Редакция «Канобу» представляет восьмую десятку топа сотни самых знаковых, культовых и просто самых любимых нами фильмов в истории кино.
30. «Логан» 2017
Егор Парфененков
Да, это самый недавний фильм в нашем топе (на него даже есть рецензия). Ему всего полгода, а он уже попал в топ лучшего кино всех времен, причем забрался крайне высоко — прежде всего потому, что за него проголосовали целых семь соавторов списка (лишь один фильм собрал столько же, его мы откроем в последней десятке). Обычно мы осторожно относимся к сравнительно новым фильмам — они еще не проверены временем, слишком свежи в нашей памяти, чтобы оценить их трезво в контексте истории. «Логан», безусловно, неидеален, но с ним ясно как минимум одно — это самый смелый, глубокий и драматичный представитель мейнстримовой супергероики, и уже за это он заслужил право стоять над «Мстителями» и «Железным человеком». Будем надеяться, он так же существенно изменит жанр своим примером, как эти два фильма в свое время, но совсем в другую сторону.
Фильмы по комиксам редко когда отличались драматизмом — они, скорее, всегда играли роль попкорновой жвачки, делая ставку на яркую картинку и эпичность.
Мы уже привыкли к разноцветным трико, дорогим спецэффектам и ненавязчивым сюжетным линиям — это давно стало неотъемлемым клише практически каждой современной картины в жанре.
«Логан» же ломает надоевшие штампы и показывает зрителю действительно сильную драму — без фальши и лишнего пафоса. Здесь не спасают планеты и не пытаются в очередной раз свергнуть какое-либо всемирное зло — фильм смещает акцент с фантастики, рассказывая более приземленную, живую историю. Да, тут есть когтистые мутанты и орудие массового поражения в лице 90-летнего старика, однако картина раскрывает своих персонажей с иной стороны — не как супергероев, но как людей, с простыми, человеческими проблемами.
Росомаха постарел: его история подошла к логическому завершению, а миру, как говорится, требуются новые герои — молодые мутанты, в одном из которых течет кровь самого Логана.
С одной стороны, ленту можно воспринимать как приквел к чему-то грандиозному: во вселенной Людей Икс наступает новая эра, а «Логан» как раз дает затравку для дальнейших событий, представляя зрителям Лору (мини-версию героя Джекмана) и ее компанию, которых мы наверняка увидим в последующих фильмах серии.
С другой, картину вполне можно назвать самодостаточным проектом, который цепляет даже без знания лора и всей супергеройской предыстории. Нам просто показывают отчаянных мутантов, пытающихся разобраться в происходящем вокруг них хаосе — не масштабном, но более личном, интимном. А депрессивная музыка и затемненные кадры только усиливают и без того давящую атмосферу фильма, что уже дает повод обратить на него внимание. Хотя бы потому, что таких комиксмуви еще никогда прежде не снимали.
29. «Воспоминания об убийстве» 2003
Александр Башкиров
Корейское кино начинаешь смотреть, когда тебя в очередной раз разочаровало русское и американское (корейцы-режиссеры в нашем топе уступают только этим двум национальностям). Там есть Пак Чхан-ук с его Old Boy, Ким Ки Дук с «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» и Ким Чжи Ун с «Хороший, плохой, долбанутый» и «Я видел дьявола». Но это все — либо артхаус, либо жанровое кино, пусть и фантастически хорошо написанное и снятое.
Из всех корейцов только режиссер и сценарист Пон Джун-хо претендует на звание абсолютного гения, снимающего очень сложное и бесконечно-творческое кино для всех, кино мирового уровня. Я очень люблю его The Host — очень своеобразную смесь monster movie в духе «Челюстей» или «Годзиллы» и безысходно-черной корейской трагикомедии. «Мать» 2009 года — один из величайших современных триллеров, очень оригинальное и беспощадное кино, которое лично я бы поставил в первую десятку нашего топа без всяких скидок на то, что оно «слишком новое» и что его «мало кто видел».
Но «Воспоминания об убийстве» — лучший фильм Джун-хо и, следовательно, лучший корейский фильм. Пересказывать его сюжет бессмысленно: он вам напомнит сразу все фильмы Дэвида Финчера, переснятые каким-то азиатом. Тут и реальная история охоты на маньяка в конце 80-х (убийцу так никогда и не поймали), и пара полицейских с очень разными взглядами на жизнь, которые в процессе этой охоты успевают продемонстрировать самые блестящие профессиональные качества, но при этом надломиться в личном плане. Из истории о серии преступлений гениальный режиссер сделал фильм, опирающийся на весь мировой кинематограф на эту тему, но при этом непохожий ни на один из первоисточников.
Сцены убийств тут более страшные, чем в любом хорроре, совершенно сногсшибательно снятая погоня — более напряженная, чем в любом боевике, поиск подозреваемых и работа с ними — более захватывающие и непредсказуемые, чем в любом триллере. Но это не хоррор, не триллер и не детектив, это кино без жанра и аналогов.
Трудно объяснить, почему работа Пона Джун-хо ТАК действует на зрителя: частично это объясняется полной синергией сценария и режиссуры, драматургии и картинки, в каждом эпизоде подталкивающих друг друга на новый уровень кино. Частично — уникальным видеорядом, в котором одинаково умело используются свет и темнота, яркие дневные цвета и ночные полутона, то, что мы видим и то, о чем можем только догадываться. Частично — тем, как Джун-хо снимает движение, экшен, какую энергию создает переходом от полной неподвижности камеры к ее плотному движению перед бегущими в экран героями (и величайшая визуальная шутка в фильме построена на том, что персонажи видят то, что остается за кадром для зрителя).
Но это все частности — как и то, насколько тщательно в этом фильме выверены и сбалансированы начало, середина и конец (обычно в фильмах о непойманном маньяке что-то одно да провисает, как в «Зодиаке» Финчера). В целом «Воспоминания об убийстве» — один из редких фильмов, которые не поддаются описанию или пересказу, кино в чистейшем виде, любой кадр которого стоит сотни, трейлер — тысячи, а посмотренная на YouTube сцена погони (погуглите Memories of Murder — Chase Scene) — миллиона слов.
Мы уже вставляли в предыдущие статьи ролики-эссе от Тони Жоу (в русской озвучке), блестяще раскрывающего талантливые аспекты кинолент, в данном случае — групповые сцены на примере обсуждаемого фильма. Уверен, этот ролик заинтересует вас в ленте быстрее, чем любой трейлер.
28. «Крепкий орешек» 1988
Алексей Егоров
Когда вспоминают разное «кино для Нового года», обязательно звучат названия как минимум трех лент — «Ирония судьбы», «Один дома» и «Крепкий орешек». И если с первыми двумя все в общем-то понятно, то вот наличие в списке третьей картины многих порядком удивляет — ну как боевик с Брюсом Уиллисом может оказаться в подобной компании? Очень даже может — хотя бы потому, что фильм в общем-то про Рождество и есть. Как и его сиквел.
Вообще, оригинальному фильму следует сказать спасибо как минимум за то, что он вывел «в люди» Брюса Уиллиса, который до этого каких-то больших ролей не имел. Да, снимался, но в сериалах и в не самых кассовых фильмах, и именно «Орешек» стал его дорогой в светлое будущее. Увы, для нас самих это вылилось в натуральную «дойку» франшизы, которая закончилась пятым (отвратительным) фильмом, а также анонсом шестого — «Крепкий Орешек. Год первый». Выйдет оно только в 2019 году, так что можете морально готовиться.
Первый «Орешек» — это один из самых крутых боевиков, который к тому же до сих пор отлично смотрится. Здесь есть все — от отличного экшена в целом до отдельно взятых умопомрачительных сцен, от которых захватывает дух. И это все несмотря на довольно простой сценарий, который можно пересказать буквально одной фразой — «хороший парень мочит плохих парней в канун Рождества, стараясь сохранить жизни куче заложников». И, черт возьми, это работает.
У «Орешка» нет какого-то сумасшедшего масштаба, нет длинной бэкстори героев и злодея, но он все равно цепляет и держит до самого конца.
И чем дальше шла франшиза, тем дальше она отходила от концепции — и понимания всей крутости! — оригинального фильма. Вторая, также рождественская часть, моментами напоминала по духу первый фильм, но в целом была уже куда слабее. Третья часть, изначально задуманная и написанная вообще как «Смертельное оружие 4» (сценарий был затем переписан под «ореховую» франшизу, но ощущение, что мы смотрим «С.О.» вместо «Орешка» никуда не делось), снова умудряется задать жару. Несмотря на в разы возросший масштаб, фильм точно также держит до конца, как и оригинал — благодаря отличной динамике, экшену и забавным отсылкам на первый фильм (например, тут герой Уиллиса снова бросается в последний бой с двумя патронами).
А дальше пошел разброд. Четвертая часть, пусть и неплохая, была насквозь пустой и уже совершенно «не про то» — какие-то глобальные заговоры, скачок в современность и прочие вещи, которые насквозь убивали дух серии (ну хоть экшен был неплохой). А после этого, желая поскорее убить серию, создатели выпустили «Хороший день, чтобы умереть», который можно считать настоящим издевательством над серией, Макклейном и всеми фанатами «Орешка». Хотя, повторюсь, впереди нас ждет шестая часть, и черт его знает, чем съемочная команда будет удивлять нас на этот раз.
27. «Сладкая жизнь» 1959
Александр Трофимов
Наш топ не мог обойтись без итальянского кино и картины Леоне и Скорсезе тут не прокатят (это все же американское кино), тут нужен Феллини. Мы с Сашей Башкировым долго спорили, выбирая между «8 с половиной» и «Дольче Витой», но я все же решил остановиться на второй, потому что ее история кажется мне более универсальной, тогда как «восьмерка» – больше кино о кино.
Марчелло Мастроянни играет здесь Марчелло Рубини, журналиста, вращающегося в кругах элиты, но погружающегося все больше в полную апатию. Картина говорит то, что хотел сказать «Духлесс» гораздо раньше и гораздо лучше.
Это один из тех немногих фильмов, при просмотре которого рука сама тянулась к кнопке скриншота – настолько потрясающая здесь композиция и расстановка актеров в кадре (я сделал их давно и они, наконец, придутся к месту). Только посмотрите на эту группу людей – мы постоянно видим в кино толпы народу, но почти никто не может расположить их в пространстве так, чтобы они завораживали уже своими силуэтами и физическим расположением относительно друг друга, уже в этой расстановке есть своя динамика, свое настроение. А как вам такая работа со светом?
И конечно, это не чисто визуальная картина, путешествие Марчелло сквозь пустыню собственного безразличия гипнотизирует не меньше, вечеринка в доме на пляже в конце запоминается особенно.
В этой десятке у нас получилась повышенная концентрация классики и сравнивать между собой шедевры Феллини, Хичкока и Уэллса – труд неблагодарный, как можно сказать, какой из этих монстров создал более впечатляющее полотно? Главное, что я хочу до вас донести – все эти представители классики не стареют, они смотрятся увлекательно, живо и по-прежнему удивляют талантливыми ракурсами, игрой света, глубокими диалогами и мастерством повествования и постановки, которые кинематограф за десятки лет так и не смог повторить и сделать неактуальными.
26. «Начало» 2010
Сергей Цилюрик
У Кристофера Нолана много хороших фильмов. В их числе, без сомнения, и «Мементо», события которого который нужно складывать самостоятельно, словно головоломку, и «Престиж», большая иллюзия про иллюзионистов с отличным финальным поворотом сюжета. Оба этих фильма хочется пересматривать еще и еще — но в списке успехов Нолана, без сомнения, особое место занимает «Начало».
Мы уже писали о том, что Inception предвосхитил гениальный японский режиссер Сатоси Кон, в своих произведениях часто размывавший грань между обыденнным и иллюзорным; Нолан же перенес этот ирреальный, меняющийся на ходу и живущий по своим правилам сеттинг в рамки мегауспешного голливудского блокбастера.
Прелесть Inception в его непредсказуемости. Это фильм про гнущийся Париж, про поезд посередине улицы, про непрерывные смены обстановки, про то, что все может быть и совершенно невероятным, и до боли настоящим. Inception сочетает в себе невероятное количество жанров: это и фильм-ограбление, и напряженный экшен, и эмоциональная драма.
Заслуга Нолана тут в том, что каждый из этих элементов работает, причем не так, как в других произведениях. Из-за особенностей сеттинга попытки героев обмануть Фишера обставлены совершенно иначе, нежели в других лентах о грабежах и похищениях; именно благодаря логике сна дуэль Артура с охранником в невесомости стала возможной (и вряд ли забудется людям, посмотревшим этот фильм); наконец, в итоге лента оказывается посвящена путешествию Кобба внутрь себя, его поискам прощения и его решениям, определяющим финал. Именно благодаря такому необычному, творческому сочетанию самых разных элементов Inception и остается фильмом, который можно и нужно рекомендовать к просмотру каждому.
25. «Побег из Шоушенка» 1994
Никита Богуславский
Да, вот так, даже не во второй десятке — мы не могли обойти вниманием «Побег из Шоушенка», но тащить несчастного Энди Дюфрейма в самый топ, повинуясь стандартам IMDB и «Кинопоиска» не будем. Этот фильм прекрасен со всех сторон, но в нашей системе ценностей есть более значимые картины. Я говорю «мы» потому, что решение было коллективным и далось не так уж легко.
К драме Фрэнка Дарабонта (который так и не снял ничего сопоставимого за всю свою карьеру) почти невозможно придраться. В ней есть целостная, честная идея, которая прочно вплетена в сюжет и равномерно, со всех сторон раскрывается на протяжении медленной, но мастерски закрученной истории. В ней есть отличные персонажи, которых потрясающе играют талантливые и заинтересованные актеры. В конце концов, фильм легко смотреть, он не пытается задавить зрителя каменной серьезностью.
Но в угоду доступности «Побег» слишком старательно разжевывает сам себя и выдает настолько приторную концовку, что начинает сводить челюсть.
Неужели нельзя было проявить хоть немного доверия к зрителю? И мы не против хороших финалов — выше вы встретите не только мрачные военные опусы и безысходные трагедии. Мы против того, чтобы хорошие, настоящие фильмы калечили сами себя до состояния псевдоинтеллектуальной жвачки просто потому, что режиссер или продюсер боятся дать зрителю хоть немного напрячь мозг или эмоциональный центр самостоятельно.
Но даже так посмотреть «Побег из Шоушенка» просто необходимо, это исключительное кино, которому лишь немного недостает до абсолютного шедевра.
24. «Бешеные Псы» 1991
Евгений Желтовский
Как стать культовым режиссёром если ты никчёмный киноман? Посмотри как можно больше хороших (например, из этой сотни) и не очень фильмов, брось недоделанной свою первую ленту и вложи десяточку в удачу. Или можешь ограничиться просмотром «Бешеных Псов» — режиссёрского дебюта Тарантино.
Этот фильм не требует снисхождений в духе «ну, это была его первая работа». Проба пера оказалась, пожалуй, одной из самых интересных картин Квентина, уступающей, на мой взгляд, разве что «Омерзительной Восьмёрке». И дело не в гротескной жестокости, по которой многие узнают работы главного безумца Голливуда. Не в хвалёных диалогах, за которыми скрывается глубочайшая экспозиция. Всё гораздо проще — дело в повествовании.
Если вкратце, это фильм об ограблении… без ограбления. Основные события разворачиваются после задуманного на месте встречи в заброшенном похоронном бюро.
В банде завелась «крыса» из-за чего весь план пошёл наперекосяк и теперь героям предстоит вычислить стукача среди своих. Детали же, раскрываются в, скажем так, флешбеках. Таким образом, сперва даются «ответы» и уже потом задаются «вопросы».
И, как вы наверняка знаете, такой подход в дальнейшем и сформировал стиль режиссёра. Раз уж заговорили про тарантиновский почерк, нельзя не упомянуть что уже в «Бешеных псах» он начал использовать свои фирменные приёмы. Например, знаменитая сцена без монтажных склеек с проходом Мистера Блондина к машине и последующий план «из багажника». В «Криминальном Чтиве», например, аналогичная сцена встречается в самом начале, когда Джулс и Винсент приезжают на разборку. «Мексиканский тупик» (когда трое и более людей наводят друг на друга оружие) — так и вовсе визитная карточка Квентина, вспомните финальную сцену в закусочной всё в том же «Криминальном Чтиве» или сцену в баре в «Бесславных Ублюдках». Про чрезмерную жестокость, моря крови и, конечно же, диалоги «ни о чём» я уже говорил — всё это ещё не раз всплывёт в будущих картинах Тарантино.
К тому же, в «Бешеных Псах» берёт начало «вселенная Тарантино», в которой «Убить Билла» это то самое шоу, о котором рассказывала Миа Уоллес в «Криминальном Чтиве», Мистер Блондин — родной брат Винсента Веги, а сигареты марки Red Apple, которые заказывает Бутч в баре Марселласа Уоллеса встречаются в виде табака, который забивают в трубки герои «Омерзительной Восьмёрки».
С «Бешеных Псов» определённо стоит начинать знакомство с творчеством Тарантино. А затем, к нему хочется возвращаться снова и снова, разгадывать типажи героев, искать подсказки в диалогах, подмечать детали и разбирать реплики на цитаты.
23. «Гражданин Кейн» 1941
Александр Трофимов
Я уже писал о «Кейне» в одной из статей, поэтому лишь повторю здесь самое основное. Что до того, почему столь значимый фильм откатился с первых позиций на двадцатые, думаю, вы понимаете. Мы все еще пытаемся совместить несовместимое и показать не только самое великое, но и самое лучшее из массового, самое значимое для нас. Если смотреть праве в глаза, мало кто видел «Кейна», несмотря на то, что тот этого более чем заслуживает.
Есть множество классических фильмов, которые не постарели ни на день за все эти годы – это ленты Куросавы, Чаплина, Китона (Бастера в смысле), Хичкока, Люмета и так далее, но есть в «Гражданине Кейне» нечто всеобъемлющее, заставляющее многих критиков называть его лучшим фильмом в истории кино.
Возможно, все дело именно в этом – в универсальности. Другие ленты могут сколь угодно хорошо раскрывать свою основную тему, но именно сосредоточенность на ней оставляет фильм в определеной нише. Фильма Уэлса же успевает быть всем и сразу. Исследованием одиночества, развращающей власти, опасности легких путей, превращающихся в глухие окольные тропы и многого другого.
В первую очередь, это история о жизни – от детства до старости и смерти, со всеми ее взлетами и падениями. Кейн – вымышленный персонаж, медиамагнат с исполинским эго и абсурдной страстью к роскоши – но он основан на вполне реальной личности, Уильяме Херсте. В фильме присутствуют детали его личной жизни и карьеры, его цитаты и так далее. Сам Херст выходу картины, естественно, был крайне не рад и употребил все свое влияние, чтобы похоронить фильм. К счастью, ему это не удалось. О войне Уэлса и Херста снята отдельная лента – «Проект 281», где Уэлса играет саблезубый брат Росомахи и заслуженный Рэй Донован – Лев Шрайбер.
«Гражданин Кейн» стал небывалым прорывом для кинематографа – в том числе и с технической точки зрения, что показано в том же «Проекте 281», уже поэтому его обязательно нужно посмотреть.
Вы, вероятно, думаете, что окей, он впервые сделал что-то там, но ведь кинематограф это давно впитал и я видел усовершенствованную версию всего этого сотни раз с тех пор – зачем мне смотреть на оригинал, только в образовательных целях? Фишка в том, что нет, не видели.
Больше всего при просмотре меня поразил талант, вложенный в каждый кадр – таких углов съемки, использования тени и света, работы с действием на переднем и заднем планах я не видел больше нигде.
За 75 лет кинематограф так и не создал фильма, который так бы поражал воображение каждым своим кадром. Весь фильм пропитан безумным бунтарским духом Уэлса, играющего в нем главную роль (ему на тот момент было 25), именно его талант, смелость и фанатичное желание сделать все идеально позволило появиться на свет этой картине.
Есть множество гениальных фильмов, но «Гражданин Кейн» – это нечто обособленное, чистый кинематограф, самый показательный и всеобъемлющий представитель этого вида искусства. Не пожалейте пары часов на ликбез, который даст вам гораздо больше очередного блокбастера и позволит узнавать многие рефренсы в других фильмах, решивших отдать дань творению Уэлса.
Любительский трейлер с крайне сомнительным выбором музыки, но зато на русском
22. «Хранители» 2009
Денис Варков
«Хранители» — это максимально близкая к оригиналу экранизация одноименного комикса Алана Мура и Дэйва Гиббонса. Сюжет рассказывает об альтернативной реальности, в которой в 1985 году в разгар Холодной войны один из мстителей в маске — простых людей, перешедших черту закона ради справедливости — начинает расследование гибели другого мстителя, который годами сотрудничал с правительством.
Это очень яркий и колоритный мир, в котором всего один настоящий супергерой, но он всесилен. Доктор Манхэттен в буквальном смысле способен сделать все, что угодно, и тот факт, что он — американец побуждает СССР накапливать оружие в надежде с его помощью противостоять главному живому орудию США. Это не супергероика в привычном смысле, а фильм на грани нескольких жанров, но в первую очередь — это детектив.
Как и оригинальный комикс, фильм «Хранители» заставляет задуматься о многом, но это в первую очередь заслуга Алана Мура, а не команды сценаристов. А вот Зак Снайдер потрудился на славу. Это тот фильм, в котором его любовь к замедленной съемке и мрачной тональности лишь добавляет фильму особый шарм. А еще это тот фильм про супергероев, который трудно советовать, но который при этом необходимо посмотреть, потому что он разрушает привычную формулу фильмов в этом жанре.
Актеры тоже постарались на славу, но лучше всех — Джеки Эрл Хейли в образе мрачного Роршаха и Билли Крудап в роли Доктора Манхэттена, постепенно теряющего любые человеческие эмоции.
«Хранители» — одна из тех экранизаций комиксов, которые фанаты не любят, а обычные зрители с удовольствием пересматривают, и в то же время это фильм, многие элементы которого чуть ли не покадрово перенесены со страниц комикса. Сегодня так уже не снимают. Даже новые экранизации комиксов Зака Снайдера — это адаптация сюжетов, а не последовательное их воспроизведение на большом экране.
Впрочем, между комиксом и фильмом все равно есть расхождения. И главное из них в концовке. Так что, если вы читали комикс и, подобно Алану Муру, зареклись смотреть этот фильм, то мы все же советуем вам это сделать. Он сможет вас удивить.
21. «Психо» 1960
Никита Казимиров
Если бы в мире существовал словарь киноассоциаций, то рядом со словом «саспенс» находилась бы фотография Альфреда Хичкока. Гениальный кинорежиссер, идейный вдохновитель и кумир для Стэнли Кубрика и Дэвида Линча буквально своими руками создал и закрепил основы жанра триллер. И «Психо» — главный столп его творчества, на котором и сейчас строятся многие принципы киноматографа.
Побег героини Мэрион Крейн стал началом, пожалуй, самого культового и гнетущего психологического хоррора и основоположником слэшеров. Каждый кадр, каждый звук фильма работает на создание атмосферы неминуемой беды. Угроза ощущается даже в таких вещах, как мимика главной героини и первых нотах скрипки, холодным течением уводя зрителя в пучину сюжета.
И при этом «Психо» еще и отличный, пускай и несколько камерный, экскурс в Америку 60-х годов. Не по интересным местам, но по самому духу того времени, настроениях в обществе и людских взаимоотношениях. А диалоги здесь словно предназначены для театральной постановки, а не кинопленки. Сами оцените:
Мы все в своих ловушках. Застряли. И никто из нас не может выбраться. Мы карабкаемся, цепляемся… Но только за воздух, только друг за друга. И в результате стоим на месте.
Хичкок первым показал, с какой легкостью можно избавляться от ключевых героев, сделав это особенностью фильма. А без Нормана Бейтса не было бы ни Фредди Крюгера, ни Джейсона Вурхиза, ни прочих Джиперс Криперсов. Но режиссер сделал еще то, про что многие авторы современных триллеров и хорроров забывают: создал убедительного и от того еще более жуткого злодея, чья история ужасает своей правдоподобностью.
Возможно, сейчас «Психо» покажется несколько устаревшим, простым и наивным, ведь его идея и сценарные приемы распространились по самым разным фильмам, но он все еще смотрится великолепно, уверенно цепляя внимание зрителя в начале и лишь усиливая хватку с каждой минутой. Этот вклад в кинематограф нельзя недооценивать.
Первая часть топа: позиции 100-91 (там же озвучивается логика составления списка)
Вторая часть топа: позиции 90-81
Третья часть топа: позиции 80-71
Четвертая часть топа: позиции 70-61
Пятая часть топа: позиции 60-51
Шестая часть топа: позиции 50-41
Седьмая часть топа: позиции 40-31
Источник