«Топи»: хроника коллективного бэд-трипа

«Топи»: хроника коллективного бэд-трипа

В 2021 году российский сериал «Топи» вошёл в список самых ожидаемых проектов. Платформа «Кинопоиск HD» обеспечила своему новоиспеченному крупному детищу отличную пиар-кампанию. Плюс – сценарий к сериалу вышел из-под пера самого Дмитрия Глуховского. Популярный российский писатель со своей стороны тоже подогревал интерес к «Топям» всеми доступными способами: упоминал в каждом интервью и призывал к просмотру в своих социальных сетях.

Сам Глуховский охарактеризовал картину как «безумный бэд-трип триллер» (спасибо за спойлер, падре). А ещё по словам писателя, от момента появления задумки сериала до выхода его в свет прошло целых десять лет, пять из которых писатель искал подходящую платформу и продюсеров. Десять лет… к слову, столько же добиралась до экрана шумевшая не так давно «Игра в кальмара». Интересно.

Итак, герой, с которого всё начинается, — Денис Титов (Иван Янковский). К своим тридцати годам Денис успел заработать миллионы на создании приложения и рак мозга. Опухоль у главного героя неоперабельная и шансов исцелиться никаких. Но мать Дениса находит информацию о каком-то чудотворном монастыре в Архангельской области и уговаривает сына туда поехать. Правила тура к монастырю обязывают привести с собой ещё три человека. И Денис бросает клич в социальных сетях, дабы собрать компанию для поездки. Желающих поехать оказывается даже больше нужного, и с Титовым едут не три, а четыре человека: журналист провластного медиа Максим (Тихон Жизневский), которому дали редакционное задание найти компромат на Дениса; Катя (Екатерина Шпица), которую накануне свадьбы бросил жених и которая боится постареть; девушка с Кавказа Эля (Софья Володчинская), которую пытаются насильно выдать замуж и которая скрывается от жениха; и Соня (Анастасия Крылова), девушка из строгой православной семьи, переживающая из-за смерти сестры. В конечном итоге все персонажи оказываются в крошечном посёлке с красочным названием «Топи».

Проблема у сериала обнаруживается сразу, с первых минут. И зовут проблему — Иван Янковский. Более блеклого актёрского перфоманса я, кажется, даже не вспомню. А это, на минуточку, центральный персонаж. Актёр, исполняющий данную роль, должен намертво приковывать к себе внимание. Но Янковский напрочь проваливает эту задачу. В фильме «Человек – швейцарский нож» Дэниел Рэдклифф сыграл трупа куда более интересно, чем Янковский живого – хоть и с раком – человека. Уж лучше бы старый добрый Петров, ей-богу! Тот хоть поорать умеет забавно… хоть что-то.

Из всей пятёрки главных героев с положительной стороны можно отметить только разве что Тихона Жизневского. Майор Гром кажется единственным пульсирующим объектом среди этой свалки картонок.

Касательно другой – женской – части основных героев ничего особенного сказать нельзя. Не провалились, но и не восхитили.

Возможно, причина такой безликости героев кроется в сценарии. В начале более-менее подробно нас знакомят только с двумя персонажами – с Денисом и Максимом. По остальным же пролетают галопом: у этой умерла сестра; эту бросил жених; эту насильно выдают замуж. Всё, вот и познакомились. Из такой скомканной экспозиции, конечно же, не может зародиться никакой эмпатии. И приходится следить за судьбами людей, на которых тебе, в общем-то, плевать.

По-настоящему достойный актёрские работы здесь выдают персонажи второй степени. Максим Суханов, сыгравший таинственного хозяина и Александр Доронин в роли участкового – без сомнения лучшие актёры сериала.

Также, немало вопросов возникает к сюжету. Чего? Кого? Как это вообще возможно? Глуховский похоже решил замаскировать сценарные прорехи адовой концентрацией трэша. В ходе просмотра я не раз морщился и вопрошал: «что вообще, бл*ть, происходит?». Может кому-то такая вакханалия на экране понравится, но мне – не особо.

Безусловно, есть и занимательные сюжетные линии в сериале. Затронуть в лице персонажа Эли проблему угнетения женщин на Кавказе – это довольно интересный и важный ход. Однако, опять промашка – эту тему здесь только затрагивают, но никак не раскрывают. Жаль. Ещё эффектным персонажем получилась молодая ведьма в исполнении Вероники Мохирева. За ней было интригующе наблюдать, догадываясь, что за ангельским ликом скрывается дьявольская сущность.

Концовка сериала оставил за собой много вопросов. Создаётся впечатление, что господин Глуховский в какой-то момент просто устал выдумывать и закончил историю самым заурядным и приземлённым финалом – к тому же, не самым логичным… без спойлеров больше не скажешь.

Конечно, «Топи» — это не простой сериал о группе туристов в глухой деревне. Это прежде всего аллюзия на современную Россию со всеми – или почти всеми – её проблемами. И за такое «двойное дно» работе можно накинуть баллов. Но, если абстрагироваться от остросоциальной повестки, «Топи» — совершенно заурядный на сегодняшний день проект, с очевидными дырами в сюжете. Но если вам по душе мистические истории или вы любите вычленять пороки быта нашей страны, то сериал «Топи» определённо вам понравится.

#кино #рецензия #сериалы #российскоекино #глуховский

 

Источник

Читайте также