Если, конечно, робота еще можно спасти.
Вселенную Терминатора можно охарактеризовать, как многострадальную. Если первые два фильма, снятые Джеймсом Кэмероном, стали любимцами публиками и классикой научпопа, то продолжения франшизы вплоть до пятого фильма, мягко говоря, не выстрелили. Не сильно лучше обстоят дела и у игровой адаптации этой вселенной. Простому зрителю в голову могут прийти в голову две игры по третьей части франшизы, из которых одна из них была гаражным шутером от первого лица, а вторая — шутером от третьего лица и повторяла сюжет кинокартины. Обе игры закономерно получили отрицательные оценки критиков, как и сам фильм. Была еще замечательная Future Shock, блестящая игра для своего времени, но ныне потерявшая свою актуальность.
В 2019 году мы получили возможность реабилитации франшизы и в кино, и в игровом варианте. 15 ноября уже прошлого года вышла Terminator: Resistance, сингплеерный шутер от первого лица, разработанный польской студией Teyon. Получилось ли у них спасти игровую франшизу?
Коротенький синопсис. Действие игры разворачивается в 2028 году, в разгар войны человечества против машин. Мы — рядовой Джейкоб Риверс, единственный выживший боец Тихоокеанской дивизии, попавшей в резню. Наша задача — найти Сопротивление и передать им очень важное сообщение. По пути главному герою придется столкнуться с выжившими людьми и, конечно, армией агрессивно настроенных машин.
Игровые механики
Большинство хороших современных шутеров предлагают большую вариативность механик. В Metro: Exodus у нас есть большая полноценная система крафта и возможность повлиять на сюжет. В Far Cry — обширная и многоуровневая прокачка. Погоня за современными трендами в случае Terminator: Resistance выглядит весьма неуклюже. Попытка разработчика поставить нас в условия состредоточенного выживания сводится к ощущению пустой угрозы. На первом уровне игры мы будем на автомате собирать все, что подвернется под руку. Крафт, сбор ресурсов, прокачка — все это происходит и делается игроком практически рефлекторно. Но чем дальше мы продвигаемся по игре, тем больше понимаем, что это совершенно необязательно и оказывается весьма бесполезным занятием. Все ресурсы легкодоступны, никакого дефицита в боезапасе и аптечках нет, и сама прокачка выглядит скорее как механическая необходимость, чем средство к выживанию. При этом механики ненавязчиво вплетены в игру, открывая новые возможности по сюжетной необходимости.
Игра старается эксплуатировать огромное количество механик. Тут у нас и прокачка, и а- ля-выживальщина, и стелс, и чего только еще сюда не воткнуто. Во всем этом нагромождении RPG-механик можно постараться разобраться, однако, я уверяю вас, использовать вы их будете постольку поскольку. К примеру, это касается стиля прохождения. Игра будет часто предлагать пройти некоторые места скрытно. Для стелс- убийств нам дают специальные ножи, подсказывают, как перепрограммировать системы защиты против машин, и сразу предоставляют два способа выполнения некоторых сайд- квестов. Со старта даже дают визор, позволяющий видеть терминаторов сквозь стены. Однако локации недостаточно просторны для скрытных маневров. Наше обмудирование позволяет вступать в открытый бой с машинами даже на высокой сложности, но наказывает бешеными её скачками в зависимости от ситуации. На прошлом уровне мы спокойно растаскивали целую армию машин, а теперь один-единственный терминатор с двумя плазменными винтовками быстро отправляет нас к экрану загрузки. Такой дизбаланс хоть и местами раздражает, но добавляет и некоторую каноничность. Все- таки, терминаторы — это идеальные машины убийств.
Сюжет игры довольно интересен и даже закручен. Сама история, в принципе, тянет на полноценную кинокартину. Тут неплохо сменяется пейсинг, никогда не возникает вопроса “а для чего я иду туда? ” Наличие неизвестного союзника, постоянно спасающего нашу жизнь в трудный момент, хорошо интригует. К сожалению, сюжет не подкрепляется интересными персонажами. Возможно, на то это повлияла и озвучка. Создается впечатление, что актеры в первый раз видят текст, начитывают его с выражением, но совершенно не сживаются с ролью или ситуацией. Их спасают интересно прописанные предыстории. Бабушка, работавшая в лагере машин; чернокожий дедушка, встретивший Судный День на рок-концерте; девушка, которой пришлось стремительно повзрослеть, чтобы оберегать маленького шкодливого брата. Их практически деревянные лица однообразно рассказывают очень интересные личные истории, из-за чего персонажей легко запомнить и выстроить к ним свое отношение.
Внимание к деталям
Удивительно, но, несмотря на всю неуклюжесть большинства механик, игра воспринимается не как проходняковый экспириенс, а как неплохой шутер на один раз. Разработчики взяли за основу именно первые два фильма кинофраншизы, что точно порадует фанатов старой закалки. Тут вам и фиолетовая плазма, и Т-800, и Джон Коннор, так похожий на себя из второго фильма. Игра действительно позволяет вам окунуться в атмосферу тех самых фильмов, и делает это всеми возможными способами — от как бы небрежных реплик персонажей и использования фишек франшизы до конкретных эпизодов.
На одном из уровней нам предстоит влезть в госпиталь, чтобы спасти выживших. Одна из спутниц, та самая девушка с младшим братом, предупреждает нас — наше оружие бессильно, лучше действовать максимально тихо. Когда мы лезем по вентиляционной шахте, и перед нами возникает Т-800, тащащий тело одного из бойцов сопротивления, а вслед за которым появляется ещё несколько таких же роботов, игра даже умудряется испугать. Под громкие, каноничные звуки и музыку, которые сопровождали терминаторов на большом экране, мы забиваемся в угол и лихорадочно вспоминаем, для чего же мы согласились на подобные приключения. Или, к примеру, встреча с боссом Т-825. Когда мы остаемся с терминатором один на один в горящем ангаре, и эта бездушная машина для убийств, раньше убегавшая от нас, начинает приближаться, отбрасывая свою огромную тень на минивэн, сразу становится не по себе. Мы ведь знаем, на что эта махина способна.
Игра проигрывает большинству тайтлов практически во всех игровых механиках. Сборная солянка из современных трендов хоть и не создает ощущение полного провала, но сварена неуклюже, невкусно. Однако внимание к деталям и любовь разработчиков к первым двум картинам кинофраншизы прямо-таки пульсируют, что заставляет пройти игру от начала до конца. Даже сюжет выполнен с тщательным соблюдением всех традиций. Тут вам и загадочный помощник, и парафраз на «come with me if you wanna live», и терминатор-убийца, и сцены, являющие собой отсылки на эпизоды из фильмов. Возможно, именно поэтому критики так низко оценили игру (оценка на metacritic составляет 59%), но она получила целых 93% в Steam на момент написания статьи.
Получается, игра спасла игровую франшизу?