Разбираемся на примере Shadows of New York.
В начале сентября в Steam вышла небольшая визуальная новелла Vampire: the Masquerade — Shadows of New York, дополнение к более ранней Coteries of New York, посвящённое клану Ласомбра. Обе игры происходят во вселенной Vampire: The Masquerade и демонстрируют изменения, произошедшие в рамках последней, пятой, редакции правил настольной игры.
Ранее мы уже писали о том, как был устроен «классический» мир Маскарада, а теперь разберёмся, что в нём поменялось.
Смерть и Возвращение
Оригинальная «линейка» Vampire: The Masquerade закрылась в 2004 году. В мире игры это события совпало с Геенной — вампирским «концом света», связанным с возвращением древнейших и самых могущественных представителей этого вида, Патриархов, основателей 13 Кланов. Студия White Wolf, выпускавшая правила Маскарада с 1991-го, перешла к новым проектам — в частности, к так называемому «новому» Миру Тьмы (сейчас — Chronicles of Darkness).
Но в начале десятых старая франшиза ожила. Первоначально свет увидела книга Vampire: The Masquerade — Anniversary Edition (V20), приуроченная к 20-й годовщине релиза оригинальных правил.
Исправленный и дополненный компендиум всех материалов «классического» Маскарада предназначался, скорее, для фанатов «Старого Мира Тьмы», чем для новых игроков. Но неожиданный успех перезапуска подтолкнул Onyx Path Publishing, владельцев лицензии, к тому, чтобы анонсировать новую редакцию правил. Сейчас она известна как V5 (Vampire: The Masquerade — Fifth Edition)
Разработка сопровождалась целым рядом скандалов, один из которых закончился, фактически, закрытием студии White Wolf и её поглощением Paradox Interactive. Впрочем, люди, писавшие конкретные книги, свои проекты закончили спокойно, а вот судьба всего Мира Тьмы какое-то время вызывала опасения.
В центре большинства скандалов стояла проблема репрезентации. Вампиры тесно связаны с различными меньшинствами уже больше века, начиная с лесбиянки Камиллы, «понаехавшего» в Британию Дракулы и плохо замаскированного еврея Орлока. И White Wolf, с самого начала привносившие в игры условно «левые» взгляды, сделали это важной темой новой редакции.
Они сосредоточились на вампирах как на «чужих», метафоре для мигрантов, ЛГБГ+, этнических меньшинствах и других угнетаемых и невидимых группах. Но в результате студию критиковала и часть консервативных фанатов, и те, кому казалось, что разработчики изобразили ту или иную группу или проблему неуважительно или поверхностно.
Тем не менее в 2016 году основная книга правил всё-таки поступила в продажу, а за ней последовали дополнения, описывающие конкретные организации и важные события. Одновременно началась работа над новыми видеоиграми, в первую очередь, над долгожданным сиквелом к Vampire: The Masquerade — Bloodlines.
Наряду с этим «флагманским» проектом вышло или выйдет в ближайшее время несколько визуальных новелл, задуманных как «иллюстративный материал». Они раскрывают основные темы, понятия, конфликты и атмосферу изменившегося Мира Тьмы, и предназначены как для старых фанатов, пытающихся понять, во что им предлагают поиграть, так и для людей, только слышавших о Маскараде. Shadows of New York — один из таких проектов.
Время перемен
Хотя формально V5 считается уже пятой редакцией правил, на деле это первое по-настоящему большое изменение Маскарада с момента возникновения в 1991 году. Разработчики модифицировали базовую механику, систему питания, правила на слабости вампирских кланов, сверхъестественные способности вампиров, тон и стилистику предполагаемых игр.
И как это часто бывает в истории настольных ролевых игр, такие перемены потребовали грандиозных событий внутри выдуманной вселенной, которые оправдали бы масштабные изменения механики. В Dungeons and Dragons было Смутное время, в Shadowrun — Второе Падение Матрицы, а в V5 — Вторая Инквизиция, Войны Геенны и Зов. Именно последствия этих катаклизмов лежат в основе сюжетов Coteries of New York, грядущей Bloodlines 2 и других анонсированных игр по Маскараду.
Коллапс старых сект
Начиная со второй редакции, вселенная Маскарада определялась конфликтом двух сект — Камарильи и Шабаша. Согласно игровой хронологии, они возникли в позднее Средневековье как реакция на то, что люди, уставшие от тирании вампиров, начали полномасштабную войну с чудовищами.
Камарилья, объединившая семь кланов, знакомых по Bloodlines, решила, что вампирам надо уйти в тень. Эта секта утвердила строжайшие правила Маскарада, требуя от своих последователей неукоснительно соблюдать секретность. Секта также отличалась жёсткой иерархией и засильем старых вампиров.
С годами она аккумулировала громадное влияние на мировую политику и экономику. Фактически, Камарилья тайно правила миром, хотя постоянные конфликты между старейшинами мешали ей целенаправленно вести человечество в определённом направлении.
Шабаш, созданный кланами Ласомбра и Цимисхи, и включавший ренегатов из других групп, призывал сбросить власть старейшин, а также отказаться от Маскарада как от идеи. Хотя члены секты скрывались от людей, они воспринимали это как временную меру, тактическую уловку, и в будущем мечтали истребить старейшин, включая Патриархов, и поработить человечество.
Шабаш утверждал, что вампиры не имеют ничего общего с «обычными» людьми, и наставлял своих последователей в Путях Просветления — жестокой философии, превозносящей монструозную природу членов секты. Именно Шабаш вводил в игру наиболее трешовые образы, связанные с вампирами, вроде безумных кровавых пиршеств и ритуалов.
Между этими сектами находилось четыре независимых клана, каждый — с определённым этническим колоритом: арабские Ассамиты, итальянские Джованни, цыгане-Равнос и египетские Последователи Сета. Особняком стояли Анархи: вампиры, сохранявшие Маскарад и уважение к Человечности, но отрицавшие ригидную структуру и бесконечные интриги старейшин Камарильи.
В разных редакциях они выступали то как самостоятельная третья сила, то как внутренняя оппозиция крупной секты, то как «субкультура» вампиров. Но к закрытию оригинального Маскарада Анархи превратились в маргиналов, пусть и сравнительно многочисленных.
В V5 конфигурация кардинально изменилась. Судя по всему, давно обещанная Геенна началась, Патриархи пробудились на Ближнем Востоке и призвали туда старейших вампиров со всего света. Туда же направились сильнейшие члены Шабаша, ожидавшие этой битвы веками. Но что именно происходит в регионе, неизвестно — в текущих книгах об этом не сказано, и как скоро Патриархи проявятся или, напротив, погибнут, пока непонятно. Зато из-за их действий поменялись секты по всему миру.
Лишённая поддержки старейшин Камарилья потеряла контроль над Анархами, которые окончательно выделились в отдельные движение, захватили Лос-Анжелес, Берлин и много других городов и провозгласили новый виток революции. Теперь именно они выступают как вторая сила.
Отношения между сектами стали сложнее, чем раньше. Члены Камарильи и Шабаша часто начинали сражаться, как только видели друг друга, но в новой ситуации ни одна группа не располагает необходимыми ресурсами для тотальной войны. Вместо этого они борются за территорию, ведут пропаганду во вражеском лагере и совершают прицельные набеги на важные объекты.
Шабаш, в свою очередь, фактически исчез, превратившись в глубоко законспирированную малочисленную секту. Кроме исхода их лучших бойцов этому способствовало то, что один из двух кланов-основателей Шабаша, Ласомбра, перешёл в Камарилью. Этому предшествовало другое важное изменение — появление Второй Инквизиции.
Никто не ожидал Второй Инквизиции
Согласно хронологии пятой редакции, у начала Геенны есть ещё одно важное последствие — мировые правительства заметили вампиров. Тайная Инквизиция, религиозный орден, охотившийся на нежить на протяжении веков, связался со спецслужбами и объяснил им, с чем именно те столкнулись.
После этого сами спецслужбы классифицировали вампиров как форму террористической угрозы и начали секретную войну. Объединение агентов разных государств, направленное против вампиров, неофициально называется Второй Инквизицией.
Как минимум, первое время они однозначно побеждали. Спецслужбы уничтожили базы двух самых централизованных кланов, Тремере и Джованни, в Вене и Венеции соответственно. Они изловили множество вампиров и их слуг, существенно подорвав влияние Камарильи на мировую политику. И именно они, фактически, победили Шабаш, вынудив секту изменить подход с секретности. Этому способствовала клановая слабость Ласомбра, переосмысленная в новой редакции.
Аристократичные вампиры, владеющие уникальной силой, контролирующей тени, Ласомбра всегда имели проблемы с зеркалами и приборами, записывающими изображения. Но в новой редакции авторы заявили, что слабость Ласомбра состоит не в том, что они не появляются в зеркалах, на фотоаппаратах или камерах, но в том, что они выглядят там искажённо, как глитч или оптическая иллюзии.
Более того, даже техника, не фиксирующая изображения, но просто реагирующая на присутствие человека, вроде тачскринов и дверей с фотоэлементами, плохо работают рядом с такими вампирами.
Из-за этого Ласомбра оказались очень уязвимы для высокотехнологичных средств поиска вампиров, которыми воспользовалась Вторая Инквизиция: после того, как спецслужбы поняли, что надо искать, клан оказался в смертельной опасности.
Чтобы спастись, они обратились к старым врагам, признав, что Камарилья права, а люди оказались большей угрозой, чем Патриархи. Тем более, что сама эта секта, несмотря ни на что, во многом сохранила влияние и даже научилась использовать новых Инквизиторов во внутренних дрязгах.
Дальнейшие события подробно описаны в книги Chicago by Night. Перед Ласомбра поставили жёсткие условия: за каждого члена клана, принятого в Камарилью, должен умереть один его собрат из числа самых опасных и известных противников секты. После долгих дебатов и внутренней борьбы Клан Теней согласился, тем более, что его радикальные представителя в любом случае отказались от соглашения.
В итоге Ласомбра доступны при создании персонажа так же, как любой другой клан, ради чего весь этот сюжет, собственно, и вводился. А Shadows of New York, в свою очередь, рассказывает историю одной из первых «новых» Ласомбра — представителей клана, ставших вампирами уже в составе Камарильи, и вынужденных искать своё место в обществе, которое ненавидит их за грехи предков.
Надо сказать, что Вторая Инквизиция и Зов ударили и по независимым кланам. Незадолго до Ласомбра в Камарилью вошли Ассамиты или Бану Хаким (потомки Хакима). Первоначально клан вампиров-убийц, полностью скопированный с легенды об арабских ассассинах, вплоть до названия их центральной крепости, Аламут, Бану Хаким неоднократно менялись в разных редакциях.
Сейчас они занимают в Камарилье место судей и стражей закона, промежуточную позицию между правящими кланами вроде Вентру и Тореадор, и «уличными» Бруха или Гангрел. Shadows of New York затрагивает изменение их статуса, хотя и не уделяет ему много времени.
В свою очередь, второй Ближневосточной клан, Последователи Сета, считавшие себя потомками египетского божества, переименовались в Церковь Сета (Ministry of Seth), и присоединились к анархам.
Как и раньше, эта группа вампиров связана с преступностью и запретными удовольствиями, и также почитает своего создателя. Но теперь они сосредоточены не на его физическом воскрешении — глобальной цели клана в предыдущих редакциях, а на исполнении его воли здесь и сейчас через соблазнение, развращение и наставление других вампиров.
В итоге единственным подтверждённым «независимым» кланом осталось объединение вампиров-некромантов Геката, в состав которых вошли остатки клана Джованни, а также ряд связанных со смертью группировок. В настоящий момент о Геката известно мало — этот клан обещают раскрыть в грядущей книге Cults of the Blood Gods, а в видеоиграх они не фигурируют.
Кроме того, пока не затронуты ещё два рода вампиров из старых редакций — вторая группа основателей Шабаша, Цимисхов, и цыгане-Равнос. Последних авторы пытались уничтожить ещё в третьей редакции, потом мягко заретконили это, но Равнос всё равно оставались на задворках больших сюжетов, и какая судьба ожидает их сейчас — непонятно.
Слабокровные
Зато в новой редакции уделили немало внимания Слабокровным — особой категории вампиров с «урезанными» способностями. С ранних редакций Маскарада подразумевалось, что чем дальше вампир отстаёт от первого представителя этого вида, библейского Каина, тем слабее его кровь, вплоть до того, что он теряет признаки кланов, возможность создавать потомков и вампирские силы.
Вокруг этой проблемы выстраивалось две отдельные группы. Каитиффы — просто вампиры без клана. Они не имели ни сильных, ни слабых сторон династий, но в остальном ничем не отличались от прочих вампиров. А, собственно, Слабокровные — вампиры, настолько удалённые от предков, что их природа меняется. Слабокровные заводили детей, гораздо лучше переносили солнечный свет, но практически не умели пользоваться вампирскими силами.
Обе группы сталкивались с преследованием со стороны «настоящих» вампиров. Старейшины Камарильи видели в них предвестников Геенны и истребляли, чтобы не распространять панику среди рядовых членов секты, а Шабаш — слабых представителей вида, не заслуживающих жизни.
В новой редакции авторы окончательно разделили Слабокровных и Каитиффов, которые до этого часто смешивались, и написали им отдельные правила. Каитиффы, фактически, превратились в отдельный клан — как демонстрирует Coteries of New York, у них даже бывают собственные представители в иерархии Камарильи, пусть и не пользующиеся уважением.
А вот Слабокровные остались чем-то экзотичным: у них нет нормальных Дисциплин, уникальных вампирских сил, вроде сверхъестественной скорости или власти над животными. Они компенсируют это «кровавой алхимией», гибкой способностью, дающей временные силы в зависимости от того, кровь каких людей вампир пьёт.
Эта механика, да и вообще история Слабокровных, подробно раскроется в грядущей Bloodlines 2, где герой начнёт свою историю именно таким «полувампиром», и со временем обретёт членство в клане. Согласно правилам настольной игры, чтобы это сделать, ему придётся совершить дьяблери — выпить всю кровь и поглотить душу другого вампира. Но чего не сделаешь ради статуса во вселенной Маскарада?
Shadows Of New York – небольшой проект, одно прохождение которого занимает максимум 4 часа, а абсолютно весь доступный контент можно увидеть за три игры. Там не очень много развилок, а большие куски сюжета фактически не влияют ни на что.
Но игра любопытна как пример того, во что сами создатели новой редакции предполагают играть. Политические интриги и личная драма, мрачное отражение современного мира и его проблем, старые и хорошо знакомы термины и кланы по соседству с новыми или переосмысленными группами.
На деле Мир Тьмы не столько поменялся, сколько обновился, сохранив ту самую атмосферу «готик-панка», которую предполагал в нём ещё создатель первой редакции Марк Рейн-Хаген. Играть в новую игру, если вы не допускаете даже мысли попробовать потом настольную версию, скорее всего, не стоит.
С другой стороны, может быть именно Shadows Of New York подтолкнёт вас к тому, чтобы попробовать это хобби и понять, какие именно истории вам предлагают выдумывать и разыгрывать.