Стойкое чувство дежавю — обзор «Матрицы: Воскрешение»

Смелое и необычное переосмысление оригинальной трилогии.

Стойкое чувство дежавю — обзор «Матрицы: Воскрешение»

Продолжать культовую франшизу вроде «Матрицы» — дело неблагодарное. Старые зрители часто негодуют из-за спорных изменений, а новым зрителям сиквел может быть просто не интересен.

С такой ситуацией столкнулись, например, создатели новой трилогии «Звёздных войн» и «Терминатора: Тёмные судьбы». С лёгкостью можно выкатить список претензий и к новой «Матрице». Да, бои в ней сделаны неизобретательно. Да, философские мысли в ней уже не особо важны. Да, местами всё это напоминает дурную шутку.

Но громить «Матрицу» — занятие слишком простое и не очень достойное. Куда интереснее подумать, зачем Лана Вачовски пошла на столь радикальные меры: сняла прямое продолжение, учитывающее контекст двух прошедших десятилетий, развитие технологий и влияние самой «Матрицы» на индустрию. И как сделала фильм, который в отличие от многих сиквелов и перезапусков не паразитирует на ностальгии, а пытается по-новому взглянуть на былое.

Действие «Воскрешения» начинается спустя много лет после событий «Революции». В центре внимания — вновь Томас Андерсон в исполнении Киану Ривза, но уже не простой программист, а знаменитый геймдизайнер. В новой версии Матрицы он настоящая звезда и обожаемый миллионами гений, придумавший вселенную «Матрицы». Популярность игр Томаса настолько велика, что его просят поскорее заняться четвёртой частью.

Но главный герой не рад своему положению. У него серьёзные проблемы с психикой и пограничное расстройство личности: ему кажется, что окружающий его мир и есть Матрица. Чтобы справиться со своим нарастающим сумасшествием, Томас Андерсон регулярно пьёт подозрительные таблетки синего цвета. А вместо того, чтобы заниматься разработкой игры, хочет подойти к замужней женщине Тиффани, на которую часто заглядывается — и которая подозрительно похожа на Тринити из его игр. Вся его жизнь меняется в тот момент, когда к нему приходят синеволосая женщина с татуировкой белого кролика и темнокожий мужчина в чёрных очках по имени Морфеус. Они говорят ему, что раньше его звали Нео — прямо как героя его игры. Томасу вновь предстоит сделать выбор между синей и красной таблеткой, которая откроет ему глаза на правду.

Нишевость новой «Матрицы» видна даже в завязке: предполагается, что зритель смотрел предыдущие части и помнит, о чём в них шла речь. Случайные люди точно не поймут, в чём заключается суть Матрицы, кто такие Нео и Тринити и почему персонажи постоянно упоминают какое-то дежавю и иллюзию выбора. В фильме чуть ли не покадрово повторяются сцены из первой части, а в некоторых эпизодах Вачовски использует кадры из трилогии. Режиссёр регулярно ломает четвёртую стену, напоминая зрителям, что «Матрица» — лишь фальшь, имитация жизни, почти что видеоигра.

В своём стремлении показать это она часто доходит до абсурда: Лана смеётся над своими же задумками, издевается над персонажами и их пафосом, выставляя напоказ их нелепость. Так, Нео разучился летать, новый Морфеус стал позёром, а у психоаналитика в фильме есть кошка по имени Дежа Вю. Из-за этого «Воскрешение» легко можно воспринять как постиронию или, если позволите, метакомментарий автора о своём произведении.

Подобный ход многим зрителям вряд ли понравится — особенно тем, кто ждал серьёзную философскую историю. Но Вачовски, кажется, сделала это лишь потому, что оказалась заложницей собственного успеха. Ей надоело, что всё её остальное творчество находится в тени первой «Матрицы»: ни продолжения, ни оригинальные фильмы вроде «Облачного атласа» её успех уже не повторили. А если попытаться сделать то же самое, фанаты будут недовольны: зрителей уже не удивить метафорами или экшеном в слоу-мо. Поэтому постановщица решила пойти по другому пути.

Её «Воскрешение» по содержанию больше всего похоже на ребилды «Евангелиона»: подобно Хидеаки Анно, она вернулась к оригинальному материалу лишь для того, чтобы переработать его. За двадцать лет наш мир сильно, поэтому Лана Вачовски этим фильмом решила скорректировать свои социальные и технологические прогнозы. Она призывает не бояться новых технологий и искусственного интеллекта, а жить с ними в гармонии. Не делить мир на чёрное и белое и не прибегать к крайностям: в «Воскрешении» она даже намекает, что Зион был Матрицей наоборот. В конце концов, не надеяться на Избранного и счастливый конец для всех и каждого. Реальный мир, как и мир «Матрицы», цикличен, поэтому всему хорошему и плохому суждено повториться вновь.

Но по исполнению четвёртая «Матрица» напоминает восьмой эпизод «Звёздных войн»: «Воскрешение», как и «Последние джедаи», рушит каноны, меняет полюбившихся персонажей и не во всём следует оригинальной формуле. Это может не понравиться многим фанатам франшизы, и при этом постановщица даже не пытается сгладить углы, а лишь сильнее заостряет на них внимание. Но этим четвёртая «Матрица» и интересна: вновь есть большое пространство для теорий и обсуждений. Новые идеи как минимум интересны и оригинальны — в особенности это касается развития Матрицы и её управления людьми через эмоции. Споров в интернете из-за этого фильма точно будет много, и Лана, кажется, именно этого хотела добиться.

О сути новой «Матрицы» говорится напрямую в одной из сцен первого акта. Первую часть полюбили за оригинальность и новизну, поэтому сиквел тоже должен быть таким — смелым, откровенным и инновационным. «Воскрешение» не боится напугать зрителей своей странностью, не пытается копировать формулу других блокбастеров. Это в первую очередь авторское кино, высказывание творца о своём месте в мире и переменах общества. За двадцать лет «Матрица» переросла в часть современной культуры, без которой мы бы немного иначе воспринимали реальность — нашу и виртуальную. Лана Вачовски прекрасно об этом знает, поэтому позволяет себе идти на столь необычное переосмысление своей главной работы.

Жаль, что кроме сюжета четвёртой «Матрице» просто нечем удивить. Визуально экшен-сцены остались прежними: в ход идут всё те же слоу-мо, акробатические приёмы из кунг-фу и остановка пуль движениями рук — словом, ничего нового. Графика у фильма качественная, но не впечатляющая. Ни одной по-настоящему новой для жанра сцены здесь нет: у «Воскрешения» нет эпизодов уровня уворачивания от пуль в оригинальной ленте или драки с сотнями агентов Смитов из «Перезагрузки». Что-то подобное точно можно было придумать, но, похоже, у Вачовски просто не было такой задачи.

Несмотря на обилие перестрелок и взрывов, новая «Матрица» запоминается скорее как разговорное кино. Персонажи обсуждают природу реальности, освобождение от норм и запретов, усталость от бесконечных войн и второй шанс на полноценную жизнь. Конфликты здесь в основном решаются словами, а мир спасает не пуля, а простая человеческая связь. Та связь, которой не страшны ни время, ни расстояние, ни обстоятельства.

«Воскрешение» исправляет один из главных минусов оригинала — недостаточную живость персонажей. Нео и Тринити раньше казались обезличенными героями-фикциями, в любовь которых было трудно поверить. В четвёртой части они наконец стали похожи на реальных людей со своими желаниями, чувствами и эмоциями. Их отношения — тот элемент, который делает этот фильм по-настоящему человечным и личным.

За это новую «Матрицу» и хочется похвалить. Это не собранный наспех продюсерский проект, а авторский фильм с собственным лицом. «Воскрешение» выступает органичным дополнением оригинальной трилогии. Противоречивым, конечно же, но когда это «Матрица» не разделяла зрителей на ярых поклонников и ненавистников?

Как уже было сказано, к «Матрице» есть вопросы — и не только к экшену и постироничному содержанию, но и к самой структуре фильма. Это отнюдь не законченное произведение: концовка намекает на продолжения, да и многие вопросы к сюжету остались без ответа. Не очень понятно, о чём будут сиквелы и какие задумки припасены у Вачовски на потом. Но сейчас это, честно говоря, не так уж важно.

Важно лишь то, что «Воскрешение» позволило Лане Вачовски вернуться к «Матрице» и переосмыслить её, сделать вновь актуальной. Вряд ли в моду вернутся чёрные очки и плащи, но серия наверняка опять закрепится в инфополе. Давно пора — всё равно таких уникальных фильмов выходит крайне мало.

Что понравилось

  • «Воскрешение» не паразитирует на оригинальной трилогии, а развивает и переосмысляет её идеи. Это не просто фильм, а почти что постирония и метакомментарий о всей трилогии.
  • Герои наконец стали живыми и правдоподобными.
  • У фильма красивая картинка и отличные спецэффекты.

Что не понравилось

  • Перестрелки, драки и погони больше не впечатляют так же, как и в предыдущих частях.
  • Ирония иногда доходит до такого абсурда, что фильм кажется пародией на оригинал.

#матрица #обзоры #мнения

 

Источник

Читайте также