Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11)

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 9 (20-11)

Редакция «Канобу» представляет девятую десятку топа сотни самых знаковых, культовых и просто самых любимых нами фильмов в истории кино. Топовая двадцатка одновременно и более предсказуема и содержит несколько неожиданных сюрпризов.

20. «ВАЛЛ-И» 2008

Егор Парфененков

Мультфильмы Pixar всегда выделялись на фоне работ прочих анимационных студий — они никогда не были предназначены исключительно для детей. Их проекты, так или иначе, охватывали куда более обширную публику, в число которой входили зрители практически любых возрастов.

В 2008 году Pixar показали миру «ВАЛЛ-И» — добродушную и безумно милую историю любви между двумя роботами, которая продолжает вызывать слезы даже спустя почти 10 лет. В то же время, фильму удалось обратить внимание на ряд социальных проблем, причем актуальных и по сегодняшний день. Экология, сохранение планеты, зависимость от ИИ — простой мультик стал наглядным примером того, что может произойти с человечеством в ближайшем будущем. И это даже не подразумевалось как ключевая сюжетная линия.

«ВАЛЛ-И» — это теплый мультик, где за отношения робота-мусорщика и его высокотехнологичной подружки действительно переживаешь. 

Pixar со всей трепетностью подошли к деталям фильма, отчасти превратив его не столько в детскую карикатуру, сколько в романтическую драму — даже не смотря на то, что главный герой так и не смог правильно выговорить имя своей возлюбленной. Сам ВАЛЛ-И не предстает перед зрителями как некто особенный — это просто сентиментальный старьевщик, который плывет по течению и вечно попадает в различные передряги, но чудом выходит победителем. И все равно его все любят, ведь именно такие персонажи привлекают публику.

Несомненно, у Pixar есть и другие выдающиеся мультфильмы, но в топе студию представляет не «История игрушек», не «Головоломка» и не «Вверх», а именно маленький робот, который смог весь первый акт без слов тянуть на себе всю историю. Да, затем картина запутывается и уже не смотрится такой цельной и идеальной, но это все равно одна из самых смелых и потрясающих работ Pixar. 

19. «Темный рыцарь» 2008

Александр Трофимов

Dark Knight – ключевой фильм не только для жанра кинокомикса, который навсегда изменился под его влиянием, не только для самого Нолана, которому тот принес мировую славу и кредит доверия студий, позволивший ему снимать свои крупнобюджетные эксперименты, но и для отношения критиков, и Киноакадемии в частности, к супергеройским фильмам («Оскар» Леджеру дали, конечно, отчасти из-за трагической смерти, но все же дали). Стало ясно, что в жанре есть место серьезной драме, обсуждению социальных вопросов, актерской игре высшей пробы и поразительной синематографии.

Мы ставим второй фильм франшизы обособленно вместо всей трилогии Бэтмена Нолана по довольно очевидным причинам – оставшиеся два фильма просто недостаточно хороши. 

«Бэтмен: Начало» слишком сильно опирается на крайне ненадежную и вычурную историю с Лигой Теней и во всех знаковых для трилогии аспектах: синематографии, саундтреке, мощной и напористой подаче сцен – еще чувствуется неуверенность, стиль еще не отработанный до конца. Третий же фильм неудачен от и до, чего я коротко касался в киномарафоне Нолана при обсуждении всех десяти его фильмов.

Конечно, и «Темный рыцарь» неидеален. Тут есть дыры, нелогичности в поведении героев и другая привычная комикс-отрава, даже в образе Джокера полно странных ляпов (те же дичайше сложные планы для человека, который ничего не способен планировать по его же словам). 

Любопытно, что все три киноверсии Бэтмена (Бертон, Нолан, Снайдер) основывались не просто на комиксах, а на одном конкретном – на «Возвращении Темного Рыцаря» Миллера, но при этом вышли такими разными.

Любопытно, что все три киноверсии Бэтмена (Бертон, Нолан, Снайдер) основывались не просто на комиксах, а на одном конкретном – на «Возвращении Темного Рыцаря» Миллера, но при этом вышли такими разными.

Бэтмен Нолана сам по себе кажется мне крайне неудачным как персонаж – он вяло дерется, практически не проявляет себя как лучший детектив в мире и Бертоновских появлений из тени тут тоже не слишком много, но в фильмах Кристофера он работает, выполняет отведенную ему роль, просто она у него не центальная. Как и обычно у этого британца, в фильме главный акцент съезжает с людей на идеи. 

Но при всех недостатках запоминается фильм не ляпами, он сумел подняться не только над жанром, но и над собственной трилогией, над недоработками и ограничениями своих авторов, которые здесь явно создали свой лучший шедевр.

Дело не только в том, как Джокер прекрасно сыгран, но и в том, что все вокруг работает на него, на основную идею. Все сцены Леджера лишь задирают планку таинственности и опасности его героя, ни разу не оступаясь и не сдавая назад – а это поразительная редкость в кино.

«Рыцарь» берется за исследование сложных тем и действительно отдается им целиком, создавая один из самых многослойных и тематически богатых кинокомиксов, при этом не уступая в зрелищности собратьям, которые концентрировались исключительно на взрывах и экшене в ущерб смыслу.

18. «Старикам тут не место» 2007

Александр Башкиров

Братья Джоэл и Итан Коэны начинали с целой серии абсолютных шедевров: Blood Simple, Millerʼs Crossing, Barton Fink и Fargo все заслуживают места, а то и первой позиции в этом топе. И признание критиков, и слава у зрителей, и победы на кинофестивалях, и хорошие кассовые сборы пришли к братьям очень рано и очень легко — причем никак нельзя сказать, что они что-то из этого не заслужили. Дуэт совершил четыре революции подряд — и не просто в американском, а в мировом кино.

Но последний их самостоятельный фильм такого уровня вышел в 1998 году — «Большой Лебовски», — да и то это скорее великолепно сделанный культовый фильм, нежели классика, изменившая все представления о том, как можно писать и снимать. 

С тех пор братья очень небрежно пишут и снимают очень специфическое авторское кино, в котором при большо-о-ом желании (Inside Llewyn Davis) можно разглядеть что-то интересное (Примечание Трофимова: это, если кто не понял, такой камень Саши в мою сторону, я ведь расхваливал Льюина в позапрошлой десятке).

Траектория карьеры Кормака Маккарти, живого классика американской литературы, прямо противоположная: он начинал с книг, которые никто не читал, даже после хвалебных отзывов того десятка критиков, что оказались в состоянии их оценить. Автор Blood Meridian, Or the Evening Redness in the West, одного из величайших произведений мировой литературы, жил в бедности и беззвестности до середины 2000-х.

В возрасте 72 лет, на закате жизни и писательской карьеры, Маккарти подряд написал два гениальных романа, которые маскировались под формулы жанровой литературы (криминальный триллер и постапокалиптика), но при этом рассказывали о тех двух вещах, о которых этот автор писал всегда: жизни и смерти. Одной The Road, воспетой Опрой Уинфри на ее ток-шоу и ставшей бестселлером, хватило бы Маккарти на безбедную старость и всеобщее признание. Но писатель решил подстраховаться и написал еще и No Country for Old Men (причем книга начала жизнь в качестве сценария к несостоявшемуся фильму).

В 2007 году нисходящая траектория карьеры Коэнов пересеклась с восходящей Маккарти. На пересечении получилось лучшее кино, имеющее отношение к творчеству этого писателя, и пятый лучший фильм Коэнов. 

Я думаю, кино достаточно свежее, чтобы про него не нужно было много рассказывать: Хавьер Бардем с намеренно-ужасной стрижкой, виды техасско-мексиканской границы, впитавшей в себя столько человеческой крови, режиссура боевых сцен, ошеломляющая даже после «Перекрестка Миллера» и «Фарго», абсолютно заслуженные «Оскары» Бардему и Коэнам — за режиссуру и лучший адаптированный сценарий.

Свой творческий процесс братья описывают очень просто: один держал роман Маккарти открытым, а другой набивал текст из книги в сценарий. Роман очень кинематографичный, и я его вам всячески советую прочитать (в том числе в отличном русском переводе). В книге есть все, что вам так понравилось в фильме, включая незабываемый образ разгуливающего по Техасу 80-х воплощения Смерти с пневматическим устройством для забоя крупного рогатого скота в рукаве джинсовой куртки.

17. «Бойцовский клуб» 1999

Сергей Цилюрик

Это один из тех фильмов, что определяют целое поколение. Его растаскивают на цитаты, ключевые фразы и вовсе становятся мемами, а антигерой на долгие годы прописывается на всевозможных аватарках на форумах и в соцсетях. Это крайне смелая и до самого финала пугающе реалистичная экранизация произведения, которое, казалось бы, невозможно экранизировать. 

Дерзкое, громкое высказывание против консьюмеризма усилиями фильма стало таким же мейнстримовым товаром, как и все в нем осуждавшееся, и благодарить за это нужно, конечно, Дэвида Финчера, столь мастерски донесшего до массового зрителя такое непростое произведение.

Отразить на экране пронзительный паланиковский цинизм; передать холодное безумие героя и заразительный энтузиазм Тайлера, отчаяние и одержимость участников клуба; умело переплести серую приземленность и безумный гротеск; представить это все в столь легковесной форме, что фильм поймут даже самые неискушенные зрители — все это, безусловно, великие заслуги Дэвида Финчера и его команды. «Бойцовский клуб» — это экзистенциальный крик поколения, чувствующего себя потерянным, и в своем кинообличии он выражен так, что способен влюбить в себя даже человека, которому произведения Чака Паланика глубоко антипатичны.

16. Трилогия о мести («Сочувствие господину Месть» 2002, «Олдбой» 2003, «Сочувствие госпоже Месть» 2005)

Александр Трофимов

Если вы задаетесь вопросом, что это вообще – это «Олдбой», ребята, все нормально. Но помимо всем знакомого шедевра в трилогии есть еще два фильма, которые так же заслуживают вашего внимания. А еще у Пака Чхан-ука есть великолепные «Порочные игры», влюбившие меня в Мию Васиковску (по сценарию главной звезды «Побега» Вентворта Миллера), есть потрясающая «Жажда» – история о вампирах, рассказанная максимально реалистично, через быт и экзистенциальную драму, есть прекрасная недавняя «Служанка», попавшая на верхнюю строчку моего топа прошлого года, есть грандиозная «Объединенная зона безопасности», упоминающаяся в том числе в топе-20 Тарантино, есть яркий «Я – киборг и это нормально».

В общем, не «Олдбоем» единым, Чхан-ука нужно смотреть всего, он великолепен. Для него характерны запредельно талантливая синематография и свежие идеи, глубина и атмосферность, ужасающая жестокость и предельный эмоциональный накал.

«Олдбой» (только бога ради не смотрите американский ремейк, он абсолютно ужасен), несмотря на все вышеперечисленное, все еще самый яркий и цельный фильм Пака. Это экранизация одноименного комикса, а история представляет собой «Графа Монте-Кристо» с твистами и надстройками, то есть это история мести – жестокой не по-голливудски, но по-гоголевски, когда пугает не кровь и кишки, а глубина человеческой злобы и мерзости, извращенность фантазии настоящих «мстителей». 

Картина потрясающе красива: по композиции, работе с ключевыми цветами, ей просто нет равных, тут напряженные реалистичные драки, великолепная музыка, закрученный, не отпускающий до конца сюжет и откровения о человеческой природе, которые мало кто выражал так ярко и емко.

Первый фильм трилогии максимально выделяется – тем, что он наиболее традиционен и похож больше на обычный арт-хаус вроде фильмов Ким Ки Дука, нежели на сюр и разноцветную экспрессию следующих двух лет. 

Яркие гиперболы в подаче истории, уход в стилизацию и образность от реализма в трилогии растет постепенно. От сдержанного «Господина» через динамичного «Олдбоя» к еще более оторванной и вычурной «Госпоже». Отмечу, что именно «Госпожа» запала мне в душу сильнее всего, там есть ряд сцен, которые остаются в памяти навсегда, чего-то настолько настоящего, страшного в своей бытовой жестокости, не встретишь больше нигде. Если вы все-таки решитесь исследовать фильмографию этого выдающегося режиссера, начните с «Госпожи Месть», затем можно смотреть «Служанку», «Порочные игры» и «Жажду», заканчивать – в произвольном порядке.

15. «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015

Никита Богуславский

Почти без слов, без вступительных титров и долгой экспозиции Джордж Миллер создает гротескную, но продуманную постапокалиптическую вселенную, к которой очень трудно придумать «неудобные вопросы». Нам не показывают ни другие города кроме Цитадели, не рассказывают предысторию, не акцентируют внимания на том, в каких условиях влачат свое существование остатки человечества, но отдельные сцены и обрывочные упоминания позволяют легко представить большой и живой мир — многим фильмам не удается добиться ничего подобного ни обилием локаций, ни долгими объяснениями в кадре («Валериан» и «Темная башня», я сейчас сморю на вас).

Чтобы смотреть нового «Безумного Макса», даже не обязательно быть в курсе трилогии с Мэлом Гибсоном — формально это тот же самый Макс Рокатански, но уже совсем другой.

Это полубезумный, терзаемый ошибками прошлого отшельник, который выживает, как может, и никому не стремится помогать, времена «воина дороги» для него давно прошли. Да и фильм-то на самом деле совсем не про него. Куда больше он про несгибаемую Фуриосу, про жен несмертного Джо, даже про бестолкового юнца Накса (того, что кричит «What a lovely day!» в трейлере) или вообще не про людей. Это своего рода притча о жизни в умирающем мире и последних крупицах человечности среди вырвавшихся на волю безумия, жестокости и ярости.

14. «Сталкер» 1979

Георгий Копьев

«Сталкер» — это тот случай, когда можно сказать, что фильм лучше книги. После многочисленных доработок и переписываний Аркадий и Борис Стругацкие не просто адаптировали свою повесть «Пикник на обочине» под сценарий, а создали ее альтернативную версию, которая глубже оригинала, кардинально от него отличается и даже противоречит ему. «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный» — знаменитая фраза из повести, которой не нашлось места в фильме.

Я люблю все фильмы Андрея Тарковского, и прекрасно осознаю, что смыслов и скрытых значений в них можно найти больше, чем в реальности закладывал автор. Это не плюс и не минус произведения, а всего лишь одна из характеристик. Главная задача не в том, чтобы разглядеть скрытое, а в том, чтобы отделить важное от неважного — для себя, необъективно. Почерпнуть для себя что-то — идею, намек. В основном, в монологах, конечно.

«Совесть, душевные муки — это все придумано, от головы».

В «Сталкере» есть над чем подумать, и времени для этого дается достаточно в течение самого фильма. Осмысливать надо сразу, иначе уйдет! Затяжные паузы, медленно плывущая камера, тишина и молчание. Помню, что при первом просмотре «Сталкера» все это заставляло меня чувствовать себя неловко — было какое-то эмоциональное напряжение, возникшее под впечатлением от фирменного стиля режиссера. Я все время куда-то спешил, хотел уже продолжения — ничего, в общем, не понимал. Но монтаж все равно работал — создавал давление. К «Сталкеру» невозможно относиться нейтрально: ты либо любишь его, либо презираешь.

13. «Пятый элемент», 1997

Никита Казимиров

Люк Бессон написал сценарий к фильму еще будучи учеником средней школы. В итоге «Пятый элемент» получился соответствующим — простым для восприятия и по-хорошему наивным. Тогда почему этот фильм оказался в нашем топе, да еще и так высоко? Просто режиссер из своих подростковых мечтаний сделал классику кинематографа.

90 миллионов долларов — огромные деньги, а для фильма вне Голливуда так вообще колоссальные. И Бессон использовал каждый цент, чтобы подарить нам потрясающе красивый и стильный фильм, в котором убедительный футуристический антураж становится обычным фоном для борьбы героев против абстрактного, но, несомненно, ужасающего Зла. Он берет моментами, сценами, фразами. 

Захватывающий дух вид небоскребов и магистралей с летающими машинами, в прямом смысле «космическая опера» (возможно, одна из лучших боевых сцен в кинематографе), «биг бада бум» и «мультипаспорт», в конце концов!

А какая тут синергия персонажей, как они потрясающе работают друг с другом! Брюс Уиллис прекрасно сыграл обычного таксиста Корбена Далласа, поневоле втянутого в историю со спасением мира. Зорг Гэри Олдмана получился классическим «приспешником Зла», но все равно отлично противопоставляется главному герою. А ведь они за весь фильм даже ни разу лицом к лицу не столкнулось. Крис Такер активно отдувается за юмористическую составляющую фильма. А Мила Йовович, еще не успевшая встрять в длинную историю с «Обителями зла», здесь, пожалуй, сыграла свою лучшую роль — инопланетянки Лилу, искренней и непредвзятой.

«Пятый элемент» даже сейчас остается одним из лучших: искрометной комедией, красивой научной фантастикой, интересным боевиком и оригинальным приключением. Каждый его, простите за каламбур, элемент работает как сам по себе, так и в связке с другими частями картины. И этой целостности, этого единства сейчас не хватает столь многим фильмам. В том числе и совсем недавней попытке Бессона повторить свой успех в «Валериане и Городе Тысячи Планет», который вышел очень красивым, но далеко не таким емким и ярким в плане персонажей. 

12. «Молчание» 2016 

Никита Богуславский

17 век, двое молодых священников тайно прибывают в Японию в поисках пропавшего учителя-миссионера. При этом они не знают ни языка, ни местных обычаев, ни даже того, что на островах христианство объявили вне закона — просто полагаются на Божью волю и наивно плывут в неизведанное навстречу испытаниям, лишениям и проверке собственной веры.

Если вас настораживает религиозная тематика — не спешите вычеркивать фильм из списков, он заслуживает просмотра вне зависимости от ваших собственных религиозных убеждений. «Молчание» не навязывает систему координат, не заставляет болеть за «хороших христиан» — примитивные конфликты на почве веры Скорсезе оставляет Мэлу Гибсону. Этот фильм не дает ответов, он задает правильные вопросы и представляет точки зрения так, чтобы зритель задумался и сделал собственные выводы о жизни, религии и людях.

Визуальная составляющая ленты просто поражает: кажется, ни один другой западный режиссер не показывал такую красивую, но настоящую Японию (в роли которой снялась Тайвань). 

Постановка, планы, музыка, декорации, свет и игра актеров (это определенно лучшая роль Эндрю Гарфилда, «По соображениям совести» надрывнее, но значительно проще) создают настоящую магию кинематографии, втягивают в бесконечно сильный эмоциональный опыт. Это настоящий художественный фильм, который не стеснен ни в бюджете, ни в свободе самовыражения.

11. «Назад в будущее» (Трилогия) 1985, 1989, 1990

Алексей Егоров

Эта трилогия — одна из самых культовых голливудских серий в принципе. Смотрели эти фильмы все (и не делайте вид, что не смотрели, вам все равно никто не поверит), и у многих любой из трех фильмов вызывает ностальгическую улыбку. А вот насчет чего многие постоянно спорят — так это на тему того, какой из трех фильмов серии стоит называть лучшим.

Я в таких спорах обычно стараюсь сидеть тише воды, ниже травы, потому что мне нравятся все три картины. 

И даже не потому, что мне не хочется с кем-то ссориться из-за любимых фильмов — нет. Просто дело в том, что все три части образуют цельную, законченную историю. Убери из нее любой из трех фильмов — и ощущения от просмотра будут уже совершенно не те. Да-да, даже, казалось бы, «необязательный» третий фильм.

Трилогия примечательна во многом прекрасной игрой актеров, добротным сценарием и отличным юмором. Еще всю трилогию растащили на цитаты, памятные моменты и тому подобные вещи. Шуточки про «моду 2015 года», про то, что ни в одной из всех временных линий Half-Life 3 так и не вышла — это все отсюда. Летающий скейт, кстати, тоже. И ведь, как ни прискорбно, ни летающих скейтов в широкой продаже, ни уж тем более Half-Life 3 у нас нет. Видимо, все-таки не в нашей временной линии это все.

Забавно, что у «Назад в будущее» есть анимационный сериал-продолжение, Back To The Future: The Animated Series, состоящий из 26 эпизодов. У мультфильма была несколько иная роль — по сути, это был развивающий познавательный сериал, где в каждой серии «живой» доктор Браун в исполнении Кристофера Ллойда рассказывал различные интересные факты. Сам сериал смещал свет софитов с Марти Макфлая на доктора Брауна и его семью, хотя сам Марти там присутствовал.

Еще более забавно, что сериал и трилогию связывает ничто иное, как игровая серия от Telltale Games. Сериал о пяти эпизодах вышел в 2010 году, и тогда подобная концепция смотрелась весьма и весьма свежо. Да что там — сама игра была вполне неплохой, хотя и рассказывала довольно простую историю.

Стоит отметить, что на фоне бесконечных ремейков, пересъемок и прочих эксгумаций трупов в Сети ходили слухи о том, что Universal хочет ребутнуть франшизу. 

К счастью, Роберт Земекис, автор оригинала, пресек все эти слухи на корню, заявив о том, что ремейка нет, не планируется и не будет в ближайшие годы — во всяком случае, пока он и Боб Гейл, продюсер трилогии, живы и здоровы. Дело в том, что у Земекиса и Гейла есть право вето, благодаря которому любые решения, связанные с киносерией, закреплены за ними. Так что все те, кого пугают современные голливудские тенденции, могут спать спокойно. Пока.

Первая часть топа: позиции 100-91 (там же озвучивается логика составления списка)

Вторая часть топа: позиции 90-81

Третья часть топа: позиции 80-71

Четвертая часть топа: позиции 70-61

Пятая часть топа: позиции 60-51

Шестая часть топа: позиции 50-41

Седьмая часть топа: позиции 40-31

Восьмая часть топа: позиции 30-21

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также