Всё, что вы услышите, записано с помощью инструментов из этой статьи, в поездах, на диване, за чаем. Никакого компа и внешней обработки, вавы загружены прямо в саундклауд.
От мании по железу — к dawless сетапу
2014 год: я покупаю два двухметровых стола под мониторные колонки, полноразмерную 7-октавную клавиатуру, Korg MS2000, MFB II, Akai MPC1000, рэковый Waldorf, звуковуху, комп и кучу сопутствующих проводов. Рядом стоит сабвуфер размером с табуретку, огромный советский ФАЭМИ и две микрофонные стойки. Дело радости не приносит, синты пылятся. Всё это вместе с девушкой-вокалисткой оставляю в прошлом.
В августе 2023 я собрал комплект заново и он умещается в городском рюкзаке (и еще остается место), чтобы вернуть музыке место хобби и развлечения, для которого необязательно садиться за стол.
Критериев при подборе 3:
— никакого компьютера, ничего, связанного с работой, потому что музыка — это хобби и удовольствие от процесса, а для всего остального есть рабочие часы. Значит, нужно обойтись без звуковой карты, сложного процесса с кучей автоматизации и сведения. Процесс надо построить так, чтобы секвенсор тоже не требовался или был внешним и маленьким
— звук, который меня устраивает. Значит, никаких синтов с цифровыми осцилляторами, качественный реверб и добротный рекордер с хорошими АЦП-ЦАП
— размер всего комплекта, который позволяет творить в поездках или кафе — когда подвернется свободный час. А значит, техника нужна максимально функциональная и компатная. От внешнего сэмплера или драм-машины приходится отказаться и попробовать Bandlab (приложение для андроида). Но это противоречит второму пункту, поэтому скрашивать звук призвана педаль и компактный компрессор, доставку которого жду прямо сейчас
Итого
Карманная жемчужина с достойными конденсаторными микрофонами, стерео-входом и моно-входом. Можно писать только один инструмент за раз, но играть сразу три (записанная дорожка + 2 входа в реальном времени). В нем же минимальный набор для сведения, которого достаточно, если сразу думать о том, какая партия куда встанет. То, что получится, можно экспортировать со встроенными пресетами для мастеринга, для DIY качество достаточное.
Когда он только вышел, я его презирал и был уверен, что в таком размере нормального звука быть в принципе не может. Но ради компактности решил послушать. Охеренный синт с 3 аналоговыми осцилляторами и необходимым минимум контролов. При желании и фантазии можно замутить даже полифонию, палитра звуков максимально широкая для такого размера и цены.
Не самая идеальная АЧХ, но для любительского сведения хватает.
После недели прослушиваний демок выбор остановился на нескольких педалях с сопоставимым качеством звука. Flamma победила по качеству-цене-размеру-гибкости.
DAW и сэмплер в телефоне — самый спорный пункт. За пару месяцев я прошел путь от ненависти до любви. Изначально под биты я планировал взять внешнюю драм-машинку, но все простые варианты обладали слишком танцевальным сковывающим звуком. Тогда я задумался о сэмплерах и почти купил Volca Sample. Но это дополнительный вес, не самое удобное обращение и звук чуть лучше телефона. Почему бы не использовать свой телефон? Установил наугад приложение, которое смог нагуглить, что-то потыкал. А потом попробовал встроенные пресеты с фильтрами и залип. Тот момент, когда в голове начинают роиться идеи, и их не тормозит муторный задротский workflow с большими DAW и серьезными инструментами.
Судя по демо и отзывам миниатюрный и классный компрессор, чтобы додать сэмплированным ударным из телефона панча и плотности. Пока не пробовал.
Всё это железо, кроме педали, можно запитать от батареек или проводами. Я предпочитаю аккумулятор: питание подходит и для рекордера, и для синта. А звук с педалью на чистовую пишу, когда под рукой есть розетка.