«Тед Лассо» – важная комедия о футболе и новой мужественности. Сериал вырос из проморолика АПЛ

Обзор первого сезона. Самый добрый ситком 2020 года, который нужно смотреть даже тем, кому спорт не интересен

«Тед Лассо» – важная комедия о футболе и новой мужественности. Сериал вырос из проморолика АПЛ

Этот текст был написан осенью 2020 года после выхода финального эпизода первого сезона «Теда Лассо». Здесь он появляется в связи с завершением второго сезона. Это необходимо для того, чтобы в заметке о продолжении не повторять мысли, которые возникли при просмотре первого сезона. Текст о втором сезоне «Теда Лассо» можно прочитать по ссылке в конце этого поста

«Тед Лассо» вырос из проморолика АПЛ. Шоураннер сериала – создатель «Клиники»

Тренер по американскому футболу получает работу в футболе европейском, переезжает в Лондон и начинает работать с клубом «Ричмонд». Такова завязка «Теда Лассо». Не самая оригинальная история комического сопоставления двух близких культур (американской и английской) через их главные спортивные развлечения: американский футбол и соккер.

Персонаж Тед Лассо появился за 7 лет до выхода сериала. Этот образ был придуман в 2013 году в рамках промокампании нового сезона АПЛ на NBC. Тогда он стал тренером «Тоттенхэма», а декорациями для съемок – база лондонского клуба, поэтому в рекламе мелькают Гарет Бэйл и Кайл Уокер.

Через год NBC вернулся к образу Теда Лассо, а затем шоураннер «Клиники» Билл Лоуренс присоединился к создателю и исполнителю персонажа Джейсону Судейкису («Несносные боссы», «Мы – Миллеры»), и появился полноценный сериал, который сохранил черты оригинальных промороликов, включая актеров Судейкиса и Брендона Ханта (тренер Бирд) в главных ролях. Перешли в ситком даже некоторые шутки из рекламы, например, про Уэльс и то, сколько вообще стран внутри одной страны.

В сериале Тед Лассо тренирует вымышленный клуб АФК «Ричмонд», который обзавелся официальным аккаунтом в твиттере за несколько месяцев до премьеры. Главный герой уже после первых эпизодов вновь разрушил четвертую стену и соприкоснулся с реальностью. Разговор Лассо с Жозе Моуринью – обратная ситуация той, что была 7 лет назад: тогда вымышленный персонаж рекламировал реальных людей, а теперь реальные люди помогли в продвижении художественного сериала. Причем Моуринью делал это не в рамках постановочной сцены, он вспоминал Теда Лассо на настоящей пресс-конференции.

В самом сериале вымысел тоже соприкасается с реальностью, и это один из способов создания комического. «Ричмонд» – выдуманный клуб, но он помещен в реальный мир, где борется за выживание в Премьер-лиге и играет с «Кристал Пэлас» и «Эвертоном»; где «Манчестер Сити» тренирует некий Пеп, а на место тренера в самом «Ричмонде» претендуют Тони Пьюлис, Алан Кербишли и Харри Реднапп (трижды). Но никто из реальных людей не появляется в кадре, мы узнаем о них из слов персонажей. Нет в сериале и приглашенных звезд. Исключение – комментатор Арло Уайт в роли самого себя и помогающий ему Крис Пауэлл – бывший игрок «Чарльтона», «Дерби» «Вест Хэма» и даже сборной Англии.

На поверхностном уровне интрига сериала в том, добьется ли успеха тренер по американскому футболу в европейском футболе – это комедийная оболочка истории. Смежная интрига – почему такая ситуация возникла вообще – раскрывается уже в первой серии. И если мотивация владелицы клуба назначить тренера-дилетанта легко осязаема, то вопросы, зачем это самому Теду Лассо и что дернуло американца уехать из дома и семьи в Лондон и заниматься тем, чем он никогда не занимался, куда сложнее. И создатели сериала могли бы игнорировать такие вопросы-претензии, спрятавшись за жанром комедии положений, где возникновение нелепой ситуаций условно и утрировано, но они отвечают телефонным разговором с домом в последней сцене первой серии, после чего не сопереживать этому жизнерадостному и обаятельному герою невозможно.

И здесь возникает глубинная интрига истории – способен ли такой человек, как Тед Лассо, на реализацию в спорте в принципе.

Трансформация маскулинности и спорт как проверка новой мужественности

«Тед Лассо» – это гимн доброте. Когда вокруг смеющиеся над тобой журналисты, ненавидящие тебя с первого взгляда болельщики, лицемерный работодатель, который нанимает тебя, чтобы ты все уничтожил, сама работа, которой ты никогда не занимался, команда, которая не уважает тебя, плюс Атлантический океан, который отделяет от любимой семьи, что ты будешь делать? Тед Лассо каждый день будет приносить печенье тому самому работодателю, дарить солдатиков игрокам, доедать не самую приятную еду за презирающим его журналистом и идти на диалог в каждой ситуации.

Тед Лассо – это идеальное сочетание оптимизма и наивности. Герой Судейкиса в любой конфликтной ситуации следует философии ненасилия. В вопросе «Кем бы вы хотели быть: львом или пандой?» он делает однозначный выбор в пользу панды. Тед Лассо – это молоко, в которое макают тертые калачи. А его плохое настроение проявляется в гипертрофированной ласке, доходящей до раздачи прозвищ типа «лапочка» или «котик».

С архетипичной точки зрения, это история добряка, который преобразует все вокруг, но в 2020-м образ Теда Лассо интерпретируется несколько иначе: это история новой мужественности, которая противостоит токсичной маскулинности. Подробнее об этих явлениях можно почитать здесь или здесь, а лучше послушать здесь. Если вкратце, то традиционная норма мужского поведения включает в себя подавление эмоций, доминирование как способ самоутверждения, насилие и агрессия как доказательство силы. Новая маскулинность допускает чувственность, открытость, неуверенность, уступчивость. Но главное, новый взгляд на мужчину не обязательно предполагает женственный внешний вид и манерность, он пропагандирует отсутствие страха быть собой.

Одно из самых бескомпромиссных высказываний последних лет на тему мужественности – фильм «Маяк» Роберта Эггерса с Уильямом Дефо и Робертом Паттинсоном. Спортивное кино регулярно апеллирует к теме эгоцентризма – через демонстрацию силы, проявление брутального характера. Таков герой Сэмюэля Л. Джексона в «Тренере Картере», принимающий одно волевое решение за другим (действие фильма, кстати, происходит в американском Ричмонде), таков герой Аль Пачино в «Каждом воскресенье», конфликтующий со всеми сразу из-за веры в свою правоту (там, как и в «Теде Лассо», клубом владеет эксцентричная женщина).

Традиционная маскулинность характерная для спорта, где преодоление – чуть ли не основной мотив всех историй, что очень удобно экранизировать. «Тед Лассо» предлагает другую версию мужчины – он изначально ранимый, склонный к компромиссу, открытый и сверхчувствительный. Футбол нужен сериалу для того, чтобы показать состоятельность такого характера в жесткой, конкурентной сфере. Но у Теда Лассо есть и общее с классическим экранным образом мужчины-тренера – обстоятельства так же против него и он так же берет на себя ответственность. Только по по-своему. Герой Судейкиса разбирается с проблемами не за счет волевых усилий, он обходит трудности или уступает им дорогу (результат в любом случае один – трудности остаются за спиной, они преодолены).

Это же касается и влияния на других героев: если типичный герой спортивного кино не принимает минусы окружающих и переламывает их часто физически, то Тед Лассо принимает недостатки других и меняет их через диалог и сотрудничество (тоже касается и работы над собой). И это еще одна причина, почему для такой темы понадобился футбол. Это командный вид спорта, в котором для достижения результата важно взаимодействие, поэтому эта сфера идеально подходит для проверки понимающего подхода Лассо.

В этом смысле кульминацией сериала становится грандиозный монолог из 8-й серии, который начинается со слов: «Не хамите, пока я держу дротик. Люди недооценивали меня всю жизнь…» И это не угроза, а ровно наоборот – способ противостоять. «Будь любопытным, а не осуждающим» – девиз героя и движущая идея фильма. И, опять же, ключевой монолог сериала звучит во время спортивного состязания – за игрой в дартс.

Но в «Теде Лассо» есть место и брутальности. Показной – у футболистов Роя Кента (олдскульный опорник с заниженным голосом) и Джимми Тарта (ньюскульный нападающий, списанный с монолога из «Изображая жертву») – и внутренней – тренер Борода (молчаливый помощник Теда, настоящее имя которого мы так и не узнаем). И если демонстративные альфа-самцы становятся карикатурой, то скрытые – конструктивной силой, которая уместна в кризисной ситуации.

Может показаться, что сериал эксплуатирует либеральные тренды последних лет, особенно если учесть, что в фильме нет слабых женщин. Их немного: владелица клуба, девушка футболиста (естественно, модель), жена Теда Лассо, хозяйка паба, подруга хозяйки клуба. Все они берут то, что хотят, при этом авторы умудряются сохранить баланс и не сваливаются в ортодоксальный феминизм. А в одной из сцен они даже заигрывают с ним: импровизированная пресс-конференция, где все вопросы задает одна девушка, представляясь изданиями типа «Независимая женщина», «Независимая женщина. Онлайн», журнал «Независимая женщина», воскресный вкладыш к газете «Независимая женщина». Поэтому женские образы в сериале не отталкивают, а лишь подчеркивают основную идею.

Юмор «Теда Лассо»: национальные различия, отсылки и бесконечный неймдроппинг

Начинается комедия с контрастов Америки и Англии: от языковых тонкостей до культурных различий. Отличиям американского английского от оригинального, особенно фонетическим, в сериале посвящено неоправданно много времени – избитая тема, в которой сложно отыскать не высмеянные ранее стороны. Исключение – прозвище главного героя «Wanker», слово, которое в США использует так редко, что для американца, даже после объяснения смысла оно не кажется обидным. Культурные же отличия часто ограничиваются стереотипами вроде неприятия чая и незнания того, что в футболе не четверти, а таймы, и существуют ничьи.

Несмотря на общую легкость юмора, иногда авторы позволяют себе шутки про американскую армию и Нигерию или репетицию северокорейского парада. «Что тебя тревожит? Узнал, что твой отец немного расист?» – «Моему отцу за 60 и он из Южного Лондона – конечно, он немного расист». Но все же это добрый сериал, который соблюдает рамки, поэтому про происхождение одного из важных героев, китмена Натана (Ник Мохаммед), нет ни слова, а шутки в адрес женщин сопровождаются пометкой «ой, как-то по-сексистски прозвучало».

Еще один прием, который используют в «Теде Лассо» для создания комического – отсылки и аллюзии. В сериале есть и скрытые пасхалки, например, тренер Борода для знакомства с футболом читает книгу Джонатана Уилсона «Переворачивая пирамиду». А если приглядеться к надписи на майке одного из игроков, то можно найти даже обыгрывание фамилии актера Бенедикта Камбербэтча.

Основной же производитель отсылок – сам Тед Лассо. В каждой третьей его реплике есть упоминание какого-то актера, музыканта, фильма, персонажа, а его самая эмоциональная речь в раздевалке – это дословный пересказ знаменитой пресс-конференции Алена Айверсона «We talk about practice». Чтобы понять все шутки, нужно знать, кто главный корреспондент в Daily Planet, какой характер у Чендлера Бинга, в чем особенность альбома Канье Уэста «808s and Heartbreak». Но даже если не понять ни одной отсылки и не знать ни одного из сотен людей, которых упоминают герои, «Тед Лассо» не оставит скучать.

Текст о втором сезоне сериала «Тед Лассо» по ссылке ниже

Продолжение «Теда Лассо» – лучший сериал 2020 года стал глубже и обратился к ментальному здоровью в спорте

Telegram-канал автора о фильмах и сериалах

#сериалы #мнение #обзоры #тедлассо #судейкис #apple #футбол

 

Источник

Читайте также