На волне сумасшедшего кассового успеха «Топ Ган: Мэверик» мы решили поговорить о Томе Крузе. Внутри — его карьерный путь и самые яркие роли.
Имя Тома Круза сегодня является символом аналогового блокбастера — его любят от мала до велика — те, кто ценят авторский кинематограф, и те, кто поклоняются зрительским летним блокбастерам. Его называют едва ли не вымирающим видом классической голливудской звезды, последним самураем. Разберемся, на чём актёр строил себе репутацию.
Заполучив первую серьёзную роль в «Отбое», Том получил около $50 000 — а сегодня его прибыль исчисляется в сотнях миллионов. Пожалуй, дело тут в первую очередь в неуёмной внутренней энергии, которую Круз не просто не стеснялся транслировать на экране — он строил на ней свой экранный имидж.
После «Отбоя» его заметили — следующая роль даже излишне предприимчивого подростка принесла ему славу — в «Рискованном бизнесе» он играет паренька, вынужденного в сжатые сроки и под давлением обстоятельств сказочно разбогатеть (но не ради заработка, а чтобы спасти отчий дом). Так, впервые реализовав американскую мечту, Том вывел две главные составляющие актёрского успеха.
- Риск
- Бизнес
Рискнул он уже в следующем проекте, катастрофически недооценённой «Легенде» Ридли Скотта, закономерно провалившейся в прокате; через год получил статус сверхприбыльной суперзвезды, снявшись в «Топ Гане» и закрепив успех талантливого драматического артиста в скорсезовском «Цвете денег» — и, продолжив, наверное, к удивлению многих двигаться в этом направлении, поучаствовал в «Человеке дождя» и «Рождённом четвёртого июля» (отхватив первый «Золотой глобус»*).
Дальше Круз выкладывался на полную, чтобы сохранить одновременно славу большого трагика и лучезарного мачо с фабрики грёз: провальные «Дни грома», в которых Тони Скотт хотел воспроизвести формулу «Топ Гана», только с машинами, у него соседствовали с «Далеко-далеко» и «Несколькими хорошими парнями», «Фирма» и «Джерри Магуайер» — с «Интервью с вампиром»; а в 1999 году вышли две его самых эстетически изощрённые картины – «С широко закрытыми глазами» и «Магнолия», за которые его не забудут ценители кинематографа высоких идей.
Что забавно, героем боевиков Круз стал, пожалуй, лишь в первой «Миссии: Невыполнимой» — да и тот больше был, в соответствии с фишками Де Пальмы, пиротехническим оммажем к любимому Хичкоку. Зато в опереточном сиквеле Джона Ву, который сумел собрать полмиллиарда, были уже закрыты все вопросы, и Тома часто начали замечать с автоматом в руках.
Страсть к экспериментам и риску на этом не закончилась — он выкупал права на фильм, который ему понравился, чтобы сделать ремейк, как это было в «Ванильном небе», но и никогда не забывал пересчитывать деньги, доведя до ручки владельца Paramount, по условиям контракта заработав на триквеле той же «Миссии» больше самой студии: позже они разорвут с ним деловые отношения, но примирение не заставит себя долго ждать.
Ведь к тому моменту и миру, и самому актёру стало понятно, что Том Круз превратился в бренд. Он мог получать «Золотые малины» (в том числе за «Наиболее надоедливого героя жёлтой прессы»), быть посмешищем на шоу Опры Уинфри, прилюдно поддерживать саентологию, проваливаться — потопив восходящую «Тёмную вселенную» Universal или схлопнув свежую франшизу о Джеке Ричере — но всегда возвращался ещё более живым, энергичным и самоуверенным. Возможно, именно поэтому сегодня он взлетел настолько высоко, оставив позади и своих старых, и, уж тем более, новоявленных конкурентов.
7 самых эффектных выходов Круза
1. «Рождённый четвёртого июля»
Том играет искалеченного вьетнамского ветерана, переживающего мучительную гибель национальной идеи. Оливер Стоун, сам успевший повоевать и войти в историю с «Взводом», здесь в не менее жёсткой манере распекает лицемерные установки американской идеологии, и находит в Крузе необходимые для фильма надлом и ярость.
2. «Интервью с вампиром»
Первый (но не последний) отрицательный образ Тома Круза в большом кино — и сразу сенсация: на фоне аморфной игры Брэда Питта, звезда актёра сияет особенно ярко, особенно в сценах с ещё юной Кирстен Данст. Видно, как, после череды положительных ролей, актёр буквально купается в декадентской атмосфере порочного мира загробных теней.
3. «Магнолия»
Если у Кубрика Том всё же несколько переигрывал, то здесь идеально попал в образ, обнажив за гипермаскулинным объективистским имиджем глубоко рефлексирующую, чувствующую натуру. Отрадно, что актёр сумел не потеряться в подобном звездопаде (а Пол Томас Андерсон собрал один из самых впечатляющих ансамблей 90-х годов) и был удостоен третьего «Золотого глобуса» — на данный момент последнего в своей карьере.
4. «Миссия: Невыполнима»
В принципе, все части являются редчайшим случаем, когда формула «дороже, длиннее, быстрее» работает на кино, а не наоборот: постепенно Итан Хант, бросающий вызов всему миру, сливается с натурой артиста, последним в Голливуде самостоятельно выполняющего самые опасные трюки и неусыпно контролирующим качество из кресла продюсера.
5. «Соучастник»
Том Круз в роли интеллектуального щеголеватого киллера в фильме Майкла Манна, одного из самых одержимых перфекционстов на планете. Кино, где угрожающая харизма актёра достигла своего пика, а физическая трансформация принесла первые впечатляющие плоды (см. сцену с гопниками или знаменитую перестрелку в ночном клубе).
6. «Рок на века»
Из комедийных образов Круза в основном вспоминают «Солдат неудачи», но в мюзикле он, конечно, смотрится куда грандиознее. Здесь чувствуется и желание в очередной раз рискнуть (все музыкальные партии Том исполнял сам), и выступить в амплуа уходящей натуры, и тут же изобретательно её простебать. Блестящая работа, которую почему-то до сих пор мало кто оценил.
Фильм, после которого Том проснулся — молодёжная комедия, аккумулирующая в себе все заветы американской мечты: разбогатей или потерпи крах. Конечно, всё это было упаковано в классическую для жанра обёртку с шумными вечеринками и набором околотуалетных гэгов, но зритель уже тогда сумел интуитивно нащупать чуть более глубокое смысловое ядро.