Эта статья по кинотрилогии “Матрица” была написана мной и опубликована в журнале “Навигатор игрового мира” №12 за 2003г. История создания, философские аспекты, немного критики, комиксы, немного о братьях Вачовски, о влиянии “Матрицы” на умы, о большой смуте, которую посеяла “Перезагрузка” в головах фанатов и о том разочаровании, которое оставила “Революция”. Статья была написана, что называется, по свежим впечатлениям. Возможно, для кого-то этот материал будет бояном, но с другой стороны – я думаю имеет смысл освежить в памяти то, чем же все-таки была Матрица в начале нулевых.

Введение

“Все, что имеет начало, имеет и свое завершение”. Третья часть “Матрицы” вышедшая в широкий прокат по всему миру 5 ноября, завершила один из самых популярных фантастических сериалов последних лет.

Кино закончилось. Как сказал продюсер фильма, Джоэль Сильвер: “…братья рассказали все, что хотели рассказать”. А потом от себя добавил, что ни о каком продолжении сериала не идет и речи. Но кто знает, я думаю Голливуд продолжит старую добрую традицию – разрабатывать золотую жилу до тех пор, пока можно. Какая судьба ждет киносериал “Матрицы” гадать трудно, но ни Киану Ривза, ни Кэрри-Энн Мосс ни Лоуренса Фишборна там уже не будет. Да и сами братья Вачовски не будут принимать участие в возможном проекте. Сейчас они заняты над разработкой нового проекта под рабочим названием “Dream Scapes Axis: “The Axis”. Пока это еще непроверенные слухи, но вполне вероятно, что так оно и есть.

Кино закончилось, но история войны людей и машин продолжается. В 2004 году планируется запуск MMORPG, действие в котором будет начинаться сразу после событий “Революции”. Проект под эгидой Warner Bros. реализуют Monolith Productions (как разработчик) и Ubisoft (как издатель). Мир “Матрицы” вступает в новую фазу. Нас ждут новые события, герои, новые факты из истории войны машин и людей, новые сюжетные повороты. Более подробно читайте об этом в отдельном превью в этом номере журнала.

Чем станет для нас Matrix Online, сейчас пока сказать трудно. Будущее покажет.

Краткую историю киносериала “Матрица” в четырех частях с эпилогом читайте ниже.

Часть первая. ??? – апрель 1999г.

Когда братьям Лари и Энди Вачовски пришла в голову идея создания “Матрицы” сказать трудно. Впрочем, о них вообще трудно говорить, потому как о них мало что толком известно. Интервью они дают редко, собственного сайта у них нет, информация на официальном www.whatisthematrix.com о них ограничивается тремя абзацами. Странное поведение для людей, работающих в Голливуде. Хотя с другой стороны вполне оправданное. Отсутствие информации подогревает интерес не меньше чем постоянное присутствие на страницах желтой прессы.

Из того, что известно наверняка. Энди 35 лет, Ларри на два года старше. Образование высшее неоконченное. Родились в Чикаго в семье бизнесмена и медицинской сестры. До того как заняться кинематографом подрабатывали в строительном бизнесе и рисовали комиксы для издательства “Marvel”. Дебютировали в кино в 1995 году как сценаристы в фильме “Наемные убийцы” (Assassins) с Сильвестром Сталлоне и Антонио Бандерасом в главных ролях. Фильм в прокате провалился. Сами братья этот фильм не любят. Через два года написали сценарий и поставили фильм “Связь” (Bound). Фильм имел успех и некоторые даже склонны называть его культовым. Скандальная история двух лесбиянок, которые задумали выставить мафию на два миллиона долларов, вызвала определенный шум и привлекла к братьям внимание. На одном из фанатских сайтов фильма в Интернете в 1997 году даже появился призыв: в наказание за то, что Американская Киноакадемия проигнорировала этот фильм, бойкотировать церемонию вручения “Оскара”, то есть не смотреть ее по ТВ, вместо этого еще раз пересмотрев “Связь”.

Путь к “Матрице” был долог. По утверждениям братьев сценарий фильма был у них готов еще до “Связи”. Но никто не хотел его брать, поскольку считали слишком сложным. Дело было в комплекте идей, которые братья хотели преподнести невзыскательному потребителю массового кино. Мысль сделать такой фильм многим казалась утопичной с точки зрения смысловой нагрузки и смешанной христианско-буддисткой символики. На то, чтобы пробить финансирование фильма у Warner Bros. ушло два с половиной года. В конце концов Джоэл Сильвер и президент Warner Bros. Лоренцо ди Бонавентура предложили братьям сделать раскадровку фильма в виде комиксов. Братья собрали своих друзей, занятых в этом бизнесе и те за пять месяцев нарисовали практически весь фильм. Художники работали не покладая рук практически на голом энтузиазме. Позже эти комиксы стали для съемочной группы чем-то вроде священного писания.

С комиксами вообще отдельная история. Вачовски очень любят комиксы. В интервью The Orange County Register они прямо говорили, что выросли на комиксах и кино. Более того, по их мнению это почти одно и тоже Впрочем, это видно невооруженным глазом. Бегающие по стенам повстанцы, знаменитое slo-mo и bullet time – все эти стилистические приемы ведут свою родословную из комиксов. К сожалению на пост-советских просторах такой жанр как комиксы был и является мало популярным, поэтому перечисление художников и школ, к которым они принадлежат мало что даст нашему читателю. Но комиксы и “Матрица” – вещи связанные неразрывно и немного позже мы к ним вернемся.

Кроме комиксов другими источниками вдохновения можно назвать фильмы в стиле “нюр” и гонгонгских боевиков. Влияние первых заметно в мрачных эпизодах которыми начинается “Матрица”. Приезд агентов в отель “Сердце города”, сцена посреди дождливого шоссе, приход Нео к Морфеусу. Громы и молнии, дождь и люди в черном. Одним из фильмов последнего десятилетия, попадающего под эти стандарты, является “Ворон” с Брэндоном Ли. Эпизоды, в которых тратится годовой боезапас пехотного полка сделаны, несомненно под влиянием боевиков типа тех, что делает Джон Ву. Пересматривая сцену перестрелки в холле, когда Нео и Тринити идут спасать Морфеуса вспоминаются сцены из экшенов этого гонконгского многостаночника, снявшего такие фильмы как “Круто сваренные” и “Миссия невыполнима – 2”.

В “Матрице” экшн получился убойный, спору нет. Хотя на мой взгляд этот видеоряд выполняет в фильме роль толстого кремового слоя на торте, под которым скрывается несколько не менее толстых смысловых слоев. Братья заведомо сделали фильм таким. Многозначным. Невзыскательный зритель удовлетворится драками и перестрелками, а для более разборчивых тоже есть чего покушать.

И это что-то весьма и весьма многопланово и интересно. Что читали братья на ночь в те дни когда сочиняли сценарий тоже сказать трудно. Христианские и буддистские мотивы в фильме прослеживаются четко. Отношения Морфеус-Нео, с точки зрения христианства могут рассматриваться как отношения Иоанн Креститель – Иисус Христос, Предтеча и Мессия. С точки зрения буддистов – Морфеус и Нео это Учитель, который ведет Ученика к просветлению. Кроме этих явных отсылов к двум мировым религиям в тексте фильма есть куча цитат, анаграмм, игры слов, комбинаций символов и тому подобного. Смесь довольно гремучая.

Судя по тому, что они сделали, Вачовски хорошо разбираются в мифологии и философии. Говорят, что Энди регулярно перечитывает “Одиссею” и утверждает, что каждый раз находит для себя что-то новое. Еще говорят, что братья разбираются в творчестве Германа Гессе получше некоторых немецких профессоров. Так или нет, опять же, сказать трудно. Но то, что читали братья много сомнения нет.

Напоследок хотелось бы коснуться еще одного момента. Да не сочтет читатель эти факты за копание в грязном белье. Сам я этого не люблю, но факт этот напрямую относится к фильму. О личной жизни Вачовски известно немного. Как в прессу просочился скандал, связанный с садомазохистскими похождениями Ларри – понять трудно. Тем не менее, откровения мужа содержательницы садо-мазо-салона неплохо объясняют наличие большого количества черного латекса в “Матрице”. Стоит вспомнить о том, что сам фильм рассказывает о власти и контроле, а садомазохизм сильно завязан на эти два понятия. Рабыни и рабы, хозяева и хозяйки. Кто-то с плеткой, кто-то в наморднике. В общем, я думаю, психоаналитикам есть над чем подумать и рассказать о том, как вытесненные в подсознание нереализованные желания и страхи привели к созданию культового сериала начала этого века.

Часть вторая. Апрель 1999г. – май 2003г.

Фильм вышел на экраны в апреле 1999 года и произвел эффект разорвавшейся бомбы.

“Матрица” была новаторской со многих точек зрения. Прежде всего – это была новая стилистика видеоряда, slow motion и bullet time. Один из первых эпизодов в картине, когда Тринити подпрыгивает, застывает в воздухе и камера поворачивается вокруг нее, потом следует удар и полицейский проломанным черепом падает на пол. Для того чтобы снять эти несколько секунд экранного времени нужно было разместить несколько десятков профессиональных фотоаппаратов на специальной раме в форме полукруга. Все эти фотоаппараты срабатывали одновременно. Полученный набор кадров, дававший единовременные снимки объекта с разных точек, оцифровывался и обрабатывался на компьютере.

Другой элемент новаторства заключался в том, что главные актеры в фильме работали без дублеров, сами выполняли трюки и сами дрались. Снять боевик в гонконгском стиле с западными актерами, не имевшими до съемок надлежащей подготовки само по себе было в диковинку. Киану Ривз, Лоуренс Фишборн и Кэрри-Энн Мосс провели в зале несколько месяцев перед съемками, осваивая боевые искусства под руководством мастеров. Кэрри-Энн Мосс тренировала свой “фирменный” “удар скорпиона” почти семь месяцев. И хотя техника у нее и у Киану Ривза далека от совершенства, для людей, проведших в зале около полугода, они смотрятся вполне прилично.

Но если бы в “Матрице” было только это, то вряд ли она бы стала событием того года. В “Матрице” была идеология, философия, система взаимосвязанных между собой символов и образов. Некоторые из них были слишком сложными для того, чтобы быть понятыми всеми, но некоторые были понятны и близки любому. Мысль о том, что “этот мир неправильный”, что все идет не так, как надо, я думаю, посещала каждого и не раз. В набитом утреннем метро, в дождливый осенний день (без зонтика), после ссоры с любимым человеком, после “душевного” разговора с начальником. Да много ли где и когда. Вачовски сыграли на этом, рассказав всем, что и правда, с этим миром совсем все не так. Они рассказали это просто и понятно любому. “Эта жизнь серая и унылая, каждый день ты делаешь то, что говорит тебе кто-то выше тебя и вокруг тебя система, которая не видна тебе и которая контролирует тебя. А где-то там, на той стороне, люди с оружием в руках каждый день рискуют жизнью ради свободы”. Круто да? Или для кого-то банально? Может быть банально, но тем не менее.

Вообще философия “Матрицы” тема отдельная. О ней можно говорить долго. И тут есть еще один интересный момент, на котором стоит остановится подробнее.

Есть ли в “Матрице” глубокая философия или нет?

Для некоторых фильм являлся евангелием эры высоких технологий, для некоторых – образцом псевдоинтеллектуальности, пустышкой, претендующей на глубокий смысл. Дескать братья Вачовски осознанно напхали всяких мулек в фильм, а на самом деле фильм “пустой будто мыльный пузырь”. Позасовывали в киберпанковский боевик цитат, деталей, обозвали главных героев экзотическими именами, разрисовали стены всякими графитти. И все это было сделано типа по приколу, никакого особого смысла в этом нет, а пипл это дело схавал. Пипл начал искать детали и цитаты и на этой зыбкой основе начал возводить здание большой философии. А на самом деле ничего там нет. Причем это “на самом деле” подтверждается конкретными примерами. Помните дату на папке с досье Нео? 18 августа 1998 года? Так вот никакого смысла в этом нет, это всего лишь день рождения жены одного из Вачовски. Так что ничего нет, кроме игр в постмодернизм, в эдакий культурный калейдоскоп, в котором перемешиваются не связанные друг с другом символы, цитаты и слова.

Может быть. Может быть, действительно цитаты разбрасывались по фильму наобум, просто так, хохмы ради. Чтобы потом сидеть читать критику и посмеиваться над дураками, которые ищут то, чего там нет, да еще и спорят друг с другом об этом до хрипоты. Вачовски не закапывали никаких подтекстов в фильм и все поиски его – словоблудие и дураковаляние.

Так была ли ложка? Был ли глубокий смысл в первом фильме или была игра с цитатами, словами и символами? Окончательно поставить точки над і могли бы сами авторы. Но они сохраняют молчание. Я не читал ни одного интервью ни с братьями Вачовски ни с кем-то из их съемочной группы, где бы давалась ИХ версия того, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО они имели ввиду. Они молчат.

И правильно делают.

Почему?

Давайте посмотрим с другой стороны. Если представить себе, что “Матрица” не содержит в себе глубоко спрятанные смыслы, которые открывает для себя зритель путем медитации над пресловутой ложкой. Можно посмотреть на Матрицу как на “текст”, при просмотре которого зритель сам генерирует новый смысл. Раскидав по “тексту” цитаты и детали, которые являются ссылками на другие “тексты”, Вачовски создали своеобразный “генератор идей”, поле, при взаимодействии с которым рождаются новые смыслы. Зритель не просто смотрит видеоряд. Детали, которые содержит этот ряд, “подключают” к просмотру другие “тексты”. Эти детали начинают работать как связки с этими текстами, добавляя новые ассоциации и мысли. Зритель являлся соавтором, который придумывал свой вариант “Матрицы”. Причем для каждого он свой. Для кого-то фильм – это голливудский боевик, приправленный постмодернистским стебом. Для кого-то – кибернетическая Библия, раскрывающая глаза на реальность. Для кого-то – удачная попытка реанимировать киберпанк, так и не давший более-менее смотрибельного кино.

Я думаю Вачовски намерено хранили (и хранят) молчание. Рассказав о том, что они имели ввиду, они автоматом поставили бы крест на тех дискуссиях, которые велись вокруг фильма. Оставляя простор для фантазий, они давали зрителям возможность для творчества. Что соответственно подогревало интерес к “Матрице” и ко всему, что было связано с фильмом. А интерес был и на фильм откликнулись многие современные философы и культурологи, священники и политические деятели. Осенью 1999 года в городе Карлсруэ в Германии прошла даже научная конференция In the Matrix (“В Матрице”), которая была организована Центром искусств и медиальных технологий. И участниками конференции были известные философы и теоретики культуры Славой Жижек, Борис Гройс и Питер Слотердайк.

О том чем был и чем стал фильм можно говорить долго. Этому посвящены десятки статей и даже написано несколько книг. На официальном сайте фильма есть даже специальный раздел Philosophy. Для тех, кто владеет английским и интересуется философскими мотивами – рекомендую. Весьма интересно.

Зимой 2000 года “Матрица” была номинирована на награду Американской Киноакадемии “Оскар” в четырех категориях: визуальные эффекты, звуковые эффекты, звук и монтаж. И хотя все эти награды считаются второстепенными, они обозначают рубеж, который прошел кинематограф на исходе столетия. Новый стандарт для спецэффектов, новые стилистические приемы, новые подходы к формированию образа героя через видеоряд – это все почти сразу было подхвачено кинематографистами и разработчиками компьютерных игр. Slo-mo и bullet time был протиражированы в “Ангелах Чарли”, “Противостоянии” с Джетом Ли и других фильмах. О компьютерных играх я думаю читатели знают и так – slo-mo и bullet time были главными фишками в Max Payne. И хотя в Remedy уверяют, что все это они выдумали еще до “Матрицы” верится с трудом.

Фильм действительно стал культовым, оказав влияние на умы как простых зрителей, так и профессионалов от шоу-бизнеса. На умы профессионалов из Warner Bros. он оказал самое прямое влияние. При бюджете в 65 миллиона долларов фильм собрал только в Штатах 171,4 миллион, а к концу года по всему миру общие сборы составили 285 миллионов, заняв второе место после “Звездных войн” (“Призрачная угроза”). “Матрица” стала также первым фильмом, который разошелся миллионным тиражом в DVD-формате. Все это, ясное дело, послужило к принятию вполне логичного решения – продолжению быть. Зимой 2000 года это было озвучено официально. “Матрица” становилась сериалом. Оптимисты восприняли новость с радостью, ожидая новых спецэффектов, драк и философии. Пессимисты сказали, что продолжения не бывают лучше первых серий и что нас ждет разочарование. Остальные стали ждать продолжения, почитывая новости и изредка поглядывая на календарь.

За три с половиной года на официальном сайте выложили кучу материалов, посвященных фильму. Там были интервью с членами съемочной группы, описания техник создания спецэффектов, фотографий о том, как проходили съемки, философские статьи, новости и тому подобные вещи. Местами было интересно, но в основном не очень. Пожалуй самое интересное во всем том, что выкладывалось на официальном www.whatisthematrix.com были комиксы.

Эти комиксы разные. Как по художественному исполнению, так и по содержанию. Комиксы почти ничего не добавляли к основной сюжетно линии фильма и не давали никаких особых знаков относительно того, что должно было случится в продолжении. Это были рассказы об обычных людях, подключенных к Матрице, хроники о буднях повстанцев, истории о войне между машинами и людьми, которая проходит как в реальном мире, так и в виртуальности. Некоторые из них черно-белые, с очень мрачными и контрастными образами, некоторые сделаны в очень оптимистических ярких тонах. Но почти все они довольно грустные и далеко не все заканчиваются так, как хотелось бы.

В Asset to the System рассказывается о ночном охраннике, который с детства мечтал быть полицейским и регулярно писал раппорты о том, чтобы его приняли на работу в департамент полиции. Служить людям и охранять их от преступлений было его мечтой. В одно из ночных дежурств он стал свидетелем странной сцены: погони агента из какой-то спецслужбы за странным и подозрительным типом. Охранник вмешавшись в эту стычку и желая остановить их получает по пуле с обеих сторон.

В Day In Day Out рассказывается о том как в спешащую на работу служащую “вселяется” агент для того, чтобы провести операцию против повстанцев. Кроме нее во всех, кто был в том районе вселяются агенты. Операция по захвату отличается размахом и большим количеством перепорченной техники и асфальта. Упав “в обморок” на красивой улице в деловом центре, офисная служащая приходит в себя (после того, как из нее “уходит” агент) посреди улицы, на которую как-будто только что был проведен бомбовый налет.

Больше всего мне нравится Broadcast Depth, повествующий о буднях повстанцев, которые освобождают людей из виртуальной тюрьмы.

Матрица. Остров посреди тропиков, солнечные пляжи, пальмы, прозрачное море, полное кораллов, крабов, медуз, осьминогов и стай ярких блестящих рыбок. Среди отдыхающих в этом девственном райском уголке – несколько повстанцев и те, кого они готовятся вытащить из Матрицы. На корабле, из которого они осуществляют вход в Матрицу группа детей, которых они уже вытащили из коконов энергетической станции и которые с интересом наблюдают за тем, что происходит на тропическом острове. Одна из девочек – приемная дочь женщины, находящейся в Матрице – решает пойти “туда”, на пляж, к маме.

Кальмары в шельфе тропического моря. Сентинелы, железные кальмары, машины-убийцы в реальности выжженного мира. Контрастные и яркие образы, на которых выстроен основной эмоциональный заряд этого рисованного рассказа. Когда девочка подключается к Матрице, чтобы повидаться с матерью, группа сентинелов засекает сигнал с корабля и выходит на охоту…

Я не буду пересказывать содержание всего того, что лежит на сайте. Думаю имеет смысл сходит туда и посмотреть на все это самим. Всего было выпущено три серии комиксов, в каждой из которых было порядка десяти-двенадцати историй. Все они доступны для свободного скачивания на официальном сайте фильма.

После серий комиксов совместный проект братьев Вачовски и ведущих японских режиссеров, работающих с жанре анимационного кино был более чем логичным и многообещающим. Анонс проекта “Аниматрица” (Animatrix) состоялся в январе 2003 года и эпизоды (по мере готовности) начали выкладывать на официальном сайте фильма. До релиза в июне было выложено четыре эпизода из планировавшихся девяти. Братья Вачовски написали сценарии, а японцы рисовали картинки. В проекте приняли участие Энди Джонс (“Последний полет “Осириса”), Маэда Махиро (“Второй Ренессанс”, 1-ая и 2-ая части), Ватанабэ Синитиро (“История одного парня”, “История детектива”), Кавадзри Есиаки (“Программа”), Койкэ Такеси (“Мировой рекорд”), Моримото Кодзи (“За гранью”), Питер Тюнг (“Матрикулированный”).

Всего было сделано девять эпизодов. Как и комиксы, они были разными, в плане технического исполнения, в плане настроя и содержания. Первый эпизод, “Последний полет Осириса”, был сделан с помощью той же технологии, что и первый фильм с полностью цифровыми актерами – “Последняя фантазия”. В остальных эпизодах использовались более “традиционные” техники, местами с применением трехмерной анимации. Масштаб событий тоже был разным. Во “Втором Ренессансе” повествовалось о войне Людей и Машин и о том, как была создана Матрица. В других эпизодах действие было менее масштабным, но они были не менее интересными.

Все это не мешало воспринимать “Аниматрицу” как единое целое. Все эпизоды объединяло ощущение грусти, которое колебалось от полной безысходности существования (“История детектива”) до легкой грусти об закончившемся вчера празднике (“За гранью”). Единство замысла братьев сценаристов и умение японских анимешников пробить на слезу сработало прямо в точку. Таких грустных мультфильмов я не смотрел со времен японской версии “Русалочки”. В общем сотрудничество получилось плодотворным.

Лично мне больше всего понравилось три эпизода: “За гранью”, “Матрикулированный” и “История одного парня”. В “За гранью” красиво обыгрывается идея “зоны”, в которой происходят странные вещи. Я не знаю точно, смотрели ли Вачовски “Сталкера” или читали они Стругацких “Пикник на обочине”, но параллели между этим фильмом и рассказом очень четкие. “Матрикулированный”, повествующий о машине, которую люди “перевоспитали” и сделали своим другом, поражает буйством красок, сюрреалистических интерьеров и опять же очень грустного завершения. Единственный оставшийся в живых робот, который стал своим для людей, сидит на берегу мертвого моря – очень печальная сцена. В “Истории одного парня” Вачовски еще раз обратились к идее о “серых буднях” в Матрице. Одинокий подросток, остро переживающий безысходную повседневность и который пытается понять мир и себя, набивает на мониторе фразу. И получает на нее ответ. Этот эпизод еще интересен и тем, что был напрямую связан с “Перезагрузкой” – Малыше (Kid), поклонник Нео, это тот самый “мистер Поппер”, который спрыгнул с крыши и первый отключился от Матрицы самостоятельно, без запуска специальной программы.

Релиз “Аниматрицы” со всеми девятью эпизодами был намечен на июнь 2003. Кроме него в продажу поступила также и кассета Matrix: Revisited (“Матрица: возвращение”), с фрагментами съемок первого фильма, сценами тренировок Ривза и Фишборна и масса других материалов. На сайте начали выкладывать больше информации, кадры из фильма и интервью. Народ начали разогревать.

Близился выход одного из самых ожидаемых продолжений 2003 года – “Матрица: Перезагрузки” (Matrix: Reloaded).

Часть третья. Май 2003г. – ноябрь 2003г.

Продолжение ждали три с половиной года. Все три с половиной года сценарий держался в строгой тайне и любые слухи планомерно дозировались пиарщиками из Warner Bros.

И фильм вышел.

Ошеломляющая погоня по шоссе, драка с сотней агентов Смитов, Нео летающий промеж облаков со скоростью звука. Спецэффекты были действительно на новом уровне. Привычное slo-mo уже не было тем slo-mo, которое мы видели в первом фильме. Для того, чтобы сделать задуманное Вачовски, понадобились совершенно другие технологии. Знаменитая драка сотни Смитов с Нео – практически полностью сделана на компьютерах командой Джона Гаеты, заведующего спецэффектами в команде братьев. Как, впрочем и многие другие эпизоды.

С сюжетом тоже было интересно. Появилось много новых лиц. Меровингер, Персефона, Сераф, Близнецы, Ключник. Оказалось, что не все программы такие плохие. Оказалось, что Нео – не первый Избранный. И оказалось, что в конце пути его ждет некто Архитектор и что предназначение Избранного совсем не то, что думал Морфеус и его сподвижники.

За всех говорить не буду. Мое первое впечатление от фильма было противоречивым. С одной стороны фильм очень понравился. С другой разочаровал. Потому как не оставил камня на камне от того, что было показано в первой “Матрице”. В “Перезагрузке” Вачовски дали совершенно другие трактовки тех моментов, которые были основными несущими конструкциями в сюжете первой части.

Пифия не является оракулом-человеком, она – такой же искин, “программа”, как и агент Смит. Печально. Добродушная тетька из первой серии, существование которой являлось надеждой и опорой для повстанцев, оказывается “программой” с вполне определенным кругом обязанностей. Мистический флер и надежды на лучшую жизнь слетают как с белых яблонь дым.

Пророчество Пифии, которое вело Морфеуса по жизни, заставляя его рисковать собой, оказывается пустышкой. Капитана продинамили по полной программе. Впрочем не его одного, всех остальных членов команды “Навуходоносора” тоже. Они ему верили и некоторые погибли из-за этого. Разве что Сайфера, который не верил в байки про Избранного. Как оказалось, правильно делал. Впрочем, он тоже плохо закончил.

Избранность Нео запрограммирована Архитектором. Весь пафос, который сопровождал отношения Нео и Морфеуса сводится на нет. Если в первой серии их отношения были как минимум “учитель-ученик”, а как максимум “предтеча-мессия”, то в конце второй они предстают двумя послушными пешками в руках умелого игрока. Спарринг в до-дзе и прыжки с лозунгами “опен ёр майнд” становятся возней в песочнице двух детей дошкольного возраста. Пожалуй, это самый серьезный удар, который нанесла “Перезагрузка” по “Матрице”. В первой серии Нео представлен как Идущий По Пути К Просветлению. В “Перезагрузке” Путь становится частью алгоритма, который заранее продуман и не раз реализован. Избранного больше нет.

Вместо сплоченного экипажа “Навуходоносора”, который жил устремлениями Морфеуса найти Избранного, мы имеем Зион, в котором отношение к поискам Морфеуса неоднозначны и в котором идет своя политическая возня. Вера в Избранного не является общепринятой, и даже наоборот, спорной. Капитана считают одержимым фанатиком, который готов пожертвовать экипажем ради идеи. Если в первой серии вера в Избранного представлялась главной идеей, которой жил Зион, то в Перезагрузке – это всего лишь непроверенный слух. Вера сведена до уровня сплетни.

Вачовски действительно перезагрузили Матрицу, переназначив новые смыслы и приоритеты, которые были основой идеологии первой серии. Братья помножили на ноль красивую легенду о мессии киберпространства, который должен освободить людей от власти машин.

И я думаю, что по меньшей мере половина негативных откликов на фильм была связана с тем, что прогнозы и ожидания не оправдались. Ожидания были обмануты. Четыре года фанаты рассматривали в лупу каждый кадр, искали цитаты, писали фанфики и прогнозировали чем же все-таки братья продолжат ударную серию. Фильм стал культовым не в последнюю очередь из-за усилий фанатов, занимавшихся комментированием. Он как снежный ком оброс сказками, статьями-толкованиями и фанфиками. Вокруг первой серии сложился свой круг стереотипов, который во многом определял тот угол зрения, под которым на него смотрели. И не только на сам фильм, но и на его продолжение. Люди ждали. Люди дождались. Совсем не того, что уже успели себе придумать.

Кому “Перезагрузка” понравилась, кому-то нет.

И тех и других объединило то, что “Перезагрузку” не поняли. Фильм был оборван на половине, “на самом интересном месте”. После просмотра осталась куча вопросов. И заинтригованный народ начал искать ответы.

Если толкования к “Матрице” основывались на фильме, который был завершен и сюжетно и в плане смысловой части, то комментарии к “Перезагрузке” основывались на взятых почти с потолка допущениях и деталях, которые кому-нибудь другому могли показаться незначительными. В ход шло все – фрагменты из первого фильма, эпизоды из только что вышедшей “Аниматрицы”, видеовставки из игры “Вход в Матрицу” (Enter the Matrix) высказывания актеров и членов съемочной группы, непроверенные и проверенные слухи. Больше всего масла в огонь подливали кадры и трейлеры третьей части. Вначале официальный трейлер, а потом просочившиеся в сеть в конце августа, где-то спертые телевизионные ролики по тридцать секунд каждый, в количестве шести штук. “Power”, “Control”, “Enemy”, “Help”, “Future”, “End”. В роликах народ четко разглядел несколько вещей: у Нео повязка на глазах, Нео взрывает взмахом руки машины идущие в атаку, Нео общается с какой-то большой машиной. Получив новую информацию к размышлению народ вовсю начал перетирать новые варианты раскладов сил и концовки трилогии.

Одной из основных тем, которую обсуждали на форумах и конференциях была тема реальности Зиона. Одна из заключительных сцен “Перезагрузки” когда Нео уничтожает группу стражей одним движением руки, для многих стала отправной точкой в рассуждениях о том, что реальность не является реальностью. Ее дополнял эпизод в первой половине фильма, когда Смит клонирует себя, перепрограммируя аватара одного из повстанцев и проникает в Зион. По этому поводу сложилось три основные теории:

Теория 1-я. Зион является Матрицей. Эту теорию еще называли MwM (Matrix within Matrix). Основная мысль сводилась к тому, что Зион также является виртуальным миром и что вытянутые из своих коконов люди не попадают в реальность и по прежнему находятся в виртуальности. Эта концепция имела несколько различных вариаций:

– Зион находится ВНУТРИ Матрицы; Зион выполняет функцию ловушки для тех, кто не воспринял основную программу, т.е. это виртуальное пространство снижает “внутреннее давление” в Матрице, выводя за ее скобки тех, кто в нее не верит и расшатывает иллюзию, порождая аномалии в пространстве; своеобразный отстойник, который при переполнении уничтожается;

– Зион является параллельным Матрице виртуальным миром; тут примерно та же ситуация, что и в первом случае;

– Зион и вся остальная планета Земля есть более глобальная симуляция; то есть кроме той Матрицы, о которой мы знаем из первого фильма есть более большая Матрица, которая симулирует “пустыню реальности”/

Концепция вложенных миров была любопытна, интриговала и обещала массу крутых сюжетных поворотов. В ее пользу говорили не только уже упомянутые эпизоды с Нео и Смитом. Эпизод с приснопамятной ложкой, которую дает Нео Малыш перед отлетом на основную операцию. Малыш передает Нео как-будто помятую ложку со словами “Это от одного из сирот. Он сказал, что ты поймешь”. То есть мальчик гнул ложки в Матрице, и сейчас оно продолжает делать тоже самое. Вывод – Зион это тоже Матрица. Были и другие аргументы. Кто-то из очень уж дотошных фанатов внимательно просмотрел трейлер к первой Матрице и обнаружил там кадр, где были мониторы на экранах в комнате Архитектора где был изображен “спящий” Нео в то время как он находится в Матрице. Правда, говорили, что это всего лишь трейлер и что в оригинальном фильме ничего такого не было.

Были и опровергающие аргументы. Для тех, кому до сиз пор интересно могут сходить на www.matrix-explained.com и почитать сами.

Одним из главных доводов против этой теории было то, что если Зион – виртуальность, то весь огонь революционной людей борьбы сводился к нулю. То есть не было никаких повстанцев, а кто-то по ту сторону в настоящем реальном мире играет в игры по моделированию войны машин и людей. Автоматом получалось, что весь пафос первой части множился на еще больший ноль, чем уже был помножен. Вряд ли Вачовски могли пойти на такое, даже если сильно увлеклись интеллектуальными играми.

Теория №2. Зион реален. На англоязычных сайтах эта версия проходила под кодом 1М или ZINAM (Zion is not Matrix). Зион и выжженная войной Земля реальны, но при этом происходят странные вещи. То есть способности Нео уничтожать атакующих сентинелов и Смит, перекачивающий себя в реальный мир, объясняются паранормальными способностями обоих. Типа того, что Нео овладел способностью генерировать электромагнитный импульс, который может пережигать электрические цепи машин. А Смит в свою очередь научился копировать себя в мозги живых людей.

Способность Нео также объясняли тем, что Нео – это робот, или полумашина, который после посещения кабинета Архитектора активизировал скрытые до поры возможности. Вспоминали фразу Танка из первого фильм: “Десять часов без перерыва, он как машина”. Говорили, что минимум эмоций, которые проявляет Нео также является аргументом “за” (правда, некоторые говорили, это из-за того, что Киану Ривз не умеет играть).

Говорили, что Нео ничего не останавливал. Матрица, система остановила сентинелов, чтобы носитель патча, исправляющего ошибки в Матрице остался в живых. Ведь если бы Нео убили с ним бы пропали и вся накопленная об аномалиях информация.

Теория №3. Зион это не Зион (то есть не тот самый Зион). Согласно этой теории Нео, выйдя из кабинета Архитектора не вернулся в реальный мир, а попал в виртуальность, сконструированную Архитектором. Что вся реальность с повстанцами, Морфеусом, Тринити и остальными теперь не есть реальность, а виртуальность, сгенерированная компьютером Матрицы на основе памяти Нео. Эта теория имеет не так много приверженцев и в ее пользу есть слишком мало аргументов как “за” так и “против”.

Живо обсуждались и менее масштабные эпизоды, которые у обычного зрителя не вызвали бы никакого сомнения или вопросов. Гипотезы, подчас высказывались очень странные. Например, когда Нео говорит, что мать Матрицы – Оракул, Архитектор иронично говорит “Please”. Этот эпизод заставил определенную часть фанатской аудитории рассуждать на тему, кто же все таки является матерью Матрицы? Высказывались следующие гипотезы:

– Персефона может быть матерью Матрицы, потому что она одета в белое также как и Архитектор и потому что она помогает Нео добраться до Архитектора;

– Тринити может быть матерью, потому как она беременна от Нео (откуда это выдумали – бог его знает);

– Ниоба может быть матерью, потому что Ниоба это древнегреческая богиня, имеющая шесть детей, которая хочет чтобы ей поклонялись.

В общем были перебраны аргументы для любой из героинь, имеющих роль более чем на три слова.

Я думаю, этот период останется самым интересным в истории сериала. Выдумывать объяснение и искать доказательства в едва заметных другим мелочах было интересной игрой. В такие игры играют те, кто любят разгадывать детективные фильмы до того, как они заканчиваются. Впереди маячило продолжение и надежда на то, что ответы на вопросы все же дадут и что тот ответ, который ты считаешь правильным, окажется таки правильным.

Оставив в кассах кинотеатров 280 миллионов зеленых портретов, народ стал ждать продолжения. Ожидание было немного скрашено выходом игры Enter the Matrix (читай подробнее “Навигатор” №6 за 2003г.). Помимо самой игры на компактах были ролики, снятые с участием актеров из фильма.

Ожидание праздника оказалось интереснее самого праздника. Как сказал хозяин сайта www.matrix-explained.com : “Люди ждали чего-то… БОЛЬШОГО. Люди получили… ГОЛЛИВУД”.

Часть четвертая. Ноябрь 2003г. – ???

Не знаю для кого как, но для меня самыми длинными показались два дня после запуска фильма в общемировой прокат 5-го числа и поход в кино вечером 7-го. В сети уже появились первые впечатления-спойлеры, но портить себе впечатление от фильма, читая ответы на вопросы, не хотелось. Хотя подмывало жутко. Впрочем, можно было и почитать. Впечатление так или иначе было испорчено.

Этот раздел статьи я пишу где-то неделю спустя после того, как сходил в кино. Может быть после того, как я просмотрю фильм раз пять в оригинале, столько же раз вычитаю перед этим сценарий и почитаю с десяток толкований я изменю свою оценку. Может быть. Так было с “Перезагрузкой”. Мосфильмовский перевод сильно подпортил впечатление о фильме и помешал пониманию некоторых ключевых моментов. Полное понимание пришло позже, после трехкратного пересмотра оригинала. Может быть, во всяком случае я очень надеюсь на это. Пока есть только недоумение от того, что пришлось просмотреть в кинотеатре.

Широко разрекламированная цена битвы, которая по утверждению Джоэля Сильвера стоила 40 миллионов долларов, не слишком впечатлила. Нет, конечно, впечатлила, но не на 40 миллионов. Некоторые моменты битвы остались в памяти как размазанные по экрану черно-серо-красные пятна (это, наверное, были сентинелы). Больше всего понравилась битва отряда капитана Мирфуна с сентинелами в шлюзе. Драка Нео и Смита – ну и собственно, что там было особенного? Драка в “Перезагрузке” выглядела куда более интересной. А тут… Жена моя после просмотра сказала, что все было как в русских народных сказках – взял Иван-Царевич Змея Горыныча и вогнал его по колено в земло. А потом Горыныч взял и Иван-Царевича по пояс. Ну и так далее, по тексту. Короче, битва титанов в натуре. Все остальные сцены не блистали чем-то новым и оригинальным. Бегание по стенкам и перестрелки в зале с колоннами уже были. Кстати, того же slo-mo стало меньше.

Ну это ладно, пиф-паф это все таки для детей в возрасте от шести до шестнадцати. Более взыскательные зрители ждали другого. Ответов на вопросы, которые поставила “Перезагрузка”. Расширения того поля смыслов, часть которого Вачовски обозначили во второй части. Точек над i с философской точки зрения. Четкой и завершенной логики сюжета, которая была в первой “Матрице”. Эффектного и нетривиального завершения трилогии.

Облом был жесток.

“Революция” не дала ни одного внятного ответа по те вопросы которые остались после “Перезагрузки”. Является Зион очередным уровнем симуляции или все-таки он реален? Как Нео смог остановить четырех сентинелов? Как Смит смог проникнуть в Зион? Кто является матерью Матрицы?

“Революция” не дала более-менее интересных деталей про тех героев, чье появление в “Перезагрузке” заинтриговало. Кто такой Меровингер? Кто такая Персефона? Кто такой Сераф? В чем же все-таки роль Пифии? Вешать на уши лапшу тем, кто подключен к матрице? И все?

“Революция” сделала список вопросов еще длиннее, не оставив надежды на то, что они получат ответы. Кто такой Проводник (Трэйнмен)? Почему сентинелы стали пролетать сквозь Нео? Как смог Нео видеть Золотой Код? Что вообще такое Золотой Код?

В общем и целом, все три теории относительно Зиона и Матрицы, которые выдумали зрители после просмотра так и остались в силе. Ни одна из них не получила ни окончательного подтверждения ни опровержения. Вследствие чего многие зрители не получили должного удовлетворения. “После безалкогольного пива чувствуешь себя обманутым”. После сеанса меня не покидало похожее ощущение. Судя по откликам в прессе, на сетевых форумах и фанатских сайтах -я был не один.

Народ МЕСЯЦАМИ обсуждал что к чему, ожидая увидеть нечто вразумительное, что объясняло бы, например, как Нео остановил четырех сентинелов. “Как я смог сделать это?” – “Сила Избранного простирается за пределы этого мира…”. И это все? Как сказали на том же www.matrix-explained.com: “Даже третьесортный сценарист мог бы написать что-то более умное, посидев пять минут в туалете”. Да и после диалога с Архитектором, который говорит о том, что Избранный – это программный модуль, выполняющий заданную функцию, слышать, что какая-то там сила куда-то простирается… В фильме полно сюжетных провалов и непонятно к чему прилепленных эпизодов. Взять хотя бы то, как Нео попал на заброшенную станцию метро Mobil Ave? Почему именно туда? Не буду утомлять перечислением этих нестыковок. Грустно и обидно.

Вачовски смогли сделать логичный и понятный фильм в первый раз. То, что они не сделали этого же во второй раз (два продолжения) мне кажется идет от того, что они не смогли совладать с собственной фантазией. Второй фильм полностью перевернул все смыслы первого и обозначил несколько новых и очень любопытных моментов и сюжетных линий. Цикличность Матрицы, роль Зиона и Избранного, компания Меровингера, неоднозначность Оракула – все это плюс совершенно потрясающая “Аниматрица” ОБЕЩАЛИ много. Обещали действительно сагу с неслабым философским наполнением и убойным экшеном. В третьем фильме не ответили НЕ НА ОДИН из вопросов, которые возникли после “Перезагрузки”.

Мне кажется у Вачовски был действительно широкий замах и куча сильных и любопытных наработок. Повторюсь – во второй серии было НАЧАТО немало новых сюжетных линий. То, что они не были завершены… Не справились брательники с задачей. На гора они выдали не стройное как первая серия продолжение, а сваляный до кучи набор несвязанных символов и смыслов. Почему? Да может быть потому что нельзя было впихнуть все это в два фильма по два часа, а надо было садиться и писать эпопею на тысячу страниц, типа толкиеновской. Не знаю, это всего лишь мои догадки и довольно запоздалые пожелания относительно того, что хотелось бы увидеть.

Имеем то что имеем. Буйство спецэффектов, невразумительный сюжет и непонимание относительно того, чем все, собственно, закончилось

Эпилог

Резюмируя все вышесказанное.

В 1999 году два независимых режиссера, братья Ларри и Энди Вачовски показали нам оригинальный, красивый и умный фильм, ставший событием в мировом кинематографе последнего десятилетия.

В мае 2003 года они озадачили нас новой трактовкой мира Матрицы, выпустив “Перезагрузку” и “Аниматрицу”. Сюжетные линии, философские концепции и символы фильмов были многобещающими. Была сделана заявка на действительно мощное завершение, которое сделало бы трилогию событием не только для любителей кино и фантастики. Обещали “Революцию”.

В ноябре 2003 года мы увидели невнятную финальную часть и еще раз убедились в верности старого правила: продолжения лучше не снимать.

Но все же “Матрица” – это событие. Для меня эта кинотрилогия (и все, что с ней связано) интересна тем, что она сработала своеобразным катализатором творческой активности населения, которая мало похожа на ту активность, которую проявляют поклонники других фантастических сериалов типа “Звездных Войн”. Народ напридумывал столько интересных теорий и сценариев развитий сюжета, толкований символов, что это намного интереснее читать чем смотреть то, что наваяли братья Вачовски в третьем фильме.

При этом вопросы остались.

#matrix #thematrix #matrixtrilogy

 

Источник

Читайте также