Топ 100 игр «Канобу». Часть 6 (50-41)

Топ 100 игр «Канобу». Часть 6 (50-41)

Пришло время шестой части в цикле фундаментальных материалов. Чем ближе к вершине топа, тем больше значения придается каждой позиции. Эта десятка снова почти целиком состоит из довольно спорных игр (как и все наши десятки), так что она получилась очень объемной — мы постарались максимально подробно обосновать каждый наш выбор.

50. Star Wars: Knights of the Old Republic

Денис Князев

Knights of the Old Republic — лучшая RPG по мотивам «Звездных войн» и одна из лучших игр вообще. Вы же не думали, что она обойдет наш топ стороной, правда?

Во время разработки KotOR студия BioWare пошла на единственный правильный шаг — забыла про фильмы и обратилась к периоду Старой Республики. В итоге сценаристы написали эпическую историю, произошедшую за четыре тысячи лет до событий «Скрытой угрозы». Историю без жуткого Дарта Вейдера и неунывающего Хана Соло, но все равно безумно интересную.

Даже сейчас Knights of the Old Republic выглядит как игра мечты любого поклонника саги, а в начале 2000-х в нее и вовсе верилось с большим трудом. Относительная свобода действий, несколько планет, на которые можно слетать на личном корабле, живые напарники со своими проблемами, возможность стать джедаем или ситхом, в конце концов — все это сводило с ума. Но главная прелесть «Рыцарей» заключалась в том, что это была игра от той самой BioWare, еще не испорченной продолжительным сотрудничеством с Electronic Arts. В то время студия делала упор на крутые одиночные игры с захватывающим сюжетом. Таковой была и Star Wars: Knights of the Old Republic.

Кстати, сиквел, за который ответственна Obsidian Entertainment, тоже вышел отличным. Не забудьте про него, если вдруг решите вернуться в Старую Республику.

49. Shenmue

Александр Башкиров

В материале по случаю ужасного трейлера Shenmue III я уже рассказывал, чем так прекрасна первая часть игры, и почему вторая получилась настолько провальной (несмотря на ее хорошую репутацию у игроков и критиков). Shenmue II прозябает в тени шедевра — это бюджетная игра с предельно невзрачным кунгфу-сюжетом и неубедительным миром. Все денежные средства, время и гений Ю Сузуки вложил в первую часть Shenmue, которая ошеломляла в 1999 году на только что приобретенной консоли Dreamcast, да и в наши дни производит очень сильное впечатление.

Главное в Shenmue — это маниакальная, фанатичная детальность японского города Йокосука, в пригородах которого происходит основное действие первой части. Есть игры с более обширным миром, игры с более подробной проработкой NPC и отношений с ними, игры, в которых придумано больше видов побочных занятий для героев. Но ни одна игра в истории в таких подробностях не воспроизводила процесс похода в магазин за пачкой чипсов, которую потом можно долго крутить и рассматривать во всех подробностях. Ты встаешь рано утром, тебе предстоит работа в порту на автопогрузчике, поход в аркаду и, возможно, свидание со школьной подругой, которая разрешит покатать ее на мотоцикле по ночному городу… И это прекрасно!

Сузуки не стал задумываться о том, насколько абсурдно смотрится кунгфу-сюжет про одержимого местью молодого человека, если этот молодой человек каждый день часами зависает в аркаде за Hang-On и Space Harrier вместо того, чтобы искать следы убийцы отца. В конце 90-х понятия «симулятор ходьбы» еще не существовало, но Shenmue — это именно такой симулятор, игра уровня Firewatch или Night in the Woods, в которой впервые в истории видеоигр на первый план вышел бытовой реализм. Суточный цикл главного героя, отношения, вопросы и ситуации тут очень будничные, приземленные, под видом эпоса о боевых искусствах создатель Virtua Figther продал нам виртуальную реальность, психологический симулятор того, как трудно быть японским подростком конца 80-х. Много ли вы можете назвать классических игр, которые вместо хэппи-энда с прекрасной героиней заставляют игрока пройти через трагический разрыв отношений? Я — только три: Shenmue, Grim Fandango и Final Fantasy VII. Очень редко про видеоигру можно сказать, что она правдиво о чем-либо рассказывает. Shenmue — одна из таких игр.

48. Metroid Prime

Сергей Цилюрик

Говоря о переносе классических игровых механик из 2D в 3D, многие первым делом вспоминают The Legend of Zelda: Ocarina of Time, но есть пример куда более впечатляющий — Metroid Prime. Серия Metroid всегда была посвящена исследованию игрового мира, поиску новых путей и секретов, и Prime смогла не просто сохранить эту суть, но и воплотить ее в большом и очень красивом инопланетном мире, буквально дышащем жизнью. Он крайне детализирован, и буквально о каждой детали, о каждом представителе фауны можно прочесть что-то интересное посредством сканера. Эта великолепная находка позволила сделать поиск апгрейдов и секретов более удобным (видно, какие стены треснули и чем их можно взорвать), а также изложить сюжет игры полностью без катсцен — через анализ местности и чтение всевозможных записей.

Metroid Prime — это не FPS, а action-adventure с упором на adventure: даже боссы тут — скорее головоломки. Со временем местные озера, заросшие руины и обледеневшие скалы становятся родными, но продолжать разгуливать по ним мотивирует поиск нескончаемых секретов и заполнение неоткрытых мест на карте. Metroid Prime — игра не про скрипты: хоть ее и нельзя назвать immersive sim (недостаточно эмерджентности в геймплее), ее суть — в том, что у игрока есть постоянно расширяющийся инструментарий, позволяющий ему «осваивать» мир игры все глубже. В далеком 2003-м игра, делающая такой огромный упор на свой сеттинг и выдающая игроку столь большой кредит доверия, по-настоящему поражала.

47. Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Сергей Цилюрик

Игры серии Metal Gear Solid среди хардкорных любителей стелса ценятся невысоко, однако именно они популяризовали жанр среди консольных игроков, подкупая обилием всевозможных механик и вниманием к деталям. Хидео Кодзима в своих работах бессовестно цитирует ранее просмотренные фильмы, но делает это ярко и с присущим ему размахом. Западные источники вдохновения переплелись в MGS с японским гипертрофированным стилем постановки, и даже в геймплее постоянно встречаются какие-то безумные или просто забавные элементы, которых в западных играх не найти никогда.

Но с этим ярким безумием часто контрастировал подчеркнуто серьезный и драматичный нарратив, а многие механики не находили себе должного применения в рамках узких коридоров, из которых ранние части серии состояли практически полностью. С обеими этими проблемами справилась третья часть. Почти все сценки в ней гипертрофированы до гротеска и взывают искреннее веселье (а в те редкие моменты, когда игра пытается быть драматичной, ей это удается, в отличие от всех остальных выпусков цикла): это словно японская пародия на «Бондиану». Геймплей же перешел из коридоров на более или менее открытые полянки, обрел большую вариативность и простор для самовыражения игрока. MGS3 нащупала идеальную грань между линейностью и открытостью, насыщенностью новыми событиями и простором для импровизации. Поэтому из всех выпусков MGS именно она заслужила место в нашем топе.

46. Life is Strange

Александр Башкиров

Европейские дизайнеры квестов очень любят делать серии игр с американскими героинями: Кэйт Уокер из Syberia Бенуа Сокаля, Эйприл Райан из The Longest Journey Рагнара Торнквиста… Обычно эти героини получаются настолько эфемерно-неубедительными, что возникают сомнения, видели ли сценаристы и дизайнеры хотя бы одну живую американскую девушку отображаемого в игре возраста.

Life is Strange французской студии Dontnod Entertainment — классический пример «американы» от европейских дизайнеров, вытеснивший в нашем топе Syberia, TLJ и Dreamfall и занявший место лучшего евроквеста. В отличие от всех этих игр, у LiS был настоящий американский сценарист, Кристиан Дивайн, начинавший еще с Daikatana Джона Ромеро. Поэтому картины жизни северо-западной тихоокеанской части США получились весьма убедительными — несмотря на то, что все они были пропущены через ностальгический фильтр творчества Стивена Кинга и сериала «Баффи, истребительница вампиров», на которых французские дизайнеры игры выросли. Профессионально сделанный сценарий LiS выворачивает наизнанку стереотипы с американского телевидения и из американского кино, превращая амплуа местного наркодилера или придурка-ветерана в сложных, неоднозначных и глубоко симпатичных персонажей.

Это же касается и парочки главных героинь, отношения которых можно трактовать по-разному. Девушки ведут себя на уровне настоящих современных подростков: вполне возможно, впервые в истории видеоигр. Отсылки к массовой культуре, очень специфический круг гик-интересов и вкусы Макс и Хлои в кино, музыке и литературе тут не раздражают именно потому, что соответствуют материалу, отраженной в игре мертвой зоне между детством и юностью, когда говорить и думать можно только об этом, когда все эти темы еще не вытеснили вопросы секса и отношений.

Я бы точно так же хвалил Life is Strange и поставил бы ее на эту же позицию в топе, если бы это был неинтерактивный мультфильм. Но перед нами еще и очень хороший квест, сполна использующий уникальную сверхспособность героини при конструировании пазлов и выстраивании линии расследования. Наконец, в LiS удачнее всего в истории видеоигр использована эпизодическая структура. Каждая серия заканчивается грандиозным, выносящим мозг событием… которое в следующей серии дизайнеры и сценарист сумели раскрыть, оправдать и превратить в горючее для достижения еще более головокружительных драматургических высот. Life is Strange — это пятиступенчатая ракета, летящая прямиком в ваш личный топ лучших видеоигр всех времен.

45. Gran Turismo 5

Федор Сивов

На самом деле в список лучших игр можно выбрать любую часть Gran Turismo. Первую за то, что ввела в автосимуляторы режим карьеры. Вторую за автопарк в 650 машин — тогда это было важно. Третью за достойную реализацию раллийных авто и формульных болидов. Четвертая в свое время так поражала графикой и физикой, что даже Джереми Кларксон сравнивал вождение в симуляторе с реальным. Шестая посвящала в культуру авто: позволяла состязаться на фестивале скорости Гудвуда, пройти основные этапы карьеры Айртона Сенны и даже поездить на луноходе.

Для жанра автосимуляторов важна вся серия Gran Turismo, а не ее отдельная часть.

Про нее писали альбомы. Она учила водить, прививала любовь к машинам, вырастила из преданных фанатов профессиональных гонщиков. Задолго до выхода iRacing и Assetto Corsa показала всем, какой должна быть физика автомобилей в симуляторе. Грядущая GT Sport может уравнять в статусе киборспорт с настоящим автоспортом.

Почему именно Gran Turismo 5? К моменту выхода игры появились достойные рули: в один год с игрой выпустили Logitech G27 и Thrusmaster T500, уже три года продавался Logitech G25. До этого в лучшем случае приходилось ездить на Logitech Driving Force Pro.

Да к тому же эта часть Gran Turismo больше других подходила для рулей. Разработчики наконец нарисовали для автомобилей вид из салона. Это позволяло почувствовать скорость и поведение машин по-настоящему, как их чувствуют гонщики.

Словом, ременные и шестереночные механизмы рулей обеспечивали достойную обратную связь с виртуальными машинами. А сами машины вели себя на трассе как никогда реалистично.

Сейчас физика авто в GT 5 кажется слишком простой. Ни о каком рельефе асфальта, отдельной симуляции всех компонентов ходовой не идет и речи. Но суть автосимов того времени в том, чтобы минимальными средствами эмулировать поведение машин на трассе. И Gran Turismo это удавалось лучше всех. Так, что разницу между разными моделями Audi R8 можно было заметить даже на геймпаде.

По Gran Turismo 5 видно, как Polyphony Digital любят машины. И они умеют заразить своей любовью. Вступительный ролик коротко показывает процесс сборки Nissan GTR на заводе. К коллекционному изданию игры прикладывали специально для нее написанную книжку Apex. Она подробно, но доступно рассказывала о той же сборке машин, их истории, как они работают и как правильно проходить повороты.

Просто кататься по «Северной петле», трассе Top Gear, раллийным спецучасткам и на формульных болидах можно и в других симуляторах. Фотографировать машины на фоне цветущей сакуры тоже. А вот поменять масло и помыть авто — просто так, по фану — больше нигде. И такой подход Кадзунори Ямаути и его команды говорит о многом.

44. Dota 2

Владимир Чайка

Dota 2 — одна из двух величайших МОВА нашего времени и самая популярная киберспортивная дисциплина, в которой было разыграно уже свыше 100 миллионов долларов. Описать игру в нескольких абзацах невозможно. Одно могу сказать точно — это наркотик. Подсев на игру однажды, вы вряд ли когда-то сумеете порвать с ней.

Порог вхождения достаточно высок. Чтобы разобраться, новичку необходимо потратить не один десяток часов, которые пробегут словно мгновение. В этом дивном приключении будут встречаться как полосы побед, возносящие ваше настроение до небес, так и жестокие поражения, напрочь вгоняющие в отчаяние. Радость и злость, наслаждение и боль — вы никогда не знаете, какие эмоции вам предстоит испытать в последующие 40 минут после того, как нажмете кнопку поиска игры. В этом вся изюминка, которая и притягивает миллионы игроков по всему миру. Поэтому если вы еще не играли в Dota 2 и только намереваетесь это сделать — хорошенько подумайте, ведь однажды вы можете возненавидеть день, когда установили игру.

Сейчас Dota 2 принято рассматривать не только как развлечение, но и как спорт, точнее — киберспорт. Имея в наличии даже самый посредственный компьютер, вы можете взойти на вершину списка лидеров одиночного рейтинга, заявив о себе на весь мир. Если при этом вы обладаете желанием развиваться и легко находите общий язык с другими людьми — вам под силу зарабатывать сотни тысяч, а то и миллионы долларов, обрести популярность и путешествовать по миру, занимаясь любимым делом. Но это не так легко, как кажется на первый взгляд. Без пота и крови этого не добиться никак.

Valve регулярно выпускает обновления, которые частично изменяют игровой процесс, но все же суть от этого не меняется. Dota 2 постоянно совершенствуется и развивается, вот только игроки уже который год недовольны системой матчмейкинга, которую срочно надо менять и балансировать. На носу очередное глобальное обновление, в котором так хочется увидеть правки подбора игр и внедрение работающей системы наказаний, которая уменьшила бы количество токсичных и агрессивных игроков. Если вы поклонник Dota 2 и хотите сохранить ваши нервы, помните — это всего лишь игра.

43. Alien: Isolation

Денис Князев

Играть в Alien: Isolation до смерти страшно.

Меня вообще несложно напугать — особенно если постараться. Creative Assembly постаралась на славу, тут ничего не скажешь. Те, кто не смотрел «Чужого» Ридли Скотта, могут с этим и не согласиться, но поверьте — у поклонников оригинальной картины Alien: Isolation просто обязана вызвать соответствующие эмоции.

Это не случайность. Очевидно, что разработчики засмотрели фильм 1979 года до дыр перед тем, как взяться за создание Isolation. Они изучили приемы, с помощью которых авторы ленты пугали зрителей, и перенесли их в игру. Они бережно воссоздали знакомые ситуации, наполнили свою версию Alien массой отсылок к оригиналу и умело передали нужную атмосферу.

Главный противник в Alien: Isolation один — тот самый Чужой. Впрочем, он и не противник вовсе, но самый настоящий зверь, а главная героиня — его жертва. На их взаимоотношениях и строится вся игра. Аманда Рипли (дочь Рипли из фильма) пытается выжить, ползая по огромной космической станции «Севастополь», а ксеноморф разгуливает поблизости и при любом удобном случае старается разорвать девушку на куски.

Да, я знаю, что у игры немало проблем, однако ни одна из них, к счастью, не мешает наслаждать творением Creative Assembly, поэтому к черту эти проблемы. Тем более, что играть в Alien: Isolation до смерти страшно.

42. Grim Fandango

Александр Преймак

Всякий любитель адвенчур, скорее всего, помнит тот двухголосный хриплый перевод от 7 Wolf, придававший приключениям неудачливого работника lепартамента смерти Мануэля «Мэнни» Калаверы шарм старого черно-белого кино. Собственно, впечатления были очень даже правильные, ведь создавая в конце 90-х свое первое трехмерное приключение, Тим Шейфер вдохновлялся как раз классическими произведениями жанра нуар — «Мальтийским соколом» и «Касабланкой».

Мир «Мрачного фанданго» основан на смешении ацтекских и мексиканских представлений о загробном мире с классикой мирового кинематографа, а все главные персонажи выглядят как калака — фигура скелета, часто используемая для украшения во время фестиваля на мексиканский День мертвых.

Наш герой отправляется в полное опасности приключение через весь загробный мир в поисках роковой женщины. На пути его ждут верные друзья, революционеры, голуби, продажная власть, предательство и коррупция. Классический коктейль: взболтать, но не смешивать.

Эта культовая игра — один из лучших представителей жанра приключений. Стильная графика даже сейчас радует мелкими деталями: проработанными задниками, разнообразными модельками скелетов и частой сменой игровой обстановки. Все это постарело на совесть и не режет глаз, еще раз доказывая, что в визуальной составляющей игры главное дизайн, а не количество полигонов на квадратный сантиметр экрана. Не оставит равнодушным и записанный настоящим оркестром саундтрек за авторством композитора LucasArts Питера МакКоннела. Единственное, что может отпугнуть, так это непривычное для адвенчур управление — с клавиатуры.

Старая версия игры проблематично запускалась на новых машинах: давала о себе знать слишком быстрая вычислительная мощность современных видеокарт. Но на помощь тоскующим по классике игрокам пришел сам создатель Grim Fandango, Тим Шейфер, который силами своей студии Double Fine Productions в 2015 году выпустил переиздание, доступное теперь на всех современных платформах и даже поддерживающее геймпад и управление мышью.

Viva la Revolucion!

41. Half-Life 2

Денис Князев

Признаться, мне больно видеть Half-Life 2 так далеко от первого места. Не буду скрывать: я считаю эту игру одной из лучших за всю историю, но даже если забыть о моей любви к шутерам, то вторая часть культовой серии все равно будет достойна того, чтобы о ней помнили вечно.

Half-Life 2 — крутейший приключенческий шутер. Его мир выходит далеко за рамки тех уровней, по которым вы бродите всю игру. Он не проседает и не вызывает скуки, потому что Valve без остановки меняет декорации вокруг вас и создает уникальные ситуации. Помните вокзал Сити 17 в самом начале? Уже через пару часов Гордон Фримен садится за штурвал катера, еще через час — получает грави-пушку, после чего попадет в жуткий городок Рейвенхольм, заполненный зомби. И так события меняются на протяжении всей Half-Life 2.

А игровые ситуации? Разработчики никогда не оставляют вас надолго с перестрелками. То устроят поездку на том же катере, то дадут поуправлять муравьиными львами, то позволят принять участие в штурме. Впрочем, если бы Half-Life 2 целиком состояла из одних только перестрелок, то хуже она от этого не стала бы. Стрелять в этой игре — одно удовольствие.

И самое замечательное в том, что эта игра нисколько не устарела. Она вышла в 2004 году, но конкурентов у нее нет до сих пор. Half-Life 2 изменила жанр, показала, как нужно делать сюжетные шутеры, и заставила весь мир ждать продолжения. Почему третья часть до сих пор не вышла? Потому что время Half-Life 2 до сих пор не прошло.

Первая часть: позиции 100-91

Вторая часть: позиции 90-81

Третья часть: позиции 80-71

Четвертая часть: позиции 70-61

Пятая часть: позиции 60-51

 
Источник

Dota 2, life is strange, игры, топ

Читайте также