«Почему нас еще не уволили? Мы делаем безумные вещи»
Уникальный стиль фильма Тайки Вайтити «Тор: Рагнарёк» сформирован научно-фантастическими и фентезийными лентами 70-х – 80-х годов. Режиссер вдохновлялся такими картинами как «Большой переполох в маленьком Китае», «Сорок восемь часов», «Уитнэйл и я», а также «Самолётом, поездом и автомобилем». Вайтити поставил себе цель – сделать нового «Тора» отличающимся от предыдущих лент про бога грома, и не вгонять себя в «марвеловские» рамки. Специально для фильма режиссер даже сделал короткометражку под названием «Команда Тора», снятую в жанре мокьюментари (как и один из предыдущих фильмов режиссера «Реальные упыри»). А для того чтобы продемонстрировать свое видение проекта, создал ролик, смонтированный из других фильмов, которые Вайтити скачал в сети. В качестве саундтрека он использовал «Immigrant Song» Led Zeppelin. Вайтити шутит: «Если бы в 80-х мне сказали, что однажды я буду использовать одну из величайших песен в истории в фильме о Торе, боге грома, который сам же буду режиссировать, я бы сказал: Мой друг, я знаю это, потому что я вижу будущее!».
Съемки «Тор: Рагнарёк» стартовали в Австралии 4 июля 2016 года на киностудии Village Roadshow Studios в Квинсленде. Основной причиной переезда в Австралию было то, что страна субсидирует съемки картин на своей территории, предоставляет налоговую скидку на производство фильма, взамен получая рабочие места для своих граждан.
Вайтити задействовал все девять павильонов студии в Квинсленде. Строительство девятого, самого большого павильона, было завершено всего за несколько недель до съемок. Натуру снимали на Золотом побережье Австралии, на восточном побережье континента, а также в Национальном парке Тамбурин. Нью-Йорк сняли в Брисбене. Кстати, в финальную версию фильма сцена, где Тор и Локи находят Одина бездомным, живущим на улице, Вайтити переснял, перенеся эпизод в Норвегию. По словам режиссера, Нью-Йорк не передавал драматический дух сцены. «Возможно, это было бы забавно, (увидеть Одина бездомным в Нью-Йорке), но это было бы не самым достойным концом правления царя Асгарда» — сказал Вайтити.
С натурными съемками связана забавная история: однажды группе пришлось приостановить съемку, потому что на их головы, с деревьев упал огромный питон (типичная Австралия). Работу продолжили, после того как на площадку вызвали профессионального герпетолога и перенесли змею подальше от площадки. (Некоторые особо смелые участники группы сделали фото с питоном). В утренние часы, перед съемкой группа несколько раз замечала кенгуру возле декораций Асгарда и Сакаара, выстроенных под открытым небом.
Асгард и мусорная планета Сакаар – две огромные декорации фильма, были выстроены за четыре месяца, а в их создании участвовало почти пятьсот человек. Для Сакаара было построено три локации. Сакаар-Сити выстроили под открытым небом на двух площадках размером с футбольное поле, дворец Грандмастера в новом, гигантском, девятом павильоне и покои Халка в отдельном павильоне. Вайтити хотел сделать покои Халка поистине огромными, под стать самому персонажу, и в стиле Сакаара, ведь он чемпион этой планеты. В какой-то момент, во время очередной дискуссии Вайтити с художниками и продюсерами, родилась идея сделать Халку ванну в виде каменной заводи, которую можно увидеть в фильме. Локация Сакаар-Сити была действительно огромной и детально проработанной.
Тем не менее, Сакаар-Сити потребовал доработки с помощью графики. «У постановщиков было много декораций и реквизита мусора и обломков, это было хорошо для понимания масштаба локации, но мы хотели показать такую обширную территорию, так что нам все равно пришлось добавить много графики, чтобы расширить ее», – комментирует один из членов команды. Также они дорисовали порталы, из которых на планету падал мусор.
Несмотря на то, что Асгард выдержан в стиле предыдущих фильмов о Торе, режиссер отмечает, что также Асгард вдохновлен работами австрийского художника Густава Климта. Разумеется, художники ориентировались и на стиль создателя Тора — Джека Кирби.
Образы персонажей
Для Вайтити важно было изменить образ Тора. «Он должен был стать веселым героем, за которым хотелось бы следовать, но это невозможно, если персонаж слишком серьезен». Крис Хемсворт дополняет: «Он (Вайтити) постоянно поощрял нашу импровизацию. Это было одной из самых классных вещей, что я делал на площадке, и это фильм, которым я больше всего горжусь, команде было весело работать над фильмом». Помимо характера Тора изменилась и его внешность. Вайтити, в режиссерских комментариях к фильму, шутит: «Если вы приглядитесь к новой стрижке Тора, то заметите на висках выбритые буквы N и Z, что означает Новая Зеландия».
Если говорить о Валькирии (Тесса Томпсон), воительнице Асгарда, ее героиня вдохновлена архетипом изгоя — пьяницы. Удивительно, но такой образ почти никогда не применялся к женским персонажам. Вайтити признал, что нервничал относительно того, как ее будут воспринимать зрители. «Иногда я боюсь, что реакция людей будет примерно такой: «О боже, пьяница? Что с ней не так?» — говорит он. «Но если бы это был парень, вы знаете, все бы сказали: «Ах, потрясающе, какой классный парень! Он выпивает целыми днями!». Это так глупо».
Тайка Вайтити, как вы уже, наверное, знаете, исполнил роль Корга и Сартура. На досъемках режиссеру пришлось подменить Марка Руффало для роли Халка. Также режиссер сыграл одну из голов Хаджу, трехголового инопланетянина, лицо Тайки можно заметить в нескольких кадрах, он левая голова.
Создание Корга
Роль Корга, его диалоги и поведение, опять же, сплошная импровизация. Вайтити взял за основу образ полинезийского здоровяка с тоненьким голосом и странным акцентом. Изначально он просто раззадоривал на площадке Хемсворта, но, в конце концов, шутки и характер персонажа стали лейтмотивом фильма.
В отличие от Халка, где аниматоры использовали уже имеющиеся материалы из прошлых картин, Корга они создавали с нуля сами. «Работа над Коргом уникальна, к счастью, мы начали разрабатывать его образ заранее», – комментируют создатели. Внешность Корга основана на захвате движений человека, далее накладывается слой с традиционным скелетом, костями, мышцами и даже слоем кожи, а поверх еще один слой, который обеспечивает движение камней. Команда разделилась на две части – одни отвечали за разработку тела Корга, а другие – сосредоточились на создании его лица и анимации. На лице, в отличие от тела, использовались камни гораздо меньшего размера. Мелкие камни были расположены вокруг глаз и рта Корга, позволяя персонажу говорить и лучше выражать эмоции. У более ранней версии лица было больше пространства между камнями, эти зазоры можно увидеть на теле Корга, например на бицепсах. Позже было решено создать более плотную конструкцию из камней на лице. При этом, зрители должны были видеть эмоции Корга. Как только были готовы несколько версий дизайна персонажа, команда показала свои наработки режиссёру, чтобы он выбрал то, как Корг будет ходить и как должны двигаться его мышцы. В финальном рендере Корга 1334 камней (плюс-минус, ведь есть еще те, что выпали из его тела в кадре).
Режиссер, исполняя роль Корга, носил на себе камеру Technoprops (HMC). Съемка позволила команде взять небольшой образец выражений лица и перенести анимацию на Корга. На ранней стадии съемок это дало представление, как должен быть проанимирован персонаж. Как только они начали анимировать лицо, им пришлось потратить время на модификацию системы анимации, чтобы соответствовать всем требованиям Тайки Вайтити, и получить нужный результат без нестыковок и артефактов на лице. Камера, которая была установлена для захвата левой и правой стороны лица, оказалась очень полезна, поскольку создатели обнаружили, что Тайка в роли Корга, частенько при разговоре использовал одну сторону рта больше другой. Иногда режиссер ходил с поддельной головой Корга, указывающей Крису Хемсворту куда нужно смотреть во время диалога.
Создание Халка
Множество вопросов вызвал облик и анимация Халка в новом фильме, ведь у него появилось гораздо больше диалогов. Раньше его текст ограничивался лишь несколькими словами. В новом фильме Халку нужно было разговаривать с Тором, особенно много диалогов происходило в покоях Халка. На съемках этих сцен создатели еще не знали, как Халк будет разговаривать, и двигаться. Руффало носил камеру на голове во время репетиций и съемок диалогов.
Обратите внимание на размер и остроту носа нового Халка и размер верхней губы. Челюсть более высечена и угловата. Нижняя губа и носовая перегородка также значительно отличаются. Глаза не так западают, и менее выражены брови. Эффект заключается в том, чтобы Халк казался более развитым и умным. Многие из этих изменений привели к тому, что новый персонаж, больше похож на Марка Руффало. Для роли Халка отсняли более 90 выражений лица Марка, чтобы создать новую библиотеку его эмоций. Для мимики лица Халка, художники также использовали модели, которые использовались и в прошлых фильмах.
На съемочной площадке, чтобы снять диалоги с Крисом Хемсвортсом, использовались бюсты и верхняя часть тела Халка, установленные на высоте роста героя. Для кадра, где Тору нужно было висеть на спине Халка и душить его, они использовали платформу состоящую из верхней части тела Халка. Также, для съемок некоторых сцен, использовали дублеров. Тора дублировал актер ростом в 130 сантиметров, а актер, заменяющий Халка ростом 198 сантиметров.
Создание Суртура
Команда работала над различными вариантами движений Суртура, в поисках правильного баланса скорости и масштаба персонажа. Они смотрели на движения бойцов на мечах, борцов и культуристов для того чтобы понять, как должен двигаться Суртур, корректируя его анимацию исходя из силы и мощи героя.
Для создания Суртура были задействованы текстуры плазмы, лавы и огня. В каждой сцене с Суртуром использовалось около 45 разных симуляций огня. Команда LookDev (отвечающая за разработку общего вида персонажа) проводила месяцы, сотрудничая с художниками по шейдерам, экспериментируя с множеством способов, чтобы придать чувство массивности объекта, при этом сохраняя его текстуру. Если присмотреться, герой полупрозрачный, поэтому в отличие от других персонажей, тут можно более детально увидеть движение мышц на груди, движение бицепсов. Суртур проанимирован как любой другой персонаж – у него человеческая анатомия. Он создан с полным набором мышц, но, так как он полупрозрачен, нужно было не просто отрендерить кожу, но и настроить визуализацию его «внутренней» анатомии с использованием света. Команде пришлось потратить дополнительное время, детализируя внутреннюю анатомию, кости, зубы, мышцы, – убедившись, что все было максимально безупречно. Прозрачность создавалась и контролировалась художниками как часть общего облика персонажа.
В разных сценах разнился и рост Суртура. Он колебался от 800 метров, в первой сцене, до 4000 метров, в эпизодах, когда он уничтожает Асгард. Чтобы компенсировать это изменение размера и сохранить постоянный вид огня, персонаж был уменьшен до определенного размера до моделирования. Затем огонь был увеличен в соответствии с конкретной сценой.
Суртур даже в начальных сценах намного больше Тора. Персонаж должен был сидеть и говорить с Тором, но в его анимации существовали некоторые ограничения. Нет направленного движения глаз, не видно верхней части лба и бровей (из-за шлема), нет бликов в глазах, отсутствуют покраснения и кожа. Пришлось пойти на множество ухищрений: чтобы показать, что персонаж расстроился, команда медленно увеличивала огонь на лице Суртура. Кроме того, поверхность «кожи» персонажа покрыта трещинами, так они воплотили мимические морщины. Для создания лица также использовали затвердевшую лаву, что уменьшило прозрачность и улучшило контрастность и выразительность персонажа.
Хела
Роль богини смерти Хелы исполняет актриса Кейт Бланшетт. Австралийская студия, создающая визуальные эффекты фильма, поработала над образом и ее персонажа. Они создали анимацию плаща и то, как ее волосы превращаются в шлем. Несмотря на то, что Хела впервые появляется в трейлере ленты еще в 2016 году, художники и позже продолжали работу над ее образом в фильме. Также, в первой версии сцены, где Хела ломает молот Тора, действие происходило в переулке Нью-Йорка, а не в Норвегии, это можно заметить в ранних трейлерах и материалах к фильму.
Художники и аниматоры анализировали то, как должна двигаться Хела, чтобы понять ее характер и стиль боя. Они решили, что у Хелы непринужденный, элегантный стиль, ведь она с легкостью убивает целые армии. В частности, создатели вдохновлялись сражениями из фильма «Крадущийся Тигр, затаившийся Дракон». Оружие, которым Хела убивает людей, добавляли на стадии пост-продакшна. На площадке у Кейт Бланшетт возникла проблема, она не знала как метнуть клинки, и каждый раз вскидывая руку говорила «Ха», что совершенно не нравилось Вайтити. Ее дублерша, Зои Белл предложила актрисе метать пакетики с сахаром и бумажки, их можно заметить в одном из роликов о создании фильма.
На площадке
Множество забавных сцен и диалогов не было прописано в сценарии. Тайка Вайтити известен своей любовью к импровизации в кадре. Он считает, что такой подход к работе позволяет группе расслабиться и получать удовольствие от съемок. «Многие строчки из этих диалогов не должны были попасть в фильм, но людям они понравились», — говорит режиссер. Однако Вайтити и группа много раз думали, что их уволят. «Однажды Марк Руффало подошел после съемок и спросил, почему нас до сих пор не уволили. Мы делаем в фильме безумные вещи» — рассказывал Вайтити.
Знаменитая фраза «Это мой друг с работы» появилась случайно. На площадку, по программе помощи смертельно больным детям «Make-A-Wish», привезли мальчика, юного фаната Тора. Крис Хемсворт сказал, что именно в этот день снимался гладиаторский бой между Тором и Халком, и между дублями Хемсворт разговаривал с ним. В одном из перерывов мальчик заметил, что раз герои уже знакомы, и сражались вместе, будет логично, если Тор скажет, что это его друг с работы.
В «Торе» Вайтити снял актеров, с которыми работал над другими своими проектами еще в Новой Зеландии. Рэйчел Хаус, исполнительницу роли Топаз, помощницы Грандмастера, вы могли видеть в «Охоте на дикарей», «Мальчике» и ленте «Орел против акулы». Из «Охоты на дикарей» в «Рагнарёк» перекочевали Сэм Нил (он исполняет роль Одина в постановке) и Коэн Холлуэй (главарь мусорщиков). Помимо них, в ленте снялись близкие и друзья актеров и режиссера. Девушки, которые лечат раны Тора после битвы с Халком — это жены Вайтити и Хемсворта. Тора в постановке играет Люк Хемсворт, брат Криса. А вот дети Руффало в фильм не попали: «Они снялись в массовке, у них были костюмы, грим, все как у взрослых. Детей поставили на точки, сняли в эпизоде и… вырезали из фильма».
Эпизодическую роль актера, играющего Локи в постановке, в фильме исполнил Мэтт Дэймон. Он кстати, уже второй раз играет Локи, персонажа с этим именем, Дэймон играл в «Догме». По словам Вайтити, режиссер об этом не знал, а Дэймона они сняли вообще по счастливой случайности. «Крис (Хемсворт) просто позвонил мне, и Тайка позвал меня. Я дружу с этими парнями. Они рассказали мне идею этой сцены, и я решил, что это будет смешно» — сказал Дэймон.
Собрав отличную команду, ставшую за время съемок практически семьей, Тайка Вайтити снял отличный фильм о Торе, показав персонажа с новой стороны. Сочетание стиля Марвел и уникального режиссерского видения Вайтити, сработало — фильм получился хорошим. Вайтити не против поработать над еще одним фильмом по комиксам, но что за проект он выберет пока не ясно. После успеха «Тора» режиссер нарасхват. В его планах спин-офф «Реальных упырей» про полицейских и оборотней Веллингтона и, возможно, экранизация «Акиры».
Источник: DTF