Да, 300. С трактористом уже пообщался, спасибо.
Привет. Я очень люблю кино и посвящаю ему большую часть своего свободного времени. Смотрю много фильмов, анализирую их, обсуждаю на реддите, читаю статьи и книги, смотрю видео, посвящённые кинематографу. Стараюсь ходить на все интересные (повторюсь, интересные — не захайпованные) премьеры в кинотеатр. В январе я поставил себе цель посмотреть 300 фильмов за год. Мог бы попробовать 365, как делают маньяки с сабреддита r/365movies, но не рискнул. Весь год я вёл статистику в файлике, и на данный момент практически справился с задачей: до боя курантов осталось добить всего 7 штук. С удовольствием рассказал бы о том, как тяжело это далось (раньше я больше 200 за год не осиливал), но этот пост будет о другом.
Год 2017-й выдался очень ярким для мирового кинематографа, на уровне блестящего 2014-го. Признаюсь, я не любитель топов, составленных прямо под окончание года. Чисто физически невозможно успеть посмотреть всё интересное, что выходит за год. Не говоря о том, что многие фильмы сильно задерживаются в прокате, как на Западе, так и в России. А некоторые (например, азиатские) в принципе не достать раньше, чем через год после релиза. Потому в этом топе отсутствуют такие ожидаемые картины как «Леди Птица», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Форма воды», «Хэппи Энд», «Проект «Флорида»», «Призрачная нить», «Смерть Сталина», «Я, Тоня», и… этот список можно ещё долго продолжать. В итоге я умудрился посмотреть ровно 80 фильмов и не без труда отобрать лучшие из них. Всего вышло 19 штук, не считая пяти, как их называют, honorable mentions. С них и начну.
Honorable Mentions
1. Columbus / «Колумбус»
Этот фильм привлёк меня в первую очередь тем, что его снял известный в узких кругах корейский автор видео-эссе по имени Kogonada. Вы должно быть видели его популярное видео про симметрию в фильмах Уэса Андерсона. Этим фильмом он решил, как сам говорит, перейти от теоретической части к практической. Получилось успешно: фильм заработал больше миллиона долларов в прокате, хорошую критику и успех на фестивале «Сандэнс». «Колумбус» интересен прежде всего манерой съёмки: видно, как Kogonada пытается применять стили своих любимых режиссёров. Сюжетно же это очень неспешный и спокойный по эмоциям фильм, построенный на диалогах, которые сняты по большей части одним дублем. Его можно было бы даже причислить к мамблкору, если бы не визуал (город Колумбус — настоящая мекка для ценителей архитектуры), со страшной силой приближающий фильм к искусству.
2. Ak-nyeo / «Злодейка»
«Злодейка» корейского режиссёра Чон Бён-гиля — боевик, удачно нанизывающий фишки «Рейда» (рукопашные драки с бешеной камерой) и «Хардкора» (съёмки от первого лица) на сюжет в духе бессоновской «Никиты». Он бесконечно стильный и может похвалиться не только блестящей постановкой драк, но и несколькими сильными актёрскими ролями, в частности, незабываемой главной героиней в исполнении Ким Ок-бин.
3. Patty Cake$ / «Патти Кейкс»
23-летняя толстушка Патриция живёт в Джерси, работает на двух работах и мечтает стать великой рэп-исполнительницей. У неё есть талант, пара друзей и дыра в кармане. Дальнейший ход событий предсказать не слишком трудно, ведь «Патти Кейкс» — типичный музыкальный фильм про следование мечте. Но в отличие от той же «Восьмой мили», он сделан с куда менее серьёзным лицом и тоннами самоиронии. Совершенно внезапное открытие — фильм «Патти Кейкс» — это «Синг Стрит» 2017-го года, только про рэпчик.
4. I Don’t Feel at Home in This World Anymore. / «В этом мире я больше не чувствую себя как дома»
Этого лауреата главного приза «Сандэнса» можно считать окончанием неофициальной трилогии фильмов, начатой Джереми Солнье в «Синих руинах» и «Зелёной комнате». Он утратил режиссёра («В этом мире…» снял Мэйкон Блэр, один из актёров двух предыдущих картин), но приобрёл более опытный актёрский состав в лице Мелани Лински и Элайджи Вуда. Жестокое и забавное кино в жанре «…и тут бац, и вся жизнь пошла под откос» не прекращает удивлять сюжетными поворотами, до конца сохраняя стиль и адекватность. С лёгкостью могу назвать его лучшим фильмом трилогии.
5. «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»
Ещё одно длинное название, успевшее засветиться на множестве популярных порталов. И не зря. «Витька Чеснок» — вероятно, самый свежий, яркий и стильный фильм про российскую глубинку и гопников, который есть возможность наблюдать на киноэкранах. Он радует отличным юмором, крепким сценарием (почти) без провисаний и прекрасным мемичным саундтреком с «Патимейкером» и рэпером Хаски.
Собственно, Топ
19. Raw / «Сырое»
Как бы сказал Гордон Рэмси: «IT’S FUCKING RAW!»
Главная героиня франко-бельгийского триллера «Сырое» — вегетарианка Жустин, сыгранная 18-летней Геренс Малинье. Она поступает на первый курс ветеринарного колледжа, в котором действует обряд посвящения: всех новичков обливают кровью и заставляют съесть сырую почку кролика. Не спрашивайте — такова мифология мира. Это действо резко ломает девочку, и она начинает меняться изнутри. Причём ей недостаточно просто послать куда подальше свои веганские убеждения — она медленно, но уверенно превращается в каннибала.
Такая трэшовая фабула напоминает фильмы ужасов, а отдельные чувствительные граждане могут углядеть в бунтовском поведении Жустин феминистическую, про-веганскую или социальную подоплёку. Но не стоит ошибаться. По словам режиссёра, Джулии Дюкорно, «Сырое» — это всего лишь драма о взрослении, просто втиснутая в брутальную оболочку. Помимо неровного по качеству, но полного отличных поворотов сюжета, стоит отметить звук и саундтрек, которые смонтированы на удивление тонко. Они играют немаловажную роль в восприятии, выполняя не манипулятивную роль (чем часто злоупотребляют), а изящно аккомпанируя всему происходящему на экране.
18. The LEGO Batman Movie / «Лего Фильм: Бэтмен»
Лучшая комедия года. Лучший мультфильм года. И лучший фильм с участием Бэтманца со времён «Тёмного рыцаря».
Суровый и не знающий самоиронии Бэтмен был самым запомнившимся персонажем «Лего Фильма», и появление соло спин-оффа было вопросом времени. И даже если у кого-то были сомнения в его качестве, то уже первая же драка с Джокером, в которой Бэтс исполняет песню о том, как он крут, убеждает, что фильм удался. «Лего Фильм: Бэтмен» до колик смешной, стремительный, с кучей изобретательного экшна — всё как полагается супергеройскому мультфильму. Фирменная «кирпичиковая» графика всё так же завораживает и заставляет задуматься о походе в «Детский мир» и покупке вон того самолёта, как у Бэтмена.
Вместо Фила Лорда и Криса Миллера за фильм взялся Крис МакКей. Будучи соавтором «Робоцыпа», он со своими сценаристами до краёв насытил фильм отсылками, мемами и пасхалками как к Бэтмену (комиксам, экранизациям, а главное — к фильму Зака Снайдера!), так и ко всей вселенной DC и даже к сторонним брендам Warner Bros., вроде «Гарри Поттера» и «Властелина колец». Они хорошо вплетены в простой в целом сюжет и добавляют лишний повод для пересмотра.
17. Get Out/ «Прочь»
Фильм от комика с YouTube, удививший не только качеством исполнения, но и тем, что он, чёрт возьми, пришёлся многим по душе и собрал денег!
Только действительно талантливый автор может превратить отрывок стендапа Эдди Мёрфи в хичкоковского уровня триллер с социальной подоплёкой. Джордан Пил не новичок в развлечении публики хорошим пародийным юмором, но вот реализовать свой талант в большом кино удаётся далеко не каждой онлайн-звезде.
«Прочь» начинается как типичный критикующий расизм соцзаказ: чернокожий молодой человек знакомится с родителями своей белой девушки, и те очень быстро начинают проявлять расистские наклонности. Но по ходу действия фильм превращается в хоррор, обрастает множеством деталей, подтекстов, отсылок и микроружей, которые развешаны в самых неожиданных местах и стреляют в самое неожиданный момент. Разбирать «Прочь» одно удовольствие, а количество фанатских теорий касательно на Reddit картины перевалило ту критическую отметку, когда уже сам режиссёр решился ответить на часть из них.
16. «Нелюбовь»
В этом году болеть за Звягинцева на «Оскаре» имеет смысл не просто потому что «он наш».
Россия продолжает экспортировать на запад тлен и депрессию. И западу это нравится! Что же до самого российского зрителя? Последний фильм Андрея Звягинцева удивительным образом умудрился избежать критики со стороны как диванных патриотов, так и политически нейтрально настроенных критиков. Снова снятый в привычных каждому русскому декорациях (на сей раз в московских районах Братцево и Тушино), «Нелюбовь» рассказывает о пропавшем мальчике из неблагополучной семьи и последствия этого происшествия. Акценты Звягинцев расставляет исключительно на личностной трагедии. Политика же вся осталась в мимолётных отсылках или запрятана в символизме некоторых сцен.
«Нелюбовь» — одновременно наиболее мрачный, но в то же время наиболее доступный фильм режиссёра. Именно это позволяет полноценно насладиться отличной актёрской игрой, безупречной операторской работой, звуком и режиссурой. В любом случае «Нелюбовь» достойна просмотра хотя бы для того, чтобы «узнать, как бы выглядел приквел игры Limbo, если бы Дэвид Финчер снял его в Северном Тушино (честный трейлер).
15. Good Time / «Хорошее время»
Хороший способ хорошо провести время, или как Роберт Паттинсон наконец отмылся от амплуа смазливого вампирчика.
«Хорошее время» — один из самых внезапно удививших фильмов уходящего года. Это очень динамичный криминальный фильм с в последнее время успешно избавляющимся от образа Эдварда Робертом Паттинсоном. Стоило отрастить бороду, и молодой человек преобразился! Здесь он выглядит как и совершенно отбитый нью-йоркский гопник. После неудачного ограбления банка персонаж Роберта, Никки, и его умственно отсталый брат скрываются от копов. Брату не везёт (если можно так сказать) — его ловят. А Никки вступает в полуторачасовую череду авантюр и факапов и умудряется за одну ночь пробежаться по всему уголовному кодексу.
Отдельных слов заслуживает саундтрек от Oneohtrix Point Never. Я слушал последний альбом этого экспериментального электронщика — это дичь — но тут у него получились идеально подходящие к фильму нео-нуарные неоновые синты. Из-за саундтрека и соответствующего ему визуального стиля «Хорошее время» смотрится не то чтобы совсем как экранизация Hotline Miami или GTA: Vice City, но вайбом обладает очень похожим.
14. Wind River / «Ветреная река»
Очередное мощное погружение в криминальный мир Америки от сценариста «Сикарио» и «Любой ценой».
Если в способностях Тайлора Шеридана как сценариста уже пару лет как сомневаться не приходится («Любой ценой» — мой любимый фильм прошлого года), то вот как режиссёр он пока ответственен только за невнятный фильм «Гнусный», о котором никто не слышал. Потому «Ветреная река» — сюрприз не меньший, чем «Хорошее время». На этот раз Шеридан отправляет зрителя подальше от пустынь Мексики и пастбищ Техаса, прямиком на заснеженные просторы северных штатов, где ведётся добыча полезных ископаемых и живут в резервациях индейцы. Охотник Кори Ламберт натыкается на труп индейской девушки, пробежавшей босиком по снегу несколько миль. Он берётся за помощь ФБР в расследовании дела, преследуя свои таинственные цели.
Сценарий фильма достаточно прост, так как Шеридан решил сконцентрироваться на персонажах и их взаимодействии. Джереми Рэннер убедительно, игрой на полутонах, выдал сурового, но с раной на сердце егеря. Пожалуй, лучшая его роль после «Повелителя бури». Джил Бирмингем, достойно аккомпанировавший Джеффу Бриджесу год назад, прекрасно справился с ролью скорбящего отца погибшей девушки. Что касается Элизабет Олсен, то её неопытность (по сравнению с мужчинами) сыграла на руку персонажу — молодая сотрудница ФБР выглядит совершенно чужеродно на этой земле. Между всеми ними устанавливается крепкая химия, и вместе они насыщают простой и стремительно несущийся вперёд сюжет столь необходимыми эмоциями. И вроде как уже жёсткая тундра не кажется такой уж неприветливой.
13. Mudbound / «Ферма «Мадбаунд»»
Первый фильм от Netflix, достойный номинаций на «Оскар».
За непримечательным, «грязным», названием «Мадбаунд» скрывается вторая картина режиссёра Ди Риис. Но в отличие от её сугубо про-social justice (хоть и неплохой) картины «Пария», этот фильм максимально широко и «демократично» рассматривает жизнь двух семей из дельты Миссисипи, чёрной и белой. Как известно вплоть до Второй Мировой на юге США расизм всё ещё вовсю процветал, и отделения ККК присутствовали в каждой деревне. Но как показывает фильм, после войны всё не то чтобы сильно поменялось. Это предстоит почувствовать на своей шкуре вернувшимся с войны чёрным парням. Вот о подобном бардаке фильм «Мадбаунд». А ещё он о трудностях ведения хозяйства в период кризиса, конфликте отцов и детей и проблеме трудоустройства вновь прибывших с фронта молодых ребят. Довольно плотно темами набит фильм, и на удивление, всё это Ди Риис оказалось хорошо показать.
Внезапно в этом сугубо мужском мире штата Миссисипи лучше всех справились со своими партиями именно дамы. Мастерица акцентов Кэри Маллиган удивительно легко вжилась в образ южанки, а певица Мэри Джей Блайдж отлична в роли матери чернокожего семейства. Она же написала для фильма песню, которую, скорее всего, номинируют на «Оскар». Думаю, можно условно охарактеризовать «Мадбаунд» как «12 лет рабства» образца 2017 года. Менее совершенный технически (на сцены войны без слёз не взглянешь), с меньшим количеством топовых актёров, но со столь же изящным, динамичным и без лишних нравоучений сценарием.
12. mother! / «мама!»
Самый спорный фильм года с миллионами претензий и невероятным исполнением.
«мама!» Даррена Аронофски — самый неадекватно принятый зрителями фильм. И понятно почему. Уже даже название с маленькой буквы и восклицательным знаком вызывает у людей со слабым психическим состоянием натуральный криндж: «что это за претенциозный кал? Худший фильм в галактике! 1 из 10!!!». Я серьёзно, поглядите эти рецензии на imdb (я имею в виду отрицательные), а потом читайте этот пост дальше.
Вы всё ещё сомневаетесь? Фильм обязателен к просмотру! Аронофски забил на коверканье религиозных сюжетов и просто сделал нового «Чёрного лебедя». Как водится, про муки творчества и с тоннами религиозного символизма. А ещё фильм снят в духе «Сына Саула» и того же «Лебедя», ни на секунду не отлипая от героини Дженнифер Лоуренс, и держит не слабее «Дюнкерка». Главное не садиться смотреть его как ужастик.
11. Logan / «Логан»
Фильм, который, увы, никак не повлияет на индустрию экранизации комиксов. Но спасибо ему просто за то, что он есть.
«Логан» мог бы задать новый стандарт прощания с супергероями, если бы сними кто-то спешил прощаться. «Логан» мог бы доказать, что рейтинг R не помеха для высоких сборов. Но он просто по-тихому поставил точку в истории Росомахи Хью Джекмана, одного из самых популярных киноперсонажей последних 20 лет. Фильм, снятый в духе не экранизаций комиксов, а мрачных фильмов Джона Хиллкоута («Дорога» и «Предложение»), если не совсем ломает границы жанра, то размывает их.
Последнее крупное событие в киноиндустрии — покупка «Диснеем» собственности 20th Century Fox — заставило заволноваться многих поклонников жанра. Вероятно, «Логан» — один из последних оригинальных фильмов Marvel, так что наслаждайтесь. А для тех, кто фильм уже видел, есть дополнительный повод его пересмотреть — чёрно-белая «хочу чтоб было нуарно» версия фильма.
10. The Meyerowitz Stories / «Истории семьи Майровиц»
Рассказ об отдельно взятой еврейской семье, в состав которой входят: Адам Сэндлер (читайте дальше, доверьтесь мне!), Дастин Хоффман и Бен Стиллер.
Если вы, ребятки, после «Милой Фрэнсис» не влетели на поезд обожания Ноа Баумбаха, то самое время. Потому что вышедший на Netflix фильм «Истории семьи Майровиц» — прекрасная возможность начать знакомство с не самым известным у нас режиссёром.
Это простая, но грамотно выстроенная из нескольких кусочков история из жизни простого еврейского семейства. Престарелый отец Дастин Хоффман — в меру известный скульптор. У него есть дочь (Элизабет Марвел) и два сына от разных жён (Бен Стиллер и Адам Сэндлер), которые по тем или иным причинам недовольны своим отцом и даже когда у него начинаются проблемы со здоровьем, не перестают в этом признаваться и высказывать ему это прямо в лицо. Такое поведение приводит ко всяким последствиям, забавным и не только.
Смотрятся «Майровицы» по-вудиалленовски: обычные люди, всем понятные проблемы и откровения — Баумбах в такое умеет. Актёры влиты идеально, ведь под них спецом были на написаны персонажи. Хоффман безукоризненен, Стиллер — в своём классическом амплуа ворчуна. Эпизодический каст включает внезапного Адама Драйвера (его мало, но он смешной) и Эмму Томпсон (постарела заметно). Но вот Сэндлер — отдельный повод для просмотра. Нечасто берущийся за драматические роли, он как правило хорош в них. Тут у него получился наивыразительнейший старший сын. Он хромает на одну ногу, не хочет лечиться, страдает от недопонимания и периодически срывается на истерики в духе своего персонажа из «Любви, сбивающей с ног».
9. Dunkirk / «Дюнкерк»
Если один крикнет «Нолан!» — миллионы подхватят «Гений!»
В этом году «Логан» показал, как делать рейтинг R в кинокомиксах. А «Дюнкерк» — как делать PG-13 в военных фильмах. Если честно, после мясного (даже порой чересчур) «По соображениям совести», идея «бескровного» военного фильма звучала несколько сомнительно. Даже от Нолана. Но об этом забываешь напрочь, как только начинают тикать часы и раздаётся первый выстрел. Фильм можно смело называть самым напичканным техническими достижениями и изысками из всего, что выходило в этом году. Полностью натуральные съёмки (даже чёртовы воздушные битвы!), чистейший идеально смонтированный звук и нагнетающий саундтрек Циммера — всё это создано, чтобы обеспечить самое глубокое погружение в хаос войны. Поверьте, при просмотре этого в IMAX, отсутствие компьютерной графики различается очень легко.
Если же вы пропустили «Дюнкерк» в IMAX, то как-то даже неловко предлагать его смотреть. Фильм создан специально для просмотра в этом формате, и в нём оказывает максимальное воздействие. Ну а так разве что на телеэкране от 60 дюймов можно более-менее ощутить всю мощь этого военного полотна.
8. The Square / «Квадрат»
Редкий случай, когда обладателя «Золотой пальмовой ветви» можно рекомендовать к просмотру всем и каждому.
Режиссёр странного, но дико напряжённого фильма «Форс-мажор» Рубен Эстлунд получил главный приз Канн не просто так. «Квадрат» — фильм довольно артхаусно снятый (знаете, когда каждый кадр, каждый поворот камеры, каждый плевок персонажа на асфальт — всё что-то да значит), но в то же время очень легко смотрящийся благодаря динамичному сюжету с кучей отличных поворотов. Он ироничный, не раз до смеха в голос, актуальный и сконцентрированный на человеке и его месте в обществе. Что ещё нужно нам, кроме как хорошо посмеяться над самими собой? Ну и над загнивающей Европкой заодно.
Представляет картину главгерой Кристиан и его окружение, по которому он расхаживает как по галерее, вляпываясь в каждое выложенное на ней произведение. Кристиан — похожий на Сергея Мезенцева управляющий шведским музеем современного искусства — умудряется сочетать в характере самые противоположные качества. Он успешный лох, сочувственный мудак и мелочный владелец «Теслы». Кристиан организовывает новую выставку со светящимся квадратом в центре и параллельно решает личные проблемы, причиной которых сам же и является. Вырисовывается в итоге история в духе «Серьёзного человека» братьев Коэн. Это когда вроде бы ситуация и так говно, но его ещё набрасывают на вентилятор. Чтобы таким образом что-то нарисовать на холсте и выставить в музее.
7. Okja / «Окча»
Дикий и неожиданный сплав жанров от корейского мастера сплавов жанров.
Пон Джун-хо — самый известный в мире южнокорейский режиссёр после Пака Чхан-ука. Его предыдущая западная работа, «Сквозь снег», впечатлила неординарным взглядом на жанр антиутопии, попутно отдав должное классическим произведениям. Но с «Окчей» кореец решил пойти дальше, добавив к истории типа «бунт против системы» элементы триллера, комедии и фильма для детей. Попутно он всё же заезжает в гости к своей старой работе «Хозяин» (The Host), утянув оттуда немного ужастика и монстр-муви.
Корпорация «Мирандо» планирует начать выпуск генно-модифицированных свиней для борьбы с мировым голодом. Они будут экономичны, продуктивны и taste fucking good. Но привязавшаяся к одной из них, Окче, девочка Ми-ча, организует спасение любимицы из исследовательского центра, по ходу встречаясь со всевозможными фриками. Среди них: безумный биолог из телевизора (люто переигрывающий Джейк Джилленхол), местные «зелёные» (во главе с Полом Дано) и беспринципная мисс Мирандо (Тильда Суинтон). Эта компания организует для зрителя форменные американские горки по всему спектру эмоций, от дикого смеха до страха и даже слёзок. Начинающаяся как милая история дружбы девочки с гигантской свинкой, она заканчивается как кино, способное даже самого убеждённого мясоеда задуматься о том, чтобы стать вегетарианцем. Так что если у вас в холодильнике лежит много мяса, то рекомендую его съесть до просмотра, а то есть риск того, что вы захотите его выбросить.
6. Testről és Lélekről / «О теле и душе»
Брутальная венгерская история любви в лучших традициях Чарли Кауфмана.
Ещё один претендент на «Оскар», мелодрама из Восточной Европы про настоящих интровертов «О теле и душе» — зрелище, встречающее порядочным шок-контентом. Я тут говорил о фильме «Окча», который способен отучить есть мясо. Так вот если сразу после него посмотреть «О теле и душе», то трансформация в вегана практически гарантирована. Главные герои, 60-летний Андре и 30-летняя Мария, работают на скотобойне. Он заведует финансами, она — контролирует качество мяса. Однажды они узнают, что им каждую ночь снится один и тот же сон. Он во сне олень, она — лань. В реальной же жизни оба странные и нелюдимые, и они на протяжении всего фильма пытаются как-то выйти на полноценный контакт.
По тому, как оригинально фильм показывает, казалось бы, банальную романтическую историю, он напоминает работы Чарли Кауфмана («Вечное сияние чистого разума» и «Аномализа»), Пола Томаса Андерсона («Любовь, сбивающая с ног») и Шейна Каррута («Примесь»). Именно поэтому я поставил фильм так высоко — за верность жанру «кауфманщина» (я сам его придумал). И верность эта, как показывает «О теле и душе», распространяется далеко за пределы США. В мире фильма нет абсолютной романтики и абсолютной чернухи. В каждой происходящей ситуации можно одновременно увидеть и печаль, и юмор, и милоту. А персонажи ведут себя так, что хочется вскрыть из черепушки и покопаться там. Впрочем, за очаровательной Александрой Борбей и без этого хочется наблюдать бесконечно, приговаривая с придыханием «aaaaawwwww».
5. Blade Runner 2049 / «Бегущий по лезвию 2049»
Расчехляйте хэштег #Вильнёвгений!
Про «БР1488» было сказано уже немало, и думаю, что его актуальность нахождения в топе мне доказывать не придётся. Потому я бы хотел достать когда-то написанный свой пост с эмоциями после фильма и почти без редактуры вставить сюда, благо они с октября месяца не особо изменились.
Безумно красивый фильм. Операторская работа — творение гения. Если Дикинсу и в этот раз «Оскар» не дадут (у него уже под 20 номинаций), то вера в справедливость совсем пропадёт. Притом ощущение, что перед тобой просто дико дорогой артхаус, не пропадает ни на секунду. Он очень медленный, но не затянутый, а размеренный и методичный (опять же, совсем как первая часть). Это в первую очередь детективная история, и Вильнёв в такое умеет. На этом фоне выделяется сцена в концертном зале. Там ощущение, что Линч на огонёк заглянул. Или Рефн. Или кто-то средний между ними. Музыка — ОНО САМОЕ. Гипноз.
Ещё может это уже я такой, но МНОГО ФАНСЕРВИСА ГОСЛИНГА. Хоспаде, когда он подходил к пианино (а это было более одного раза), я думал, он «City of Stars» начнёт играть. Ну и с «Драйвом» пара сцен ассоциировались. Возможно, их добавили специально, а может это я просто вижу постмодернизм и отсылки даже там, где их нет.
ВСЁ ЕЩЁ НЕЯСНО, РЕПЛИКАНТ ЛИ ДЕКАРД ЖДУ FINAL CUT ОТ РИДЛИ (нет).
Это было ужасно. Но поехали дальше.
4. Baby Driver / «Малыш на драйве»
Этот пост был написан с проигрываемым на фоне саундтреком этого фильма.
Значит так. Разработку фильма мы начнём с саундтрека. Ну да, подберём песен, и уже под них подстроим эпизоды. Что тут у нас? «Tequila» — тут будет перестрелка. «Debora» — о, да так зовут главную героиню — вставляем романтическую сцену. «Hocus Pocus» идеально пойдёт для погони, а под «Bellbottoms» наш Малыш будет отстукивать ритм, сидя в машине. Вот краткая схема фильма «Малыш на драйве», самого оригинального по концепции и безупречного по реализации экшна года. Фильм действительно крутится вокруг саундтрека. Ну знаете, он не только идеально попадает в настроение, но и задаёт ритм движениям персонажей. Как только Малыш вставляет наушники, весь мир начинает двигаться под директивой шаффла айпода.
По детализации каждой сцены Райт превзошёл сам себя. Буквально каждый кадр несёт в себе пасхалку или небольшое дополнение к сюжету. Для наглядности можно глянуть видео с пачкой мелочей (спойлерное!), которые я после двух просмотров не заметил. Сам мастер стреляющих ружей ретвитнул видео с комментарием «Отличная работа, но это лишь верхушка айсберга». В конце концов, не оценить этот фильм по достоинству может только совершенно лишённый сердца человек, которому медведь на ухо наступил. Лучшая работа Эдгара Райта после «Крутых легавых».
3. Taeksi Woonjunsa / «Таксист»
Ты не попал в шорт-лист «Оскара», но ты всё равно в моём сердце.
Корее только и разговоры, что о «Таксисте». Я не про фильм Скорсезе, а про главный хит и обладателя награды за лучший фильм двух главных корейских кинопремий — «Таксисте» Чана Хуна. Фильм затрагивает не самые широко известные на Западе события — восстание 1980 в городе Кванджу. Тогда всё население подняло бунт против власти, а та, не мелочась, изолировала город и буквально вырезала всех недовольных. После фильма я ещё полчаса изучал Вики, и удивился, как не был в курсе подобного. Речь в фильме идёт о реальной истории немецкого журналиста, который с помощью сеульского таксиста (который вообще не был в курсе, во что ввязывается) проник в закрытый город и заснял доказательства творящегося террора.
В роли таксиста — Сон Кан Хо. Как и всегда, не разочаровывает ни в едином кадре. Актёр выдаёт в фильме весь свой могучий диапазон. Сначала он вроде как держится привычного комедийного амплуа, а парой сцен спустя доводит до слёз буквально парой слов и микровыражений. Одному из самых талантливых южнокорейских актёров в напарники взят приятный второплановик Томас Кречман (известный, например, по «Пианисту» Полански). Он играет журналиста Юргена Хинцпетера, и этот персонаж, по факту, выполняет сугубо функциональную роль. Он бегает с камерой и фиксирует все события, переживания сосредотачиваются вокруг героя Сон Кан Хо. Впрочем, в этом и была задумка: в интервью режиссёру Хинцпетер рассказывал преимущественно про своего друга, а про себя говорил только: «я просто репортёр — я иду и снимаю». Видимо так же Чан Хун решил подать картину. Жаль, что журналист не дожил всего года до релиза фильма.
Я недавно удивлялся, как при просмотре драматичных фильмов меня даже не тянуло плакать (думал, что у меня совсем души не осталось), но вот с «Таксиста» пару раз пустил слезу. Манипулятивная картина? Отнюдь. Во-первых, восстание в Кванджу — неоспоримо печальное событие в истории Кореи. И после него правительство извинялось перед народом, назначило день памяти и воздвигло монумент убитым. Во-вторых, из-за тонкости подачи основные якобы слёзовыживательные моменты заставляют не просто реагировать на творящееся в кадре (хотя и такого хватает), а обратиться внутрь себя и экстраполировать это всё на актуальную картину мира (вспомнив, в том числе, митинги оппозиции у нас в России) и себя в частности. В первую очередь это касается блестящего эпизода возвращения Сон Кан Хо в Сеул — один из лучших киномоментов этого года. Подобное отношение к ситуации и зрителю выдаёт в «Таксисте» фильм не только с большим сердцем, но и с мозгом.
2. Call Me by Your Name / «Зови меня своим именем»
Ну и куда же без фильма про однополую любовь, в нашем-то 2к17?
Единственная возможность посмотреть «Зови меня своим именем» на большом экране в России — на спецпоказах. Но даже 500-600 рублей этот фильм окупает с лихвой, и я бы даже ещё накинул замечательному режиссёру Луке Гуаданьино за такой восхитительный фильм. В моём личном топе картин на гей-тематику (не то чтобы я много их видел, правда, я как-то больше по лесби-фильмам) он с лёгкостью потеснил «Горбатую гору», а прошлогодний «Лунный свет» отправил обратно в чёрный квартал. Чуткий Гуаданьино умеренно и легко подаёт историю летнего романа двух парней, без нравоучений, нытья о том, что геев угнетают и какого-то нарочито жёсткого фона с тяжёлой жизнью, из которой как цветок из асфальта прорастает прекрасная и чистая гей-любовь. Всё исключительно приятно, мило и тепло.
Прекрасный трейлер не обманывает ни секундой: «Зови меня своим именем» чрезвычайно солнечный и светлый. И из него просто не возникает желания вылезать, особенно когда в Москве на улице минус. Он великолепно снят, не без операторских находок — Гуаданьино любит баловаться с кадром и различными типами объективов. А саундтрек, в который входят две оригинальные песни Суфьяна Стивенса необходимо срочно заселять у себя в плеере.
Про актёрскую пару Хаммера и Шаламе можно часами рассказывать, они что-то нереальное, химия между ними прям реактивная. Второстепенный каст тоже на месте. Особняком я хочу отметить Майкла Стулбарга. Этот отличный второплановик, известен по совершенно разным фильмам от «Серьёзного человека» и «Прибытия» до блокбастеров вроде «Доктор Стрендж» и «Люди в чёрном 3». Или третьему сезону «Фарго», например. Здесь у него есть роскошный монолог, во время которого я начал думать, что на экране сейчас вещает Робин Уильямс — Стулбарг выдал работу уровня классиков.
1. The Killing of the Sacred Deer / «Убийство священного оленя»
Немножечко греческих мифов заказывали?
Провокационный грек Йоргос Лантимос достиг своей точки кипения и взошёл на собственноручно водружённый Олимп. Постепенно, от фильмов с социальным подтекстом «Клык» и «Лобстер» (про «Альпы» я тактично умолчу) он дошёл до прямой экранизации мифа об Агамемноне, влив в неё столько символизма и мыслей, что отдельным режиссёрам хватит на целую фильмографию.
История крутится вокруг семьи успешного американского кардиохирурга Стивена, исполненного бородатым Колином Фарреллом. Он живёт в прекрасном доме с женой Николь Кидман и парой детишек, мальчиком и девочкой. Работает он не просто в больнице, а в настоящем храме медицины — она огромная и донельзя технологичная. Периодически после работы Стивен встречается со странного вида и поведения парнем Мартином, который считает, что Стивен должен уделять ему максимум своего внимания. Их взаимоотношения до поры скрыты пеленой тайны, и нагнетаются до предела: со временем они начинают ходить друг к другу в гости, а поведение Мартина с каждым днём становится совсем подозрительным. Ощущения, создающиеся фильмом, иначе как предельно неуютными назвать трудно. И он не просто напряжённый и вызывающий иррациональную тревогу: от фильма невозможно чего-то ожидать даже поклонникам фильмов Лантимоса. Дело в полном отсутствии привычного чёрного юмора. Его сменила неловкость наблюдения за сценами, которые в том же «Лобстере» смотрелись бы забавными. Оттого грань между реальностью и мифами размывается, словно мы наблюдаем древнегреческую театральную постановку.
Но даже если вы не сильно восприимчивы к триллерам (тем более таким тонким), то как минимум ради операторской работы и визуальной выразительности стоит попробовать посмотреть «Убийство священного оленя». Лантимос отточил свой стиль до совершенства. По манере съёмки и постановки кадра его часто сравнивают с австрийцем Михаэлем Ханеке. Но в отличие от него, Лантимос нечасто берётся за штатив, а в данном случае, наоборот, заставил камеру постоянно двигаться вдоль сцены, наезжать или откатываться назад, придавая картинке объём и динамику даже в статичных сценах.
Ни много, ни мало, «Сияние» нового поколения, «Убийство священного оленя» страдает от неровной критики, а оценки и рецензии рядовых зрителей немногим нелепее, чем у «мамы!». Милости прошу снова заглянуть в секцию рецензий на imdb — «Пишу рецензию впервые. Я просто почувствовал, что обязан. 1/10″ — это просто прекрасно! Но к чему такие оправдания для без малого гениального фильма и уж точно фильма, в котором идеально реализованы все задумки режиссёра-сценариста Йоргоса Лантимоса. Так же как «Сияние» Кубрика было номинировано на две «Золотые малины», а через десяток лет начало преподаваться в институтах кино как эталон жанра, так же и «Убийство священного оленя» обречено получить культовый статус. Мифы не умирают.
Всё!
Спасибо за внимание. Надеюсь, эта простыня была не утомительна и не такая хаотичная для чтения, какой кажется мне. Ещё больше надеюсь, что вы найдёте для себя в ней что-нибудь интересное для просмотра на грядущих каникулах, лёжа под одеялкой.
Смотрите и любите кино.
Источник: DTF