Издатели для сильных и независимых.
С развитием инди-индустрии и ростом количества независимых студий на рынке появилась потребность в «инди-издателях». Это кажется оксюмороном, ведь суть инди как раз в отсутствии «больших боссов», надзирателей, которые вмешиваются в творческий процесс.
Но на деле это логичная ступень развития: инди-издатели — это чаще всего такие же разработчики, которые помогают студиям деньгами, а также решают их организаторские и финансовые вопросы, не пытаясь влиять на разработку. Издание The Verge пообщалось с инди-студиями и издателями и узнало, как устроена эта сфера индустрии.
В 2008 году компания Vivendi объединилась с издателем Activision в Activision Blizzard. Одним из результатов этого слияния стало то, что принадлежащий Vivendi издатель Sierra отменил выход нескольких игр от разных студий — в том числе и Brutal Legend от Double Fine Тима Шейфера.
Double Fine пришлось срочно искать нового издателя, и в конце концов она заключила контракт с EA. В ответ на это Activision подала иск на разработчиков, и в последние, самые важные месяцы перед релизом игры команде Шейфера пришлось отвлекаться на судебные разбирательства вместо того, чтобы посвящать всё время своему произведению.
В 2009 году Brutal Legend всё-таки вышла, а её разработчики хорошо запомнили этот опыт сотрудничества с издателями. Чтобы больше не проходить через подобное, Шейфер основал компанию-издателя Double Fine Presents, которая выпускает игры Double Fine и других студий. Например, сейчас компания готовит к релизу гибрид Animal Crossing и Pokemon под названием Ooblets и кооперативное приключение Knights & Bikes.
Мы хотели взять все хорошие вещи из нашего опыта взаимодействия с издателями и сделать всё возможное, чтобы избежать плохих.
Одним из первых инди-издателей стал Devolver Digital, известный по таким тайтлам, как Hotline Miami, Shadow Warrior и Talos Principle. Компания помогала разработчикам выпускать игры, не требуя больших процентов с продаж или прав на интеллектуальную собственность.
Вскоре появились и другие компании с похожими принципами: например, Annapurna Interactive, подразделение одноимённой кинопроизводственной компании. Также недавно Skybound, студия создателя «Ходячих мертвецов» Роберта Киркмана, объявила, что начнёт выпускать игры.
Подходы этих компаний различаются в деталях, но в целом похожи: они позволяют разработчикам сконцентрироваться на создании игр и перестать заботиться о формальных и финансовых вопросах.
Когда ведущий дизайнер Monument Valley Кен Вонг основал свою студию, он быстро понял, что без помощи издателей ему не справиться: денег на разработку игры не хватало. Но обращаться к крупным компаниям он не хотел, хоть они и предлагали сотрудничество. В конце концов он заключил сделку с Annapurna и не прогадал.
Я думал, они будут пытаться контролировать процесс разработки. Но на деле всё было совсем не так. Это наша игра, а они просто помогают её выпустить.
В феврале Вонг выпустил игру Florence на iOS и Android. Annapurna профинансировала разработку, помогла в общении с Apple, появлением на выставках и создании трейлера. Помимо Florence, издатель также выпустил «симулятор ходьбы» What Remains of Edith Finch и головоломку Gorogoa.
Издатели упрощают разработчикам работу по популяризации игры на переполненном рынке, но при этом многие студии не спешат заключать контракты с издателями. По словам сооснователя Devolver Digital Майка Уилсона (Mike Wilson), в последнее время инди-разработчики больше сотрудничают, нежели конкурируют. Они открыто обсуждают свои отношения с издателями, поэтому издателям приходится относиться к студиям как можно лучше.
Они стремятся помогать друг другу и болеют за других. Когда мы только начинали, никто не мог отличить плохую сделку от хорошей.
Некоторые инди-издатели предлагают разработчикам уникальные условия. Например, Skybound Games сосредоточена на мультимедиа: студии могут выпустить игру, а затем создать комикс или сериал по её мотивам.
Первые тайтлы, которые подписала Skybound, — The Long Dark и Slime Rancher. Обе игры вышли уже давно, но издатель выпустит их в рознице и поможет разработчикам расширить франшизы книгами, комиксами, сериалами или фильмами.
Исторически отношения между разработчиками и издателями воспринимались как враждебные: студии хотят делать игры, а издатели думают только о деньгах. Новая волна инди-издателей ломает этот стереотип. Эти компании помогают разработчикам, а не требуют исполнения своих желаний.
Сначала мы боялись издателя. Мы не знали, зачем он нужен, кроме как для финансирования. Но теперь я понимаю, что издатель — это творческий партнёр.
Источник: DTF