В России так получилось, что студии индустриального масштаба покинули нашу юрисдикцию, но осталось много, очень много инди студий. В попытке продвигать их идеи и игры столкнулся с тем что за пределами игровой тусовки почти никто не знает что такое инди-студии и инди-игры.
В мире видеоигр существует огромное множество независимых разработчиков, которые раскрывают свой творческий потенциал через игры, не имея при этом многомиллионных бюджетов и команды из сотен человек. Часто из больших студий люди уходят для реализации своих идей. Крупные компании ориентируются на маркетинг и не рискуют создавать новые игровые механики – поэтому на выходе получают однообразные проекты. А благодаря тому, что часто в инди-проекты не вложили деньги крупные издатели, продюсеры, инвесторы, они получаются по-настоящему интересными злободневными и свежими. Разработчики ориентируются на игроков и своё видение. И, бывает, выпускают мировые хиты – например, Stray, Among Us и Vampire Survivors.
Новаторские механики могут иногда перехватить интерес пользователей и отвлечь их от крупных проектов. А результатом появления новой инди-команды может стать студия, которая уже может делать дорогие в реализации AAA проекты. И один из примеров — Ubisoft, где i в названии означает indépendance, что говорит об инди-корнях компании.
Сейчас рынок инди-студий в России довольно силён, в стране много интересных команд, региональных и онлайн комьюнити и мини-акселераторов.
Несколько инди-игр в процессе разработки, например тут в статье о видеоигровой Москве можно узнать о нескольких таких командах. А сейчас предлагаю окунуться в прошлое и поговорить о нескольких российских студиях, которые создавали видеоигры в последние четверть века.
Alawar
В 1999 году студенты Новосибирского государственного университета Александр Лысковский и Сергей Занин занялись разработкой и изданием игр. В год, когда вышли «Матрица» и «Экзистенция», они выпустили игры Puzzle Rally и Bubble Bobble Nostalgie.
Первая представляет собой подобие трубопроводной головоломки. Только вместо труб и воды – трек и автомобиль. А Bubble Bobble Nostalgie – римейк японской Bubble Bobble про дракончиков, выпускающих пузыри.
Как можно заметить, студия занялась казуальными играми, то есть играми, которые предназначены для широкого круга пользователей и не требующих особых компьютерных мощностей. Таким образом, можно вовлечь большую игровую аудиторию, чем в случае с узкоспециализированными проектами. Есть и ещё один плюс – разработка занимает меньше времени, и, по сути, можно поставить такие казуальные игры на конвейер, делая их на одном движке и внося изменения лишь в концепцию и визуал.
Интересный факт: в 2006 году игры Alawar можно было покупать с помощью SMS-платежа.
Позже компания выпустила ещё более известную игру – «Весёлая ферма», но сделала это как издатель, а не разработчик. Создала игру компания Melesta.
Таким образом, из небольшой инди-студии Alawar превратилась в мощного издателя и конвейер по производству казуалок, при этом берущий под крыло другие студии.
Banzai
Перенесёмся в 2002 год. На экраны выходит «Эквилибриум» и «Идентификация Борна». Nokia выпустила модель 9210, тогда можно было купить Ericsson R380 – первое устройство, получившее название «смартфон» в рекламной кампании. В том же году студия Banzai Games начинает разработку мобильных игр.
В числе проектов студии (совместно с Nekki):
-
Shadow Fight 2,
-
Shadow Fight 3,
-
11×11,
-
Vector.
Сейчас это крупная студия, которая специализируется на файтингах. При этом сейчас студия работает над играми для разных платформ – PC, мобильных и консолей. Для создания анимации боёв они сделали программу 3D-анимации Cascadeur, и её же предлагают использовать киностудиям и другим видеоигровым студиям.
Bad Pixel
Студия Bad Pixel из Воронежа была основана в 2008 году, а 2010 она выпустила свою первую игру – UFO Online: Invasion. Это были пошаговые тактические бои с одновременным выбором хода игроком и его соперником.
В 2020 году студия выпустила мультиплеерный шутер Deadside, на Steam он собрал более 26 тысяч отзывов – в основном положительных. Игра – смесь шутера и выживания в российской атмосфере.
В 2021 году tinyBuild купила студию Bad Pixel: сумма сделки, как пишут СМИ, могла составить до 17,1 млн долларов. Алекс Ничипорчик, основатель tinyBuild, изначально связался со студией с вопросом о том, когда будут обновления для Deadside – и это привело к покупке.
Таким образом, ожидание обновлений и неподдельный интерес со стороны издателей, инвесторов, других разработчиков может стать причиной привлечения средств на разработку и новых людей в команду.
Morteshka
«Чёрная книга» – сочетание карточной RPG и классической приключенческой игры. Игра выпущена студией Morteshka в 2021 году. Она сочетает в себе элементы ролевых игр, детективных приключений и настольных карточных игр.
«Вам предстоит сыграть за молодую колдунью, которая только получила чёрные знания. Вы попадёте в мир Чердынских мифологических рассказов, где повстречаетесь с существами и персонажами из быличек и бывальщин: чертями, получертями, колдунами, лешими и прочими. Действие игры разворачивается в конце XIX века».
Особенностью игры является её уникальный визуальный стиль, создающий атмосферу сказки.
Ранее студия выпустила платформер «Человеколось», действие которого происходит в загадочных землях пермской чуди.
Следующий проект Morteshka – «Лихо одноглазое». Игра вышла в Steam.
Эта студия – отличный пример того, как студия может работать в разных жанрах, при этом сохраняя единую концепцию, тематику видеоигр, атмосферу.
Если бы игру делали в Великобритании, и для создания сюжета и атмосферы использовали мотивы из английской истории и сказаний, она бы точно набрала много баллов для налоговых преференций. Ведь видеоигровые студии в разных странах – в Польше, Южной Корее, Саудовской Аравии – получают деньги от государства. Об этом я писал подробнее раньше.
DO MY BEST
Иногда студия всего из двух человек способна создать пару абсолютно разных игр, при этом интересных пользователям.
Два москвича, представляющие собой студию Do My Best, в 2016 году выпустили игру The Final Station. Игра доступна в Steam и стоит 550 рублей. У неё 5,2 тысячи отзывов. Если предположить, что каждый купил игру за эти деньги – команда получила 2 860 000 рублей.
А в этом году команда выпустила видеоигру Bookwalker. Игроку предстоит воровать из книг артефакты, чтобы продавать их в реальном мире. В доме главного героя игрок перемещается с видом от первого лица, а в книгах геймплей представляет собой изометрический квест.
Игра также доступна в Steam и уже получила более 600 обзоров, большая часть из которых – положительная.
Подобную концепцию можно было бы использовать для того, чтобы заставить детей копаться в учебниках истории и химии.
Это в очередной раз доказывает, что видеоигры может создать малая команда. Это может быть всего два человека или вовсе один энтузиаст. .
Pixeye Games
Pixeye Games – команда побольше, аж из четырёх человек. В 2021 году был выпущен интересный сайд-скроллер, напоминающий Fallout Shelter: игру Until We Die, или »Пока не умрём».
«Until We Die — стратегия про защиту базы, где надо бегать Иваном, раздавать пинки подопечным и отбиваться лопатами от мутантов в постапокалиптическом метро!»
В игре можно строить, ездить на поезде, командовать другими людьми и, главное, отбиваться от монстров.
Atom Team
Ещё одна инди-игра в постапокалиптической атмосфере – ATOM RPG. В видеоигре рассматривается альтернативная история, в которой «конец света» наступил в 1986 году – подразумевается обмен ракетами между СССР и западным блоком. Игроку предстоит выживать на территории советских пустошей.
Игру разработала и выпустила независимая команда Atom Team в 2018 году. Есть версии для Linux и Android.
Над проектом команда работала с 2008 года – именно тогда появилась идея. Из-за нехватки бюджета и опыта работа прерывалась, а разработчики в других студиях работали над крупными проектами. В итоге Atom RPG вышла через 10 лет после появления идеи создать игру, вдохновлённую Fallout, но на территории Советского Союза. Недавно к ней вышло дополнение Trudograd.
Игра также доступна в AppStore и GooglePlay.
Hammerfight
Некоторые игры могут сильно отличаться от конвейерных казуалок, сайд-скроллеров и тем более AAA-шутеров. И в числе таких – Hammerfight от независимого разработчика Константина Кошутина.
Издателем игры выступил Андрей «КранК» Кузьмин, который вошёл в Зал Славы видеоигровой индустрии России:
«Без сомнения лучший инди-проект сделанный когда-либо в России, причем всего одним (!) человеком. Когда я впервые увидел игру, то сразу почувствовал некий «вангеровский» дух. После знакомства с автором, он подтвердил мои лучшие опасения :)»
В 2008 году эта игра вышла в финал Independent Games Festival – международного фестиваля независимых игр – сразу в двух номинациях: Гран-при (Seumas McNally Grand Prize) и «Достижение в области визуального дизайна» (Excellence in Visual Art).
Летом 2021 года вышла следующая игра от этого разработчика – Highfleet.
На что способен один человек? А небольшая команда? На создание интересной игры с необычным геймплеем, или же игры с уникальной атмосферой, которую крупное издание вряд ли выпустит. Конечно, часто есть ограничение по бюджету – зато фантазию никакие менеджеры не ограничивают. Ведь для крупной студии важна широкая аудитория, а для инди-проектов – найти свою нишу, найти своего игрока.
Конечно, это и близко не полный список интересных проектов от наших соотечественников. Для того, чтобы создать таковой, нужно подготовиться к изданию целого альманаха.
Поделитесь в комментариях, на какие ещё проекты от студий из России стоит обратить внимание, во что поиграть самому или за какой видеоигрой стоит посидеть вместе с детьми?