Трилогия о Темном рыцаре Кристофера Нолана – безусловный маст-хэв экранной супергероики. Если открыть любой топ кинокомиксов, то с большой долей вероятности все три фильма с Кристианом Бэйлом будут в его первой пятёрке. Казалось бы, франшиза является авторской и обособленной от любого вмешательства извне. Однако это не совсем так. В 2008 году сразу на видео вышел аниме-фильм американско-японского производства. И да, знаменит он отчасти тем, что события, показанные в нём, происходят между картинами «Бэтмен: Начало» и «Темный рыцарь».
Лента представляет собой антологию из шести коротких историй, расставленных в хронологическом порядке и ссылающихся друг на друга. Над анимацией работали такие японские студии, как Studio 4 ° C («Аниматрица»), Madhouse («Тетрадь смерти»), Bee Train («Детектив-медиум Якумо») и Production I.G («Психопаспорт»). Каждая часть выполнена в своём уникальном стиле и написана новым сценаристом. Многие критики после выхода мультфильма сравнивали его с другой известной анимационной антологией – «Аниматрицей».
Мультфильм действительно был заявлен как часть вселенной «Темного рыцаря». Однако Нолан и актёрский состав фильмов участия в разработке не принимали. Да и сами продюсеры позже признали, что альманаху совсем не обязательно быть частью событий трилогии. Тем самым всё выглядит как продуманный маркетинговый ход для привлечения зрительского внимания. Так раньше поступали практически все создатели сериалов по комиксам Marvel («Плащ и Кинжал», «Нелюди» и др.), говоря, что их шоу является частью MCU. Номинально «Рыцарь Готэма» всё же можно считать ответвлением от трилогии Нолана. В нём нет каких-то вещей, ломающих устоявшийся лор (ну почти). А появления Человека в чёрном, Убийцы Крока и Дэдшота здорово расширяют галерею противников киношного Бэтмена.
Как и любой альманах, «Рыцарь Готэма» состоит из историй разной степени качества и увлекательности. Однако, несмотря на, казалось бы, разрозненные сюжеты, что подчёркивается и совершенно отличной друг от друга анимацией, цель у фильма одна: ненавязчиво раскрыть образ Бэтмена (Брюса Уэйна) с разных сторон через события и отношения с другими персонажами. Постараюсь объяснить более детально.
Первая история «Я вам такое расскажу» (реж. Сёдзиро Нисими, сц. Джон Олсон) повествует о том, как дети представляют себе Бэтмена. Кто-то думает, что он призрак, кто-то видит в нём летучую мышь-оборотня, а кто-то – робота. Понятно, что они гиперболизируют свои рассказы. Однако это же показывает, насколько таинственен для обывателей образ Темного рыцаря.
Второй эпизод «Перекрёстный огонь» (реж. Футоси Хигасидэ, сц. Грег Рука) продолжает познавать образ Бэтмена через других персонажей. На этот раз в центре сюжета детективы из отдела Гордона Крисп Аллен и Анна Рамирес. Оба не доверяют линчевателю. Но если первый настроен враждебно, то вторая готова смириться с новым союзником, если это принесёт в Готэм мир. Бэтмен снова предстаёт таинственной фигурой, появляющейся из ниоткуда. Однако, как и в прошлой истории, создатели акцентируют внимание на том, что он обычный человек.
«Полевые испытания» (реж. Хироси Мориока, сц. Джордан Голдберг) – первая история, которая сконцентрирована именно на Брюсе Уэйне и его альтер эго. Также именно здесь появляется некое устройство, которое не вписывается в приземлённый Готэм из фильмов Нолана. Эпизод достаточно прост сюжетно: Бэтмен использует для своей защиты девайс, который случайно чуть не убивает одного из бандитов. В результате, несмотря на всю эффективность, Брюс отказывается от модификации, потому что готов рисковать только собой и никем более. Доходчиво и лаконично.
«Во тьме обитает» (реж. Ясухиро Аоки, сц. Дэвид С. Гойер) идёт ещё дальше и показывает командную работу Бэтмена и Гордона. Примечателен эпизод своим финалом: Брюс ранен, Джим предлагает ему помощь. Но что-то внутри мешает супергерою протянуть руку, и, несмотря на свою боль, он говорит: «Может быть, в следующий раз». Это ли не демонстрация того, что Бэтмен – глубоко одинокий человек, которому легче терпеть физическую боль, чем довериться кому-то?
Сюжет «Преодолевая боль» (реж. Тосиюки Кубока, сц. Брайан Аззарелло) является, пожалуй, самым сильным в антологии. Посвящён он ранним годам жизни Брюса, когда тот скитался по миру и обучался различным наукам. Эпизод рассказывает о том, как юноша учится управлять своей болью. Авторы поднимают темы природы страданий и способов справиться с ними. Именно здесь показан самый драматичный и сильный финал в антологии.
Последняя короткометражка с весьма красноречивым названием «Дэдшот» (реж. Ён Сик Нам, сц. Алан Барнетт), как можно догадаться, посвящена первой встрече Бэтмена и наёмника Флойда Лоутона. Коротко: хороший экшн-эпизод, который продолжает развивать идеи прошлой истории. В целом неплохое завершение альманаха, плавно подводящее черту под всеми сюжетами.
Как уже было написано выше, каждый эпизод выполнен в уникальном стиле анимации. Порой доходит до смешного: один и тот же персонаж в разных сюжетах выглядит совершенно по-разному. Издержки творческой свободы. Тем не менее смена визуала хорошо работает на восприятие истории и удержание зрительского интереса. Ну и кавайный Брюс Уэйн из эпизода «Полевые испытания» – это, конечно, сильно.
«Бэтмен: Рыцарь Готэма» хорош сразу по нескольким направлениям. Это отличный представитель качественной коллаборации американской супергероики и аниме. Это необязательное, но достойное дополнение к трилогии Кристофера Нолана, позволяющее чуть больше узнать о Готэме и жизни в нём. В конце концов, это просто замечательный мультфильм о Бэтмене, раскрывающий его как глубоко трагичного персонажа, ежедневно ведущего борьбу не только с суперзлодеями, но и со своими внутренними демонами.
Спасибо, что обратили внимание на эту статью. Также заходите в мой телеграм, там найдутся и другие заметки.
Читайте также другие статьи цикла «Был Такой Супергерой»:
«ЗащитнеГ»: когда фантазии встречаются с реальностью
«Хэнкок»: супергероика, опередившая время