Польская драма о священнике, но не о религии.
Вопреки некоторой религиозности названия, «Тело Христово» мало заботит тема христианства. На деле фильм Яна Комасы всячески отстраняется от теологических изысканий и про- или антирелигиозной пропаганды. В его основе лежит история молодого священника Даниэля, на примере которого режиссер исследует простую человечность, что не чужда любым возрастам, конфессиям и слоям населения.
Главный герой картины — совсем мальчишка, который недавно перебрался со школьной скамьи прямиком на тюремную койку. Повествование не углубляется в его прошлое и начинается сразу в исправительном заведении, где парень конфликтует с соседями по блоку и наблюдает за жестокими издевательствами над слабыми заключенными.
Свободное время главный герой проводит за обязательными богослужениями в тюремном блоке, переоборудованном под местную церквушку. Кажется, прочие заключенные относятся к проповедям как к очередному наказанию, но Даниэль настолько проникается состраданием христианства, несвойственным польской шпане, что даже помогает проводить мессы. Звонким и пронзительным голосом он запевает заученные в поисках прощения псалмы, что откликаются надеждой в его не до конца потерянной душе.
Катарсис, сопровождавший тюремные проповеди, зародил в Даниэле мечту стать ксендзом — католическим священником. У бывших заключенных одна дорога — неблагодарная работа на лесопилке, будни на которой мало отличаются от тюремных. Но чтобы вырваться из греховного круга, парню необходимо получить духовное образование, и тут его мечта разбивается о суровую реальность — тюремный пастор заверяет, что ребятам из колонии путь в семинарию заказан.
После выхода из тюрьмы Даниэль садится на первый автобус в попытке бежать от неприятных юношеских воспоминаний и в одной из неприметных деревень решает спросить совета у Бога. В местной церквушке ему выпадает шанс — безобидное вранье приводит к тому, что старый ксендз принимает парня за собственного преемника. Так Даниэль без образования и опыта обзаводится небольшой паствой и начинает вести задушевные проповеди в настоящей церкви, время от времени сверяясь с брошюрой для начинающих священников.
Но не подсмотренные в интернете заготовки о неисповедимом божьем пути помогают парню завоевать любовь деревенских прихожан, а откровенность речей и непростой жизненный опыт. Он, прошедший ад польских трущоб, как никто осознает цену взаимопомощи, и именно поэтому столь легко принимает христианские догмы и несовершенство людей. Где бы Даниэль ни был — за алтарем в церкви, на улицах деревни и даже с бутылкой пива в компании шпаны, — он легко находит общий язык с местными жителями. На зависть образованным и опытным священникам обычный юнец, несмотря на внешность бандита, становится всеобщим любимцем.
Главный герой в исполнении Бартоша Белени обладает трагичной внешностью — светлые, но впавшие глаза и болезненная худоба бледного тела роднят его не с измученным Христом, а, скорее, с ходячим скелетом. Его облик вкупе со страдальческим взглядом одновременно вызывает сочувствие и отторжение. И эта противоречивость дополнительно подчеркивает двуличность Даниэля.
С одной стороны, он предстает праведным пастором, с другой — лжецом, готовым пойти на преступление ради выживания. Тем не менее эти, казалось бы, взаимоисключающие черты неплохо уживаются. Паренек ложью получает работу и с ее же помощью выведывает секреты соседей, его прошлое напрочь противоречит добродетели, а притворство, с которым он не желает расставаться, осудила бы любая религия.
Но Даниэль быстро осознает, что прошлое его паствы не такое уж безмятежное, а на теле заурядной деревни зияет тяжелая рана недоверия и междоусобной вражды. Поэтому он обращает свой грех в помощь окружающим и в конечном счете предстает едва ли не святым, не способным смириться с тем, что люди, которые совсем недавно были для него чужими, не могут простить минувших обид и проявить соседскую любовь.
Неугомонностью главного героя Ян Комасы явно подчеркивает отстраненность «Тела Христова» от религии. Картина, в которой христианство якобы выходит на первый план, на деле черпает вдохновение не из духовности, а из человечности и банального сочувствия ближним. Злые и жестокие люди тоже верят в Бога и оправдывают свою ненависть причиненной им болью. Тем самым режиссер намекает, что главное в человеке не принадлежность к религии, а любовь к соседу и умение прощать.
Арелигиозность картины выражается и в образе Даниэля. Рана, нанесенная жителям деревушки страшным событием, давно бы затянулась сама, прояви они друг к другу милосердие, но даже опытный ксендз не помог примириться и отпустить обиды. И лишь молодой парень, благодаря горькому личному опыту и простому пониманию, как ненависть может породить страшный грех, становится местным Спасителем.
***
В определенном смысле «Тело Христово» напоминает картины Юрия Быкова о «маленьких» людях — злость и зависть порождают ненависть к ближним, а бедность подавляющего населения соседствует с лоском властолюбивых богатеев, что нагло пользуются непритязательностью простого народа. В итоге историю Даниэля определяет не тяга к религии, а человечность и умение протянуть руку помощи. «Прощать — это не значит забыть, — говорит он в одной из импровизированных проповедей. — Прощать — это значит любить».