Во 2 серии последнего сезона «Игры престолов» нет ничего, кроме Уинтерфелла… и в этом ее огромное преимущество перед первым эпизодом сезона.
Эта сосредоточенность позволила сценаристу и режиссеру создать убедительную атмосферу вечной зимы, последней, бесконечной ночи — в серии почти нет естественных источников света, после пары сцен под бледным зимнем небом все происходит в свете камина или кузнечной печи. Здесь нет ни одной боевой сцены или смерти персонажа — и вместе с тем это один из самых жутких эпизодов «Игры престолов», и от появления Ходоков тут впервые, кажется, с первого сезона ужас и холод пробирают до мозга костей.
Вместе с тем — жесткие временные рамки и количество неубитых персонажей ставят перед создателями сериала практически невыполнимую задачу. Очень крутые сцены — весь эпизод держится на одном эротическом моменте и одном трогательно-комедийном, — возможны только в тех редчайших случаях, когда нужных персонажей все-таки удается как-то отделить от шумной толпы героев, слоняющихся по замку и признающихся друг другу в скрываемых 7 сезонов тайнах, комплексах и увлечениях.
Даже Арья с Псом не могут нормально уединиться, чтобы выяснить отношения и поделиться планами на последнюю битву — в сцену обязательно вторгнется какой-нибудь там Берик Дондаррион и все опошлит своим назойливым бессмертием!
И все-таки, и все-таки… я очень люблю серии Game of Thrones, которые держатся ТОЛЬКО на драматургии, а не на эпатаже или зрелищности. В предыдущем сезоне меня больше всего впечатлила серия, практически целиком посвященная Дани и Джону на Драконьем камне (хотя и туда ломились другие персонажи и сюжетные линии). Именно в такие моменты в сериале видна сущность, эссенция гениальных книг Джорджа Р. Р. Мартина, посвященных, как и все великие книги, не битвам и не мифологии, а очень запутанным, сложным, извращенным и неоднозначным человеческим отношениям.
И вышеупомянутые лучшие моменты — в одном из которых один персонаж неожиданно спит с другим, а еще один герой вдруг нежданно-негаданно добивается того, о чем пламенно мечтал еще до своего первого экранного появления, — выполнены практически безупречно. Все так здорово написано, снято, отыграно, на это каким-то чудом сумели найти и выделить хронометраж…
Эпизод может вызвать раздражение своей «филлерностью», отсутствием крупных событий (речь именно про масштаб — очень важные разговоры и откровения локального уровня тут есть), но, я думаю, это вызывается прежде всего ощущением быстро и неотвратимо надвигающегося конца любимого шоу.
Постфактум, когда кто-то взойдет на Железный трон и в Вестеросе уляжется снежная пыль от Белых ходоков, серию можно будет пересматривать с большими любовью и интересом — именно из-за тихой неподдельности, экономной искренности ее самых человеческих моментов. Она вряд ли когда-нибудь попадет в какой-то топ лучших эпизодов…, но когда вы будете вспоминать лучшие моменты, связанные с «Игрой престолов», одним из них наверняка будет сияющее лицо Бриенны Тарт или тихий разговор последних Дозорных на последней стене.
Источник