Небольшая рецензия на выживач в инопланетном океане. Без спойлеров.
На данный момент ценник Subnautica в Steam — 465 рублей (столько же и в EGS). 1043р в PS Store (скидка истекает завтра).
К покупкам видеоигр я всегда подхожу тщательно, взвешиваю за и против, даже если стоимость продукта не превышает 500р. Пройдя Сабнавтику уже дважды, могу с уверенностью сказать, что если бы я знал, сколько положительных впечатлений и адреналина получу за время игры, то без раздумий готов был бы взять её и за куда большую сумму. Но хватит о деньгах, перейдём к сути.
Завязка сюжета. В чём вообще соль
«Соль» очень простая. Космический корабль «Аврора» терпит крушение во время совершения манёвров над океанической планетой. Вы успеваете запрыгнуть в одну из спасательных капсул и благополучно (ну почти) приземляетесь на мелководье. Сама Аврора плюхается неподалёку.
Задача ваша ещё проще: выжить и вернуться домой. Но как это сделать? Отремонтировать корабль? Подать сигнал бедствия? Может, есть и другие способы? Ответ на этот вопрос придётся искать самому. Эта игра не из тех, что водит за ручку.
Очень хочется обойтись без спойлеров, поэтому здесь я просто добавлю, что сюжет не так прост, как кажется на первый взгляд из завязки. Просто поверьте на слово.
Так почему в неё стоит сыграть?
Теперь непосредственно о плюсах.
1) Геймплей. На мой взгляд, именно этот аспект является главным источником возможных спойлеров к Subnautica. Практически до самого конца игры вам не перестают подкидывать новые механики, геймплейные фишечки, которые делают изучение мира и добычу ресурсов комфортнее, да и просто веселее. В качестве маленького спойлера приведу в пример грави-ловушку. Допустим, вы нашли пещеру с залежами ресурсов, но у вас не хватает кислорода на зачистку территории. Запускаете ловушку и спокойно собираете все прилипшие к ней мелкие предметы (и даже рыбу).
С одной стороны, игровой процесс может показаться однообразным. Вам нужно что-то есть, что-то пить, необходимы ресурсы для создания инструментов и различных объектов. В 95% случаев для этого (и для продвижения по сюжету) вам, естественно, придётся куда-то плыть, потом возвращаться на базу, чтобы что-то скрафтить. Но с пополнением арсенала ваших инструментов и обустройством базы способов решения этих задач становится всё больше. Правда, и забираться приходится всё дальше и глубже.
Ну и конечно, немалая доля геймплея сводится к взаимодействию с морской фауной. Мелких рыб можно жрать, а те, кто побольше, сами с радостью вами отобедают. Вы можете обойти их стороной, отвлечь и, конечно, дать бой. Только тут нужно понимать, что Аврора – не военный корабль, и отбиваться от морских тварей придётся тем, что было предназначено для совсем других целей.
На мой взгляд, самая приятная часть геймплея – это возможность почувствовать себя исследователем. С первых секунд игры ты сам выбираешь, в какую из четырёх сторон тебе плыть, в какую пещеру залезть, насколько далеко и насколько глубоко. Каждый куст, коралл, живое существо и предмет можно просканировать, а затем в своём КПК прочитать что это и с чем это едят.
2) Атмосфера. На атмосферу здесь работает всё. Визуальный стиль, проработка мира, саундтрек и звук в целом. Представьте, как исследуете глубину в почти кромешной тьме и вдруг слышите звук живого существа, который до этого не звучал никогда. Вы когда-нибудь строили кирпичный завод под водой? Ну, это ваш шанс.
3) Сюжет. Что ещё выгодно отличает Subnautica от некоторых других выживачей – наличие недурственной истории (хотя это уже моё субъективное мнение). Опять же, сложно рассказать о её достоинствах без спойлеров. Поэтому добавлю только то, что этот тот случай, когда записки и окружение действительно раскрывают сюжет.
4) Некоторый дух олдфажности. Как я уже говорил, Subnautica не водит игрока за ручку, и это круто! Никакого режима обучения и минимум подсказок. Здесь даже нет карты, вообще. Для начала придётся ориентироваться по Авроре и вашей капсуле. Затем (если найдёте) появится компас, с ним будет уже проще. Есть и ещё одна возможность, о которой узнаете сами. Ну и в крайнем случае всегда можно зарисовать карту на бумаге или тупо пойти погуглить. Но этот вариант не одобряю.
А минусы есть?
Да, без минусов не обошлось. Хотя их немного, и достоинства для меня целиком покрыли недостатки.
По большому счёту, это технические проблемы. Очень неожиданно ложка дёгтя появилась ближе к концу игры, когда при использовании очень фанового кхм… устройства существовала ненулевая вероятность провалиться под текстуры. К счастью, у меня подобное случилось всего несколько раз, но было неприятно.
Ещё одним весомым недостатком можно назвать прогрузку ландшафта. На появляющиеся из ниоткуда водоросли в 40 метрах от персонажа жаловались ребята и с топовым железом. Сам с таким не сталкивался, но читал случай о том, как рядом с чуваком респавнулась одна из здоровых рыбин и мгновенно сожрала, он даже испугаться не успел.
Не знаю, можно ли это отнести к минусам, но иногда (а может и часто) игра реально пугает, и это может застопорить ваше прохождение. Бултыхаться в мелководье, конечно, безопасно, но рано или поздно придётся взглянуть своим страхам в лицо. Неоднократно читал, как людям нравилась игра, но они забрасывали её из-за боязни глубины или слишком уж жутких морских обитателей. Признаюсь, сам до сих пор «ссусь» в отдельных ситуациях и не запускаю игру в ночное время. Однако бросать её по такой причине не советую. Она стоит того, чтобы перебороть себя.