко не последнюю (а иногда даже и главную) роль и становится одним из центральных героев повествования. Если на это так посмотреть, то можно сделать вывод, что автор воспринимает данный термин «трансгуманизма» как «повседневное использование инструментов» для удобства жизни. Для Уоррена Эллиса и для нас это не что-то далекое, это происходит сейчас. Мы ежедневно используем смартфоны, smartwatch, очки, умные колонки, интернет, электрокары и так далее – мы киборги здесь и сейчас. «Трансметрополитен» по сути можно назвать термином, которое описывает состояние города, который настолько стал зависимым от технологий и инструментов, и что-то другое он предложить уже не готов.
Что же стоит рассказать все же про главного герой Спайдера Иерусалима? Прототипом Спайдера является основатель направления гонзо-журналистики – Хантер Томпсон, который в свое время кардинально перевернул правила журналистики. В начале 1970-х годов Хантер Томпсон предложил ввести в журналистику более субъективный (личный) стиль, который подразумевал бы собою использование специфичной лексики (даже нецензурной), ярко выраженную персону автора и самое главное его персональное мнение о тех или иных событиях. Новая журналистика стала более субъективной и личной, почти что граничащая с литературой. Это самое Гонзо просто выкручивало всю журналистику наизнанку.
В комиксе очень много черного юмора, сквернословия (кто-то даже найдет для себя скорее всего новые слова, если вы, конечно, не настолько испорченные, спасибо русским переводчикам и локализаторам), размышлений о политике и разговоров о религии. Здесь совершенно не стесняются периодически удивлять неожиданными брутальными экшн-сценами, что значительно вносит сбалансированное разнообразие в и без того почти нескончаемый ритм жизнеописания Города.
В российском делюкс издании вошло первые 12 выпусков серии. В них толком пока не прослеживается какая-то общая связывающая сюжетная линия, напротив по сути это можно назвать сборником рассказов про город, его доскональному описанию и выделению особенностей тут выделено особенное внимание. Вам тут расскажут и про становление новых религий, которые в природе вроде как не должны существовать, судя по описанию и наказаниям, но все же они есть. Нам расскажут про движение трансгендеров, смещавшие свою ДНК с инопланетной и требующие равенства; узнаем про то как люди решили воссоздать старые древние общины в специально отведённых резервациях. Про деградированное телевидение и СМИ нам тоже расскажут (там есть целый выпуск, посвященный только просмотру ящика). Вроде как это все звучит на самом деле как некий сюр. Это веселая сторона, но самом собой тут есть и противоположная сторона, более грустная. Спайдер рассказывает про людей, которые были подвергнуты криогенной заморозке и пролежали в ней много веков. Этих людей выводят из заморозки и просто выбрасывают в современное общество, которое их не принимает и отвергает. Есть даже одна история, которая рассказывают про тех, кто ради бессмертия и вечной жизни, наплевав на близких людей и их чувства, отказываются от физического тела и превращаются в энергию, чтобы жить вечно.
Город хорошо раскрывается за эти первые 12 выпусков. За это стоит благодарить не только сценариста Эллиса, но и художника Деррика Робертсона, который невероятно смог проработать «упаковку» мира. Яркие и чудные люди, технологии будущего, необычная архитектура. Это все здесь есть.
Насчет характера Спайдера стоит еще выделить несколько моментов. Спайдер Иерусалим – это конченная сволота. Он при каждом удобном случае, готов закинуться экзотическими видами наркотиков и алкоголя, все это закуривая нескончаемым запасом сигарет (если бы не медицина будущего, он бы, наверное, уже лежал с термальной стадией рака, но это Трансметрополитен, тут все возможно). Спайдер вообще не признает никаких авторитетов, законы общества и морали ему как будто не писаны. Все что у него есть и чем он руководствуется это желание нести Правду и чувство почти неугасаемой справедливости.
Вроде из такого описания можно сделать вывод что он типичный циник, отчасти это так. Но не смотря на то какой бы он не был прожжённой личностью, в глубине души он все равно идеалист, страдающий от одиночества и который разочаровался в жизни полностью, и, наверное, насовсем. Спайдеру все равно знакомы эмоции страха, милосердия, отчаяния, любви и даже радости. Как бы сильно он не хотел это все спрятать где-то там в глубине своей прожжённой душенки, нас (читателей) ему не обмануть.
«Трансметрополитен» это довольно циничное и жестокое произведение. Не смотря на сатиру, под фасадом, состоящим из нецензурной лексики, наркотиков, алкоголя, атеизма и нигилизма скрываются жуткие отзеркаленные на наше общество картины нищеты, детской проституции, зависимости от технологий и самое главное потери человечности. Да комикс был написан в конце 90-х, но те проблемы, которые в нем описаны, ведь никуда не делись! Наоборот, мы подходим все ближе и ближе к тому, чтобы стать Трансметрополитенем, особенно начинаешь об этому задумываться, смотря на происходящее в мире сейчас.
У мира будущего и настоящего, на самом деле много чего общего, если так посмотреть: богатые становятся все богаче, бедняки беднеют, по телевизору показывают откровенную какофонию и СМИ используют все доступные средства чтобы промывать мозги населению, политики выбрасывают пустые обещание на ветер и откровенно лгут населению, люди делают все возможное чтобы сбежать от реального мира и используют всевозможные для этого инструменты. Про уничтожение окружающего мира / природы человеком, думаю тут и так все понятно. Человеку все всегда будет мало. Авторы указывают нам на реальность, которая вокруг нас сейчас, и которая на поверку оказывается страшнее выдуманной. «Вот гляди! Тебе смешно, да? А, если вот так? Как тебе теперь? Все еще смешно?»
«Трансметрополитен» — это кривое зеркало нашего мира, это протест, который пропитан бурной повстанческой энергией, ненавистью, жестокостью и одновременно он нам показывает, что есть все же те, кому не чужды сострадание, справедливость и Правда. Нашим проводником среди всего этого пиздеца выступает сомнительный с точки зрения принципов морали индивид, который заглатывается наркотиками и алкоголем и регулярно посылает весь мир на три буквы — но для мира, в котором он живёт, он тот самый герой, который ему нужен и необходим.