Лучший спинн-офф японской серии, сделанный с помощью западных разработчиков
Super Neptunia RPG, она же Brave Neptune в Японии, это еще один спинн-офф в серии Hyperdimension Neptunia. В данной серии игр четыре богини, которых здесь именуют Console Patron Unit или коротко CPU, сражаются друг с другом за веру простого народа. И я бы пропустил эту игру, но увидев первые скриншоты, я сказал себе что я дам шанс. Возможно западные разработчики в лице Artisan Studios, на которых так же была возложена разработка игры, смогут внести в серию что то новое. И стоило ли оно того? Давайте и узнаем!
Хотя чего узнавать, вы и так по названию уже все поняли…
Немного о местных правилах
Как я и сказал, серия Hyperdimension Neptunia про то, как четыре богини сражаются за народную веру в мире под названием Гейминдастри (Gamindustri). Но позвольте мне объяснить это все чуть подробнее. Богини не просто так называются CPU, так как наши богини являются хуманизациями игровых консолей. Позвольте познакомить вас поближе:
- Нептун (Neptune), она же Пурпурное Сердце (Purple Heart), богиня нации Планептун (Planeptune). Является хуманизацией не существующих консолей Sega седьмого и восьмого поколения. Ленивая любительница пудинга, которая большую часть времени прикидывается глупой и наивной девочкой, но при необходимости может становиться серьезной. Имеет сестру по имени Непгир (Nepgear), которая олицетворяет портативную Sega Gamegear.
- Нуар (Noire) или Чёрное сердце (Black Heart), на ней лежит нация Ластейшн (Lastation). По названию нации можно понять, что Нуар это олицитворение консолей Playstation. Тсундере-трудоголик, которая тайно любит косплеить и хочет стать актрисой озвучки. Так же имеет младшую сестру Юни (Uni), олицетворяющая собой Playstation Portable.
- Верт (Vert) или Зеленое Сердце (Green Heart). Под надзором Верт находится нация Линбокс (Leanbox). Верт у нас является хуманизацией консолей Xbox. Любит задротить в онлайн игры и пить чай. Верт единственная у кого нет младшей сестры, так как Microsoft не делают портативных консолей.
- Блан (Blanc), она же Белое Сердце (White Heart). Нацией Блан является Лувии (Lowee), а олицетворяет Блан консоли Nintendo. Любит свою нацию, а так же читать новеллы и писать плохие фан… кхм, новеллы. У Блан есть две младшие сестры Ром (Rom) и Рэм (Ram), которые вместе являются хуманизацией Nintendo DS.
Богини сражаются друг с другом за человеческую веру, из которой получается ресурс под названием Шейрс (Shares). Шейрс важны для CPU, так как именно благодаря им они могут существовать, а от количества Шейрс зависит и сила богинь. Конечно в играх говорится что в прошлом CPU воевали друг с другом, но в современности богини всего лишь соревнуются между собой, ровно как и современные игровые компании сейчас находятся в более-менее дружных отношениях друг с другом.
Сюжет
Игра начинается со странного сна Нептун, в котором четыре богини сражаются с тенью Пурпурного Сердца. Проснувшись, девушка обнаруживает себя в неизвестной комнате с неизвестным парнем в форме, который требует с неё некую плату. Нептун конечно хочет объяснить ему кто она такая, но не может из-за амнезии. Безымянный НПС принимает её историю и отводит Нептун к своим, где ей за обедом объясняют ситуацию в мире.
Местной версией Гейминдастри заправляет организация Бомбикс Мори (Bombyx Mori) под управлением Филин (Filyn) и её трех мушкетеров. И по началу они кажутся Нептун вполне нормальными ребятами — дают ей еды, предлагают работу что бы ей было потом где жить и на что брать еду. Но вскоре Нептун начинает видеть и более темную сторону организации.
Так, Бомбикс Мори ежемесячно собирают плату с жителей Гейминдастри в виде катриджей с играми. Если твоя игра выйдет неудачной твой дом могут разгромить, или что еще хуже — отправить на перевоспитание в специальный лагерь к одной из мушкетеров. Помимо этого Бомбикс Мори скрывают и устраняют следы существования более мощного игрового железа, которое позволило бы создавать 3D игры, а самим разработчикам запрещается придумывать что либо новое в техническом плане. Только 2D, и ничего другого. Члены организации так же устраивают довольно жестокие эксперименты над монстрами, которые иногда выходят из под контроля, из-за чего под удар попадают мирные жители.
Конечно Нептун и сама становится целью Бомбикс Мори, и поэтому ей приходится выступить против них. По сюжету Нептун встречает и других богинь, которые так же потеряли память. Бывшим богиням в их приключении помогут и другие героини, например таинственная девушка Хром (Chrome), подкинувшая Нептун магический том Хистуар (Histoire), или лидер сопротивления по имени Артисан (Artisan).
Знаете, я остался доволен историей. Да, порой она из-за всех сил старается быть несерьезной, и даже никто из важных персонажей не умирает, когда кажется что должен… Но Compile Heart сразу говорили что серьезного ждать не стоит. Большая часть шуток тоже работает, хотя вечное «I am a hero!» от Нептун уже начинает бесить спустя пару часов.
Однако при всей своей легкомысленности, в этой истории можно найти и хорошие посылы. Главный из них — мы должны научиться отбрасывать наши ностальгические чувства и принимать новые технологии и игры с новыми идеями. Если не будут выходить игры уровня Half-Life: Alyx, то VR не станет массовым. Если люди вроде Кодзимы не будут пропихивать в ААА-сегмент свои артхаузные идеи, то ААА игры так и будут однообразным YOBA-кинцом, тонущим в микротранзакциях (простите за yoba). И не нужно кидаться в другую крайность, когда ты любишь лишь новое и ненавидишь все старое. Старые игры и новые вполне могут сосуществовать вместе.
Хотя некоторые из этих посылов довольно странно слышать от Нептунии. Например что за малое время нельзя сделать хорошую и оригинальную игру. И как бы это правда, но новые Нептунии выходят каждый год, в них часто (если не всегда) встречаются ассетты из прошлых игр и их качество иногда вызывает вопросы. Но что если Compile Heart хочет донести что они всего лишь такие же заложники Idea Factory, как и разработчики Гейминдастри заложники Бомбикс Мори. У них нет выбора кроме как повторно использовать что уже есть, что бы успеть в назначенные издателем сроки.
Возможно порты уровня Hyperdimension Neptunia Re;Birth 1 Plus или переиздания на подобии Megadimension Neptunia VIIR это лишь возможность сэкономить ресурсы на что то совершенно новое. Кто знает, вдруг VVVtunia окажется отличной игрой… А возможно я слишком глубоко копаю и пытаюсь оправдать скатившуюся в дешевый фансервис серию игр.
Что то меня занесло, простите. Ниже я оставлю лишь примеры из той кучи отсылок, которые есть в игре. Куда же этой серии без подобного
Стилистика и саундтрек
Если за сюжет все еще отвечала Compile Heart, то за внешний вид игры в основном отвечали художники из Artisan Studios. IF практически развязали им руки, сказав что бы они делали как посчитают нужным, лишь бы это смотрелось в рамках серии. И знаете что из этого вышло? Как минимум лучшие задники во всей этой серии игр! Спрайты персонажей тоже нарисованы добротно и неплохо анимированы… по большей части, лично у меня есть вопросы к бегу некоторых персонажей, особенно бюджетный наруто-ран от Нептун.
И да, локации именно нарисованы красиво. Иногда они все же скатываются в простые коридоры с монстрами, особенно ближе к концу игры. Иногда я ловил дежавю когда смотрел на схему некоторых локаций. Плюс не всегда понятно что является поверхностью на которой можно стоять, а что просто объект на фоне.
Еще мне зашел саунтрек. Саундтрек неплохо подчеркивает атмосферу местных пейзажей. Мой любимец — «●▽×◇ヽ(`Д´)ノ», и знатоки серии наверно сразу поймут к кому он относится.
Геймплей
Геймплеем так же занимались Artisan. Он неплох в теории, но как всегда в спинн-оффах — реализация некоторых его аспектов желает оставлять лучшего. Хорошая его часть это исследование мира, сделанное как платформер, и свою главную претензию я уже выразил выше. Прыжки чувствуются нормально, разве что на наклонных поверхностях Неп при приземлении скатывается вниз. Ну и сменить Нептун на другого персонажа здесь нельзя, а жаль.
В режиме исследования Нептун может так же призывать Пудинго (Puddingo), который она использует как батут для достижения высоких мест. Со временем Неп-Неп так же получит и двойной прыжок, хотя я практически не знаю мест в SNRPG, которые бы потребовали применения Пудинго вместе с двойным прыжком. Еще Нептун умеет совершать рывки в воздухе и на земле. Ну и да, из одной локации можно попасть в другую, и всю Гейминдастри можно обойти на своих двоих, без помощи телепортов.
Теперь местные гильдии выдают лишь квесты на особо опасных монстров, все остальные поручения Нептун и компания получает от НПС населяющих Гейминдастри. И тут кроме привычного для Нептунии «пойди убей тех монстров» есть и поиск специальных предметов и квесты связанные лишь с разговорами с другими НПС.
Наверно самая проблемная часть квестовой система — навигация по квестам. Видите ли, в меню не указано где вам нужно искать нужные предметы или монстров. Вполне спокойно может оказаться что полученный вами квест в начале игры вы сможете сдать лишь через пару часов игры, когда получите доступ к нужной локации по сюжету. Не помогает в поисках местная карта, которая показывает упрощенную схему локации, и на ней не показывают какой маркер за какой квест отвечает. А если вам нужен дроп с определенного монстра… ищите гайд в интернете, так как в SNRPG нет справочника по монстрам. Ладно хоть в награду теперь дают и опыт для персонажей, что упрощает гринд уровней. Но это не отменяет гринда в целом.
У каждого персонажа есть три слота снаряжения — оружие, броня и аксессуар. Все снаряжение влияет на характеристики персонажа и доступные ему навыки и способности. Навыки со способностями можно осваивать с получением опыта предмета, и тогда они будут доступны вне зависимости от снаряжения. И вот тут вам уже придется гриндить, так как даже у слабого предмета может оказаться что то, что будет полезно в дальнейшем.
Каждая способность требует определенное число очков способностей для активации и ваша задача выбрать нужные по «весу». Способности могут быть как бонуснами к характеристикам, так и дополнительными эффектами вроде авто-воскрешения или шанса увернуться от атаки.
С навыками другая ситуация. Одновременно персонаж может использовать четыре навыка и их доступность зависит от формации. Навыки это и различные виды атаки, и различные виды поддержки вроде хила, воскрешения и баффов. Тип фомации определяется её лидером и у каждого из персонажей есть свои дополнительные бонусы формации, которые можно улучшить. Лидера можно сменить во время боя, переместив персонажей по кругу, таким образом игрок может настроить 4 типа формации с 4 приемами в каждой. Новое снаряжение можно или найти на локациях, или купить у торговцев. У каждого из них свой выбор предметов, так что закупиться всем у одного не выйдет.
По Гейминдастри гуляют догоо (Dogoo, помесь слизня и пса), контакт с которыми приводит к битве с различными монстрами. Бестиарий у каждой локации свой, так что вы не найдете противников-рыб в Ластейшн или ледяных догоо в Линбокс. Да, стоит сказать что догоо могут как начать следовать за вами, так и наоборот убегать от вас в страхе. А некоторые вообще не будут обращать внимание на бегущую мимо них Неп-Неп.
От того как вы коснетесь догоо зависит как начнется бой. Если вы коснетесь его ударом Нептун, то вам дадут бонус в 2 очка действия в начале боя, если догоо коснется спины Нептун, то уже у монстров будет 2 бонусных ОД, в ином случае обе стороны начнут с нулем ОД. И вот здесь уже начинаются проблемы…
Видите ли, игрок накапливает ОД в реальном времени, по одному очку за пару секунд. Для одной простой атаки необходимо как минимум 2 очка действий, более мощные навыки требуют больше ОД, а значит для одной атаки вам нужно ждать несколько секунд. Это затягивает битвы. Кроме того, в игре нет четкой системы ходов, а потому получается что ходит тот, кто первым сможет провести атаку. За нанесение урона атакой к которой цель уязвима (например если цель уязвима к огню и вы используете огненную атаку), то атакующей стороне вернут потраченные на атаку ОД, что упрощает спам правильных атак.
Игроки так же заполняют две шкалы во время боя — шкалу трансформации и шкалу брейк атаки. Первая переносится между боями и если она будет заполнена, то богини смогут использовать HDD для смены форм (Hard Drive Divinity, так называется способность CPU изменять свои формы). В альтернативной форме богини наносят больше урона, плюс у них меняются брейк атаки. Персонажи без HDD, например Артисан, просто входят в усиленное состояние.
Брейк атаки это особые комбинации, которые наносят большой урон цели. Для активации брейк атаки нужна одна ячейка шкалы из четырех. После завершения боя вся шкала сбрасывается, поэтому не стесняйтесь использовать брейки.
Есть и возможность использовать различные предметы. Помимо стандартных хилок и предметов поддержки теперь можно использовать и специальные руды и кристаллы, наносящие урон монстрам. Такие есть под каждый тип урона, будь это физический, магический или элементальный. Руда наносит урон одному противнику, кристалл всем. Что не привычно это что для использования предметов нужно не только выбрать цель, но и нажать на кнопку персонажа, который использует предмет. Это логично, но непривычно потому что когда ты хочешь отменить использование и жмешь B на геймпаде, то предмет используется персонажем в задней позиции, а для отмены надо снова нажать на Start и уже там просто выйти из меню предметов.
Артисан явно понимали что медленные бои не всем понравятся, а потому дали возможность их ускорять зажатием левого триггера. И ускорится абсолютно все, в том числе и скорость получения ОД. Правда в ускоренном виде слегка ломается последовательность ходов, и легко пропустить пару мощных ударов от монстров. И еще я сталкивался с багом когда у меня вообще все отказывались ходить по неизвестным причинам. И раз уж я заговорил о багах…
Технические проблемы
ПК версия довольно багованная и нестабильная. Начнем с багов, и один из них я описал. Люди так же писали что в если использовать сменить форму, то игра может навечно застрять в бою. Из других известных мне багов — в некоторых катсценах у меня не было части субтитров, и я понял о чем говорят потому что я играл с английской озвучкой. В другой схожей катсцене у меня не появились и спрайты.
А еще за первые 4 часа я словил 3 краша и один синий экран смерти. Плюс я ловил атрифакты в некоторых локациях, но я думаю это моя проблема, вместе с экраном смерти. В конце концов GTS450 в наше то время уже достаточно слабая видюха, даже для игры на Unity. Вообщем когда Нептун советует вам часто сохраняться — не игнорируйте этот совет, и сохраняйтесь при первой же возможности.
А, ну и не совсем техническая проблема, но кое-кто в Idea Factory International решил, что будет неплохо значительно поднять цены на некоторые предметы в западной версии, а потому не удивляйтесь, если за гранитовые блоки у вас внезапно попросят десять тысяч кредитов, вместо восьми ста
Дополнительный контент
Без DLC и в этой части не обошлось. Самый важные из них — персонажи. За деньги вы получаете доступ к Артисан, АйЭф (IF) и Компе (Compa). Все три будут доступны с самого начала игры, задолго до сюжетных встреч с ними. Так же можно купить наборы с дополнительной броней, аксессуарами и оружием, и косметические аксессуары и костюмы. Так же есть и цифровой Deluxe Pack для пк, в котором приложен артбук, саундтрек и набор обоев для рабочего стола. Для консолей завезли полноценное ограниченное издание.
Итоги
Я не просто так сказал, что Super Neptunia RPG вернула мне надежду. За последнее время по серии для меня не было чего то интересного. Megadimension Neptunia VIIR пусть и включала дополнительные VR сцены, но её история сильно не отличается от оригинальной MDN VII, плюс они вырезали DLC персонажей. Hyperdimension Neptunia Re;Birth 1 Plus это вообще порт Re;Birth 1 с виты на PS4 с парой новых пустяковых фич.
Со спинн-оффами проблема такая, что они или слишком несерьезные или это просто спорные игры. Cyberdimension Neptunia 4GO это история о том, как персонажи участвовали в бета-тесте популярной в серии ММО-игре (и это потерянная возможность сделать игру про Верт). Producing Perfection был довольно слабым айдол менеджментом, пусть и местные диалоги между богинями мне понравились. Hyperdevoution Noire была неинтересной SRPG. В Hyperdimension Neptunia U и Megatagmension Blanc + Neptune vs Zombies сюжета как такового не было, да и первая игралась не очень хорошо, но вторую я все же похвалю, она учла некоторые ошибки жанрового предшественника. Superdimension Neptune vs Sega Hard Girls в свое время я бросил по причинам которые уже забыты, но должен отметить что идея с временными циклами и путешествиями во времени на манер The Legend of Zelda: Majora’s Mask выглядела неплохо.
И вот выходит Super Neptunia RPG. Красиво нарисованная, где у каждой локации не тупая копирка друг друга, с хорошим и большим саундтреком, с неплохой историей (пусть все еще старающейся быть несерьезной) и попытками в новый геймплей. Да, реализация этого геймплея вызывает вопросы, да и по традиции ПК порт вышел не самым лучшим. Но знаете, геймплей в Нептуниях всегда был спорным, потому лично мне уже все-равно что финального босса можно пройти менее чем за одну минуту или что за информацией о дропах с монстров нужно лезть в интернет. Технические проблемы я все же не прощу, ровно как и отсутствие нормальный галереи артов и катсцен.
И знаете что, к черту, я все же скажу это! Super Neptunia RPG — лучший спинн-офф и одна из лучших игр в серии! Местные локации самые красивые, здесь один из лучших саундтреков (и я даже не знаю кому жать руку за него), и лучшая история среди спинн-оффов. Игра вернула мне надежду, что серия все еще может в цельную историю и пытаться во что то новое. Но ради объективности — существуют и более качественные аниме игры с сюжетами лучше, и я не говорю о геймплее.
Конечно SNRPG делалась с упором на фанатов знакомых с серией. Если вы до этого не играли ни в одну игру по серии, то я бы посоветовал начать с Re;Birth 1 (или оригинальной игрой для PS3, если вы мазохист), а уже потом садиться за спинн-оффы. Если же вам не нравится Нептуния в принципе, то вам не понравится и эта игра, простите.