Работа шпионов и контрразведчиков во все века была непростой — и со временем им на помощь стали приходить достижения науки, техники и пытливой инженерной мысли. В прошлой части мы рассказали про несколько девайсов времён Холодной войны: советский беспроводной жучок 1945-года для посольства США, американские трубки-зубопередатчики и дроны-стрекозы, и всякое другое. Во второй части продолжим обещанное: про нарочито мерзкие контейнеры, уколы зонтиками и некоторые другие шпионские гаджеты и приёмы ХХ века.
Несмотря на подчёркнутую пародийность, советский мультфильм «Шпионские страсти» 1967 года довольно неплохо демонстрирует методы разведки и контрразведки тех лет, в том числе посредством разнообразных гаджетов
▍ Отвратительные контейнеры
В конце 1975 года в Москву прибыла Марта Петерсон — оперативница ЦРУ под легендой сотрудницы американского посольства. Она пошла в разведку, ибо мечтала отомстить коммунистам за погибшего в Лаосе мужа — который в означенном Лаосе помогал антикоммунистическим отрядам воевать с коммунистическими отрядами. После курса обучения Марта, неожиданно для себя как новичка, получила особо важное задание: стать связной для самого важного агента ЦРУ в Москве, завербованного в Колумбии сотрудника МИД СССР Александра Огородника.
Марта Петерсон в Тбилиси, 1976 год
Всё дело в том, что в середине 70-х практически любой сотрудник американского посольства находился под плотным наблюдением советской контрразведки — и, в общем-то, не зря, потому что среди этих сотрудников действительно хватало работников московской станции ЦРУ. Но времена были патриархальными, даже в ЦРУ женщин принимали с явным скепсисом — и Марта оказалась первой женщиной-оперативником американской разведки в советской столице.
Как явствует из воспоминаний сотрудников КГБ, первые полгода за ней тоже была установлена слежка. Не столько из серьёзных подозрений, сколько на всякий случай. Марта успешно убедила советскую контрразведку в том, что она не может быть разведчицей, и сделала это… нечаянно. Дело в том, что в силу сочетания психологических травм и живости характера Марта крепко злоупотребляла алкоголем — периодически выползая из посольства или ресторанов чуть ли не на четвереньках. А заодно имела достаточно свободные взгляды на личную жизнь, особенно в отношении морпехов из охраны посольства.
Марта Петерсон зажигает на вечеринке в посольстве, фото из её личного архива
По мнению строгих сотрудников КГБ СССР, даже буржуазный американский шпион никак не мог вести себя настолько безнравственно и безответственно — а значит, никакой «црушницей» Марта не была: «её явно пристроили в посольство по блату», сочли советские контрразведчики по опыту наблюдения за советской бюрократией.
И чудовищно тем самым продолбались. Неоднократно убедившись в том, что за Мартой нет «хвостов» и слежки, в отличие от всех прочих сотрудников станции ЦРУ в Москве, именно её и решили сделать связной ценнейшего из тогдашних агентов в Москве: того самого Огородника под кодовым именем «Тригон». В романе Юлиана Семёнова и его экранизации «ТАСС уполномочен заявить» он выведен под слегка изменённым позывным «Трианон».
Изъятый у Марты при задержании SRR-100, приёмник скрытого ношения, с помощью которого оперативники ЦРУ в Москве 70-х прослушивали каналы связи советских контрразведчиков
Риск попасться в поле зрения контрразведки есть всегда — а американцам крайне не хотелось даже по случайности «спалить» Огородника. Поэтому единственно возможным способом передачи микрофильмов и прочего между Мартой и «Тригоном» стал «dead drop»: оставление в условном месте контейнеров со всяким разным. Между уходом оставившего посылку и приходом забирающего требовалось соблюдать временной интервал — обычно не меньше часа.
Естественно, возникал вопрос: как сделать так, чтобы контейнер не просто не привлёк внимание КГБ или милиции, но и не заинтересовал простых граждан? Ответом стало использование контейнеров, как минимум похожих на естественные предметы, а как максимум — ещё и всем своим видом отбивающих желание прикасаться или хотя бы смотреть на ЭТО.
Незаметные оранжевые «Жигули», на которых Марта перемещалась по Москве и окрестностям
Один из сотрудников московской станции ЦРУ был мастером изготовления подобных контейнеров. Для первой же передачи «Тригону» он изготовил контейнер в виде мятой и грязной пачки из-под советских сигарет:
На следующий день на совещании оперативников Нил сказал, что ему понадобится восемь пачек из-под сигарет этой советской марки. Он заверил нас, что разорвёт и снова склеит эти пачки таким образом, чтобы они казались одной — и основательно измятой при этом. Нил мастерски умел упаковывать огромное количество предметов причудливой формы в маленькие, компактные пакеты и маскировать их таким образом, чтобы ни у кого не возник к ним интерес (…) Нил резал, склеивал и мял их, пока у него не получился пакет, размером и видом не отличавшийся от единственной мятой пачки сигарет. В нём лежал миниатюрный фотоаппарат, кассеты с плёнкой и катушка везикулярной плёнки — особой 35-миллиметровой плёнки с миниатюризированными текстами.
Марта не указывает марку, но, вполне вероятно, это была банальная тогда дешёвая «Прима» с довольно крупной пачкой
Сам Тригон использовал для передачи «посылок» ЦРУ с отснятыми документами советского МИДа мятые и грязные пакеты из-под молока — те самые, треугольные, памятные многим миллениалам из детства. Для пущей отвратительности он покрывал их сделанной из горчичников псевдо-блевотой, или кидал сверху грязную промасленную тряпку. Хрупкие объекты вроде отснятой 35-мм плёнки он заворачивал в суровые советские презервативы.
Задержанная Марта Петерсон во время официального допроса на Лубянке: перед ней на столе лежат вещдоки, включая мятый и грязный пакет молока — контейнер для очередной передачи «Тригона», найденный у него при попытке арестовать
Девайсом для более крупных передач стали куски дерева, покрытые землёй и старой листвой. В первом таком, помимо прочего, лежала заказанная «Тригоном» ручка с ядом. Он запросил её на случай ареста — но первым делом отравил ядом собственную невесту, которая начала о чём-то догадываться. В ЦРУ Огородник объяснил, что якобы выкинул первую ручку, заподозрив за собой слежку, и попросил ещё. Вторую ручку доставили в ещё одном псевдо-полене, запачканном землёй и сухими листьями. Её он уже использовал на себе, когда за ним наконец пришли из КГБ — оперативники не успели среагировать, когда он взял ручку якобы для написания чистосердечного признания.
Строго говоря, «Тригону» через Марту в полене передали две ручки: одна с цианидом, одна с миниатюрной фотокамерой
Что интересно, ни Огородник, ни Марта сами почти нигде не «спалились» — хотя «Тригон» под конец истории впал в дикую паранойю с тяжёлым неврозом и кучей попутных болячек. Как считается, его «слил» в Москву лучший агент чехословацкой разведки, единственный внедрившийся ЦРУ «крот» разведок социалистического блока по имени Карел Кёхер. Впрочем, американские секреты он выведывал ещё и посредством организации вместе с женой Ханой прославленных в узких кругах оргий, в которых участвовали высокопоставленные лица из Вашингтона.
Карел и Хана Кёхер успешно совмещали шпионаж в интересах социализма со свободной любовью
Последним контейнером, с которым Марту и взяли на Краснолужском мосту, стал пыльный и измазанный чёрным осколок бетона с шурупами, имеющими обратную резьбу: если даже кому-то приглянулся бы этот непритязательный контейнер, попытки раскрутить болты привели бы лишь к их затягиванию, что должно было привести нашедшего к выводу, что они просто приржавели. Впрочем, когда Марту привезли на Лубянку под объективы советских журналистов — сотрудник КГБ легко раскусил этот трюк и быстро вскрыл контейнер. В нём были микрофотоаппарат, катушки с плёнкой для микрофильмов, планы новых объектов для передачи пакетов, а также пачки рублёвых купюр и якобы «фамильные» изумруды.
Слева — тот самый контейнер в виде куска бетона
Марту сразу после задержания выслали из СССР, Карела Кёхера сдал перебежчик из КГБ генерал Олег Калугин, а вербовщик Огородника Олдрич Эймс из ЦРУ сам впоследствии был завербован КГБ и «слил» в Москву не одну дюжину ценнейших американских агентов. Непростая жизнь у шпионов.
Засим про Марту мы закончим. Кому интересно узнать подробнее, может почитать мою старую статью об этой истории тут, а кого заинтересовала история Карела Кёхера и его жены — можно прочесть ещё одну мою старую статью тут (обе писались для ныне почившего в бозе проекта Warhead.su).
А теперь — немного вьетнамских флешбеков
Подобные же отвратительные и непритязательные контейнеры ЦРУ и военная разведка армии США использовали в качестве сейсмических датчиков для дистанционного обнаружения чьей-нибудь ходьбы или движения в заданном месте.
Всё началось в годы войны во Вьетнаме, когда американцам никак не удавалось пресечь движение коммунистических конвоев по «тропе Хошимина» в глубинах джунглей Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Не помогали ни ковровые бомбардировки, ни напалм, ни дефолианты — которые в основном губили гражданских и лишь озлобляли против США и их союзников местных жителей. Дело в том, что «тропой Хошимина» была не одна дорога, а огромная сеть дорог и троп, искусно скрытых в густой тропической растительности.
За весь период войны только на территорию Лаоса было сброшено около 3 млн. тонн бомб: в среднем по 10 тонн на каждый квадратный километр и по полтонны бомб на каждого жителя Лаоса. Но «тропа Хошимина» всё равно продолжала работать.
Военным почти сразу после начала войны стало понятно, что засыпать джунгли бомбами «примерно туда» не очень продуктивно — и на помощь попытались призвать инженерную мысль. Результатом стал начатый с 1967 года проект «Igloo White», предполагавший покрытие двух обширных зон на территории Лаоса (примерно по 40 на 100 км) системой из нескольких тысяч сейсмических датчиков. Датчики должны были улавливать сотрясение почвы от движения колонн грузовиков, сообщать командованию — и по месту движения должны были отправляться стаи бомбардировщиков всех мастей и размеров.
Устройство датчиков, которые разбрасывали с бомбардировщиков над «тропой Хошимина»
Однако в зоне «тропы» постоянно работали множество вьетнамских солдат и рабочих — которые, естественно, принялись ликвидировать все найденные посреди джунглей подозрительные устройства. Не помогла даже неуклюжая маскировка «под кустик» — сенсоры выполнялись зелёного цвета, втыкались в землю при падении с самолёта вертикально, и имели похожие на ветки антенны. Поэтому на следующем этапе попытались применить устройства, замаскированные под экскременты. Так, в в 1970 году появились на свет устройства под кодовым обозначением T-1151: радиомаяки или сейсмодатчики малого размера, замаскированные под продукты жизнедеятельности «средних размеров собаки или обезьяны». Внутри находились литий-кадмиевые батареи, обеспечивавшие порядка месяца работы. Впрочем, пресечь работу «тропы Хошимина» и этой хитростью американцам не удалось — и она успешно работала до самого взятия Сайгона коммунистами.
Вряд ли кому-то захотелось бы поднять нечто такое с земли или хотя бы задержать на этом взгляд: на чём и строился расчёт
Впрочем, коллеги из КГБ тоже знали толк в использовании в разведывательных целях разных отвратительных штук. По неподтверждённым данным, советские разведчики и контрразведчики применяли наружные подслушивающие устройства, замаскированные под мёртвых крыс. Естественно, мало кому захочется прикасаться к мёртвой крысе, и даже касаться её обувью, чтобы откинуть. В старательно изготовленной полой тушке находился микрофон, прослушивающий происходящее в каком-нибудь укромном месте, облюбованном для встреч кем-то подозрительным. Ну а чтобы на псевдо-крысу не покусилась кошка или ворона, её обмазывали перцем.
Даже мёртвая крыса может работать на чью-нибудь разведку!
В ЦРУ тоже применяли дохлых крыс, и это вполне публично признаётся — но как всё те же контейнеры для передачи секретных материалов агентам, в том числе в Москве. Для удобства пользования полостью подвергнувшаяся таксидермии тушка была оборудована липучкой.
▍ Укол зонтиком
Многие миллениалы ещё застали на ТВ французскую чёрную комедию с Пьером Ришаром под названием «Укол зонтиком». Легкомысленная лента о том, как в силу идиотского стечения обстоятельств актёра-неудачника наняли киллером, в оригинале называется «Le Coup du Parapluie Bulgare», «Укол болгарским зонтиком». В переводе Болгарию убрали, дабы не давать советским гражданам политически сомнительных отсылок. Ну а исходное название прямо отсылало к недавней на тот момент громкой истории про загадочное убийство в Лондоне с помощью — да-да, именно зонтика.
Не грози зонтиком южному Раджхану, попивая бордо у себя в Париже
7 сентября 1978 года болгарский диссидент Георгий Марков, бывший популярный социалистический писатель, ныне клеймивший режим Тодора Живкова на BBC, споткнулся на лондонской остановке о чей-то зонтик и почувствовал резкий укол в ногу. Владелец зонтика извинился и ушёл. На следующий день Марков почувствовал себя очень плохо, и 11 сентября скончался в больнице, упомянув о случае с зонтом. Вскрытие показало, что в его ноге находилась микрокапсула из платины и иридия диаметром 1,7 мм, содержащая рицин — биотоксин, в шесть раз более смертоносный, чем цианистый калий.
Одна из попыток реконструировать «болгарский зонтик» для музея истории спецслужб
Поскольку смертельный укол зонтом произошёл аккурат в день рождения болгарского лидера Тодора Живкова, которого Георгий Марков постоянно критиковал — подозрения предсказуемо пали на болгарский КГБ, но доказательств не нашли даже после распада Восточного блока. Точная конструкция того самого зонта так и осталась неизвестной: по сей день никто ни в чём не признался, а рассказы перебежчиков из КГБ СССР Олега Калугина и Олега Гордиевского о подробностях участия советской разведки и работавшей над ядами секретной «Лаборатории 12» имеют сомнительную достоверность. Но предполагается, что для введения в тело жертвы капсулы с рицином использовался принцип пневматического ружья. Либо, что менее вероятно, мощная пружина. Гордиевский рассказывал, что ружьё-зонтик привёз в Болгарию из Москвы целый генерал КГБ — но, вполне возможно, что болгарские умельцы справились сами.
В отличие от фильма, реальный «болгарский зонтик», скорее всего, был предназначен не для укола лезвием, а для введения капсулы с рицином пневматическим выстрелом
Наиболее вероятным исполнителем расследование 2005 года назвало итальянского контрабандиста Франческо Гуллино, жившего в Дании и работавшего на болгарскую разведку. Сам он всё отрицал, а в 2021 году был найден мёртвым при неясных обстоятельствах. Впрочем, к тому времени ему было уже 76 лет.
▍ Маски Фантомаса
Думаю, многие помнят французские комедии про Фантомаса — таинственного зеленоликого суперзлодея, умевшего принимать почти любую внешность благодаря искусно сделанным маскам. Правда, в фильме его играл Жан Рено — и вряд ли даже под большим количеством бургундского можно было принять его даже в гриме за комиссара Жюва в исполнении Луи де Фюнеса.
«Фантомас» 60-х умело пародировал тропы и стереотипы суперзлодейско-шпионских фильмов, в том числе «Джеймса Бонда»
Даже в детстве я был уверен, что маски Фантомаса — сильное творческое преувеличение. Однако в арсенале ЦРУ, как оказалось, действительно имелись подобные штуки, которые можно было быстро одевать и снимать для изменения внешности и ухода от слежки. Американская разведка где-то с 60-х годов прочно озаботилась проблемой того, как её сотрудникам менять внешность быстро и радикально — и для этого в Лэнгли работал целый отдел маскировки под руководством Антонио и Джонны Мендес. Они разработали немало приёмов того, как буквально на ходу переодеться и изменить облик до трудноузнаваемости (подробнее об этом можно опять прочитать в моей старой статье).
Набор примочек для экспресс-грима из арсенала ЦРУ в музее
Но и этого хватало не всегда. Поэтому в конце 60-х годов Мендесы обратились к Джону Чемберсу, одному из лучших гримёров Голливуда, сделавшего в числе прочего, маски разумных обезьян для фильмов цикла «Планета обезьян». Однако то, что делал Чемберс для фильмов, не очень подходило ЦРУ: грим для актёров занимал часы, а разведчикам требовались минуты, в идеале — секунды. Мендесы и Чемберс работали почти десяток лет, прежде чем им удалось сделать шедевр маскировки: «пятисекундные маски» из специального латекса.
Одна из пятисекундных масок Чемберса и Мендесов
Полученные маски можно было натянуть на себя без зеркала буквально за несколько секунд и также быстро снять и спрятать. Они плотно прилегали к лицу и позволяли мимике работать нормально — по словам создателей, заподозрить неладное можно было только с дистанции менее метра.
▍ Жук в каблуке
Подслушка — один из важнейших инструментов разведок и контрразведок. Особенно интересно подслушивать в посольствах, где всегда, так или иначе, гнездится разведка соответствующей страны и происходит много интересного. Но как туда проникнуть с жучками? Ведь все в курсе, что местным спецслужбам очень хочется это сделать — и предпринимают для предотвращения этого много разных мер.
Советский жучок в гербе США, вошедший в золотые анналы истории спецслужб
В прошлой части мы рассказывали о том, как советские спецслужбы в 1945 году установили в американском посольстве чудо подслушивающей техники, не требующий питания жучок в подаренном пионерами деревянном гербе США. Румынская Секуритате прибегла к менее изощрённому технически, но тоже остроумному решению. Статусные американские дипломаты в социалистической Румынии времён Чаушеску не очень любили местную обувь, и заказывали себе туфли из Великобритании. Секуритате тайно вскрывала посылки — и устанавливала в каблуки жучки.
Выглядело это примерно так
Предполагается, что в ряде случаев подобное проворачивали, даже когда американцы обращались в мастерские для починки обуви. Установка жучков проводилась так искусно, что американцы далеко не сразу осознали, почему румынским спецслужбам становится известно куда больше информации из посольства США в Бухаресте, чем им хотелось бы. Правда, по понятным причинам работали такие жучки не очень долго, до иссякания батареи — но и за время работы успевали передать в Секуритате немало интересного.
На этом на сегодня всё — но только на сегодня, ибо мир шпионских гаджетов и приёмов обширен и причудлив. Уж очень непростая у разведчиков и контрразведчиков работа.
Пол-лимона подарков от RUVDS. Отвечай на вопросы и получай призы