The world is just illusion… // Hellblade: Senua’s Sacrifice

В нашем современном обществе редко поднимаются темы, связанные с психическими расстройствами. Эта тема в некотором смысле табуирована и поэтому редко является предметом какого-либо обсуждения. Также и в сфере искусства, не часто увидишь произведения, посвященные реальным психическим заболеваниям. Да, есть некоторые фильмы или игры, где показывают, зачастую, стереотипных “безумцев”, но которые не имеют ничего общего с реальностью.

Тем не менее, разработчики из Ninja Theory решили реализовать проект, который, практически в полной мере, показывает суть реальных психических расстройств. И речь пойдёт об игре Hellblade: Senua’s Sacrifice.

The world is just illusion… // Hellblade: Senua’s Sacrifice

Команда независимых разработчиков из, примерно, 20 человек, сделали смелую и необычную игру AAA-качества имея на руках лишь собственные средства и ресурсы на разработку. Однако, ограниченность средств не помешала им применять технологии, использующиеся при разработке многих ААА-игр. Также отсутствие издателя предоставило команде полную творческую свободу, чем они, конечно, воспользовались в полной мере.

Протагонисткой Hellblade является Сенуа — кельтская воительница, которая в силу своего психического расстройства, а именно психоза, видит мир вокруг себя иначе, испытывая при этом душевные страдания. Задача её путешествия в том, чтобы спасти своего погибшего возлюбленного Диллиона из лап Хелы, повелительницы Хельхейма, куда Сенуа и отправилась.

Суть психоза

Для начала, думаю, стоит разобраться, что же такое психоз? В психиатрии, как правило, говорят, что психоз — это некое явно выраженное нарушение психической деятельности, в число которых входит целая совокупность психических расстройств таких как шизофрения, шизотипическое расстройство, шизоаффективное расстройство и не только, которые в свою очередь также могут подразделяться на несколько видов.

Сенуа же имеет целый спектр симптомов, а именно зрительные и слуховые вербальные галлюцинации, депрессивное и суицидальное настроения, кататония и несколько других признаков, которые являются признаками эндогенного психоза, обусловленного внутренними факторами, без участия внешнего воздействия. И, само собой, есть причина, по которым у неё появились эти заболевания, будь то плохие отношения в семье, смерть близкого человека, физическое и психологическое насилие со стороны окружающих. У всего этого могут быть неблагоприятные последствия для психологического состояния человека.

Со смыслом терминов разобрались, а что же это привносит в геймплей? Ну начнём с того, что это психическое расстройство главной героини искусно вплетено как в нарратив и повествование, так и в игровой процесс.

Звук как ключевой концепт // Ты тоже их слышишь?!

Люди думают о звуке, который они слышат, как о чем-то, что реально отражает происходящее в окружающем нас мире. Но в реальности не всё так просто. Наш разум интерпретирует звук, основываясь на нашем жизненном опыте, на наших ожиданиях и других факторах, каждый из которых также зависит от состояния нашего рассудка. Поэтому звук в Hellblade является одним из главных составляющих игры, её ключевым концептом. Разработчики хотели, чтобы игрок ощущал мир так, как интерпретирует его разум Сенуа. А по мере того, как изменяется душевное состояние Сенуа на протяжении её пути, будет меняться и состояние её рассудка, что непременно скажется на восприятии мира игроком.

Немаловажно и то, что звуковое сопровождение является интерактивным, то есть отражает действия игрока и направляет его через игровой процесс. Оно влияет на погружение игрока, исполняя повествовательную и нарративную функции. А из-за того, что в Hellblade нет интерфейса, который мог бы подсказать игроку, например, направление движения, игра использует другие способы общения с игроком. И как раз звук является одним из таких способов коммуникации.

Слуховые галлюцинации (в основном голоса в голове) Сенуа, это одна из значимых частей звукового оформления игры.

Что интересно, в зарубежной терминологии сочетание “голоса в голове” обозначается как hearing voices, и это понятие немного лучше подходит для понимания, да и произносить это поприятнее.

Так вот, эти голоса сопровождают Сенуа на протяжении почти всего её путешествия комментируют и обсуждают происходящее, ставят под сомнение решения героини, оскорбляют, критикуют её действия и не умолкают практически не на секунду. А за счёт того, что эти голоса реализованы были при помощи бинауральной записи звука (для создания 3D эффекта), они буквально передаются прямиком в голову игроку, из-за чего разработчики настоятельно рекомендуют играть в наушниках. И это несомненно работает не только на погружение игрока, но и ставит его на место Сенуа, показывая ему то, что именно она чувствует, проходя этот путь, тем самым транслируя игроку её опыт.