Топ 100 сериалов Часть 1 (100-91)

Топ 100 сериалов Часть 1 (100-91)

Вслед за топ-100 лучших фильмов и топ-100 лучших игр редакция «Канобу» берется за еще более монументальный проект — топ-100 лучших сериалов всех времен. В наш крайне субъективный список, содержимое которого определялось многократным голосованием как по общим, так и по отдельным спорным позициям, войдут все лучшие сериалы вообще — старые, новые, российские, зарубежные, анимированные, с живыми актерами. Уже в первой (100-91) десятке вам встретятся как крупнейшие сериалы в истории, так и культовые проекты, продержавшиеся всего пару сезонов. Есть и сравнительные новички, уже успевшие снять все вопросы в свой адрес.

Для начала я бы хотел немного рассказать о принципе отбора лучших сериалов. Сериалы — явление куда более неоднозначное, чем фильмы или игры, хотя бы из-за их продолжительности. Мы столько спорили, отбирая первую десятку двухчасовых картин или 18-8-часовых игр, что уж тут говорить о телевизионных полотнах на десятки, и то и сотни часов?

К тому же, в отличие от игр и фильмов, сериалы каждый год балансируют на грани отмены — многие прекрасные истории приказали долго жить между сезонами, а другие наоборот, были непоправимо испорчены тем, что их создателям не разрешили вовремя уйти на покой. Долгожительство сериала само по себе заслуживает внимание, но далеко не всегда — залог качества. Скорее наоборот… но и среди отмененных сериалов хватает отстоя, отправленного на Остров мертвых пилотов совершенно заслуженно, из 10 запущенных в каждый новый сезон сериалов не зря выживают 1-2, остальные 8-9 просто невозможно смотреть. Так что мы старались не делать особого акцента на количестве сезонов (не обойдя вниманием и мини-серии), уцепившись вместо этого за более абстрактное «общее качество работы».

Наконец, в случае с сериалами качество шоу очень трудно отделить от личных воспоминаний — еще труднее, чем с играми или фильмами. Знакомство с сериалами накладывается на целые периоды жизни, сезоны, отдельные арки или одиночные эпизоды попадают в ритм вашего бытия, шедевр складывается (или не складывается) не только из того, что показывают на экране, но из личных обстоятельств, позволивших (или не позволивших) оценить тот или иной пласт массовой культуры в момент выхода.

В этом секрет притягательности сериалов как формы — целая дополнительная жизнь, прожитая в виртуальном мире! Так что в каждой десятке будут обязательно встречаться один-два сериала с сильной личной окраской для того или иного автора. Но важно помнить, что в этих случаях автор — типичный представитель аудитории, которую сериал сумел покорить и на которую был рассчитан. Ну и последнее — почти у всех зарубежных сериалов существует несколько вариантов перевода, так что сначала мы всегда будем приводить оригинальное название на английском, а затем — самый популярный вариант перевода названия.

А теперь — первая (с конца) десятка!

100. Spaced («Долбанутые»)

Александр Башкиров

Самый лучший молодежный британский ситком продержался всего 2 сезона по 7 серий — но этого хватило, чтобы Spaced стал важнейшим явлением гик-культуры ранних 2000-х. Сериал вышел на стыке тысячелетий, когда эта самая гик-культура ломалась и перестраивалась, глобализировалась под общим влиянием Интернета (думаю, тут это слово уместнее писать с заглавной буквы).

И в США, и в Великобритании, и в России молодежь смотрела и пересматривала одни и те же фильмы и сериалы, играли в одни и те же видеоигры, читала одни и те же книги и комиксы, ездила на очень похожие конвенты, сходным образом обсуждала их оффлайн и онлайн. В результате сформировался своеобразный lingua franca — эсперанто для гиков, где слова «Стар Трек», Star Wars и «Икс-файлы» успешно преодолевали разницу в культурно-историческом бэкграунде. Spaced говорит со зрителем на этом универсальном языке.

В основе Spaced лежит очень простая идея для неплохого романтического ситкома: чтобы дешево снять удобную квартиру, едва знакомым парню и девушке приходится выдавать себя за влюбленную пару. Ситуацию осложняют отношения с настоящими парнями и девушками (пусть даже бывшими), двум привлекательным молодым людям приходится жить под одной крышей, обходясь без секса и отрицая растущую привязанность друг к другу.

Но в интерпретации режиссера Эдгара Райта и сценаристов Саймона Пегга и Джессики Хайнс (сыгравших главные роли) этот романтический ситком из жизни молодых лондонцев превратился в настоящую энциклопедию гик-увлечений: научная фантастика, зомби, фильмы-ограбления, шутки про Джиллиан Андерсон, «Матрицу», «Апокалипсис сегодня» и, конечно же, «Призрачную угрозу», после которой один из главных героев торжественно сжег весь свой «мерч» по «Звездным войнам» на церемониальном костре.

Уверен, в реальной жизни в то время также поступил кто-то из ваших знакомых или приятелей. И Райт, и Пегг выросли на тех же американских фильмах на видеокассетах и американских сериалах по местному телевидению, что и мы — только без перевода.

В сюжетах Spaced очевидны зачатки будущих полнометражных фильмов Райта и Пегга: один из эпизодов под названием Art рассказывает о помешательстве героя Пегга на Resident Evil 2 и представляет собой сокращенную версию «Зомби по имени Шон». Пародирующая военные фильмы и полицейские боевики серия Battles целиком посвящена пэйнтболу, причем это незамысловатое развлечение демонстрирует фирменный музыкальный монтаж и растущие режиссерские способности будущего автора «Типа крутых легавых» и «Малыша на драйве». Ник Фрост играет практически ту же роль, что и в трилогии «Кровь и мороженое» — толстый друган главного героя, на сей раз одержимый всевозможной военщиной.

Сериал прекрасен и сам по себе, в отрыве от всего остального творчества этих замечательных режиссеров и сценаристов. Я предпочел Spaced культовым британским ситуационным комедиями Black Books и The IT Crowd потому, что юмор тут универсальнее, а ситкомовское сексуальное напряжение куда удачнее сочетается со злободневными (даже в 2018 году, в эпоху сиквелов, ремейков и ребутов) гик-темами.

Эту пропорцию очень трудно правильно выдержать, о чем свидетельствует провал американского ремейка Spaced, не ушедшего дальше стадии омерзительного пилота. Кстати, в оригинале название Spaced куда тоньше наших «Долбанутых» и отсылает не только к наркотикам, космосу и общей придурковатости действующих лиц, но и к тому, что нашим герою и героине приходится делить одно помещение.

99. Friends («Друзья»)

Максим Иванов

Чтобы понять, как сильно повлияли на мировую культуру «Друзья», хватит и одного примера. Спустя 14 лет после финальной серии осиротевшие поклонники все с такой же охотой продолжают надеяться и верить фейковым трейлерам несуществующих сиквелов. Последний из таких мэшапов за два месяца набрал 10 миллионов просмотров на YouTube — и сгенерировал тысячи комментариев в духе «Хочу, чтобы это было правдой».

Сейчас кажется забавным, что «Друзей», сериал с кучей наград, стабильно мелькающий в топах лучших ситкомов и продуктов телевидения вообще, в премьерные дни сдержанно раскритиковали. Как и в случае с фильмом «Империя наносит ответный удар», признание критиков пришло сильно позже, зрители слюбились с героями и концепцией шоу гораздо раньше профессиональных рецензентов.

Friends полагались на жизненные архетипы и понятные, очевидные темы, вокруг которых разыгрывалась классическая ситуационная комедия. Народность пришла вместе с возможностью найти себя среди «Друзей»: зануда-Росс со странными, непопулярными увлечениями; выросшая в богатой семье красотка-Рэйчел; облекающий свои шутки в эмоциональную защиту Чендлер; правильная Моника, скрывающая за нервными расстройствами тысячу и один комплекс, в том числе и багаж «когда-то я была толстой и меня травили»; обаятельный простак-Джоуи; фриковатая, но родная Фиби.

Это гениально просчитанное сочетание типажей, идеальное изображение любой сложившейся компании, которую объединяют дружба, любовь, броманс, общий опыт и историческое «место заземления» (тут это кофейня, в моем любимом «Как я встретил вашу маму» — бар).

Вместе с этим «Друзья» рассказывали настоящие человеческие истории, по этой же причине между зрителями и персонажами формировалась односторонняя дружеская связь. Тебе будто позволяли стать частью приятной компании. Даже ламповый, но предельно неточный российский перевод добавлял сериалу дополнительного шарма. Актеров озвучки я до сих пор ассоциирую исключительно с Джоуи, Чендлером, Моникой и остальными. Не думаю, что это когда-либо изменится.

Мне всегда было радостно возвращаться к «Друзьям» как к возможности оказаться в «месте счастья». Сегодня легко найти сериал, который окунет вас в грязную, мутную реальность, покажет отвратительную изнанку и еще сильнее разочарует в жизни рельефной чернухой. Гораздо сложнее найти шоу, которое одним своим существованием поможет чувствовать себя лучше. Сегодня, во времена телевидения без Friends, это «Бруклин 9-9». Еще пару лет назад — американский «Офис» и «Парки и зоны отдыха» (к слову, делали их все те же авторы «Бруклина») и «Как я встретил вашу маму», которая в концепцию «Друзей» вплела интересный сюжет и нестандартный для ситкомов нарратив. Выбора, как видите, немного.

Потому спустя 14 лет выросшие на Friends зрители все еще ждут продолжения. Это «место счастья», в котором нет тревоги и беспокойства. Кажется, при сегодняшней повестке многим его очень не хватает.

98. Daredevil («Сорвиголова»)

Александр Башкиров

Первый взрослый сериал про супергероев появился в очень тяжелое для супергеройского телевидения время — в 2015 году. Канал The CW уже успел запустить целую индустрию мерзкой мыльно-оперной костюмированной клоунады со «Стрелой» и «Флэшем», на диснеевском ABC созданные Джоссом Уидоном «Агенты „Щ.И.Т.“» продолжали раз в неделю оскорблять интеллект зрителей мультяшной несерьезностью экшена, бездарностью написанных братом и невесткой Уидона диалогов и абсурдностью сюжетных построений. И вдруг на платформе Netflix как гром среди ясного неба разом появились 13 серий супергеройского проекта, который был мало что снят как настоящее большое (и может быть даже авторское) кино, так еще и потрясал глубиной и общим качеством сценария.

Причем главный герой там был крайне сомнительный. Это слепой адвокат из Нью-Йорка, главная сверхспособность которого — умение очень быстро молотить людей по голове дубинкой, а зона действия исчерпывается манхэттенским районом «Адская кухня». То есть по сверхчеловеческим умениям и вовлеченности в глобальные вопросы вечной борьбы добра и зла Мэтт Мердок ничем не отличается от вашего местного гопника. То, насколько нелепо смотрится взрослый человек в красном латексном костюме и шлеме с рожками, нам убедительно продемонстрировал фильм «Сорвиголова» с Беном Аффлеком 2003 года выпуска.

Причем написанные Дрю Годдардом первые два эпизода сериала подтверждали худшие подозрения — штамп на штампе, та же затасканная история происхождения героя (только на сей раз без костюма) и идиотская линия про русскую мафию и похищенного мальчика, которого Мердкок сначала пытается спасти, а потом спасает (офигенно непредсказуемое развитие событий). Собственно, смотреть все это можно только из-за 5-минутной боевой сцены, снятой одним дублем в духе «Рейдов» и «Олдбоя». Она впечатляла сама по себе, но никак не искупала звенящую сюжетную пустоту сериала.

Но потом нам очень крупно повезло: Годдард ушел с проекта, и главным сценаристом и продюсером «Сорвиголовы» после первых двух серий стал Стивен С. ДеНайт. Как и Годдард, ДеНайт начинал на «Баффи» и «Ангеле» Джосса Уидона, но за прошедшие десять с лишним лет успел развиться в интересного самобытного автора, перевернувшего все представления об исторических сериалах с великолепным первым сезоном «Спартак: Кровь и песок» и спин-оффом «Спартак: Боги арены».

И под руководством ДеНайта Daredevil расцвел, превратившись в серьезнейший, мрачнейший криминальный сериал с невероятно жестокими драками и убийствами. Именно общая сверхсерьезность заварухи заставила нас так переживать за Мэтта, Карен и Фогги — ДеНайт умеет ставить своих героев в отчаянное положение, заставлять висеть на краю пропасти, ногтями цепляясь за край, будь то Спартак в гладиаторской яме или Сорвиголова, бросивший вызов всей коррумпированной полиции Нью-Йорка.

Ну и главное — в сериал был очень умело и своевременно введен совершенно потрясающий злодей, Уилсон Фиск в исполнении Винсента Д’Онофрио, который первую пару серий вообще не делает ничего угрожающего. Посещает выставки, ухаживает за женщинами… Тяжеловесность персонажа передает реакция других действующих лиц, предпочитающих очень брутально покончить с собой, а не вызвать неудовольствие Кингпина.

Под пером ДеНайта и его сценарной группы обычный гангстер из Нью-Йорка превратился в лучшего экранного злодея Marvel — умного, обаятельного, расчетливого, способного на нестандартное мышление, но не ударяющегося в переусложненные «злодейские планы». Причем при всем своем обаянии Кингпин остается полнейшим психопатом с леденящей кровь историей происхождения, кровавыми галлюцинациями и способностью лично разорвать в куски любого противника. Во втором сезоне к Мэтту и Фиску присоединился Каратель Джона Бернтала — самый лучший антигерой второго плана в истории Marvel, впоследствии получивший собственный (пусть и совсем не супергеройский) отличный сериал.

В целом супергеройская вселенная Netflix — за одним очень заметным исключением, о котором мы еще поговорим выше по течению топа, — не заслуживает такого сериала, как первые полтора сезона «Сорвиголовы». После шока первого сезона Daredevil ожидаешь, что другие шоу будут настолько же качественные, а вместо этого получаешь мусор с ниндзя и Электрой вроде второй половины второго сезона.

97. Big Bang Theory («Теория большого взрыва»)

Александр Башкиров

Big Bang Theory — это лучший в мире ситком, который на 11 год эфира только в США смотрят свыше 17 миллионов зрителей. Лучше писать, снимать и играть массовую ситуационную комедию просто-напросто невозможно. «Теория большого взрыва» — абсолютный, безусловный лидер именно в этом очень жестко ограниченном жанре — с закадровым смехом аудитории, нарочито-фальшивыми декорациями и глубоко ушедшими в собственные амплуа актерами, шутки которых снимают одновременно с нескольких камер.

На жанр не стоит смотреть свысока — комедии Шекспира собирали не меньшую аудиторию, чем его трагедии, а случайному автору в формате 20-минутного ситкома ничего не добиться, к мастерству в этой форме надо идти всю жизнь. Создатели «Теории» Чак Лорри и Билл Прэди — профессионалы высочайшего класса, как и нанятые ими сценаристы, режиссеры и актеры, вот уже больше 10 лет поддерживающие жизнь в очень простой комедийной ситуации «девушка живет с гиками».

Как ситком «Теорию» ругать не за что — бесконечные самоповторы и статичность происходящего тут скорее показатель мастерства, чем какого-то творческого кризиса. Вся критика упирается в тематику сериала. Все главные герои за исключением официантки Пенни — гики и нерды, калифорнийские ученые с довольно широким спектром абсолютно нормальных для 2010-х годов увлечений и узким спектром эмоций, что опять-таки нормально для современного общества, где миллиардеров с синдромом Аспергера больше, чем обычных.

Беда в том, что создатели сериалы — ни разу ни гики и не нерды, на всю эту культуру они смотрят со стороны, и даже в 2007-м, в год выхода первого сезона «Теории», эти взгляды казались варварскими, примитивными и бесчестными. Лучше всего их характеризует местный магазин комиксов, в который заходит всего одна девушка — та самая Пенни. Я не знаю, когда Лорри и Прэди в последний раз был в магазине комиксов (и были ли они там вообще), но я надеюсь, вы согласитесь, что даже 10 лет назад эти заведения представляли собой нечто большее, чем «магазин с подарками для одиноких лузеров мужского пола».

Конечно, высмеивать такие увлечения легко. Огромная зрительская масса охотно ассоциируется с официанткой без высшего образования, которая прекрасно понимает, что главное в жизни — это не наука, фильмы, игры или комиксы, а кто с кем спит и сколько это будет продолжаться. Главным объектом шуток в ранних сезонах становится гениальный физик Шелдон Купер — самый прорывной, выдающийся персонаж сериала, которому «Теория» так и не смогла найти толкового применения.

Кому какое дело, что перед нами выдающийся физик-теоретик, бакалавр наук, магистр наук, доктор философии и доктор наук, своими публикациями двигающий вперед не только американскую, но и мировую науку, а значит — приближающий будущее всего человечества? В написанных на его доске закорючках и сценаристы, и продюсеры, и большая часть зрителей не разбирается. Главное, что у Шелдона НЕТ ДЕВУШКИ и (без помощи всемогущей Пенни) НИКОГДА ЕЕ НЕ БУДЕТ!

В позднейших сезонах сериал сбалансировали, введя каст девушек-гиков (хотя магазин комиксов там до сих пор представлен очень убого) и задвинув Пенни на третий план. К сожалению, на фоне действительно умных современных гик-комедий вроде «Кремниевой долины» достоинства «Теории» блекнут, а недостатки наоборот, начинают невыносимо резать глаз, так что смотреть Big Bang Theory в 2018 году очень тяжело. Но места в нашем топе она заслуживает — хотя бы потому, что своим несомненным успехом привела к появлению прекрасного спин-оффа Young Sheldon, известного у нас как «Детство Шелдона». Это не ситком, а просто очень хорошая трагикомедия, снятая одной камерой на натуре без закадрового смеха, где Шелдону Куперу наконец-то нашли поле деятельности, достойное его интеллекта и таланта.

96. Family Guy («Гриффины»)

Александр Башкиров

Из всех мультсериалов для детей и взрослых, которые встретятся вам в этом топе, Family Guy Сета Макфарлейна — самый низкопробный. Над низким пошибом макфарлейновского юмора и общей примитивностью сюжетной структуры этого мультфильма долго издевался South Park. Помните серию «Южного Парка», в которой выяснилось, что сценаристы «Гриффинов» — это ламантины, в случайном порядке вынимающие из бассейна мячи с различными гэгами? Потом они подшиваются в эпизод в виде флэшбэков по нехитрой формуле «Питер Гриффин вспоминает, как он…»

Авторы South Park понимают, о чем говорят, и в реальности процесс создания серии «Гриффинов» мало чем отличается от пародии, только вместо ламантинов используется чуть менее эффективная гуманоидная сценарная группа. Нужно набить экранное время гэгами, все равно какими и в какой последовательности, шутки невзаимозаменяемы и лишь условно привязаны к какому-то сквозному сюжету про очередное приключение Гриффина и его семьи. Хотя российское название мультфильма явно намекает на сходство с «Симпсонами», на самом деле в сюжетной структуре этих сериалов нет ничего общего.

«Симпсоны» отталкиваются от персонажей, от их проблем, желаний и стремлений, сюжеты, пусть даже самые абсурдные и комедийные, там растут из серьезнейших психологических комплексов простых американцев. «Гриффины» пляшут от отдельных гэгов, пристегивая их к простейшим сюжетным построениями в духе «пародия на «Звездные войны»», «приезд родственника» или «один из героев попадает в беду».

Впрочем, про «один из героев» я покривил душой. В 90% случаев в историю попадают антропоморфная собака Брайан, гениальный злодей-младенец Стьюи или развратник-сосед Гленн Куагмаер — те три персонажа «Гриффинов», что получились прорывными и имеют какие-то намеки на развитие. В остальном все ограничивается врезками с фирменными неполиткорректными (но при этом беззубо-незлободневными) шутками, которые в современной массововой культуре ассоциируются с фильмами и сериалами Макфарлейна.

Но при всем при этом Family Guy продержался 15 сезонов — при том что отменяли его дважды, после второго и после третьего сезона! Сериал сумел вернуться на экраны из-за его небывалой популярности на DVD. Те же уникальная структура и характер юмора, которые делают Family Guy таким однообразным и легким в производстве, обеспечили ему круг преданных поклонников, многомиллионную аудиторию. В отличие от The Simpsons или South Park, юмор Family Guy не стареет и не тускнеет, он не привязан к каким-то конкретным фактам или эпохе. У него нет прямых аналогов, сериал заслуживает места в нашем топе только за то, что он сумел выбить себе нишу на очень конкурентном поле (причем первый год его показывали бок о бок с «Симпсонами» на канале Fox). По умению поддержать статус-кво, сохранить всех персонажей в анабиозе, а шутки — на одном и том же уровне, «Гриффинам» равных нет.

95. Lost («Остаться в живых»)

Денис Майоров

Сериалом Lost я смог проникнуться только со второго раза: мешала завязка и откровенно идиотский, на мой взгляд, перевод названия — «Остаться в живых». Сериал очень активно рекламировали на «Первом канале» и я клюнул, хотя до этого, со времен LEXX и The X-Files, регулярно смотрел только Scrubs. Клюнул и расстроился. Ну самолет упал, ну выживают. Как там называется, говорите? «Остаться в живых»? Все ясно: сейчас начнут ссориться, поубивают друг друга, любовь найдут и спасутся, бла-бла. Старт был максимально скучный, больше двух серий я не осилил.

Когда стартовал второй сезон, все мои друзья сериал активно обсуждали, до меня доносились слова про какие-то аномалии, тайны, мистику. Так, погодите, мы точно про один сериал говорим?

Когда я спросил друзей, чего они так убиваются по сериалу с типичной историей про выживание на необитаемом острове, они только рассмеялись и посоветовали все же досмотреть первый сезон. Я досмотрел и офигел. Сейчас будет спойлер, аккуратно. Джон Локк, в бессилии сидящий перед люком с окошком, в котором внезапно зажегся свет — один из самых мощных клиффхэнгеров в истории сериалов. Ими Lost и славился в первую очередь. Почти каждая серия заканчивалась так, что ты просто на месте не мог усидеть от волнения. При этом следующий эпизод нередко начинался совсем другим хуком, не связанным с клиффхэнгером прошлой серии. Потрясающая подлость, благодаря которой Lost и был таким острым.

Несмотря на все неровности сценария (а сценариста явно в своих же наработках запутались ближе к финалу) сериал было интересно смотреть. Он всегда находил чем удивить, чем зацепить. Он всегда держал в напряжении, даже когда начал выдыхаться. Поэтому даже после размытого финала было совсем не обидно. Lost выстроил потрясающую вселенную, которую даже сегодня обсуждать интересно: корпорация Dharma, загадочные «другие», «черный дым», знаменитый код «4-8-15-16-23-42» — как уже верно подметил Денис Варков, все это не только навсегда запомнилось фанатам, но и ушло в общую поп-культуру, осев десятками отсылок в других произведениях.

Не меньше запомнились и герои: тот же Джон Локк (мою любимый персонаж), Чарли, Джек, Бун, Сойер, Херли — я даже сейчас помню почти всех, даже рано погибших. Их проработке уделяли большую часть экранного времени: через диалоги, флэшбэки, конфликты и решения — любые события отражались в героях. Это очень важно, они не только вызывали эмоциональный отклик, но и убедительно менялись на протяжении всего сериала — прежним в итоге не остался никто. Отличная работа — посмотрите (пересмотрите) обязательно.

94. Paranoia Agent («Агент паранойи»)

Сергей Цилюрик

О том, что Сатоси Кон – величайший аниме-режиссер, я уже писал в нашем топе фильмов. Однако в послужном списке Кона, помимо череды великолепных полнометражек, есть и один сериал, не упомянуть который здесь было бы кощунственным. Как и другие работы режиссера, «Агент паранойи» стирает грань между реальным и нереальным, рассказывая при этом о простых людях со сложными судьбами, которые оказываются между собой удивительным образом переплетены.

Начинается история с Цукико, дизайнера персонажей, создавшей невероятно популярного маскота – собачку по имени Мароми. Теперь Цукико – звезда, и от нее ждут нового дизайна, не менее успешного, чем Мароми. Дедлайн уже на подходе, и Цукико не знает, что и делать, как внезапно она оказывается жертвой нападения.

Для детективов Цукико рисует портрет преступника – это низкорослый мальчик в кепке, на роликах и с гнутой бейсбольной битой в руке. И, хотя поначалу детективы и предполагают, что юный бейсболист – плод воображения Цукико, вскоре начинают поступать сообщения о новых жертвах таинственного мальчугана, все более и более странные. Кто же он такой? Реальный человек? Выдумка? Мем? Детективы, расследующие эти необычные происшествия, и не подозревают, какой риск несет в себе это дело.

Помимо фирменного коновского сюрреализма и ярких иллюстраций на тему эскапизма и принятия ответственности, «Агент паранойи» предлагает и острую социальную сатиру, и то, чего в полнометражках Кона не было и быть не могло – широкое разнообразие историй и персонажей. «Агент паранойи» – это не только целостная сюжетная линия, но и набор очень красочных и ярких ответвлений, способных запомниться в не меньшей степени.

93. Archer («Спецагент Арчер»)

Алексей Егоров

Что будет, если достаточно талантливые люди соберутся вместе, подумают, и решат сделать «бондиану», но в пародийном ключе? Получится Kingsman: The Secret Service. Ну а что будет, если авторы при этом литрами поглощают различные спиртосодержащие вещества, неделю не спали и при этом хотят надрать опостылевшему уже всех циклу про британского спецагента задницу? Правильно. Получится «Спецагент Арчер».

«Арчер» вообще весьма специфичное шоу — примерно половина моих знакомых, которая его пыталась смотреть, плевалась, страшно материлась и выключала от греха подальше, остальные же сидели до упора, ловя кайф от каждого из эпизодов. Это, в общем-то, понятная реакция — назвать «Арчера» добрым, нормальным или хотя бы адекватным сериалом язык не поворачивается в принципе. Это очень вульгарное, аморальное шоу, создатели которого, кажется, сами ловят кайф от того, какую дичь они творят.

Создатели «Арчера» ухитряются, например, в одном персонаже — собственно в Арчере — сочетать качества самого опасного спецагента планеты, от одного вида на которого Бонд тихонько слился бы в канализацию, маменькиного сыночка и эталонного идиота. А потом на протяжении очень большого количества эпизодов понемногу показывать эволюцию персонажа. Меняется Арчер и его окружение очень и очень понемногу (ну, кроме Шерил, которую может переклинить чуть ли не по несколько раз за серию) . И получается же!

Из десяти запланированных сезонов пока что вышло только восемь, однако и там уже хватает, где развернуться. Начинается сериал одной большой (и очень едкой) пародией на «Бонда» и прочие произведения о супершпионах, но постепенно авторы начинают закапываться глубже. В дело идут геополитика, акции «зеленых», северокорейская угроза, Холодная война между СССР и США, наркоторговля и все в таком духе. С пятого сезона, впрочем, авторам надоело возиться с Бондом и производными, поэтому они все резко переиграли, сделав Арчера и его товарищей наркоторговцами. А потом снова спецагентами. А потом сотрудниками частного сыскного агентства. Короче говоря, жизнь у Арчера Стерлинга и его коллег очень и очень насыщенная.

Шуточки у сериала, в общем-то, под стать всему остальному. Половина — ниже пояса, половина — на уровне этого самого пояса. Авторы не стесняются в принципе, и объектом для шуток тут служит все, что угодно — от постоянной озабоченности Шерил, до слишком больших рук Аиши Тай… упс, агента Ланы Кейн. Персонажи тоже не отстают. Помимо собственно Арчера в сериале имеется безумный ученый, являющийся клоном Адольфа Гитлера, слишком умный (и поэтому часто получающий по различным частям тела) бухгалтер, гомосексуалист-священник с кибернетическими имплантами, советский Терминатор и еще огромное количество персонажей, прописанных примерно в том же духе.

Но да, очевидно, что «Арчер» зайдет далеко не всем. Кто-то срежется на вульгарности и откровенном безумии сериала, кого-то оттолкнет то, как это все нарисовано, кому-то не понравятся то, как сериал беспощадно проходится по абсолютно всем людям, не делая скидок. Но как по мне, это-то как раз в «Арчере» и цепляет. Безумие, похабный юмор, тонны отсылок и стеб над фильмами о шпионах, которые постоянно ходят с крайне серьезными рожами.

Ну а если вам и этого мало — посмотрите на мнение Александра Трофимова, ему сериал тоже зашел, и он его весьма рекомендовал. Собственно, с его подачи я и подсел.

92. Brooklyn Nine-Nine («Бруклин 9-9»)

Денис Варков

Американский ситком о рабочих буднях одного из детективных отделов Нью-Йоркского участка, на который вам определенно стоит обратить внимание. Создатели сериала — Дэниел Гур и Майкл Шур — ранее работали над другим ситкомом — «Парки и зоны отдыха». Главного героя играет известный певец и комик Энди Сэмберг, и в «Бруклине 9-9» вы увидите его лучшую роль — здесь он играет совершенно неспособного серьезно относиться к своей работе детектива Джейка Пиральту.

«Бруклин 9-9» — это своего рода «Клиника» (Scrubs) про полицейских. Несмотря на многочисленных главных героев и множество сюжетных линий, ключевая линия сериала — «взросление» молодого детектива благодаря советам его наставника, нового шефа их отдела Рэймонда Холта (Андре Брауэр). Параллель с Джоном Дорианом и доктором Коксом очевидна.

Личная жизнь детективов плотно связана с работой, и даже в выходные они не забывают об участке и борьбе с преступностью. Все серии в стандартном для ситкомов 20-минутном формате без увеличенных эпизодов. В силу формата может стать отличным средством для морального отдыха после тяжелого рабочего дня.

Кроме того, за свои пять сезонов «Бруклин 9-9» не растерял чувство юмора — сериал действительно смешной, полон неожиданных сюжетных поворотов и яркой химии между персонажами. Кстати, в сериале, помимо, Сэмберга появляется и Терри Крюс в роли импульсивного семьянина Терренса Джеффордса. Если вы соскучились по его ролям в ситкомах после «Все ненавидят Криса», то вам обязательно стоит посмотреть «Бруклин 9-9».

91. Gravity Falls («Гравити Фолз»)

Алексей Егоров

Gravity Falls было очень сложно пропустить — когда шоу только началось, оно очень быстро породило огромных размеров волну хайпа, от которой было тяжело спрятаться. Я, впрочем, держался достаточно долго — примерно до конца первого сезона — но потом не выдержал и тоже решил приобщиться. В итоге единственная вещь, о которой я всерьез потом пожалел — так это то, что я не набрался терпения и не дождался выхода второго сезона. Смотреть по одной серии раз в месяц было невыносимо тяжело.

Проблема была в том, что сериал поначалу показывали «как принято» — раз в неделю, а затем пошли задержки. И если суммарно первый сезон показывали «всего» один год — то вот второй растянулся на все полтора года, причем последнюю серию фанаты ждали несколько месяцев. Да, конечно, качество превыше всего — но каждую пропущенную неделю, я уверен, фанаты сериала тихими незлыми словами поминали Алекса Хирша и его желание сделать все как надо.

Чтобы понять, почему фанаты вообще так себя вели, дожидаясь по несколько месяцев заветных эпизодов, стоит вообще вкратце рассказать, что это за «Гравити Фолз» вообще. На первый взгляд это типичный «диснеевский» проект — весьма мягкая палитра красок, никаких вам злободневных тем, улыбки до ушей и прочие непременные атрибуты подобных шоу. И поначалу GF действительно успешно прикидывается простеньким мультсериалом. А затем начинает творится всякая безумная чертовщина.

Ну то есть не так. Чертовщина творится в сериале начиная с первого сезона — тут вам и загадочный дневник с шестипалой ладонью на обложке, и гномы, блюющие радугой, и местная версия лохнесского чудовища… но поначалу это не выбивается из общей колеи. Ну да, легкий налет придури — почему бы и нет?

Однако ближе к концу первого сезона сериал меняется до неузнаваемости. Да, это все еще довольно легкое юмористическое шоу, однако в нем понемногу вырисовывается сквозной сюжет, который дает понять — не все в Гравити Фолз так просто. В историю добавляются совершенно неожиданные переменные, из-за которых фанаты между сезонами старательно составляли разного рода конспирологические теории, одна другой бредовее. Теории, разумеется, оказались куда менее сумасшедшими, чем реальный сценарий второго сезона, Но это, в общем-то, и не удивительно.

Во многом, конечно, успеху сериала способствовали и персонажи. Кроме персонажей совсем уж третьего плана проработанными получились все, и их образы Хирш и команда очень круто используют оба сезона. Причем и вроде бы характеры персонажей по большей части — тот еще набор штампов. Тут вам и безбашенная девчонка (Мэйбл), излишне серьезный парень, который частенько получает на орехи из-за собственного ума (Диппер), и ведущий двойную жизнь дальный родственник (Стэн), и рубаха-парень, который горой за друзей (Зус). Однако сериалу это нисколько не мешает, наоборот — команда создателей выжала из этих штампов максимум, ухитрившись сделать неинтересных на первый взгляд героев яркими и самобытными.

По большей части это заслуга все того же сценария. На протяжении сорока серий (два сезона по двадцать серий) герои вечно попадают в различные нестандартные ситуации, которые раскрывают их то с одной, то с другой стороны. Благодаря этому следить за персонажами весьма интересно, а их выходки не кажутся скучными и дурацкими.

Если вы попросите меня провести аналогию с каким-нибудь приключенческим сериалом, то я скажу так — «Гравити Фолз» немного напоминает «Твин Пикс», просто с прицелом не на взрослую, а на подростковую аудиторию. Творение Алекса Хирша куда более яркое и в целом более оптимистичное, чем сериал Дэвида Линча, однако загадочная атмосфера, различная мистическая чертовщина и «привкус детектива» эти произведения в каком-то плане роднят.

Только вы не подумайте, что «Фолз» «детский» сериал, раз уж я назвал его более подростковым, нежели «Твин Пикс». Нет, это вовсе не так. Да, он более яркий, придурковатый и безбашенный. Он в целом гораздо легче мозговыносящего творчества Линча. Но это не делает сериал не интересным для людей, которые перешагнули определенный возрастной порог. Даже напротив — он позволит расслабиться и вдоволь посмеяться, не чувствуя себя при этом дураком.

Словом, если вы все еще не приобщились — очень сильно рекомендую. Вас ждут сорок серий отменного юмора и мистической атмосферы, очень грамотно снятые и поданные. Да, третьему сезону не бывать… хотя, может быть, спустя двадцать лет Хирш все-таки порадует старых фанатов и снимет еще сезон-другой, как Линч? Хотелось бы верить.
 
Источник

Кино и сериалы, Мнение

Читайте также