Приятная концепция загробного мира из британской головоломки.
Я умер. Что дальше? У науки и реалистов один ответ, у религии другой, ещё вариантов хватает у философов, культистов, психопатов. Самый комфортный для себя я нашёл в малоизвестной инди I Am Dead. Это небольшая игра, на вечер-два, авторы — никому неизвестные новички. Только издателя можно узнать по имени — Annapurna Interactive. В принципе, не удивительно, так как он любит бросать деньги в красивые чудачества.
История такая: я жил на острове где-то недалеко от Новой Зеландии, держал музей местной истории, травил байки туристам, бросал собаке жёлтый теннисный мяч. Потом умерла собака. Потом умер я. И остался на острове, рядом с музеем, с туристами, с мячами. И мало мне одной беды, так островной вулкан ни с того ни с сего решает проснуться. Очевидная задача — спасти родину от катастрофы, и, между делом, лучше освоиться в том, как жить, если живёшь после смерти.
Логика загробного мира в I Am Dead не самая правдоподобная, сложная или оригинальная. Она почти ни в чём не «самая». Но я был бы не против, окажись всё так на самом деле.
Так вот, я умер. Что дальше?
До сих пор вижу и слышу
А ещё чувствую запахи — в один из моментов игры знакомое привидение позовёт понюхать пиво в баре, когда у меня будет свободная минута. Можно продолжать ходить в кинотеатры, и даже стойкий аромат карамельного попкорна в фойе никуда от нас не спрячется. И никакой платы за билеты.
Правда, в самой I Am Dead своими посмертными преимуществами я так не пользовался — по крайней мере за то время, что история мне отвела. Просто прогуливался по любимому пляжу, встречал рассветы, бубнил себе под нос закадровый текст.
Разговариваю с животными
Поначалу проблемой было одиночество, но это по неопытности. Достаточно скоро выясняется, как призывать других мёртвых, и здравствуй первый собеседник — Спарки, моя почившая собака. Забегая вперёд, упомяну, что язык бакланов, лис, древних рыболюдей и доисторических цивилизаций мне также без труда понятен.
Языковых барьеров в жизни после смерти, по версии I Am Dead, не существует. Не нужно беспокойным духом метаться по учебной секции библиотеки, чтобы подтянуть древнегреческий и поболтать с Аристотелем.
Собственно, из этого здесь и состоит повествование — вместе со своей вдруг говорящей собакой Спарки я разыскиваю других знакомых привидений, чтобы передать им некую сюжетную просьбу. Ну, и просто поговорить за жизнь, за смерть, вселенную и вообще.
Читаю мысли и подглядываю в воспоминания
Спарки умерла раньше. Не знаю насколько раньше, но, при встрече, о быте и способностях привидений она знает куда больше моего. Отчасти дело в том, что Спарки, пока скиталась одна, нашла древнюю наставницу. Но не будем заострять на этом внимание.
Важно, что благодаря собаке я узнал об одном из самых потрясающих призрачных умений — чтении мыслей. Как и понимание языков, чтение мыслей не ограничивается только людьми. Любые думающие существа, будь то дикие звери или даже продвинутые роботы, теперь как открытая книга.
Настроившись, я могу слышать — о чём кто-то думает, видеть — что кто-то помнит. Более того, если поднапрячься, получается даже нырять в чужие воспоминания и с их помощью перемещаться сквозь само время. А ещё отпечатки памяти хранят в себе черепа и прочие останки — от вторжения в личную жизнь не застрахованы и мёртвые.
Всегда было любопытно — как же египтяне построили свои пирамиды? Инопланетяне из какой галактики им помогали? В мире I Am Dead любому призраку открыт путь для решения этой загадки — достаточно отыскать в музее мумию постарше и подсмотреть её прошлое.
Конечно, это значит, что после смерти не остаётся недоступных секретов. Любую тайну, даже самую сокровенную, может выведать призрачный проходимец. Но кому не плевать?
Нахожу любых призраков
Любимая игрушка, памятная монетка или дурацкая кепка, которую жалко выбросить — не просто вещи в I Am Dead, а ориентиры. Хватит пяти таких, чтобы навестись на след духа, а там уже личная встреча останется вопросом времени.
В игре вынюхивала призраков только Спарки, поэтому я точно не знаю, сумеет ли каждый мёртвый так искать, если наберётся опыта. Или всё же обязательное условие — пожить собакой или другим превосходным нюхачом. Способность очень нужная, ведь тот же Аристотель, задолжавший спор о «Поэтике», чёрт-те где сейчас летает. Но если я найду несколько его безделушек, то «чёрт-те где» станет конкретной координатой.
Если пример с древнегреческим философом кажется притянутым за уши, то подставьте на его место своего мёртвого кумира или стародавнего предка. Мир и космос необъятны, так что здорово, когда у призраков есть рабочий способ отыскивать друг друга.
Вижу всё насквозь
Основной геймплей игры — рассматривать окружение в разрезе. Так как я — прозрачный призрак, всё для меня теперь без веса и плотности. Прохожу через стены, чтобы рассмотреть комнаты. Через крышки сундуков, чтобы рассмотреть лежащие в них вещи. Через слой ударопрочного Gorilla Glass Victus, чтобы рассмотреть микросхему iPhone 12.
Одушевлённое от такого «сканера» тоже не защищено. Захотелось увидеть что внутри кита? Или как поживает мозг в черепной коробке живого человека? Лечу и смотрю. Жизнь после смерти в I Am Dead придумана для любопытных.
Летаю
Ну, тут всё понятно. Летать — круто.
Уйду, когда захочу
На английском персонажи говорят «Going Into The West», как эльфы Толкина. На русском — «уйти за черту». На понятном это всё значит, что в мироустройстве I Am Dead призрак, оставшийся в мире живых — не последняя стадия смерти. Есть что-то дальше, финальный финал, в котором можно исчезнуть.
Спарки думает, что это значит «оставить всё навсегда», я неуверенно называю место «за чертой» раем. И всякий призрак, которого мы встречаем, точно знает, что он может туда отправиться. Ключевое слово тут «может». В отличие, например, от «Привидения» с Суэйзи, здесь никого не заставляют «уходить в свет».
Хочется зависнуть на Земле или в каком-то своём космосе ещё на пять лет, на десять, может на несколько веков или тысячелетий? Валяй! Да, из всех ощущений остались только зрение, слух и обоняние, и даже друг друга призраки не могут касаться, но созерцать вечность нашу цивилизацию и соседние, если найдутся, кажется не такой уж и угнетающей перспективой.