Почему двойка в названии ничего не значит.
Когда в апреле 2015 года Sega и Creative Assembly анонсировали Total War: Warhammer, это казалось очень удачным решением. Для серии Total War трудно придумать более подходящий сеттинг, — с геймплеем, основу которого составляют именно война и подготовка к ней, жестокий мир Warhammer Fantasy сочетается даже лучше, чем средневековая Европа или Япония.
К тому же, после выхода двух сиквелов подряд (Shogun II и Rome II), франшизе точно не помешало бы отойти от привычной формулы и, например, перенести действие в фэнтези-вселенную.
Я, как и многие из вдоволь наигравшихся в старые части Total War, ждал от серии каких-то новых ощущений — и их мне предлагали многочисленные пользовательские моды. Моим персональным фаворитом среди модификаций на фэнтези тематику всегда был именно Total War: Call of Warhammer для Medieval II от сообщества под названием «Сiчь».
В нём с удивительным вниманием к деталям был воссоздан Старый свет из Warhammer Fantasy, а в разнообразии рас, фракций и существ, как и в оригинальном настольном варгейме, сложно было не запутаться. Орки, зверолюды, гномы двух видов (обычные и гномы Хаоса), эльфы тёмные и светлые, хаоситы четырёх сортов (по количеству богов Хаоса), множество входящих в Империю княжеств — каждое со своими уникальными отрядами.
Для полного счастья поклонникам Warhammer не хватало разве что расы прямоходящих крыс-скавенов. Этот мелкий недостаток, как и множество других, должна была исправить грядущая полноценная игра по вселенной Games Workshop. Знакомое по моду сочетание сеттинга и геймплея обещало превратиться в нечто более масштабное, красивое и разнообразное в руках профессиональных разработчиков.
Однако анонс доступных для игры рас немедленно вызвал у фанатов недоумение. Включать в игру по знаменитому своим расовым и видовым разнообразием варгейму всего четыре фракции — такое решение казалось абсолютным безумием. Допустим, без крыс можно обойтись, но Warhammer без эльфов? Без надвигающихся с севера хаоситов?
Даже в ни на что не претендовавшей стратегии Mark of Chaos (2006 год) игровых рас было шесть, и среди них присутствовали и пресловутые скавены, и хаоситы. Так что же пошло не так у Creative Assembly?
Очень быстро выяснилось, что адепты Хаоса в игре всё же присутствуют — просто играть за них смогут лишь те, кто оформит предзаказ. Затем были анонсированы DLC, добавлявшие в игру фракции зверолюдей, лесных эльфов, норсов. Стала очевидной неприятная правда, о которой многие игроки начали говорить ещё с момента анонса — нам собирались продавать игру по частям.
На тот момент в защиту издателей Total War: Warhammer можно было бы сказать многое. Четыре фракции — это очень мало, но каждая из них отличается от другой сильнее, чем все фракции из Shogun друг от друга. В них было вложено очень много работы. Политика издателя могла быть связана с тем, что не все расы были готовы к моменту запланированного релиза — DLC с бретоннцами, например, досталось игрокам бесплатно. Ну и, в конце концов, не создатели Total War первыми додумались убирать из игры контент, чтобы продавать его отдельно — так их ли за это судить?
Но затем Sega анонсировала Total War: Warhammer II.
Можно поспорить о том, что корректно называть игрой, а что — дополнением. Например, что такое Uncharted: The Lost Legacy? В неё можно играть отдельно, но, по сути, это просто дополнительный сюжет для Uncharted 4 — та же игра, та же графика и приблизительно тот же геймплей. Чтобы увидеть что-то принципиально новое, нам нужно дождаться номерной части.
Некоторые игры продаются эпизодами, как, например, Life is Strange, и сразу предупреждают об этом. Некоторые продаются эпизодами, но зачем-то это скрывают — как, например, The Banner Saga. Лично я испытал небольшое разочарование, когда игра закончилась на самом интересном месте и предложила мне дождаться «сиквела» с точно такими же графикой и геймплеем. Я почувствовал себя слегка обманутым — возможно, именно такой подход и привёл в результате к слабым продажам The Banner Saga 2 (в Steam у неё, например, около 200 тысяч обладателей — не самый лучший результат для настолько известной игры).
Так сложилось, что от игр с цифрами в названии («двойкой» в данном случае) мы ожидаем чего-то определённого — чаще всего ждём улучшенную, переработанную версию оригинальной игры.
Более того, от «сиквела» из серии Total War мы ждём вполне конкретных вещей — благодаря нашему богатому опыту. Между первым и вторым Medieval прошло пять лет, между первым и вторым Rome — восемь, между двумя Shogun — одиннадцать. За десятилетие принципиально изменились возможности графики, у геймдизайнеров появились новые идеи и возможности их реализовать, выросло новое поколение игроков, не знакомых с оригиналом. Этот момент, как мы знаем из опыта, в Creative Assembly считают идеальным для выхода сиквела.
Между тем, Total War: Warhammer вышла в 2016 году, Total War: Warhammer II — в 2017 году.
Проблема не в том, что компания вдруг сменила политику и стала делать сиквелы каждый год, а в том, что Total War: Warhammer II — это и не сиквел вовсе. Да, границы понятий «игра» и «дополнение» иногда бывают размыты, но тут можно с полной уверенностью заявить: Total War: Warhammer II — не самостоятельная игра. Это DLC, дополнительный контент, который можно подключить к оригиналу. Он просто добавит в уже существующую игру новые расы (эльфов, скавенов и ящеролюдов), новые карты, патч, улучшающий графику, и, возможно, что-то ещё. В этом дополнении много контента, но это не делает его игрой, достойной иметь в названии цифру.
В своё время создатели Total War получили порцию критики за то, что выпустили Total War: Atilla как отдельную игру, тогда как во многом идентичная ей Barbarian Invasion позиционировалась, как аддон к первому Rome. Лично я такой претензии не разделяю — почему бы новой игре не быть основанной на предыдущей? Отдельными играми можно считать и Atilla, и Barbarian Invasion, и Napoleon: Total War, и даже отдельные части Kingdoms, аддона для Medieval II. Но вот Warhammer II — это просто очень большое и дорогое дополнение.
Компания с самого начала планировала сделать Total War: Warhammer частью трилогии — вполне возможно, что на момент выхода первой части вы этого не знали. Но только вот второй части у этой трилогии нет. Если бы отдельная игра Total War: Warhammer II существовала, она вряд ли фокусировалась бы на сражениях между человекоподобными крысами и человекоподобными ящерицами. Если бы она, как и положено отдельной игре, была хоть как-то ориентирована на новых игроков — тех, у кого нет первой части, — то первым делом ввела бы привычных всем людей, орков и гномов.
Вероятно, в «третьей части» нас ждёт сюжет о конфликте между ограми, гномами Хаоса и медвежьими кавалеристами Кислева. При этом все они будут убеждать покупателя, что это — независимая заключительная часть трилогии и «одиннадцатая игра в серии Total War», а не контент-пак для тех, кому надоело играть за обычных гномов.
По большому счету, полноценной игрой теперь трудно назвать даже первый Total War: Warhammer — при ближайшем рассмотрении он оказался чем-то вроде демоверсии с четырьмя доступными фракциями. Если докупить к ней ещё столько же рас в виде загружаемых дополнений, то получится даже не половина игры, а одна треть. Всего треть того произведения, которое и должно было называться Total War: Warhammer.
Конечно, в знак протеста против политики издателя вряд ли стоит отказывать себе в удовольствии поиграть за скавенов и эльфов. Если другие компании, вдохновившись успехом Sega, начнут делить свои игры на куски, чтобы потом выдавать их за отдельные произведения, значит так тому и быть. Нам останется лишь играть в очередную часть Medieval и вспоминать о временах, когда цифра в названии ещё что-то значила, а одна игра в библиотеке Steam занимала всего одну строчку, а не три и не десять.
Источник: DTF