С чего началась и в каком направлении развивалась франшиза, высмеивающая слэшеры и кинопроизводство вообще.
«Крик» — одна из самых известных хоррор-франшиз и чуть ли не единственный слэшер, который почти не изменил свою формулу за 25 лет со дня выхода первой части. На фоне не всегда удачных попыток возродить другие «ужастики» история борьбы с Гоустфейсом и вовсе кажется феноменом. Дело в том, что центральная идея «Крика» на годы опередила всю остальную индустрию: серия с первого же фильма начала на глазах у зрителей осознавать саму себя и свой жанр. Только в последние годы такой подход стал обыденностью.
Мы решили проследить историю создания «Крика», чтобы понять, как культовый режиссёр и начинающий сценарист смогли переизобрести застоявшийся жанр. А также разберёмся, как франшизе живётся после смерти её создателя в 2015 году.
Кошмар на мели
История «Крика» началась в 1994 году. К тому моменту актёр Кевин Уильямсон уже успел сыграть в нескольких не очень известных мыльных операх и закончить курсы по сценарному мастерству в калифорнийском университете. Параллельно с ними он написал и сценарий к чёрной комедии «Убить миссис Тингл».
Как раз во время работы над ним Уильямсон посреди ночи наткнулся на телевизионный репортаж о серийном убийце из Флориды. На рекламной паузе он заметил, что окно в его доме открыто — кажется, кто-то пробрался внутрь. Уильямсон почувствовал, будто сам оказался в кинохорроре, пошёл на кухню и выхватил нож.
Дом оказался пуст, зато голова Уильямсона полнилась идеями о слэшере нового образца. Он хотел совместить жестокость, загадку и юмор, свойственные подобным фильмам. Но в этот раз добавить необычную деталь: пусть все герои будут очень хорошо разбираться в слэшерах сами. Не имея средств на оплату жилья, Уильямсон уехал к другу в Палм Спрингс, где в течение трёх суток работал над сценарием под заголовком «Страшное кино» и записывал идеи для его сиквелов.