Сюжеты на высоте: от триллеров про горы до фильмов про реальные судьбы альпинистов

Подборка кино, которое можно смотреть только за одну локацию.

Лучше гор могут быть только горы — на этом утверждении и строится большинство подобных фильмов. Искатели острых ощущений поднимаются на высоту, порой расплачиваясь за это собственной жизнью — но любителей вершин от этого меньше не становится.

В нашу подборку попали как реальные истории покорения Эвереста, Альп и Перуанских Анд, так и триллеры, детективы и мелодрамы, где горы стали ключевой особенностью сюжета. Добавляйте свои любимые фильмы про высоту в комментарии.

«Эверест» (2015)

Фильм «Эверест» снят по реальным событиям 1996 года, когда в результате восхождения на гору погибло восемь человек. До начала 1990-х покорять Эверест решались в основном профессионалы, но когда богатые бизнесмены начали щедро платить за возможность покорить гору, началась коммерциализация восхождений.

Среди пионеров туристического покорения Эвереста были новозеландец Роб Холл и американец Скотт Фишер. Фильм рассказывает трагическую историю их восхождения в 1996 году.

Группы альпинистов-любителей планируют покорить самую высокую гору мира. Для кого-то это — мечта всей жизни, для кого-то — последняя из непокорённых Семи вершин. Есть среди группы и журналист Джон Кракауэр (Майкл Келли) с альпинистским опытом.

Холл (Джейсон Кларк) и Фишер (Джейк Джилленхол) ведут по одной группе. Встретившись на горе, они решают штурмовать вершину объединёнными усилиями. Уже на спуске их настигает снежная буря, которая и приводит к трагедии.

«Эверест» — очередная попытка понять, почему случилась катастрофа. Книги о событиях тех дней написали сразу несколько спасшихся, поэтому мнения о происшествии расходятся. Одна версия гласит, что гиды запаздывали и пропустили время возврата в лагерь, другая — что лидер одной из групп проигнорировал прогноз погоды. Кто-то вообще считает, что туристы шантажировали гидов — говорили, что заплатили деньги и не будут прекращать восхождение.

Фильм максимально честно показывает, насколько горы опасны даже для профессионалов и какие непредсказуемые игры разума возможны на такой высоте.

«Вертикальный предел» (2000)

На языке альпинистов вертикальный предел — это точка, после прохождения которой человек без специальных средств для выживания медленно умирает. Фильм «Вертикальный предел» — не только про горы, но и про выбор, который приходится совершать в нечеловеческих условиях.

Семейный отряд скалолазов-любителей — отец с сыном Питером (Крис О’Доннел) и дочерью Энни (Робин Танни) — поднимаются по скале. Несчастливая случайность вынуждает Питера принять опрометчивое решение, из-за которого погибает их отец. После этого молодой человек бросает альпинистский спорт, а сестра, наоборот, становится гидом для богатых туристов.

Родственники почти не общаются, а Энни винит брата в гибели отца. Но когда группа, которую сопровождает девушка, попадает в ледниковую ловушку, за её жизнь оказывается готов сражаться только родственник. Несмотря на ненависть и страх, который Питер испытывает к горам, ему приходится начать восхождение. Время ограничено, а другие люди не хотят рисковать жизнью ради спасения Энни, поэтому парню остаётся рассчитывать лишь на себя.

Зрителям фильм понравился, а вот критики его не оценили. Например, они были недовольны идеей сценаристов использовать для спасения людей нитроглицерин. По их мнению, такое опасное химическое вещество в фильме про горы было лишним: оно только сделало его менее правдоподобным и породило ненужные вопросы, которые отвлекали зрителей от просмотра фильма.

«127 часов» (2010)

Фильм основан на реальной истории альпиниста Арона Ралстона, которая произошла с ним в 2003 году.

Из-за утомительных съёмок режиссёр Дэнни Бойл пригласил в команду сразу двух операторов, каждый из которых снял половину фильма. Так постановщик смог не торопить процесс и работать с нужной ему скоростью.

Ралстон с удовольствием выступил консультантом картины и предоставил видео, записанные во время происшествия. Они помогли режиссёру точно выстроить последовательность событий. Позже Ралстон говорил, что картина настолько близка к реальности, что её можно назвать документальной. Более того, в «127 часах» снялись настоящие друзья Ралстона, а пилота вертолёта сыграл тот самый человек, который спас ему жизнь.

За год до происшествия двадцатишестилетний Арон Ралстон уволился с работы и начал покорение 14000-футовых (более 4200 метров) пиков в Колорадо. В одно утро он собрал свой рюкзак — взял литр воды, два буррито, шоколад, наушники и видеокамеру — и отправился в Национальный парк Юты покорять каньон Блю Джон. Телефон он специально не брал, зная, что там всё равно нет приёма.

Бесстрашный молодой парень (Джеймс Франко), никого не предупредив, решает исследовать на велосипеде очередной каньон. Самонадеянность играет с ним злую шутку: в ходе своего приключения Ралстон проваливается в расщелину, а очнувшись, понимает, что его руку зажало камнем и он застрял в каньоне.

Пока хватает провизии, он записывает видеосообщения родным и рассуждает сам с собой о возможных вариантах развития событий. На самом деле, их только два — остаться ждать помощи, что, по сути, самоубийство или ампутировать застрявшую руку ради спасения.

В 2005 году на основе своей истории Арон Ралстон написал книгу «Между молотом и наковальней», что имело свои последствия. С одной стороны больше любителей решили пуститься по маршруту автора, с другой — в каньоне появились добровольцы, которые периодически прочёсывают местность в поисках попавших в беду.

Так поклонникам книги удалось спасти 64-летнего Вайна Ричардса, который также как и Ралстон, никого не предупредив, отправился в каньон и свалился в пещеру. Мужчина сломал ногу и вывихнул плечо и провёл в заточении четыре дня. Найти его удалось по велосипеду, оставленному недалеко на поверхности.

Сам Алан Ралстон не растерял желания заниматься скалолазанием и изучает каньоны до сих пор. Из случившегося он вынес урок и теперь всегда берёт с собой кого-то из приятелей. Интересно, что, несмотря на тяжёлые воспоминания, он уже не раз «навещал» ту самую расщелину, в которой оказался в смертельной опасности.

«Похищенная» (2011)

Подготовка к съёмкам британского фильма «Похищенная», который в оригинале звучит как «A Lonely Place to Die» началась еще в 2009 году. На главную роль была приглашена немецкая актриса Франка Потенте, но вскоре был заменена на Мелиссу Джордж. Последняя только отснялась в триллере «Треугольник», что привлекло зрителей к новому проекту.

Группа молодых скалолазов отправляется штурмовать шотландское высокогорье. Забравшись на вершину, они поражаются красоте и уединению, пока случайно один из них не слышит странные звуки из-под земли. На свой страх и риск группа открывает крышку погреба, в котором сидит иностранная девочка, не говорящая по-английски.

Ребёнок не может объяснить, что произошло и как она там оказалась. Ради помощи девочке альпинисты начинают опасный спуск, чтобы отвезти её в полицию. Один из участников группы оступается на склоне и падает. На первый взгляд случайность оказывается убийством — кто-то перерезал скалолазу верёвку. Становится очевидным, что те, кто закопал заживо девочку, открывают охоту на альпинистов.

Съёмки фильма сопровождались сходом настоящего валуна. Чудом группа оказалась невредимой.

«Между нами горы» (2017)

Фильм «Между нами горы» — драма, развернувшаяся на снежных склонах. Разработка сценария и кастинг велись еще с 2012 года. Первоначальная идея — эпичная история любви на фоне гор, была заменена на борьбу за жизнь с обстоятельствами. Но локация была сохранена.

Несколько раз менялись претенденты на главные роли в фильме, пока создатели картины не сделали окончательный выбор в пользу английских актёров Кейт Уинслет и Идриса Эльбы. Из-за сюжета им специально пришлось изображать американский акцент.

Двое незнакомцев в горах терпят крушение на арендованном частном самолёте. Он — хирург, летевший на операцию к пациенту, она — журналист, которая торопилась на свадьбу к жениху. Через несколько дней они понимают, что их никто не ищет и помощи ждать неоткуда.

Находиться в лайнере больше нет смысла и единственный выход — спуститься с гор самим. Это тяжёлая задача: у одного из них повреждена нога, вокруг только снег, нет еды и воды. К тому же, рядом могут быть дикие животные.

Перед тем как принять предложение о съёмках в фильме «Между нами горы», Уинслет советовалась с близким другом Леонардо Ди Каприо, который снимался в похожих условиях в картине «Выживший». Актёр предупреждал, что будет сложно и холодно, но Уинслет всё равно решила рискнуть и потом засыпала Ди Каприо фотографиями со снежных гор.

Актриса старалась обходиться без дублёра и даже сама прыгала в прорубь. Она говорила, что ей не привыкать сниматься в холодной воде после той самой сцены в «Титанике».

«Вертикаль» (1967)

Картина «Вертикаль» стала дебютной работой режиссёра Станислава Говорухина. Ему и его коллеге Борису Дурову — студентам ВГИК — на Одесской киностудии отдали невнятный сценарий об альпинисте, который предстояло превратить в художественный фильм.

Оживить малоинтересный рассказ молодые режиссёры решили за счёт песен, поэтому на главную роль целенаправленно искали не столько актёра, сколько певца. Первым сниматься предложили Юрию Визбору: тот был поклонником горного спорта и занимался скалолазанием. Но бард отказался. Тогда роль предложили Владимиру Высоцкому, который специально для фильма написал несколько песен, самая известная из которых — «Песня о друге».

Группа альпинистов отправляется в Кавказ покорять гору Ор-тау. В лагере их остаются ждать врач Лариса (Лариса Лужина) и радист Владимир (Владимир Высоцкий). Когда поступает информация о плохой погоде, последний немедленно передаёт её скалолазам.

Принявший радиограмму альпинист Геннадий (Геннадий Воропаев) оказывается перед выбором: вернуться в лагерь и отказаться от цели или промолчать, рискнув взобраться на вершину — победителей не судят. Горы, как лакмусовая бумажка, показывают, на что способен человек, от которого зависит не только своя жизнь, но и тех, кто в связке.

Позже Высоцкий рассказывал, что песни написал под влиянием рассказов настоящих альпинистов, которые приехали в качестве консультантов на фильм. Например, «Вершина» была основана на трагической истории, когда один из альпинистов в связке сорвался и не мог закрепить крюк. А когда понял, что рискует утянуть за собой двух других скалолазов, перерезал верёвку и упал в пропасть.

«Замёрзшие» (2010)

Идея «Земёрзших» принадлежала Адаму Грину, который написал сценарий и снял фильм. Интересно, что сам он боится и не любит высоту, но ради съёмок некоторых сцен ему пришлось залезть на подъёмник, так как все остальные члены команды просто отказались это делать.

Весь фильм был снят на натуре: большую часть времени актёры на самом деле провели, сидя на подъёмнике. В знак солидарности со съёмочной группой, режиссёр не позволял себе отлучаться на перекус или в туалет, пока не заканчивалась работа.

Паркер (Эмма Белл), Дэн (Кевин Зегерс) и Джо (Шон Эшмор) весело проводят выходные на лыжном курорте. Они хотят сэкономить на подъёмнике и уговаривают оператора пустить их без билета, заплатив ему немного денег «мимо кассы». Решив прокатиться напоследок, молодые люди в последний раз садятся на подъёмник прямо перед закрытием курорта.

Из-за технической путаницы сменщик не знает, что на трассе ещё кто-то остался и выключает электричество. Трое остаются в темноте, на высоте, в холоде. По сути, у них только два пути — ждать до пятницы, когда курорт снова откроют, или спрыгнуть вниз, где бегают волки.

Лыжный курорт, где снимался фильм, славится городской легендой, якобы, по трассе гуляет призрак самоубийцы, который на самом деле за несколько лет до съёмок покончил с собой на подъёмнике.

Аудитория благосклонно приняла «Замёрзшие», сравнивая фильм по напряжению с «Открытым морем». Зрители простили авторам главные нестыковки — почему ни у кого из молодых ребят не было при себе телефона и откуда на богатом горнолыжном курорте взялись волки. Однако публика понимала, что без этих двух моментов вся концепция триллера могла развалиться.

«Северная стена» (2008)

Фильм «Северная стена» основан на реальных событиях 1936 года, когда четверо альпинистов штурмовали северную сторону горной вершины Эйгер в Альпах.

На самом деле, гора была уже многократно покорена с разных сторон, за исключением северной. Попытки в основном предпринимали немецкие и австрийские альпинисты. В 1924 году МОК ввёл олимпийскую золотую медаль за альпинизм, поэтому покорение последней высоты в Альпах, северной стороны Эйгер, стало делом престижа для Германии.

Адольф Гитлер всячески поощрял попытки скалолазов взойти по «стене смерти». В последствии, когда группе из немецких и австрийских альпинистов наконец удалось покорить северную сторону Эйгер, фюрер провозгласил это торжеством Третьего Рейха.

В 1930-х годах, когда скалолазы заявляли о желании взойти на гору, у подножья собирались десятки журналистов, которые в телескоп наблюдали за смельчаками и ждали их внизу с победой. Но ждать пришлось долго — альпинисты либо разочарованно разворачивались и возвращались назад, либо гибли на стене. В какой-то момент местные спасатели даже отказались рисковать собой ради очередных «первопроходцев» и перестали приходить на помощь.

История, которая была положена в основу фильма, началась с того, что заявлено было десять новых скалолазов, однако по разным причинам штурмовать вершину отправились только четверо.

Двое немецких военнослужащих, взяв отгул в армии, уходят покорять северную сторону горы Эйгер. По пути они встречают австрийских коллег и решают, объединив усилия, штурмовать вершину вчетвером.

Пройдя большую часть пути, им удаётся найти переход, чтобы избежать ледяного плато, которое до них никто не мог преодолеть. Позже он был назван в честь одного из альпинистов — траверсом Хинтерштойсера.

Со времён тех событий многие альпинисты уже взошли по северной стороне Эйгер. Рекорд принадлежит Ули Штеку, который в 2015 году покорил вершину за 2 часа 22 минуты. Но в 1930-х годах оборудование скалолазов заметно отличалось от сегодняшнего. Для того времени, взойти на Эйгер с самой опасной северной стороны было сродни полёту в космос.

«Скалолаз» (1993)

История производства боевика «Скалолаз» могла бы стать сюжетом для отдельного фильма. Планы студии снять картину со Сильвестром Сталлоне в главной роли тянулись с 1987 года. В предпоследней версии сценария ему предстояло сражаться с пиратами, которые нагрянули в прибрежный городок в разгар сильнейшего урагана.

После многочисленных переделок сюжет был перенесён в горы и герой Сталлоне противостоял преступникам, которые ограбили самолёт Министерства финансов США. Позже актёр признался, что боялся высоты и участие в фильме стало для него хорошей возможностью доказать самому себе, что он способен преодолеть свой страх.

Спасатель-альпинист Гейб Уокер (Сталлоне) собирается покинуть профессию после несчастного случая, в котором он винит себя. Случайно он становится свидетелем сигнала о помощи от людей, застрявших в горах. Гейба привлекают к спасению, но пострадавшие оказываются мошенниками, которые потеряли чемоданы с деньгами в горах и хотят привлечь профессионалов к их поиску.

Фильм был жёстко раскритикован на первых просмотрах — зрители смеялись в голос над очередным прыжком Сталлоне, отсутствием на нём верхней одежды и его абсолютной неуловимости. Создателям пришлось сильно отредактировать отснятый материал, прежде чем выйти с ним к большой аудитории.

В итоге «Скалолаз» был отлично принят публикой — при бюджете в 70 миллионов долларов, он принёс авторам более 255. А вот критики не пощадили фильм и он был номинирован на несколько премий «Золотой малины».

«Перевал Дятлова» (2020)

История, положенная в основу сюжета восьмисерийного сериала «Перевал Дятлова», знакома даже тем, кто далёк от альпинизма. В конце января 1959 года группа студентов и выпускников Уральского политехнического института под руководством Игоря Дятлова отправилась в лыжный поход по Северному Уралу.

Всего в экспедиции принимали участие десять человек — восемь молодых людей и две девушки. На следующий день после начала похода один из лыжников Юрий Юдин из-за боли в ноге был вынужден отказаться от продолжения экспедиции и вернулся на базу. Это был единственный член группы, который остался жив.

Пятнадцатого февраля лыжники должны были вернуться в Свердловск. Когда этого не произошло, обеспокоенные родственники и знакомые забили тревогу. Но поиски начались только спустя несколько дней, так как коллеги походников до последнего надеялись, что это обычная задержка в пути.

Первые признаки группы были найдены в конце февраля — это была палатка туристов. На следующей день спасательные группы нашли первые тела погибших лыжников. Благодаря обнаруженным на месте дневникам и фотографиям можно узнать, что произошло с участниками похода после того, как их покинул заболевший Юдин. Но загадкой осталась причина гибели туристов.

С самого начала выдвигалось множество версий произошедшей трагедии. Одна была связана с мистикой: ей поспособствовал тот факт, что лыжники остановились на «Горе мертвецов». Другая была научно-фантастической — на одежде некоторых участников обнаружили повышенную радиоактивность.

Кто-то считал, что их убили местные туземцы за то, что они пришли на их территорию. Или дикие животные. Подозреваемыми преступниками назывались бандиты, браконьеры, шпионы и даже инопланетяне.

Сериал «Перевал Дятлова» — не первое киновысказывание на предложенную тему. Однако создатели фильма заявили о своей уникальности — им, якобы, дали доступ к закрытым архивам. Первый тизер к сериалу появился в начале февраля 2019 года — спустя ровно шестьдесят лет после трагедии.

Параллельно в «Перевале Дятлова» показаны две сюжетные линии: расследование дела и сам поход лыжников. Только майор КГБ Костин, которого сыграл Пётр Фёдоров, и его помощники — вымышленные персонажи. У остальных есть реальные прототипы. Создатели очень тщательно подбирали актёров, чтобы те, в первую очередь, были внешне похожи на людей, которых они играют.

Сюжет построен на реальном расследовании 1959 года и дорасследовании в 2000-ом году. По мере развития событий Костин отметает одну версию за другой, пытаясь докопаться до истинной причины гибели группы Дятлова.

«Касаясь пустоты» (2003)

Документальное кино «Касаясь пустоты» — это реставрация событий, которые произошли в 1985 году с двумя альпинистами, Джо Симпсоном и Саймоном Йейтсом. В картине их сыграли профессиональные актёры, а дублерами стали сами спортсмены.

Двое молодых, но опытных альпинистов впервые в истории успешно взошли по западной стороне на гору Сиула-Гранде в Перуанских Андах. Впереди их ждал сложный спуск, который сопровождался ужасной погодой. На ледяном обрыве Симпсон сломал ногу и Йейтсу пришлось нести его на себе.

На очередном спуске Джо сорвался и страховочный трос буквально обездвижил их обоих. В отсутствии видимости и слышимости Саймон не мог понять, жив ли его коллега или нет. После некоторого ожидания ему пришлось перерезать верёвку. Спустившись к предполагаемому месту падения Симпсона, Йейтс несколько часов искал его и, решив, что тот погиб, ушёл в лагерь.

Но Симпсон выжил: оказалось, что он упал в ледниковую трещину, а смягчил его падение снежный мост. Без еды и воды, с тяжелейшими травмами, через несколько дней он дополз до лагеря. После долгого восстановления, Симпсон вернулся к альпинизму. А вот в адрес Йейтса полетели обвинения.

Сначала на скалолаза обрушился гнев людей, далёких от понимания горнолыжного спорта. Когда Йейтс ушёл в очередное путешествие, газета Daily Mail опубликовала статью, в которой почти что обвинила его в попытке убийства Симпсона. Британское сообщество скалолазов назвало это полной ерундой, но некоторые члены «Фонда Эвереста», важнейшего для альпинистов, прислушались к общественному мнению непрофессионалов и предложили исключить Йейтса.

Это могло поставить крест на его карьере скалолаза. Спас коллегу Симпсон, который сначала опубликовал статью в профессиональном для альпинистов журнале и очистил репутацию напарника. А следом, чтобы защитить Йейтса от любых обвинений, написал книгу «Касаясь пустоты», которая и легла в основу фильма.

#топы #скалолаз #перевалдятлова

 

Источник

Читайте также