Призрак Энакина Скайуокера, затонувшая Звезда Смерти и другие идеи.
Пять лет назад культовая франшиза «Звёздные войны» ушла под крыло Disney. Фанаты с нетерпением ждали седьмой эпизод, но получили совсем не тот фильм, о котором так долго мечтали. «Пробуждение силы» до сих пор критикуют за слабый сюжет, его часто называют ремейком «Новой надежды».
Но изначально всё было по-другому. На ранних концепт-артах фильм лишь отдалённо напоминал «Новую надежду». Проект выглядел необычно, в нём хватало смелых идей, от которых потом отказались. Что-то не работало, что-то не понравилось режиссёру и руководству Disney.
Из черновиков сценария и концептов собрали полную картину того, каким был седьмой эпизод саги в начале своего создания.
Идеи Джорджа Лукаса и Майкла Арндта
После выхода трилогии приквелов Джордж Лукас не раз заявлял, что «Звёздные войны» закончились. Своё детище он рассматривал только как историю жизненного пути Энакина Скайуокера: от его становления как джедая до полного искупления в конце шестого эпизода. Режиссёр также называл обе трилогии «семейной мыльной оперой о поколениях» и «детской сказкой», которая наконец-то завершилась с выходом «Мести ситхов». Продолжение лучше искать в книгах, играх и комиксах по Расширенной вселенной.
Первоначально Лукас планировал снять девять эпизодов франшизы. Об этом он рассказал осенью 1979 года в интервью журналу Prevue.
Это сага в девяти частях, у которой есть начало, середина и конец. Её временной период охватывает 60 лет с интервалами в 20 лет между трилогиями. События каждой трилогии длятся около 7 лет.
Трилогию приквелов Лукас отложил в долгий ящик. Однако уже в 80-е он запланировал выход первого эпизода на середину девяностых. Седьмой эпизод из трилогии сиквелов режиссёр собирался снять к 2011 году.
Однажды Джордж спросил меня: «Не хотел бы ты сыграть персонажа в духе Оби-Вана, который передаёт Экскалибур следующему поколению?»
На мой вопрос о том, когда это будет, он ответил: «Нуу, примерно в 2011 году», — тогда я подумал: «Ну и дела, надеюсь я буду работать спустя столько времени», — даже не знаю, просто посчитал в уме, сколько мне будет лет.
Режиссёр написал 10-страничный тритмент (краткое изложение сюжета) седьмого эпизода за год до продажи Lucasfilm. Существует неподтверждённая версия, будто Лукас специально написал его, чтобы поднять стоимость Lucasfilm перед продажей Disney.
Но покупателя не заинтересовал сюжет Лукаса, мало того — он отпугнул руководство Disney и только что назначенного режиссёра Джей Джей Абрамса.
По задумке Лукаса, центральную роль в сюжете седьмого эпизода играли подростки джедаи: дети Люка, Леи и Хана. В Disney побоялись, что выйдет ещё одна «Скрытая угроза», которую, как мы помним, раскритиковали за сюжет и слабую игру молодых актёров. Режиссёра поблагодарили за предложенную идею и вежливо отказались от его черновика.
Disney было проще написать весь сюжет с нуля, а старую Расширенную вселенную выкинуть из канона. В первую очередь это связано с тем, что в книгах и комиксах уже не раз освещалась тема молодого поколения джедаев.
На должность первого сценариста седьмого эпизода назначили Майкла Арндта («История игрушек 3» и Оскар за «Маленькая мисс Счастье»). Он приступил к работе над сценарием в ноябре 2012 года, спустя месяц после покупки Lucasfilm.
Арднт написал несколько вариантов будущего сюжета седьмого эпизода. Единственный утёкший в сеть тритмент назывался «Бессмертное наследие». Он частично основан на отвергнутых идеях Джорджа Лукаса. Его полный пересказ впервые выложил в сеть Кирилл Размыслович, автор журнала «Мир Фантастики» и известный белорусский блогер. Он нашёл тритмент в закрытом сценарном сообществе.
Главными персонажами наброска были дети Хана, Леи и Люка, а также внук адмирала Таркина. Роль антагониста досталось деспотичному имперцу Джиону и девушке Шад-Вар — дочери Люка Скайуокера, которая перешла на Тёмную сторону. Из шокирующих сюжетных поворотов хочется выделить героическую смерть Чубакки и Хана. Стоит ли говорить о том, как в Disney отнеслись к этому тритменту?
Майкл Арднт трудился над сюжетом вплоть до октября 2013 года, пока его не уволили с должности главного сценариста. Disney не понравилось, что Арднт потратил уйму времени на странные тритменты и недописанный 50-страничный сценарий. Переделывать его наработки пришлось Джей Джей Абрамсу и Лоуренсу Каздану (старый друг Лукаса, написал сценарий к «Возвращению Джедая» и первому «Индиане Джонсу»).
Но нас интересует период с декабря 2012 по сентябрь 2013 года, когда Арднт работал над сюжетом совместно с дизайнерами Industrial Light & Magic. Знакомые черты «Пробуждения силы» появились только к лету, а до этого у команды был сплошной полёт фантазии и поиск удачных идей.
Герои и локации
Название «Пробуждение силы» появилось за полтора года до выхода фильма. На протяжении трех лет седьмой эпизод носил рабочее название «Тень Империи». Почти как у одноимённого романа Расширенной вселенной и видеоигры для консоли Nintendo 64.
В самом начале дизайнер Эрик Тименс предложил интересный концепт под названием «Огонь и Лёд». Идея была в том, чтобы изобразить воина, который удерживает идеальный душевный баланс между Тёмной и Светлой стороны Силы. Он уже не джедай, но и не ситх. Его двухклинковый световой меч имел сразу два цвета — синий и красный. Итог предсказуем: придумать достойного персонажа не получилось, а хорошая концепция отправилась на полку.
На совещании в Lucasfilm решили, что лучше придерживаться старой и проверенной формулы трёх планет на один эпизод. Выбор остановился на классической подборке: лесная, снежная и пустынная. В качестве лесной планеты выбрали Фелуцию из «Мести Ситхов» и игры Force Unleashed.
По первой задумке «Тысячелетний сокол» потерпел крушение на Фелуции, а его команду захватили космические пираты.
От всего этого отказались почти сразу же. С пиратами придумали кучу концептов, но так и не разобрались с их местом в сюжете. В итоговой версии пиратов заменили на преступную организацию Канджиклаб и Гуавианскую банду смерти.
Сложнее всего обстояли дела со злодеем. На тот момент Расширенную вселенную ещё не объявили неканоничной, поэтому на роль отрицательного персонажа рассматривали ситха Дарта Талон из серии комиксов «Наследие». Странное решение, так как события комиксов разворачиваются спустя 137 лет после битвы при Явине. С ней нарисовали несколько концепт-артов и одну страницу раскадровок.
Полёт фантазии зашёл так далеко, что рассматривали вариант с армией ситхов. Дизайн отрицательного персонажа на одном из артов вдохновлён Иваном Грозным из одноимённого фильма режиссёра Сергея Эйзенштейна.
Художник Эрик Тименс хотел добавить замок Дарта Вейдера на планете Мустафар. Персональную резиденцию для него придумали Джордж Лукас и дизайнер Ральф Маккуори ещё в 70-е годы. В реальность эту идею воплотили только в ответвление «Изгой-один».
Первые узнаваемые элементы «Пробуждения силы» появились с созданием главной героини — храброй девушки Киры (на нескольких концептах её зовут Теей, но это имя не прижилось). Кира всю свою жизнь провела на планете-свалке, куда Новая Республика скидывала остатки разрушенных Звёздных разрушителей, Тай-Файтеров, АТ-АТ и другой техники Империи. Она мечтает покинуть эту помойку, но вынуждена сводить концы с концами, зарабатывая на разделке металлолома и поиске редких деталей. Работа связана с большим риском, ведь помимо Киры на планете обитает много разного отребья. Нетрудно догадаться, что в будущем Киру превратят в Рей.
У прообраза Джакку не было никаких исторических сражений с упавшими из космоса кораблями — это просто гигантская свалка. Создана она под вдохновением от прибрежных кладбищ Индии и Бангладеш, куда на разделку ежегодно свозят списанные суда со всего мира. На первых порах климат планеты хотели сделать либо тропическим, либо снежным.
В итоге дизайнеры остановились на комбинированном варианте с загрязнённым климатом. Материки планеты превратились в сплошную пустыню из-за чадящих заводов и гор металлолома, но при этом никуда не исчез океан.
Жители мусорной планеты возвели свои поселения из деталей космических кораблей. Получилась эдакая гигантская ржавеющая Венеция, построенная из обломков имперской техники. Жаль, что эти наработки пошли под нож, а планету заменили на невзрачный клон Татуина.
По первоначальному замыслу Люк Скайоукер встречался с Кирой в середине истории. Спустя какое-то время Арднт понял, что идея не работает. За культовым джедаем зрители будут наблюдать с большим интересом, чем за новыми героями. На роль наставника лучше поставить Хана Соло или другого опытного персонажа.
Тогда как поступить с Люком? Арднт и дизайнеры Lucasfilm придумали отправить джедая в добровольное изгнание. Люка беспокоила Тёмная стороны Силы. Он почувствовал внутри себя первые ростки Тьмы и вскоре покинул академию.
Люка несколько раз посещал его отец в форме призрака. Энакин уже вернулся к Светлой стороне Силы, однако его облик обезображен чертами Дарта Вейдера. Люка беспокоило, что в будущем его ждёт такая же участь.
Кэтлин Кэннэди (президент Lucasfilm) предложила свою идею с изгнанием. Люк не стал отшельником как Йода, а отправился медитировать в первый храм джедаев. Со временем он начал тонуть в песке, пока тот не похоронил его заживо.
До сентября 2013 года не существовало никакого Кайло Рена и верховного лидера Сноука. Антагонистов придумали Джей Джей Абрамс и Лоуренс Каздан после увольнения Майкла Арднта.
До их прихода главным злодеем в фильме был таинственный персонаж с кличкой «Убийца джедаев». Сперва он руководил бандой пиратов-наёмников, убивал учеников джедайской академии и коллекционировал их мечи.
Позже «Убийцу джедаев» превратили в ситха и главнокомандующего Нео-Империей (прототип Первого Ордена). Он такой же калека и киборг, как и Дарт Вейдер. Его костюм поддерживает жизненно важные процессы в организме, от прошлого тела осталась часть туловища и головы. В набросках не раскрывается информация о том, откуда он взялся, и где получил такие ранения.
Ситх так боготворил Вейдера, что откопал на Эндоре его обгорелый шлем и создал свой облик под стать кумиру. Среди арт-дизайнеров ILM его окрестили «Расхитителем могил».
У злодея есть две чёткие цели: уничтожить Люка Скайуокера и разрушить реликвии джедаев, разбросанные на разных планетах галактики.
Главный вопрос: где искать Люка? В «Пробуждение силы» с кусочками карты носились как с писанной торбой, тогда как в черновиках она хранилась в развалинах затонувшей Звезды Смерти из «Возвращения Джедая». С орбиты Эндора её массивные куски транспортировали на орбиту планеты-свалки и утопили в океане.
В развалинах башни Императора осталось множество древних артефактов и карта с местоположением всех джедайских храмов в галактике. Именно эта карта дала подсказку к местонахождению Люка. Её ищет ситх, Кира и её новые друзья, с которыми она пересеклась после череды случайных событий.
Прототипом будущего По Дамерона был темнокожий персонаж по имени Джон Доу (как одноименный экземплификант). Внешностью он напоминал Мейса Винду, и по одной задумке был джедаем, а по другой — охотником за головами. В черновом сценарии Джон Доу плохо прописан, но известно, что Абрамс хотел его убить. Позже он передумал и создал ценного союзника для Киры.
На концептах и в черновиках у прототипа Финна есть два имени — Скайларк и Сэм. Он белый, характером и манерами напоминает «сорвиголову» Соло. Сэм постоянно откалывает остроты, всегда рвётся в бой и сначала стреляет, а потом думает.
В беглого штормувика Сэма/Скайларка превратили не сразу. По ранним раскадровкам можно увидеть, что фильм начинался со сцены в духе «Новой надежды». Сперва в кадре пролетают два коррелианских корабля, а за ними — Звёздный разрушитель. Вскоре зритель замечает, что всё абсолютно не так, как могло показаться. Разрушитель повреждён и пустует, а кореллианские тягачи тянут его на орбиту планеты-свалки.
В обломках корабля притаился Скайларк вместе со своим верным вуки и R2-D2. Парню что-то понадобилось в заброшенном судне, но тягачи уже прибыли к цели. Скайларк и вуки бегут с корабля, но забывают R2-D2. Дроид чудом успевает сесть в спасательную капсулу.
Разрушитель и капсула падают на планету. Потенциально интересный металлом находит мусорщица Кира (в раскадровках её зовут Тея).
Трансформация из охотника за головами в штурмовика произошла к осени 2013 года. Сэм служил в войсках Нео-Империи и решил дезертировать после того, как стал свидетелем жестокой расправы над людьми. Штурмовики расстреляли пленных повстанцев и выбросили их тела в открытый космос. После этого Сэм освободил шпиона Джона Доу (будущий По) и вместе с ним угнал двухместный Тай-Файтер.
Их подбитый истребитель упал на безымянную пустынную планету. Джон Доу исчез, а израненного Сэма подобрало местное племя. Они провели ритуал исцеления, после которого он переродился в великого героя (так считает шаман племени).
Облик Хана Соло и Чубакки слегка отличается от того, что показан в фильме. Контрабандист напоминал закалённого в дуэлях ковбоя. Чубакка же умудрился где-то потерять руку и заменил утраченную конечность на протез.
Кира и Сэм встретились с Соло на планете Такодана, в городе «пиратской королевы» Маз Каната. В фильме её поселение и городом-то назвать сложно. Так, какой-то древний замок с просторной кантиной.
На ранних концептах столица Такоданы была центром торговли и контрабанды в галактике. Её улицы напоминали исторические города Ближнего Востока и архитектуру средневекового Китая. Постепенно столица уменьшалась в размерах, пока не скукожилась до подобия Явина IV. Хорошо хоть всё это не пропало: концепты использовали для Джеды в «Изгое-Один».
Саму Маз Канату задумывали как персонажа той же расы, что и Йода. Из мудрого старца персонаж превратился в пожилого проводника у повстанцев, потом в пирата и, наконец, в мудрую хранительницу светового меча.
От всяких ассоциации с расой Йоды постепенно избавились. Сначала на артах у неё убрали уши, потом превратили в подобие маленькой твилеке. Абрамс поначалу хотел снять Маз с помощью куклы, но отказался в пользу цифровых технологий и захвата движения.
По второй версии карту с местонахождением первого храма джедаев (где находится Люк) отдал Лор Сан Текка, член культа Силы. В фильме Сан Текка похож на Оби-Вана Кеноби, тогда как на концептах — это потрепанный вояка с кибернетическими имплантами. Он застал Войны Клонов, падение Республики, падение Империи, расцвет Новой Республики и появление Нео-Империи.
После Маз Канаты герои полетели на секретную базу генерала Органы, расположенную на безымянной лесной планете (будущая Д’Кар). База Леи находится у озера, глубоко под разрушенным замком.
Очередная Звезда Смерти была как в сценарии Арндта, так и в сценарии Абрамса. Различие лишь в том, что Арндт подошёл к ней изобретательнее. Оружие Нео-Империи обосновалось на Дантуине, недалеко от захваченной и перестроенной базы повстанцев. Принцесса Лея мельком упоминала о ней в четвёртом эпизоде саги.
Дантуин получил название «Звезда рока». Его могучее оружие находилось в давно потухшем вулкане. В конце фильма повстанцы аккуратно облетели луч и сбросили бомбы в жерло. Произошёл колоссальный взрыв, а в планете осталась гигантская дыра.
В последнем сражении Кира в одиночку изрезала световым мечом всё «брюхо» Звездного разрушителя. Безумный сюжетный ход просто не пригодился, ведь Кира/Рей так и не летала на «крестокрыле».
Ближе к осени 2013 года продумали последние штрихи в личности «Убийцы джедаев». Например, для поддержания жизненных сил он питается солнечной энергией в своей медитационной камере. Есть как минимум один концепт-арт, где ситх превращает солнечную энергию в сгустки материи.
От такого «ужина» мощь ситха увеличивалась в несколько раз. В одной сцене он в одиночку сбил несколько «крестокрылов» обычными булыжниками.
Абрамс подключился в команде седьмого эпизода после того, как освободился от работы над фильмом «Стартрек: Возмездие». Режиссёр хотел, чтобы злодей выглядел иначе, в нём должно быть больше человеческих черт и меньше подражания Вейдеру. В поздней версии ситх носил специальный дыхательный аппарат и имел всего одну кибернетическую руку.
Этот переработанный образ также не понравился Абрамсу. От «Убийцы джедаев» режиссёр оставил идею со шлемом Вейдера, а всё остальное — переписал с нуля. Так умер грозный ситх и родился неуравновешенный персонаж Адама Драйвера.
Капитана Фазму и верховного лидера Сноука целиком придумал Абрамс. Пол Фазмы в сценарии был мужским, но его поменяли незадолго до съёмок, так как в картине остро не хватало женских персонажей. Сноука планировали сделать красивой женщиной, сравнимой с античной мраморной статуей. Позже зритель должен был понять, что Тёмная сторона силы поглотила её, поэтому она выглядела то прекрасно, то омерзительно.
Техника
Дизайнеры ILM нарисовали для фильма десятки новых космических кораблей и звездолётов. Увы, от большинства их наработок отказались в пользу узнаваемых технологий. В итоге Первый Орден и Сопротивление летают на доработанных моделях техники из классической трилогии.
Художники долго не могли выбрать транспортное средство для Киры. Сначала был компактный космический корабль, потом — гравицикл, тягач и только под конец остановились на спидере. Интереснее всех выглядит спидер, собранный из деталей космических кораблей.
Для выкинутых из сюжета пиратов придумали любопытные громоздкие спидеры. В одной сцене пиратские посудины гнались за одиноким «крестокрылом».
Главный вопрос дизайнеров седьмого эпизода: как сильно продвинулись технологии спустя 30 лет после битвы у Эндора? Художники предложили множество различных вариантов. Так, например, Новая Республика имела на вооружение истребители J-Wing, L-Wing и K-Wing.
Создать гигантское супероружие способна не только Нео-Империя, но и Республика. У неё есть массивный космический корабль «Боевой Молот». Он может пробить планетарный щит и выгрузить на поверхность войска. Абрамс назвал это устройство «слишком фантастическим» даже для сеттинга «Звёздных войн».
В седьмой эпизод собирались добавить обновленный AT-AT. Причудливый «Шагоход» Нео-Империи отдаленно напоминал гигантского богомола.
Обновлённый истребитель Тай-Файтер имел слегка переделанный дизайн. На нескольких артах ему придумали складные крылья и другую кабину.
Дизайнеры создали около пяти видов Звёздного разрушителя Нео-Империи. Из всех вариантов Абрамсу особенно нравился флот красных Разрушителей.
Личный Разрушитель «Убийцы джедаев» умел затягивать другие корабли в своё чрево. Интересно, что точно такую же концепцию рассматривали для корабля вырезанных пиратов. Идею с захватом корабля позаимствовали из начала «Новой надежды».
Заслуга Абрамс в одном — он взял всё в свои руки, остановил хаотичные метания дизайнеров и направил процесс в нужное русло. До него не было ни вменяемого сценария, ни чёткого взгляда на то, каким должен быть фильм. Если взвешанно оценивать «Звёздные войны» Арднта, то их можно охарактеризовать коротко — чертовски интересная, но сумбурная каша.
Есть маленький шанс, что несколько отвергнутых идей вернутся в девятом эпизоде. После выхода «Последнего джедая» появление духа Дарта Вейдера и клана космических пиратов уже не кажется чем-то невероятным или странным. К тому же никогда не поздно вернуть концепцию «Огня и Льда».
Источник: DTF