«У нас было два пакетика «Старого Тоби», семьдесят пять краюх путлиба, пять литров воды энтов, полфляжки здравура, а так же гора разной эльфийской еды и гномьих напитков всех цветов. Не то, чтобы всё это было необходимо на пути к Роковой горе, но если уже собрал Хранителей, то к снаряжению надо подходить серьезно.» © Доктор Белой магии Гэндальф.
В своей прошлой статье, о анимационных фильмах «Хоббит» и «Возвращение короля», я упоминал, что права на экранизацию первых двух томов «Властелина колец» были в распоряжении продюсера Сола Зэнца и режиссера Ральфа Бакши. Они-то и собрались с силами, выпустив в 1978 году мультфильм, в который вошли события «Братства кольца» и «Двух Башен». Перед этим Бакши побеседовал с дочерью Толкина, Присциллой, а также побывал в рабочем кабинете Самого. Видимо, проникнувшись чувством причастности к великому, Бакши клятвенно пообещал Присцилле сделать точную экранизацию романа, буквально «то, что сказал гений». Нарушил ли режиссер своё обещание? А как же иначе.
Встречает «Властелин колец» зрителя прологом о создании Колец и о том, как темному владыке Саурону надавали по шапке. В прямом смысле, ему с треском сломали об голову меч. Наверное, Кольцо он носил на голове, как обруч. Подано повествование в стиле театра теней, с живыми актерами.
А потом начинается сам мультфильм… нет, к анимации движения у меня претензий нет, всё получилось очень плавно. Но вот мимика главных героев – это что-то. Если бы я пил рюмку водки каждый раз, как кто-то из персонажей выдавал странное или неестественное выражение лица, я бы нарезался в дрова еще до того, как Фродо и Сэм покинули бы Шир.
Фон во «Властелине колец», за редким исключением, под стать общей наркотической атмосфере. Он статичен, действующие лица существуют как будто отдельно от него.
Кстати, если вы надеялись, что живые актеры остались в прологе мультфильма – оставьте надежды. Практически все сражения происходят при участии реальных людей вперемешку с нарисованными персонажами. Все орки и прочие злыдни – это актеры в костюмах и масках. Выглядит реализация такого подхода, скажем мягко, не очень. Сражения частенько напоминают балаган. А сами образы рисованных персонажей воссозданы в достаточно вольной интерпретации.
Вот тут-то и впору вспомнить обещание, которое давал Бакши дочери Толкина. Сюжет в мультфильме подан далеко не с той предельной точностью, как он заверял. Похоже, что Питер Джексон в своей экранизации опирался во многом именно на версию Ральфа Бакши. И там, и там Том Бомбадил вместе со всем Вековечным лесом и могильниками остались не у дел. И там, и там в трактире «Гарцующий пони» хоббитов пытаются зарезать именно назгулы, а не подкупленный Мордором сброд. Эльфа Глорфиндела тоже быстренько затолкали в пыльный шкаф. Вместо него на выручку Фродо спешит Леголас, который почему-то стал слугой Элронда. Таких, казалось бы, мелких отступлений от книги в мультфильме наберется достаточно много, хотя позиционируется он, как взрослая экранизация от фанатов Толкина для фанатов, а не как подростковое зрелище.
Возможно, у детища Ральфа Бакши и был бы шанс взорвать Голливуд 70-х -80-х, как это сделала экранизация Джексона в нулевых, но сюжет мультфильма обрывается аккурат на победе при Хельмовой пади (которая получилось бы достойной, если бы в конце огромную армию орков не разогнал Гэндальф с отрядом в десять человек). Продолжения истории не последовало, поскольку финансы истошно запели романсы.
Имеет ли смысл смотреть мультфильм «Властелин колец» сейчас? Только ради того, чтобы увидеть, чем вдохновлялся Питер Джексон. Ну и посмеяться еще можно. И наконец, этот мультфильм дает ответ на животрепещущий вопрос: «Носил ли Арагорн штаны?».