Тьма боится меня: история Ричарда Риддика

Антигерой, который затмил своей харизмой собственный фильм, но оказался забыт Голливудом из-за неудачных сиквелов.

Смелая, во многом новаторская, но всё-таки камерная история об убийце Риддике, выживающем на враждебной планете, быстро разрослась до мультимедийной франшизы, включающей в себя игры и мультфильмы. Столь же быстро её качество рухнуло до уровня низкобюджетных боевиков, и теперь серию помнят лишь по удивительно харизматичному антигерою.

Рассказываем о непростой судьбе знаменитой франшизы и о том, как Вин Дизель получил одну из своих самых культовых ролей. Которая, между прочим, могла отойти Стивену Сигалу.

Схватка зла со злом

История фильма «Чёрная дыра», а по другой версии «Кромешная тьма», восходит к далёкому 1941 году, когда был опубликован рассказ Айзека Азимова «Приход ночи» (Nightfall). Написанный Азимовым в 21 год, он впоследствии включался во множество антологий как один из лучших и выдающихся образцов научной фантастики.

Сюжет разворачивается в обсерватории планеты Лагаш, окружённой шестью солнцами и уже более двух тысяч лет не знавшей ночи. За несколько часов до затмения у учёных берёт интервью журналист и становится свидетелем наступления тьмы, которая сведёт с ума всё население планеты.

Бета была разрезана пополам и выгнутая граница черноты вторгалась на вторую, ещё светлую половину. Словно гигантское веко наискосок смыкалось над источником вселенского света… Сумрак, как осязаемая материя, вползал в комнату, и танцующий круг жёлтого света всё резче выделялся среди сгущающейся мглы… Бета сократилась до последней рубиново-красной капли пламени, слабо мерцавшей над человечеством, которому оставался только всеобъемлющий страх…

Айзек Азимов

«Приход ночи»

Первый вариант сценария фильма так и назывался — Nightfall, а сочинили его братья Кен и Джим Уит, ответственные за «Кошмар на улице Вязов 4» и «Эвоки: Битва за Эндор». В сюжете уже были кораблекрушение, солнечное затмение, боящиеся света монстры и другие знакомые нам по фильму моменты.

Сама концепция очень понравилась руководству студии Polygram Pictures, а вот качество сценария оставляло желать лучшего. Тогда студия пригласила более опытного сценариста — Дэвида Туи. Он уже был известен как автор «Беглеца» (1993), «Водного мира» (1995) с Кевином Костнером, «Солдата Джейн» (1997) с Деми Мур и других крупных проектов. Кроме того, он успел поработать над сценарием «Чужого 3».

Ознакомившись с работой братьев Уит, он сразу увидел знакомые мотивы из массы ужастиков про страшных инопланетных монстров. Многое они взяли и напрямую из «Чужого» — главным героем была женщина-заключённый по кличке Ангел, которая была очень похожа на Эллен Рипли. Всё это Туи, конечно, не понравилось.

Продюсер Тед Филд поступил очень просто – предложил Туи переписать сценарий так, как он хочет. Если результат всех устроит, то он же сможет сесть и в кресло режиссёра. «Если можешь сделать лучше, то возьми и сделай. А я ответил, что могу это сделать» — говорил Туи. И первым делом он заменил Ангела на Риддика, а главными героями стали сразу три персонажа.

Мы не планировали франшизу, а просто вложили все силы в создание качественного фильма.

Дэвид Туи

режиссёр и сценарист

Если в начале 80-х 25-миллионный бюджет фантастического фильма ещё был признаком блокбастера, то к концу 90-х эта цифра говорила уже о режиме жёсткой экономии. Поначалу студия хотела пригласить именитых актёров, но режиссёр настоял на выборе ещё не примелькавшихся лиц. Когда ему предложили взять на главную роль Николаса Кейджа, Туи справедливо заметил, что в таком случае весь бюджет фильма закончится уже к концу первой смены.

По его мнению, отсутствие всем известной звёзды в фильме ужасов с несколькими главными героями создавало необходимое напряжение. А сэкономленные средства Туи собирался вложить непосредственно в производство и спецэффекты.

Сложнее всего было подобрать актёра на роль Риддика. Вин Дизель попал на кастинг одним из первых, но на тот момент его самой громкой ролью был рядовой Капарзо в «Спасти рядового Райана», куда его пригласил Стивен Спилберг. На прослушивании его сначала забраковали.

Я о нём тогда не знал. Он читал свои реплики, и это было не самое лучшее прослушивание. Играть по сценарию или импровизировать – это явно не таланты Вина. Его дар — это вживаться в роль. И это очень сложно понять, если ты не увидишь его в действии. Я посмотрел фильмы с ним и понял, что он может играть более убедительно, чем на прослушивании.

Дэвид Туи

режиссёр и сценарист

В тот момент были и другие кандидаты на эту роль. Кто-то из студийного руководства заявил Туи: «Мы нашли твоего Риддика – это Стивен Сигал», но постановщик наотрез отказался. По этому поводу ещё долго спорили, пока ему не заявили: «Если не Сигал, то кто?». И тогда Туи вновь предложил пригласить Вина Дизеля: «Он выглядит и звучит, как надо. Я видел его фильм “Многоликий” — Вин может быть очень убедительным». В этом его поддержал продюсер Тед Филд: так Вин Дизель и стал Ричардом Риддиком.

Для экономии средств съёмки перенесли в австралийскую пустыню недалеко от заброшенного шахтёрского городка. Всё в кадре было по-честному. Если на экране есть разбитый корабль, значит его построили прямо там — вместе с интерьерами и рытвиной от тормозного следа. Команда работала по 17 часов в день с одним выходным в неделю в течение двух месяцев.

Съёмки проходили там же, где создавались вторая и третья части «Безумного Макса», «Крокодил по прозвищу Данди» и другие хиты австралийского кино. При этом на улице была зима, тогда как сюжет явно говорил о летнем зное, так что капли пота на актёрах играла простая вода.

Линзы, которые носит Вин Дизель, создали специально для фильма, и естественно никто их толком не испытывал. Так что после первой же смены Дизеля повезли к ближайшему оптометристу, чтобы их снять, — а это более трёх часов пути. После съёмок актёр даже прошёл комплексное обследование. По контракту он мог отказаться от линз, — всю работу бы проделали с помощью CGI, — но Дизель решил их носить. Графику, впрочем, потом всё равно использовали, чтобы добавить глазам блеска.

Вскоре после окончания съёмок Polygram Pictures обанкротилась и работу над фильмом продолжали, даже не зная, есть ли студия за спиной. Будут ли поступать деньги для завершения работы или нет? И если они всё же закончат работу и некому заняться продвижением, то путь в кинотеатры будет закрыт? Ответов на эти вопросы не было.

«Была масса разговоров о возможном выходе на видео, а по тем временам это было даже хуже смерти», – вспоминал Туи. К счастью, Universal заключила сделку с Polygram и выкупила несколько наиболее перспективных проектов, среди которых была и «Кромешная тьма». И тогда все, выдохнув, сказали: «Слава тебе, Господи, слава тебе, Universal».

Сама по себе история о кораблекрушении на неизвестной планете и борьбе за выживание — не особо интересна. Так что я решил заставить героев вести себя неожиданно. Я хотел, чтобы они раскрылись для зрителя так, как это не принято в фильмах подобного жанра.

Ты видишь крутого парня со значком, —Джонса, — и думаешь, что именно он выживет и всех спасёт. Но он оказывается трусом и наркоманом. Кэролин Фрай пытается себя вести как капитан корабля, но ещё недавно она хотела убить всех пассажиров. Риддика герои считают убийцей, а зритель ждёт, что он перебьёт всех выживших. Но именно он оказывается их единственным спасителем.

Дэвид Туи

режиссёр и сценарист

Пассажирский корабль Hunter-Gratzner (назван в честь компании, ответственной за спецэффекты), попадает в метеоритный дождь и терпит крушение на неизвестной пустынной планете, а большая часть пассажиров и экипажа гибнет. Выживают только второй пилот Кэролин Фрай, Риддик со своим конвоиром Джонсом, имам, девочка-подросток Джек, притворяющаяся мальчиком, и ещё несколько человек.

Ещё меньше, чем о планете, мы знаем о мире героев: куда и откуда они летят, где они находятся, в чьих руках власть? О Земле люди ещё помнят, но остаётся только догадываться, какие солнечные системы или галактики успели заселить и как далеко шагнули технологии. Внешний вид героев никак не выдаёт в них людей из далёкого будущего, а огнестрельное оружие и наземный транспорт – это образцы ещё XX века, которые даже не пытаются маскироваться.

Вскоре выясняется, что под землёй живут кровожадные хищники, которые выбираются на поверхность с наступлением затмения и убивают всё живое. Когда становится ясно, что времени до наступления тьмы почти не осталось, все выжившие, включая Риддика, вынуждены работать вместе, чтобы спастись с планеты до наступления тьмы. А сам Риддик после загадочной операции может видеть в темноте и поэтому днём носит специальные очки.

Изначально экранное время поровну делилось между тремя главными героями: пилотом Кэролин Фрай, наёмником и охотником за головами Уильямом Джонсом и Ричардом Б. Риддиком. Но на тестовых показах люди были в восторге от персонажа Вина Дизеля, так что на финальном монтаже ему отдали больше времени, а также досняли несколько сцен. Такая реакция на явного злодея подтолкнула изменить концовку. По изначальной задумке Риддик погибал в конце, что было совершенно закономерным для такого персонажа в жанровом кино.

Но фильм примечателен ещё и тем, что лишён достоверного рассказчика. О заключённом Ричарде Риддике зритель узнаёт либо от его конвоира Джонса, либо от самого Риддика. Джонсу важно сохранять свой авторитет в группе и держать всех подальше от заключённого убийцы. А Риддик и не отрицает, что убивал, но кого и почему мы не узнаем. Он признаётся Кэролин Фрай, что ему льстит страх всех окружающих, так что он продолжает скармливать самым впечатлительным истории о своём прошлом.

Имаму он говорит, что начал жизнь с пуповиной на шее в мусорном бачке возле винной лавки, а полжизни провёл в тюрьме. Об этом врать особого смысла нет – этим никого не удивишь. А вот история про операцию на глазах, сделанную в тюрьме за пачку мятных сигарет, может быть как правдой, так и страшной сказкой для подростка Джека, внезапно увидевшего в убийце образец для подражания.

Риддик в «Кромешной тьме» далеко не супергерой. Он ловкий и хладнокровный убийца, но его в равной схватке дважды побеждает Джонс, а в одной из драк финальный удар, отправивший в нокаут, ему и вовсе нанесла простая девушка. А глаза Риддика стали спасительным преимуществом в исключительных условиях ночи в окружении голодных чудищ.

Несмотря на то, что Риддик в дальнейшем превратился в харизматичного антигероя, слоган фильма «Схватка зла со злом» лучше всего отражает суть персонажа в «Кромешной тьме». У зрителя нет сомнений в отсутствии у него каких-либо принципов и моральных качеств. И Джонс, ставший в конце явным антагонистом, был совершенно прав насчёт Риддика. Он предупреждал команду, что, получив работающий челнок, он сбежит и оставит их всех умирать.

От начала и до конца, всё, что он делал – он делал ради себя и спасения своей жизни, не заботясь об окружающих. Когда Риддик общается Кэролин с глазу на глаз перед планируемым отлётом, то говорит: «Я не знаю, что случится, когда станет темно. Но как только начнут гибнуть люди, твои психованные компаньоны сами сожрут друг друга» и сам же провоцирует в группе конфликты. В его глазах эти люди не достойны сочувствия и помощи. А значит можно бросить трёх человек, включая подростка, на верную смерть.

Выживших Риддик в конце спас, но исключительно из уважения к самоотверженности Кэролин, которая пыталась помешать ему сбежать в одиночку даже ценой собственной жизни. Так что он выглядит ничуть не лучше Джонса, предлагавшего чуть ранее убить Джек и оставить её в качестве приманки.

Это породило среди фанатов вопрос, который часто задавали режиссёру: «Это Риддик порезал Кэролин, чтобы хищники утащили её, а не его?». Хотя изначально никто не ожидал двусмысленности от этой сцены.

Мы просто хотели показать, что она вернулась за ним и заплатила за это наивысшую цену. Он её не резал. Когда её убили хищники, он падает на колени и говорит: «не ради меня, не ради меня. Ты несоизмеримо лучше чем я и человек, которым я никогда не буду. Ты не должна была умереть». Это всё, что мы хотели сказать этой сценой, но я не против других интерпретаций.

Дэвид Туи

режиссёр и сценарист

Дискуссии по поводу смерти Кэролин возникли как раз потому, что такой поступок был бы очень в духе Риддика из своего первого фильма.

В итоге, фильм, оказавшийся в шаге от бесславной гибели, собрал в прокате 53 миллиона и стал очень популярен на DVD. И если критики ругали Туи за то, что он сделал шаг назад в сценарном мастерстве, то для Вина Дизеля это был безусловный шаг вперёд, который вывел его в звёзды Голливуда. И уже в следующем году он исполнил роль Доминика Торрето в другом известном фильме Universal.

«Хроники Риддика»

Практически сразу после успеха «Кромешной тьмы» было принято решение о съёмках сиквела. Дэвид Туи вновь отвечал за сценарий и режиссуру, а Вин Дизель выступил ещё и в качестве продюсера, что сказалось как на персонаже, так и сюжете в целом.

По замыслу Туи «Хроники Ридика» должны были стать заделом на полноценную трилогию вроде «Властелина колец» и «Звёздных войн». Именно успех Питера Джексона он приводил боссам Universal в качестве примера.

Но чтобы скрасить ожидания сиквела, в 2004 году сразу на DVD вышел короткометражный мультфильм The Chronicles of Riddick: Dark Fury. Через экономную комбинацию двухмерной анимации и компьютерной графики он рассказывал, что случилось с героями после того, как они покинули злополучную планету, получившую название M6-117.

Всех троих захватывает корабль «Хубилай хан», принадлежащий коллекционерке убийц Антонии Чилингсворт, для которой Риддик становится наиболее ценным экспонатом. Пусть и с потерями, наёмники всё же схватили Риддика. После этого Антония заставила его показать свои навыки в схватке с инопланетянами, что и стало её последней ошибкой в жизни.

В этом же мультфильме Риддик познакомился с наёмником Тумбсом, который будет его преследовать в грядущем фильме. Но главной темой стала трансформация Джек, которая и убивает Антонию. Это превращение девочки в убийцу тревожит как Риддика, так и спасшегося имама. А зрителя авторы готовят к новому образу героини – искусной и ловкой убийцы.

С производством полнометражных «Хроник Риддика» уже никаких проблем не было. Universal выделила более 100 миллионов, 10 из которых получил сам Дизель. Кроме него единственной крупной звездой в фильме стала Джуди Денч, получившая Оскар за «Влюблённого Шекспира», и которую он очень хотел видеть в своём фильме. Также одну из главных ролей в «Хрониках» сыграл Карл Урбан, на тот момент больше всего известный по роли Эомера во «Властелине колец».

Я играла на сцене театра Хэймаркет в Лондоне и не знала, что Вин Дизель был в зале и отправил мне цветы. Но букет был настолько большой, что его не смогли поднять по лестнице к моей гримёрке – цветы просто застревали в коридоре. И после это Вин предложил сняться в его фильме. И, конечно, я согласилась. А почему нет?

Джуди Дэнч

актриса

Зато удалось хорошо сэкономить, организовав съёмки в Канаде – одном из лучших вариантов для голливудских студий, когда нужно снять быстро и с комфортом. Торонто, например, успел сыграть вымышленный Ракун-Сити в «Обитель зла 2: Апокалипсис». Туи и Дизель свободно комбинировали масштабные декорации и дорогие костюмы с компьютерной графикой, снимая столько дублей, сколько считали нужным. На время съёмок фильм стал одним из трёх крупнейших потребителей электроэнергии в Канаде.

После событий «Кромешной тьмы» прошло пять лет и всё это время Риддик скрывался от охотников за головами на безжизненной обледенелой планете. И в это же время своё наступление на человечество ведёт империя некромонгеров – фактически живых мертвецов, которые, во главе с Лордом-Маршалом, одержимы желанием привести людей во Вселенную Смерти.

В «Кромешной тьме» обрывочные сведения о вселенной рисовали картину научно-фантастического мира, похожего на вселенную «Чужого» — с множеством человеческих колоний и ещё неизведанных планет вроде LV-426. Но «Хроники Риддика» с ходу рисуют вселенную мрачного технофэнтези.

Антирелигиозный посыл первого фильма сменился религиозными войнами, за которыми даже нет материальной цели. В «Кромешной тьме» Риддик цинично спрашивал имама после того, как монстр утащил очередного подростка: «Ну и где твой бог теперь?». В «Хрониках» же вопросы веры воспринимаются исключительно серьёзно. И даже существование души не подвергается сомнению – её можно буквально потрогать руками.

С самого начала все события вращаются вокруг фигуры Риддика, который, согласно пророчеству, убьёт нынешнего Лорда-Маршала. Лорд-Маршал, подобно библейскому царю Ироду, узнав об этом пророчестве, приказал истребить часть младенцев на родной планете Риддика.

И если он открывает на Риддика охоту, то командующий войсками некромонгеров Ваако (Карл Урбан) и особенно его жена (Тэнди Ньютон) видят в этом возможность чужими руками расправится с вождём и занять его место. Когда же Риддик выясняет, что Лорд-Маршалл уничтожил народ его родной планеты, то отправляется мстить. И, одолев в схватке предводителя некромонгеров, занимает его место.

Сам же Ричард Риддик за прошедшие пять лет превратился в настоящего сверхчеловека. Он быстрее и сильнее всякого, кто встречается у него на пути, а простых уголовников он может убить хоть кружкой, хоть булавкой. Блестящий атлет, скалолаз и не менее искусный акробат, а в ловкости и реакции уступает лишь богам. Риддик не склоняется перед покорителями целых солнечных систем на планете Гелион Прайм, а о преступного авторитета на планете-тюрьме «Крематорий» он просто вытирает ноги.

Охотники за головами во главе с неким Тумбсом особой роли не играют и годятся лишь на то, чтобы подчеркивать превосходство Риддика над окружающими. Он играючи расправляется как с головорезами, так и с простыми солдатами. Даже десяток элитных бойцов некромонгеров для него оказываются лишь досадным неудобством.

Это сильно контрастирует с первым фильмом, где наёмник Джонс даже в одиночку держался с эгоистичным убийцей Риддиком на равных. А в сиквеле Риддик, оставаясь антигероем, показан грубым и самоуверенным, но уже спасителем вселенной.

И, в отличие от первой части, зритель не сомневается, на чьей он стороне. Риддик даже готов рисковать жизнью и годами «торчать на глыбе льда», чтобы защитить едва знакомого подростка. Всё же потенциальной трилогии такой герой гораздо более удобен, чем закоренелый уголовник.

Но по амбициям авторов, решившим создать свою вселенную, ударил полнейший кассовый провал, похоронивший намечавшуюся франшизу. В 2004 году блокбастер с гигантским бюджетом собрал всего 115 миллионов, что за вычетом доли кинотеатров и маркетинга не отбивало даже затраты на производство. Вина за провал лежала и на Universal, которая потребовала снизить возрастной рейтинг. Из-за того, что студия убрала наиболее кровавые кадры, экшн-сцены превратились в постоянное мельтешение фигур на фоне вспышек и выстрелов.

Но основные претензии всё же были к сюжету, а не к недостатку жестокости. Фильм оказался не понят как кинокритиками, так и старыми фанатами, которые ждали то же самое, но больше и лучше. Проблемой «Хроник», рассчитывавших начать трилогию, стала перегруженность лицами, локациями и событиями, которые практически не раскрываются и не развиваются.

За персонажами просто не видно живых людей, а важная сюжетная линия дворцового переворота выглядит предельно упрощённой. Даже Джуди Денч, чей персонаж большую часть времени излагал экспозицию, плохо понимала, о чём этот фильм. В сценарии было слишком много бесполезных подробностей о вселенной, явно добавленных в расчёте на будущую франшизу.

Сам Туи объясняет свой провал весьма своеобразно и очень корректно по отношению к руководству: «Мы часто снимаем дополнительные дубли с запасом, чтобы выбрать самый лучший во время монтажа. Именно в этом иногда кроется серьёзная проблема: ты можешь потеряться в количестве материала и забыть, в каком направлении собирался повести картину».

«Побег из Бухты Мясника»

А вот в проекте молодой шведской студии Starbreeze фанаты увидели ту самую каноничную историю, достойную харизматичного убийцы в чёрных очках. Сценарий написал бессменный Дэвид Туи. А для исполнительного продюсера и со-сценариста Питера Уаната это стало пиком карьеры. К Starbreeze обратились в начале 2002 года, когда они только закончили свой первый крупный проект Enclave.

Всем понравился фильм «Кромешная тьма». Там была атмосфера фильмов категории B, но не было детального описания мира, что развязало нам руки. Вселенная Риддика – это «чистый лист».

Йенс Андерссон

ведущий дизайнер The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

Это был тот редкий случай, когда Universal Pictures настолько поверила в перспективы вселенной и персонажа, что разработка началась ещё до того, как в производство запустили «Хроники Риддика». Так что у команды должно было быть достаточно времени на полноценный проект. До этого так же повезло игровой адаптации культового хоррора Джона Карпентера «Нечто», вышедшей в 2002 году.

Первый прототип, на который наибольшее влияние оказали Splinter Cell и Half-Life, собрали за три месяца, и, к общему удивлению, он почти полностью совпал с финальной версией игры. Удачно объединив шутер и стелс, авторы рассказали предысторию Риддика: как он получил способность видеть в темноте, познакомился с наёмником Джонсом и сбежал из тюрьмы.

Наибольший энтузиазм игра вызвала у Вина Дизеля. Он приобрёл студию Tigon Studios, которая была направлена в поддержку Starbreeze и в дальнейшем занималась играми про актёра. Позже она стала подразделением его киностудии One Race Films, которая тоже занимается исключительно фильмами про Вина Дизеля. И, разумеется, он сам озвучил Риддика в игре.

Прорабатывая сюжет, сценаристы опирались на грядущие «Хроники Риддика», а с первым фильмом его связывает только наёмник Джонс. История, хоть и была предысторией Риддика, не подводила к событиям «Кромешной тьмы», а фокусировалась на прошлом главного героя и его родной планеты Фьюрии, которая важна для сиквела. Но это в те моменты, когда Риддик не был занят борьбой за жизнь на разных уровнях «Бухты Мясника».

Самой важной частью лицензии был сам Риддик и необходимость правильно его показать в игре. Разработчики придумали пару забавных квестов, в одном из которых герой искал для заключённого резиновую уточку, но в Universal ультимативно заявили, что Риддик не стал бы таким заниматься и всё это нужно вырезать. Сам Дизель в сценарий почти не вмешивался кроме переписывания части реплик, всё остальное за него делали представители Universal.

Я думаю они даже бесили ребят из Starbreeze. Но когда работаешь по лицензии, где есть образ Вина, то можешь попросить больше денег или ещё времени. Но делать будешь то, что от тебя хочет правообладатель.

Флинт Дилль

сценарист и аниматор

Но у такой работы была и другая, строго положительная сторона. К тому моменту было не так уж много шутеров с проработанным героем, да и Риддик отлично смотрелся в рамках жанра. Игроки продолжали оглядываться на Half-Life, где уже был культовый главный герой, не произнёсший ни слова. А редкие комментарии и рубленные реплики Дизеля в диалогах заметно оживляли прохождение.

И раз уж разработчики заполучили Вина Дизеля, то он должен был почаще появляться на экране. Именно так в игре появились диалоговые вставки от третьего лица, различные анимации взбирания на уступ и восстановления здоровья. Ну а чтобы не портить погружение и атмосферу, уже и в основной геймплей добавили модель Риддика. Поэтому одной из фишек Escape from Butcher Bay стали ноги главного героя, на которые можно посмотреть. Это было редкостью для шутеров тех лет.

По контракту Escape from Butcher Bay должна была выйти вместе с фильмом и ни днём позже. А различные анимации от третьего лица спасли студию, поскольку делать их было гораздо проще чем от первого, сэкономив массу времени и ресурсов.

Игру разработали меньше чем за 18 месяцев, а за полгода до релиза она всё ещё еле работала. И чтобы уложиться в срок, пришлось даже отказаться от версии для PlayStation 2 и ПК (временно), а Xbox внезапно получил один из своих лучших эксклюзивов.

В итоге своими механиками игра напоминала не хит Valve, а сильно упрощённый Deus Ex. В шутере с элементами стелса очень свежо смотрелись сайдквесты, диалоговая система и, хоть и простенькая, но торговля. Мирных эпизодов в тюрьме было чуть ли не больше, чем шутерных. И это здорово разнообразило коридорные перестрелки.

Я помню массу рецензий, которые начинались со слов: «ты не ждёшь ничего хорошего от игр по лицензии, но это будет исключением».

Йенс Андерссон

ведущий дизайнер The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

Вот только особой популярностью консоль от Microsoft не пользовалась. Ни любовь игроков, ни высокие оценки прессы не помогли Starbreeze. Из-за низких продаж Vivendy не выплатила шведам роялти. Чтобы остаться на плаву, студии пришлось распродать часть офисного имущества. Следующий свой проект – вольную адаптацию одноимённого комикса Гарта Энниса The Darkness они делали уже под крылом 2K Games. Но и в этот раз продажи оказались не более чем удовлетворительными – всего 1 миллион копий.

В 2006 году Вин Дизель согласился появится в третьем «Форсаже» в обмен на передачу ему прав на Риддика и всю франшизу. Он тогда всерьёз увлёкся игровой индустрией, а его студия разрабатывала сразу несколько амбициозных проектов, включая экшены, стратегии и MMORPG. Но до релиза в конце концов добраться смог только Wheelman – помесь GTA, Driver и «Форсажа».

А в 2007 году Strabreeze вернулась к Vivendy в надежде получить финансирование своего авторского проекта – постапокалиптического боевика Polaris. Но вместо этого студии предложили сделать ремейк «Хроник Риддика». С идеей изначально выступила Microsoft, поскольку игра 2004 года, ставшая одним из главных консольных эксклюзивов, не работала по обратной совместимости на Xbox 360, а корпорации был нужен узнаваемый хит, чтобы привлечь аудиторию.

Когда стало известно о желании сделать продолжение «Хроник Риддика» и привлечь Starbreeze, Дизель со своей студией тут же включился в работу. Хоть это и был осовремененный Escape from Butcher Bay с дополнительной компанией Assault on Dark Athena, руководство Vivendy хотело его назвать Riddick 2. Strarbreeze всё же убедила издателя ограничиться новым подзаголовком, который бы лучше отражал суть изменений.

Но в 2008 году, после слияния Vivendy c Activision, часть проектов, включая Brütal Legend, Ghostbusters: The Video Game и Assault on Dark Athena были отменены. А поскольку игры были почти готовы, то права на Brütal Legend выкупила EA, а два других проекта отошли к Atari.

Вышедшая в 2009 году The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena продолжала историю Риддика, бежавшего вместе с Джонсом из тюрьмы. Тут же попав на корабль наёмников «Темную Афину», они вместе с другими персонажами пытаются спастись. А одного из героев озвучил Лэнс Хэнриксен, известный по роли андроида Бишопа в «Чужих» (1986).

Графику переделали, а вот геймплей в новой компании почти не изменился и лишь сместился в сторону линейного экшена. Главным нововведением стал мультиплеер, на создании которого настоял сам Вин Дизель. Помимо стандартных режимов вроде Deathmatch был ещё Pitch Black, в котором один игрок становился Риддиком, а ещё шестеро охотились за ним в роли охранников в полной темноте — с оружием и фонариками.

Высокие оценки прессы и любовь игроков вновь не привели к коммерческому успеху. Продолжения истории не последовало и Starbreeze переключилась на Syndicate (2012). А студия Вина Дизеля Tigon своими силами занялась игрой по следующему фильму про Риддика. Она уже находилась в разработке и должна была стать не хуже работы Starbreeze. Но ничего толкового из этого не вышло.

Возвращение к истокам

В 2006 году Вин Дизель получил все права на Риддика, но выхода следующего фильма пришлось ждать семь лет. По его словам, работа над продолжением затянулась из-за их с Туи тщательного подхода. Только к 2009 году был закончен сценарий «Риддика», который писался буквально на кухне у Вина Дизеля. Нужно было как-то вернутся к концепции «Кромешной тьмы», при этом продолжив сюжет «Хроник Риддика».

Вскоре началась фаза препродакшена, деталями которой Дизель делился в своём Facebook. Однако никто не хотел выделять деньги на фильм. Съёмки начались в сентябре и проходили в Ванкувере исключительно в студийных павильонах. к концу октября деньги закончились, а всю команду выставили на улицу. Вин Дизель, выступивший продюсером, спешно заложил свой дом и к концу осени работа продолжилась. «Если бы мы не закончили фильм, я бы стал бездомным», – говорил Дизель.

Понятно, что на улице Вин бы не остался и за свой гонорар в «Форсаже» смог бы купить ещё пару домов. Но то, что он горел проектом и вложил собственные средства – это факт. Также удалось привлечь небольшую студию Radar Pictures и продюсера Теда Филда, который работал ещё над «Кромешной тьмой». Бюджет составил скромные 38 миллионов долларов.

Мы решили отступить назад, к истокам: сделать фильм меньше и камернее. Так мы хотели вернуть прежних фанатов и привлечь новых. Новый фильм все-таки в большей степени возвращает зрителей к тому Риддику, которого они увидели в «Кромешной тьме».

Дэвид Туи

режиссёр и сценарист

После событий «Хроник» прошло пять лет, но сюжет с ними связан исключительно парой флэшбеков. Риддик, опасаясь наёмных убийц, складывает с себя полномочия Лорда-Маршалла и отправляется на поиски своей родной планеты Фьюрии. Но не зная координат, он доверяется сместившему его Ваако — и очень зря. Некромонгеры привозят его на пустынную планету и пытаются убить. Но в итоге гибнут сами, а Риддик оказывается один на один с хищной фауной.

Фильм жёстко поделен на три акта, каждый из которых занимает примерно полчаса. Во втором акте, Риддик, отчаявшись, находит аванпост наёмников и посылает сигнал бедствия, предварительно идентифицировав себя. На сигнал тут же откликаются два отряда опытных охотников за головами, желающих получить награду за голову самого разыскиваемого преступника.

Охотники очень быстро сами становятся добычей Риддика. С большими потерями его всё же удаётся схватить. Но никто из наёмников словно и не знает, что Риддик не просто беглый уголовник, а несколько лет провёл на престоле империи некромонгеров.

Только в третьем акте, когда появляются монстры, фильм возвращается к концепции «Кромешной тьмы». Пока головорезы раздумывают, как бы поскорее убраться с этой планеты и поделить награду, их накрывает уже давно надвигавшийся ливень, из-за которого на поверхность выбираются гигантские скорпионы. Чтобы выжить, наёмники освобождают Риддика, уже знакомого с местной фауной, но добраться до спасительного корабля будет суждено всего нескольким счастливчикам.

Если сюжет в целом ещё напоминает первый фильм, то сам Риддик – это всё тот же супер-убийца, для которого наёмники – это расходный материал. Хоть авторы и попытались придать им индивидуальности, эти персонажи здесь не самостоятельные личности, а лишь потенциальные жертвы Риддика и гигантских скорпионов.

Герои постоянно обсуждают, насколько Риддик их всех превосходит, сравнивая с колдуном. Одной силы воли ему достаточно, чтобы безо всяких последствий выдержать тройную порцию транквилизатора. Он даже способен утащить во тьму одного из наёмников, пока они стояли спиной к спине.

И, видимо, с подачи главного продюсера одной из тем фильма стала семья. Лидером второй группы наёмников оказывается отец Уильяма Джонса, убитого ещё в первом фильме. И пока он пытается выяснить, что же случилось на той планете, Риддик читает ему нотации о слабостях сына. В итоге в фильме стало ещё больше восхвалений Риддика и ещё меньше напряжения.

В итоге, несмотря на звезду пятого «Форсажа» в главной роли, фильм собрал всего 98 миллионов. Затраты, конечно, окупились, но о полнометражном продолжении речи уже не шло. С игрой по фильму тоже не сложилось. Всё что смогла сделать Tigeon Studios – это мобильный top-down экшн Riddick: The Merc Files. Про него забыли вскоре после кинопроката, не смотря на обещания поддерживать проект контентом. Не помогли даже нанятые специалисты из Starbreeze.

Ты уверен, что захочешь оставаться Риддиком, когда тебе будет за пятьдесят? Сколько тебе лет сейчас? Вот и думай. Мы можем сделать не больше пары фильмов, если тебе самому необходимо играть Риддика.

Дэвид Туи

режиссёр и сценарист

И уже в 2014 году Вин Дизель объявил, что франшиза жива, а ещё через год выяснилось, что готовится сценарий сериала Merc City про наёмников и охотников за головами во вселенной Риддика. И с тех пор про него ничего не слышно. Взамен, осенью 2019 появилась информация о завершении работы над сценарием фильма Riddick 4: Furya о родной планете главного героя. Последний раз фильм всплыл в октябре 2020 года, когда, по слухам, Карл Урбан согласился сыграть главного злодея.

Мы обсуждаем возможность окончания франшизы возвращением к началу. Как круги по воде, упоминания о Фурии, родной планете Риддика, проходят через все фильмы. Где она? Почему у меня такие странные рудиментарные воспоминания об этом месте? Есть ли там такие же люди, как я? Или я один такой? Есть ли у меня дом? Это интересные вопросы. Я думаю, что этим мы бы и завершили фильмы о Риддике, но с открытым финалом.

Вин Дизель

актёр и продюсер

Ричард Риддик для Вина Дизеля стал трамплином в большое кино. Именно глядя на успех «Кромешной тьмы», Universal предложила ему главную роль в «Форсаже», ставшему суперуспешной франшизой. Для Дэвида Туи «Кромешная тьма» стала проектом, который помог попасть в обойму успешных голливудских режиссёров. Но повторить успех фильма 2000 года ему было не суждено.

«Хроники Риддика» показали, что чем больше власти получал Вин Дизель, тем меньше в его герое оставалось человеческих слабостей, уступая место всепобеждающему супергерою. И если не произойдёт чего-то экстраординарного, то грядущий сериал ещё сильнее сконцентрируется на превознесении героя Вина Дизеля.

#лонг #истории #риддик

 

Источник

Читайте также