Так о чем же мечтают репликанты? Поговорим о «Бегущих по лезвию»

Пересматривал обе части «Бегущего» и заметил деталь: единорог из фольги в оригинале — это ведь деревянная лошадка в сиквеле! Вещь очевидная, но раньше я ее не замечал. Еще было очевидно, что это не просто милая пасхалочка: здесь точно есть что-то интересное. Зацепился за эту мысль и в итоге сделал целое видео.

Единорог — символ поисков среди абстракций

В первом фильме единорог появляется всего два раза. Сперва на моменте, когда Декарт изучает улики: он представляет единорога в своей фантазии и сразу после этого понимает, на какой фотографии находится улика. Здесь единорог становится ключом к разгадке.

Второй раз единорог появляется в конце фильма — в виде фольгированной фигурки, которую подбрасывает детектив Гафф. Мне кажется, это своего рода напутствие, «благословение» Рика и Рейчел на побег. Но фигурка не просто говорит: «Рейчел — тот единорог, о котором ты, Декарт, мечтал». В символическом смысле она предсказывает совместные попытки найти смысл жизни, любовь.

Короче, единорог означает поиск ответов.

Так о чем же мечтают репликанты? Поговорим о «Бегущих по лезвию»

Рой Батти тоже ищет смысл жизни. Он пытается победить смерть репликанта, которая вот-вот его настигнет. Но находит другое: понимание, что каждая жизнь ценна — потому и спасает Декарта.

Рика и Роя объединяет общее желание освободиться от обыденной жизни, возвыситься над ней. Один добивается этого с помощью любви, другой — бессмертия (поначалу).

В сиквеле единорог интересным образом трансформируется, лишаясь рога.

Деревянная лошадка — символ поисков среди бытовухи

Игрушка из дерева — это привет из детских воспоминаний Кея, которые ему вживили. Она тоже означает поиск, как и единорог в первом фильме, но поиск не в абстракциях, а в бытовой жизни.

Основную часть «Бегущего по лезвию 2049» Кей пытается понять, человек он или репликант. Он отчаянно цепляется за личную историю, пытается составить свою биографию на основе обрывочных воспоминаний. Кей ищет не любовь или бессмертие, а самоидентичность.

С одной стороны, Кей хочет просто иметь семью и быть значимым для других. Но с другой, он хочет стать еще и частью какой-то общей, глобальной истории, поскольку воображает себя первым живорожденным ребенком репликантов. Этот ребенок — ключ к дальнейшей эволюции вида.

Кей в чем-то похож на героя Набокова из романа «Бледный огонь» — Чарльза Кинбота. Он тоже страдает определенным когнитивным искажением. Кинбот — комментатор поэмы внутри романа за авторством Джона Шейда. Его комментарии в разы превышают текст поэмы, и в них он отвлекается на кучу разных тем, а также воображает себя другом покойного Шейда. Кинбот всерьез считает, что поэма написана под его влиянием и он является чуть ли не соавтором.

Мой дорогой поэт [Джон Шейд], по всей вероятности, не подписался бы под таким заявлением, но к добру ли, к худу ли, последнее слово остается за комментатором.

Чарльз Кинбот

Герой романа «Бледный огонь»

Кею и Кинботу кажется, что они — главные герои каких-то других историй: будь то судьба репликантов или жизнь Джона Шейда. Они представляют свою жизнь как нарратив.

История Кея — это уже не про освобождение (от всего земного), а наоборот про привязанность (к своей биографии и чужой истории). Сиквел осознанно оппонирует оригиналу, но вместе с этим и продолжает его идеи. Так, Кей помогает Декарту увидеться с дочерью в конце фильма — это его главное действие, сопоставимое с тем, как Рой спасает Рика. Выходит, оба фильма говорят про ценность жизни и к тому же стирают грань между человеком и репликантом.

В видео я подробнее останавливаюсь на каждом тезисе из этой статьи, а еще говорю о мотивах фантазии и самостоятельности. Вдобавок там есть кусочки из классных интервью Ридли Скотта, Дени Вильнева и Харрисона Форда с Райном Гослингом. Приятного просмотра!

 

Источник

Читайте также