Топ-25 Киберспортивных дисциплин 2021 года

Рейтинг дисциплин на основе статистики просмотров за прошедший год и прибыльности дисциплины для киберспортсменов

Топ-25 Киберспортивных дисциплин 2021 года

Вновь мы возвращаемся с новым рейтингом киберспортивных дисциплин. Вот уже 4 года мы выпускаем эти статьи и вновь, хоть и с большим запозданием, выдаем этот материал о прошедшем годе.

Видео версия топа

В составлении рейтинга мы опирались на несколько объективных статистик, но это не значит, что весь топ призван быть максимально объективным и научным. Любой топ — это всегда развлекательный формат, в котором выбор методологии вносит много субъективности, так что относитесь к нему скорее как к возможности сравнить разные дисциплин в определенных показателях, а не как к жёсткому заявлению что эта дисциплина лучше другой

Мы взяли 35 киберспортивных дисциплин по размеру призового фонда, разыгрываемого на турнирах в 2021 году по данным Esportsearnings. Далее для всех этих дисциплин мы брали 6 самых популярных турниров на основе данных Escharts и считали для них средние значения пиковых и постоянных цифр зрителей. Таким образом мы получаем более-менее достоверное число, которое дисциплина может максимально собрать у экрана и число зрителей, которые постоянно и регулярно смотрят все трансляции. И далее уже на основе данных о призовых и двух показателей зрителей мы выдавали дисциплинам баллы на основе их места и того, насколько велик разрыв в значениях. И в конце эти три балла за каждый из показателей усреднялся. В отличии от прошлого года, в этот раз мы придаём большую роль цифрам зрителей, и они давали в 1,5 раза больше баллов. Мы не отказываемся от того, что размер призовых тоже важен при прочих равных, но понимаем, что аудитория является более важным фактором и теперь приносит 75% всех баллов.

И также на основе того, как в среднем распределены цифры по зрителям и призовым фондам, мы делаем вывод о том, присутствует ли в дисциплине недостаток призовых для той аудитории что имеется, наблюдается ли в ней переизбыток призовых при довольно малых цифрах зрителей или все находится в более-менее хрупком балансе.

Но хватит скучных предисловий. Давайте переходить к делу. Начнём с нижних позиций и будем идти вверх. Первым у нас на очереди то, что мы назвали «Локальными дисциплинами»

локальные дисциплины

Данное название не полностью корректно отражает суть данной категории дисциплин, но это киберспорт который достаточно массовый чтобы быть хоть немного заметным, но недостаточно массовый чтобы собирать большие аудитории на трансляциях. Большинство людей знают, что эти турниры проходят, но маловероятно что они будут их смотреть.

25. F1 2021

И открывает наш рейтинг гоночная киберспортивная дисциплина. Единственная в нашем основном топе. Уже в прошлом году Формула Один была достаточно хороша чтобы быть совсем рядом с топом, но в этом году смогла подняться выше. Причём во многом за счёт улучшения цифр зрителей. В плане призовых тут наблюдается отток денег в связи с возобновлением основной формулы на фоне утихающей пандемии. Но несмотря на это, данная гоночная дисциплина показывает вполне неплохие результаты и открывает наш рейтинг

24. StarCraft II

Судьба долго трепала старичка Старкрафта в нашем топе, и в этом году он продолжил падении, и опустился уже на совсем низкие позиции. На нем все ещё разыгрывают неплохие и возможно излишние деньги, однако все учитываемые нами показатели упали за прошедший год и теперь он находится на гране вылета из топа. Другая игра Blizzard уже его покинула, но тут позиция пока сохраняется, однако не ясно насколько надолго. Отсутсвие большой поддержки и притока новых игроков, застоялость сцены с одними и теми же лицами и в целом падение популярности жанра все сыграли свою роль в данном падении и сейчас Старкрафт из короля стал уже совсем мелкой и локальной дисциплиной.

23. Age of Empires II

А прямо рядом неожиданно расположилась ещё одна RTS. И в отличии от своего соседа она укрепила свои позиции в этом году. Денег в Эпохе Империй разыгрывают поменьше, однако интерес аудитории к дисциплине только возрос за прошедший год, и теперь именно ее можно называть главной стратегий в киберспорте. А может скоро вся аудитория и перетечет в 4-ю часть, и она будет новым королём жанра.

22. TeamFight Tactics

Жанр Автобаттлеров постепенно умирает на второй свой год жизни и только игра от Riot games ещё продолжает хоть как-то держаться в топе. За последний год TFT потеряла места по всем нашим показателям, однако пока ещё продолжает держаться в топе. Однако неясно надолго ли. Карточные игры из нашего топа вылетели, и возможно автобаттлеры скоро тоже из него уйдут.

21. Brawlhalla

А вот кого я не ожидал увидеть так высоко, так это данный браулер от Юбисофт. Он чудом попал в рейтинг по призовым, но попав в наше после зрения, мы увидели у него крайне хорошие показатели по зрительской аудитории. Неожиданно, данная игра имеет свою аудиторию и, возможно, смогла бы получить большее внимание если бы издатель выдавал ей больше внимания и призовых.

20. Street Fighter V

В этом году в наш основной рейтинг смогли пробиться и файтинги. Не очень хорошо они себя чувствовали в последние года, но в 2021 вновь смог подняться старичок Стрит Файтер. У него очень маленькие призовые на турнирах и, из-за этого, он в прошлом году выпал из нашего обзора, но в этом он попал нам на глаза и показал очень неплохие результаты в плане зрительской аудитории. Не какие-то невероятные, но вполне соответсвующие локальному статусу и 20-му месту.

19. Super Smash Bros

И рядом с классическим файтингом расположился и неклассический файтинг от Nintendo. Он за прошедший год смог укрепить свою позицию. Подняться на пару мест в рейтинге, хотя в целом по каждому из показателей остался на примерно том же уровне что был и раньше.

18. FIFA 21

И завершает наш условный список локальных дисциплин игра, которую многие считают популярной киберспортивной дисциплиной, но хоть сама игра и популярна, но как к киберспорту интерес к ней достаточно ограничен. У дисциплины сохранились неплохие и достойные призовые, однако цифры зрителей продолжают падать, интерес к соревнованиям по Фифе только угасает.

МАЛЫЕ дисциплины

Переходим к следующей категории дисциплин. Все игры, которые находятся здесь, уже точно можно назвать достаточно крупными дисциплинами, однако по своему масштабу они не настолько велики. У них не самые большие цифры просмотров и не самые большие призовые, однако они уже на достаточно серьезном уровне

17. Overwatch

И первой дисциплиной здесь оказывается резко сдавший в последний год Овервотч. Игра от Blizzard в прошлом году находилась в стагнации. Все внимание разработчиков ушло на вторую часть, а первая осталась без обновлений. Плюс к тому и Overwatch League также испытывала кучу проблем с проведением соревнований и цифры на их трансляциях уже были далеко не теми, что были у игры раньше. Если выход второй части не изменит ситуацию, то вполне вероятно, что Овервотч скоро совсем скатиться и будет никому не нужен.

16. Call of Duty: Black Ops Cold War

И неподалёку у нас расположилась и другая игра от того же издателя. Однако если в случае с прошлым местом падение можно было объяснить затишьем перед второй частью, то в случае с ежегодной Call of duty оправданий быть не может. За 2021 год трансляции игры сильно просели по вообще всем показателям и переход турниров в формат франшизной Call of Duty League пока себя не оправдывает и интерес к дисциплине только падает.

15. Fortnite

Но самое большое падение в нашем рейтинге испытал именно Фортнайт. В первый год своей жизни в статусе киберспортивной королевской битвы, игра стремилась на первые места в рейтинге, имела рекордные призовые и невероятный интерес зрителей. Но наступила пандемия, чемпионат мира отменился, альтернативные турниры не привлекали столько внимания, да и самим Epic games, похоже, киберспорт стал не так интересен. Так что дисциплина постепенно умирала и вот теперь оказалась на таком низком месте. С 1 места в 18 и 19 годах до 15 места в 2021. И даже призовые тут не помогают привлекать интерес.

14. Apex Legends

И вот на фоне падения одной королевской битвы, другая КБ чувствует себя очень неплохо. В 2021 году Апекс испытал вполне мощный прирост аудитории и смог серьезно подняться и укрепиться в нашем рейтинге. И все это в том числе сопровождалось и ростом в призовых, так что пока дисциплина выглядит максимально неплохо и если такой темп сохранится, то уже в 2022 она сможет занять ещё более высокое место и показать ещё более качественные результаты.

13. Rainbow Six: Siege

Радуга же у нас остаётся образцом стабильности и продолжает удерживать ту же позицию, что была у неё и в прошлом рейтинге. Но правда если тогда мы говорили о потенциале к росту, то теперь видим что этого роста не произошло и это, возможно, означает скорее стагнацию дисциплины. Что в итоге приведёт к её падению. Но пока что результаты Осады не самые плохие, однако тенденция может скоро стать для неё негативной.

12. PUBG: Battlegrounds

Недалеко от других королевских битв расположился и компьютерный PUBG. Почему я делаю эту пометку? Скоро узнаёте. И вот с ним ситуация интересная. В прошлый раз мы наблюдали падение, и я говорил о возможном закате игры вместе с Фортнайтом. Однако в этом году она резко вновь скакнула вверх и у дисциплины выросли абсолютно все рассматриваемые показатели. В ней не только разыграли существенно больше денег, но и зрителей она также привлекла значительно больше. А это главное. Хоть перевес в сторону раздутых призовых у данной дисциплины и очевиден. Но в отличии от прошлого года, теперь перспективы игры выглядят уже не так и печально.

11. Chess

И самая спорная для меня позиция в рейтинге отводится Шахматам. В прошлом году я включил её, поскольку ввиду пандемии многие соревнования игрались в онлайне. И это действительно был киберспорт. В этом же году оффлайн соревнования вернулись, и под киберспорт они попадают уже с трудом. Так что возможно в следующий год я уже уберу её из списка дисциплин, но пока что шахматы показывают неплохой рост, однако все ещё уступают десятке киберспортивных дисциплин.

большие дисциплины

И вот мы уже подбираемся к вершинам нашего рейтинга и впереди остались в основном только самые популярные и крупные дисциплины. Большинства из них вы, наверное, не ожидаете увидеть, но судя по цифрам аудитории именно они являются одними из крупнейших дисциплин в киберспорте. Не считая нашей святой троицы и одного «гостя»

10. Rocket League

Неожиданно на такую достаточно высокую позицию у нас забрался симулятор футбола на машинках. Уже и в прошлом рейтинге я удивлялся отличным цифрам дисциплины, и продолжаю удивляться им и в этом году. По своим показателям цифры остались на примерно том же уровне что были и в прошлом. Так что пока сложно сказать о каком-то направлении развития дисциплины.

9. COD Warzone

И неожиданно самое высокое место среди больших королевских битв заняла именно Варзона. И то раньше она была ещё выше. В этом же году призовые выросли, однако интерес зрителей постепенно падал. Что может означать не лучшие перспективы для игры в будущем. Однако все равно забавно наблюдать насколько расходятся в позициях основная игра серии и ее бесплатное дополнение.

8. Arena of Valor

А вот кто у нас достаточно серьезно упал в этом году, так это данная мобильная моба. Если в прошлом году мы ставили ее в один ряд с лучшими дисциплинами, то в этом она потеряла и призовых денег, и зрительской аудитории. И как итог опустилась на 8 позицию. Не очень ясно какое будущее ее ожидает. Мобильный киберспорт для меня — это неизведанное пространство, и мне сложно давать прогноз по нему.

7. Valorant

А вот на чью позицию мне было очень интересно посмотреть, так это на новый шутер от Riot. Он уже был у нас в прошлом году, однако именно 2021 был первым полноценным годом киберспортивной дисциплины. И результаты у игры интересные. Призовых за прошлый год разыграли много, однако аудитория трансляций скорее упала. Во многом это конечно связано с излишним хайпом игры в первый год выпуска, но и даже с такими цифрами это очень хорошие результаты. Обойти КС у нас Валорант пока не смог, но все равно показывает отличные результаты.

6. Free Fire

И вновь мы окунаемся в царство мобильного гейминга. Невероятно популярная в Индии и Латинской Америке королевская битва имеет просто ужасно маленькие цифры по призовым, но одни из лучших вообще во всем киберспорте цифры по просмотрам. Да, большинство из них из Бразилии, и с учетом бедности местного населения, вероятно, и призовые не растут так как могли бы с учетом популярности игры, но все равно то, что она собирает такую аудиторию поражает и шокирует. Просто представьте, более полумиллиона человек регулярных зрителей трансляции.

5. Mobile Legends: Bang Bang

И снова мобилка, и снова с невероятными зрительскими цифрами. Если прошлая игра была лучшей по постоянным зрителям, то данная моба является лучшей по пиковым значениям в среднем. Почти 2,5 миллиона пиковых зрителей в среднем за 6 турниров. Это просто нечто. И, как и с прошлой позицией, здесь также все очень плохо в плане призовых. Но в любом случае интерес людей к данным дисциплинам очевиден, и мы не могли его игнорировать.

достойны упоминания

Но перед тем, как перейти к нашей четверке лучших, мы быстро посмотрим на тех, кто остался за пределами нашего списка 25-ти. Если у вас возник вопрос «а где вот эта игра?», то она вероятно здесь. Самыми интересными, конечно, выглядят резко обвалившиеся карточные дисциплины, а именно Hearthstone и MTG: Arena. Они обе потеряли по 10 позиций и выпали из общего рейтинга. Просто ужасающий результат, особенно для первой. А ведь когда-то она была достаточно высоко. Можно также отметить, что и именно с нашего расширенного списка начали свой путь мобильные игры по Call of Duty и League of Legends. Ну и прочих старичков вроде Варкрафта или Квейка тоже думаю многим приятно увидеть.

премиальные дисциплины

Ну и наконец в конце перейдём к самым элитным и самым мощным киберспортивным дисциплинам 2021 года. И, как и всегда у нас здесь имеется наша вечная святая троица и одна залетевшая на вершину игра.

4. Dota 2

Чуть лучше в этом году чувствует себя Моба от Valve. Во многом за счёт состоявшегося The International. Благодаря этому удалось и вернуть лидерство в призовых, и вновь показать очень неплохие зрительские цифры на трансляциях. Да они не какие-то невероятные, но тоже вполне неплохие. Ну а умирает ли Дота? По цифрам не похоже. Пока что все у неё неплохо, но вот за тем, что рядом появляется все больше претендентов и конкурентов, стоит следить.

3. Counter-Strike: Global Offensive

И немного выше забрался и шутер от Valve. Вечная дисциплина КСа продолжает, несмотря на преклонный возраст, показывать отличные результаты. В сравнении с прошлым годом некоторые показатели упали, однако смотря на новые рекорды по зрителям, которые поставил последний Major, можно точно сказать, что всё у КСа ещё впереди. Ну а самое главное, что дисциплина живет сама по себе без помощи издателя. И такие органические дисциплины всегда самые крепкие и долгоиграющие.

2. PUBG Mobile

А вот и шокирующий гость в нашей вечной троице. И вновь, как и в прошлом году им стала мобильная игра. Но в этот раз это мобильный PUBG. В этой мобильной дисциплине разыграли какие-то невероятные для смартфонов деньги и все это в том число было сопровождено и большим увеличением в размере зрительской аудитории. И таким образом она и смогла занять серебро нашего рейтинга. Она ни в чем не лучшая, она уступает по отдельности двум другим мобильным дисциплинам около вершины, но у неё все на одинаково хорошем и качественном уровне, и это и обеспечивает такую позицию. Ну и конечно будет интересно посмотреть, что с ней будет дальше. Прошлый мобильный лидер не удержался в топе, но сможет ли это сделать PUBG?

1. League of Legends

Ну и уже второй год подряд лучшей киберспортивной дисциплиной прошедшего года мы признаём Лигу Легенд. Как и всегда мы отмечаем малые номинальные призовые фонды. Они компенсируются большими выплатами непосредственно командам, но их размер мы не знаем, так что призовые получаются такими, какими получаются. Но зато по цифрам аудитории ЛоЛ как всегда великолепен. В этом году с первых позиций его потеснили мобильные игры, но из больших проектов он остаётся самым популярным, с самыми невероятными цифрами и пиковых и постоянных зрителей. И пока единственное что может сместить его с трона, это если у мобильных игр появятся еще и большие призовые. Ну а пока Слава Королю! Да здравствует Лига Легенд!

Ну а мы на этом заканчиваем наш рейтинг. Благодарю всех за прочтение и надеюсь вы нашли для себя интересные и неожиданные вещи.

Ну и в качестве маленького анонса хотелось бы сказать, что далее по итогам данного рейтинга мы будем выпускать небольшие материалы о каждой из представленной в топе дисциплине. Немного истории, немного турнирной системы, немного текущего положения. Так что если вам это интересно, то подпишитесь на наш Блог прямо здесь или в Телеграмме. Там тоже будут все материалы и многое другое.

 

Источник

Читайте также