Топ 100 фильмов «Канобу»: Часть 1 (100-91)

Это первая часть в цикле фундаментальных материалов, за которые мы решили взяться. На составление и редактирование этого топа, споры, добавление и выбрасывание фильмов ушла куча времени, но сегодня мы готовы представить нашу первую десятку.

Уверен, что эти топы (а они будут не только про кино) вызовут немало вопросов, но не удивляйтесь, если многих фильмов из ваших личных фаворитов, а также из топов IMDB, Кинопоиска и других сайтов здесь не окажется. Повторять их не было никакого смысла, при составлении списка мы старались не оставить за бортом картины, без которых мировой кинематограф нельзя представить, но при этом внести достаточно свежих лент, которые дороги лично нам и с которыми мы хотели бы познакомить и читателей сайта.

Сотня лишь поначалу кажется большим числом, довольно быстро понимаешь, что для того, чтобы вместить все самое лучшее, яркое, незаслуженно малоизвестное, ее на хватает. 

Некоторых привычных завсегдатаев топов мы выкидывали с удовольствием, с некоторыми расставались с трудом, но расширять топ до двух-трех сотен смысла не было.

Мы пытались определить не только лучшее кино в истории (тогда топ напоминал бы список рекомендаций для студентов киноинститута и включал бы всего Кубрика, Тарковского и других мэтров), но еще и отметить те ленты и франшизы, которые в наибольшей степени повлияли на массового зрителя, на индустрию в целом.

Поэтому условные «Звездные войны» могут оказаться выше условного «Сталкера» – это не значит, что они лучше, талантливее или глубже, но влияния на индустрию они оказали намного больше и для рядового зрителя остаются куда более важной частью его киновпечатлений. Это может расстраивать, но это факт.

Составлять топ из одних «Похитителей велосипедов» и «Воспоминаний об убийстве» смысла не было – у «Канобу», посмотрим правде в глаза, нет достаточной для этого уровня киноэкспертизы, да и нашим читателям список малознакомой классики не слишком бы помог, да и спорить в комментариях было бы не о чем. 

Очередность в топе имеет не слишком большое значение, особенно в нижней его части, поэтому задумываться над тем, почему один фильм на строчку выше другого, не стоит. Порядок становится все важнее по мере продвижения к вершине, но все же главным вопросом для 10 редакторов сайта оставалось попадание/непопадание в сотню как таковое и распределение фильмов по десяткам.

В топе бок о бок представлены драмы и боевики, анимация и игровое кино – естественно, сравнивать их между собой довольно сложно, но это привычный формат подобных списков. Главное отличие наших правил – мы позволили себе ставить одной позицией сразу всю серию фильмов (все 8 картин «Гарри Поттера», например) или же выделять самую удачную часть франшизы («Терминатор» в нашем сознании – все еще идеальная дилогия).

Новые порции топа будут выходить каждую неделю, соответственно, всю сотню целиком мы выложим лишь в сентябре – до этого момента не спешите с вопросами «а где фильм N?». Вполне возможно, вы дождетесь его выше по списку.

Мы надеемся, что этот топ станет отправной точкой для интересного обсуждения, а также поможет вам определиться с фильмом на вечер – на много вечеров, в идеале. 

100. «Облачный атлас» (2012)

Александр Трофимов

В моем личном топе эта картина стоит на втором месте, но после голосования редакции фантастический эпик Вачовски и Тыквера рухнул на самое дно. Не секрет, что большая часть зрителей считает фильм пафосной пустышкой, которая замахнулась на глубокие темы, но так и не смогла их раскрыть.

Я вижу минусы картины, вижу спорное решение с очевидным гримом (его специально делали таким, чтобы актер под ним все же угадывался), вижу пафосные речи, которые для многих проваливаются в пустоту, и так далее. Но именно эта лента поразила меня сильнее и глубже всего за последние десять лет. Ничто больше не могло сравниться с этой амбициозностью, этим масштабом тем и идей. 

Для меня именно это – настоящий кинематограф, безумный эксперимент, клубок из судеб и смыслов, максимально концентрированное отражение мира в сознании художника.

Это не просто «неплохой фильм», это великое кино, пытающееся охватить весь мир. Оно может пробить вас навылет и перевернуть представление о кинематографе.

99. «Рога» (2013)

Павел Пивоваров

Несмотря на Дэниэла Рэдклиффа (Гарри Поттера), играющего здесь главную роль, «Рога» даже не появились в российском прокате. Найти его можно только в любительской озвучке (как будто из девяностых), но кино того стоит.

Тихий американский городок, громкое убийство, жертва — возлюбленная главного героя, подозреваемый — главный герой. 

От него отворачиваются друзья и родные, все вокруг считают его виновным в гибели девушке, а он только и может, что заливать свое горе, пока в один прекрасный день у него на голове не начинают расти рога, заставляющие окружающих говорить только правду. Благодаря этой суперспособности фильм выворачивает тихий городок наизнанку, обнажая худшее, что есть в людях. Само собой, не обходится здесь без интересных твистов, чёрного юмора и настоящей большой любви.

Это один из самых милых и честных фильмов в мире, поэтому я советую дать ему шанс.

98. «Железный человек» (2008)

Никита Богуславский

Первый супергеройский фильм Джона Фавро до сих пор остается одним из лучших во всей киновселенной Marvel, которая началась именно с него: он яркий, захватывающий, с отличными спецэффектами, а Тони Старка играет переполненный энтузиазмом и природной харизмой Роберт Дауни-младший. Но главное, он целостный и прекрасно держится в качестве самостоятельного произведения. Да, он забрасывает удочки на будущие фильмы, но сам по себе не воспринимается как двухчасовой пролог к чему-то большему – то, чего не смог достичь, например, Зак Снайдер в «Человеке из стали».

В 2008 году «Айронмен» перевернул представления о развлекательном кино и задал стандарт для современного блокбастера, по которому киноиндустрия живет уже почти десять лет. Именно он ввел моду на киновселенные и показал, что комиксы можно и нужно экранизировать не только для детей и гиков, а вообще для всех людей. Фавро (и армия продюсеров, аналитиков, сценаристов и студийных боссов Marvel и Disney вместе с ним) нашел способ превращать супергероев в обычных живых людей, чтобы даже самый заскорузлый консерватор мог закрыть глаза на то, что половину времени они носятся по экрану в вычурных костюмах и крушат здания голыми руками.

«Железный Человек» проложил дорогу «Мстителям», которые возвели жанр кинокомикса в абсолют. 

Первый «командный» фильм в истории, в котором сошлись сюжетные линии и персонажи сразу нескольких в целом не связанных картин, такого раньше не делал никто. После «Мстителей» у людей начала появляться привычка ходить на очередной фильм Marvel раз в полгода, они уже воспринимаются как фундаментальная часть массовой культуры, как Олимпиада или музыкальный фестиваль «Горящий человек» – ты смотришь фильм в кинотеатре и всегда точно знаешь, что где-то впереди тебя ждет следующий.

Но все это, повторю, сработало исключительно потому, что сам по себе «Железный человек» оказался отличным фильмом с идеально подобранным актером. Может быть, это и не так важно для обычных зрителей, но фильм буквально спас Роберта Дауни-младшего. У актера были большие проблемы с алкоголем, наркотиками и законом, как-то раз он не смог сыграть Гамлета в постановке Мэла Гибсона потому, что сидел в тюрьме. К середине нулевых он смог покончить с веществами, но было уже поздно – ни одна студия не хотела с ним работать из-за ужасной репутации. Marvel была его последним шансом вернуться в большое кино, которой он сумел воспользоваться на полную.

97. «Офисное пространство» (1999)

Сергей Цилюрик

Кубиклы и менеджеры, бюрократия и тимбилдинг, бессмысленные перестановки и сверхурочные, бесконечные новые правила и памятки – любой работавший в офисе или хотя бы представляющий себе, что это такое, понимает, что корпоративная культура, как правило, не нуждается в приукрашивании, чтобы стать основой для комедии. И Office Spaсe посвящена именно этому – абсурдности и неэффективности корпоративной машины, тому, насколько ничтожными ощущают себя люди, работающие в ней шестеренками, и катарсису, освобождению от гнета этой системы.

«Офисное пространство» – это словно живое воплощение бессмертного комикса Dilbert; фильм про айтишников, снятый за 15 лет до «Кремниевой долины» (ее же соавтором). 

Это одна из самых остроумных и точных зарисовок на тему обыденной взрослой жизни, не теряющая ни капли актуальности и сейчас. Это картина с идеальным кастингом, написанная и поставленная так, что сцены из нее – при том, что она так и не получила мэйнстримовый успех – стали мемами.

96. «Ширли-мырли» (1995)

Георгий Копьев

Режиссер Владимир Меньшов почти 10 лет ничего не снимал после картины «Любовь и голуби» — взял большой перерыв и ждал, когда появится нужный сценарий. За это время случилась перестройка, развалился Советский Союз и даже успел сложиться образ 90-х годов — периода, когда абсурд и апатия в стране доходили до своего пика.

Об этом и был новый сценарий, из которого получилась отличная комедия-фарс. 

И ничем кроме как комедией «Ширли-мырли» быть не мог, потому что без утрирований, экспрессивного языка и нарочито переигрывающих актеров большинство сцен было бы неприятно смотреть — как на себя в зеркало, когда ты потерял работу, растолстел, где-то подворовываешь и не проводишь ни дня без стакана, и все не потому что ты жертва обстоятельств, а потому что ты эти самые обстоятельства создаешь.

Малограмотные бандиты – настолько привычная часть жизни, что никто и не пытается им сопротивляться; люди на улице и в транспорте даже не поворачиваются посмотреть, кого там бьют; милиция, пользуясь властью, не стесняясь, лапает женщину — все это было бы очень мерзко, если бы не было так смешно. Жесткая сатира о жизни в России, людях, их менталитете, которую пока еще понимают, причем как старшее поколение, так и миллениалы.

Мосфильм выложил фильм целиком

95. «Планета Ка-Пэкс» (2001)

Денис Майоров

Кевин Спейси – прекрасный актер, сыгравший во множестве хороших и даже гениальных фильмов. Но когда речь заходит о лучших его работах вспоминают обычно «Красоту по-американски», «Секреты Лос-Анджелеса» или «Подозрительные лица», но почти никогда «Планету Ка-Пэкс». И это несправедливо, при всем уважении к перечисленным выше картинам.

Мало какой фильм после просмотра может заставить взглянуть на себя со стороны и переосмыслить жизненные ценности, вновь увидеть прекрасное в мелочах. Вспомнить, что счастье – в безмятежных мгновениях, в смехе в окружении близких людей, в глотке холодного лимонада в жаркий день. Такого может не хватать даже в идеальном мире.

Это и доказывает Прот (Кевин Спейси), пришелец с той самой планеты Ка-Пэкс, на Земле угодивший в психушку (ну кто бы сомневался). Или он действительно «псих», сумевший убедить в реальности далекой планеты не только пациентов, но даже одного из охранников клиники? Да и своего доктора, великолепно сыгранного Джеффом Бриджесом, который, правда, до самого конца не хочет признаваться, что верит Проту и копается в его голове лишь по инерции, давая волю подсознанию, не желающему принимать диссонирующую с привычной логикой историю.

В глазах пришельца видно бесконечное любопытство и любовь ко всему живому. Ну и к бананам, разумеется, земные фрукты — это нечто, обязательно нужно пробовать! 

Кто-то в истории Прота видит библейские отсылки, кто-то ищет рациональное зерно, ну а кто-то (почти все) предпочитает верить в планету Ка-Пэкс, на которую Прот всех нас когда-нибудь заберет. И не важно, какая теория будет вам ближе – это в любом случае очень светлое кино, после которого остаются только приятные эмоции и желание жить.

94. Дилогия «Рейд» («Рейд» 2011, «Рейд 2» 2014)

Денис Варков

Обе части «Рейда» стоит воспринимать как один большой наполненный под завязку экшеном фильм. Если вы смотрели когда-либо боевики, но при этом не видели ни одну из частей «Рейда», то вы упустили самое главное в этом жанре – динамику и удивительные бои, которых вы не найдете ни в одном голливудском фильме.

Гарет Эванс, режиссер обоих фильмов, изначально хотел снять второй фильм, но у него не хватило бюджета, поэтому он снял первую часть – пролог к «Рэйду 2».

Главным героем фильмов стал спецназовец по имени Рама. В первом фильме вместе со своим отрядом он отправляется в трущобы Джакарты, чтобы поймать наркоторговца, прячущегося на пятнадцатом этаже высотки. И в течение всего фильма зритель наблюдает, как спецназ прорывается на пятнадцатый этаж, теряя людей и килограммы боеприпасов. И в какой-то момент патроны заканчиваются, и тогда Рама и его коллеги идут в рукопашную, тут-то и начинается самое интересное.

При работе над фильмами Эванс заставлял актеров проходить курсы по рукопашному бою, чтобы все схватки выглядели натурально. И во втором фильме Рама встречает противников, освоивших то или иное боевое искусство в совершенстве, и в отличие от простых оппонентов первой части, сражения с ними становится настоящим испытанием. «Рейд» – это фильм, где бой может длиться очень долго, но изобретательный подход к постановке и съемке этого сражения не позволит вам оторваться до самого конца.

«Рейд» – как первый, так и второй – это такое кино, которое очень сложно советовать, но в то же время это один из тех фильмов, которые нужно посмотреть, чтобы понять, как на самом деле нужно снимать боевики. Эта дилогия наравне с «Олдбоем», «Двойной рокировкой» или фильмами Ким-Ки Дука доказывает, что есть отличное жанровое кино за пределами Европы и Америки, в частности – в Индонезии.

93. Трилогия Горина («Тот самый Мюнхгаузен» 1979, «Дом, который построил Свифт» 1982, «Формула любви» 1984)

Александр Трофимов

«После венчания мы уехали с супругой в свадебное путешествие: я в Турцию, она в Швейцарию. И три года жили там в любви и согласии».

Я вряд ли назову человека, столь же легко и естественно способного сплетать в единое целое злободневную сатиру, великолепный юмор, философский подтекст и облекать все это в истории о полумифических персонажах. Эти фильмы-пьесы держатся на бойких комедийных диалогах, но оставляют после себя легкое чувство горечи и много пищи для размышлений. 

В советском кино было очень много сильных, заряженных смыслом и подтекстом комедий, которые язык не повернется назвать «легким» кинематографом, и эта трилогия – яркий тому пример.

Я не раз пересматривал и перечитывал эти произведения Горина, и не устаревали, не теряли актуальность вместе с эпохой, их породившей. Это по-прежнему прекрасный театр абсурда с хитрым прищуром Янковского – за каждой шуткой тут стоит какая-то правда, какое-то горько-сладкое откровение. Именно эти картины воплощают светлую печаль как никакие другие. И все они посвящены по большей части столкновению реальности и фантазии. Имеем ли мы право на чудо, или хотя бы на веру в чудо? Кем становимся, когда перестаем в него верить?

92. Франшиза «Гарри Поттер» (2001, 2002, 2004, 2005, 2007, 2009, 2010 и 2011 годы)

Алексей Егоров

На мой взгляд, лучшими фильмами про Мальчика, который выжил остаются первые три части. Несмотря на то, что в третьем фильме по сравнению с первыми двумя совершенно другая атмосфера (и недаром, режиссер-то снимал совершенно другой – Альфонсо Куарон («Гравитация», «Дитя человеческое») сменил Криса Коламбуса («Один дома», «Гремлины»)), все эти три картины очень легко смотрятся, и прекрасно дополняют друг друга.

Собственно, первые три фильма, как и первые три книги, самые «сказочные» из всей серии. Трупов мало, чернушности, политики и прочего мрачного контента – тоже, хотя в третьем фильме и были толпы дементоров. Разумеется, найдутся люди, которые на этих строчках сморщат носы и заявят, что и книги-то дальше были уже не детские, я с ними даже соглашусь. Вот только если в книгах была атмосфера, в четвертом и далее фильмах с ней было уже туго.

Именно первые три фильма – самые «дословно экранизированные» из всех, не выброшены никакие важные сюжетные ветки или связки, и при этом сделана отличная визуализация исходного материала. Дальше вырезать стаи все больше и больше.

Как ни странно, мой любимый фильм из всей линейки – первый, «Философский камень». Это и знакомство с героями, и демонстрация мира, да и саму магию мы здесь видим впервые, отчего она запоминается особенно. Конечно, фильму не хватает, например, демонстрации быта волшебников из второй части, но это цельное произведение с хорошим посылом, кучей запоминающихся сцен, и со сказочной атмосферой.

Серия «Поттера» относится к той, которую можно и нужно смотреть всем любителям фэнтази. Первые три фильма серии однозначно входят в мою подборку любимых картин, а вот все, что творится дальше, вызывает у меня смешанные чувства. Остается надеяться, что следующая часть приключений Ньюта Саламандера исправит ошибки оригинала, и я вновь смогу смотреть на эту вселенную без желания скопировать знаменитый жест капитана Пикарда.

91. «Пепел и алмаз» (1958)

Александр Башкиров

Есть гениальные режиссеры, у которых с одного раза, на всю жизнь, запоминаются отдельные образы (Феллини), планы (Тарковский, Леоне) или целые эпизоды (Куросава). У польского титана Анджея Вайды в мозг врезаются мизансцены.

Вайда отштамповывает в памяти зрителя потрясающе задуманные и построенные кадры, в которых нельзя сказать, что производит наиболее сильное впечатление: актеры, их расположение, общая композиция, освещение, декорации или сценические принадлежности, которыми актеры оперируют.

Это очевидно в любой экранной секунде его потрясающей черно-белой «военной трилогии»: «Поколение», «Канал» и, особенно, «Пепел и алмаз», в сцене, где Збигнев Цибульский (польский Джеймс Дин) в роли бойца Сопротивления в очках с затемненным стеклами одну за другой поджигает стопки на барной стойке в честь погибших в боях с нацистами и коммунистами товарищей. После неуклюжего тоста камрада Цибульский истерически смеется, поворачиваясь к камере обтянутой армейской курткой спиной… и на переднем плане на стойке крупным планом продолжает гореть алкоголь.

Все вышеперечисленное распространяется и на дизайн перестрелок, где в роли сценической принадлежности чаще всего выступает немецкий «шмайссер». Покушение на председателя обкома или финальный пробег героя сквозь простыни под полонез Огинского затыкают за пояс любые экшен-сцены, поставленные Джоном Ву (кино которого без Вайды просто не было бы).

Название фильма взято из стихотворения Циприана Норвида:

Что пепел скрыл от нас? А вдруг

Из пепла нам блеснет алмаз.

В итоге:

    91. Пепел и алмаз

      Гарри Поттер (8 фильмов)
      Тот самый Мюнхгаузен
      Рейд (дилогия)
      Планета Ка-Пэкс
      Ширли-Мырли
      Офисное пространство
      Железный человек
      Рога
      Облачный атлас

На следующей неделе: Часть 2 (90-81).

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также