Techno ist musik: в Германии техно признали жанром на государственном уровне — нужно ли это в России?

Федеральный финансовый суд Германии признал техно жанром музыки, диджеев — музыкантами, а микшеры и прочую аппаратуру — инструментами. Теперь клубные техно-вечеринки, вне зависимости от периодичности мероприятий, будут рассматриваться как концерты. Налоги с продаж билетов уменьшат с 19% до 7%.

Мы в Musical Wave решили узнать, как техно чувствует себя в России, закреплено ли понятие на государственном уровне и действительно ли жанр нуждается в поддержке и признании со стороны властей?

Как в Германии и России относятся к техно?

Берлин принято считать центром техно-культуры. Berghain — его сердцем. В 2016 году Berghain признали культурным заведением и приравняли к концертными залами и выставками. Это затяжное дело и повлияло на сегодняшнее изменение в законодательстве Германии.

Для Германии техно — часть культуры. Берлинская стена пала, жанр расцвел, стал транслировать свободу самовыражения и собрал молодежь вместе. Позже берлинские клубы, например, Berghain, Tresor и Watergate прославились благодаря жесткому фейсконтролю и завоевали внимание и уважение со стороны мировых техно-исполнителей.

Мы спросили у Александра Федюшкина, участника экспериментального техно-проектa blacksberbank и hypnaton и куратора программы Music Production в Musical Wave, про то, как техно чувствует себя в России и выяснили, что дела обстоят немного иначе.

Думаю для любого, кто хоть немного интересуется техно-культурой, не секрет, что в России со стороны государства отношение к этому жанру кардинально противоположное: нет никакой речи о поддержании техно как вида искусства. У властей оно ассоциируется в основном с наркотрафиком, а не культурой. Часто происходят и акты подавления культурных инициатив относящихся к этому жанру. Например, в сентябре было совершено два антинаркотических рейда в московский Mutabor и питерский RAF25.

Александр Федюшкин

Что касается сцены и привозов, то благодаря промогруппам, среди которых «ГОСТ звук», Popoff Kitchen, System 108, Monasterio, и крупным мероприятиям, например, Signal в арт-парке Никола-Ленивец, русские фанаты техно могут вживую слушать российских и иностранных исполнителей.

Нужно ли признавать техно музыкальным жанром в России на государственном уровне?

Мы посоветовались с юристами и выяснили, что в России такое изменение на государственном уровне бессмысленно и сейчас объясним, почему:

  • Диджеи в России могут одновременно относиться как к авторам, так и к исполнителям. В законе нет понятий «диджей», «певец» или «музыкант», все обозначается словами «автор» и «исполнитель» и не подразделяется на жанры.
  • Клубы в России можно содержать и открывать, имея обычное ИП на УСН и платить с этого либо 6% со всего дохода, либо 15% после вычета расходов (доходы минус расходы). В плане налогов никаких ущемлений нет. Более того — концертная деятельность в России не облагается НДС.

В случае с Германией, принятие закона было вынужденной мерой — диджеи у них не признавались музыкантами и клубы платили высокий налог. У нас такой проблемы нет, в этом плане наше законодательство лучше немецкого. Если дать привилегии по признаку классификации музыки, то это будет притеснять исполнителей и авторов других музыкальных жанров.

Роман Пшеничный
юрист в сфере гражданского и финансового права

По Налоговому Кодексу РФ и Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности — клубы относятся к организациям сферы культуры и искусства, как театры и концертные залы, и уплачивают налоги на тех же условиях. На основании положений Римской конвенции 1961 и гражданского законодательства нашей страны, диджеев, наравне с музыкантами, можно отнести к категории исполнителей. Эти субъекты обладают одинаковым правовым статусом, поэтому нет смысла в том, чтобы закреплять и отождествлять на государственном уровне понятия «музыкант» и «диджей».

Виктор Гацолати
специалист в области административного права

Что нужно техно в России, если принятие на государственном уровне — бессмысленная затея?

«В России, на мой взгляд, есть довольно много поклонников и деятелей этого жанра, что радостно. При процессе регулирования такой массивной страны, искусству с тривиальным культурным значением остается последнее место — сейчас поддержки от государства ждать не имеет смысла.

Диалог между представителями техно и государственного культурного аппарата, мог бы дать положительные результаты: развеять мифы о тотальной пагубности для молодого поколения и стать первым шагом на пути к одобрению в глазах государства.

При таком раскладе, на мой взгляд, у молодых диджеев появилось бы больше возможностей развивать нашу российскую сцену: выиграли бы все в культурном плане. Мое личное пожелание — это площадка, сфокусированная на новых малоизвестных артистах, которых мне порой слушать интереснее чем тех, для кого это уже давно стало работой. Когда выиграю в лотерею, это будет первое, чем я займусь», — Александр Федюшкин.

 

Источник

Читайте также