Долгожданная экранизация игры «Warcraft», созданная кинематографистами с любовью и уважением к первоисточнику, может стать настоящим подарком для всех фанатов, но, к сожалению, только для них. Зритель же, которому была чужда многолетняя истерия вокруг премьеры фильма, попросту заскучает.
Очень неблагодарное дело — оставлять отзыв об экранизации популярной видеоигры, не будучи знатоком последней. Процесс просмотра и впечатления от «Warcraft: Начало» у игроманов и всего остального люда будут различаться кардинально. Первые непроизвольно будут проверять кино на соответствие мифологии WoW, сравнивать концепт киноперсонажей с оригиналами, вспоминать различные игровые ситуации. Для вторых же «Warcraft: Начало» — очередной блокбастер в жанре фэнтези, от которого будут типичные для киномейнстрима ожидания: хороший экшен и CGI, сопереживание героям и драматическая убедительность происходящего. В идеале фильм должен удовлетворить и тех, и других. Как было, например, с «Властелином колец», еще одним фэнтези на основе культового материала, который только умножил армию поклонников историй из Средиземья. «Warcraft’у» такое вряд ли под силу.
Грех усомниться в небрежности авторов к материалу. Режиссер Дункан Джонс играет в Warcraft еще с первого выпуска игры в 1994 году, работу над экранизацией он буквально выклянчил у продюсеров, после того, как проект покинул Сэм Рэйми. И сейчас, несмотря негативные отзывы кинокритиков, Джонс заявляет, что хочет продолжить франшизу. Естественно, что бренд Warcraft, за которым 100 миллионов игроков по всему миру, комиксы, книги, игрушки и прочая продукция, не может ограничиться одним-единственным кинофильмом. И в «Начале» навязчиво дается задел сразу же и на приквел, и на сиквел, у которых есть все шансы состояться. Первый «Warcraft» пока собирает кассу в мировом прокате, успев побить рекорд в Китае со сборами в 46 млн дол. за первый же день на экранах. Решающее слово будет за североамериканским прокатом (10 июня), где картине уже прогнозируют провал, хотя на других рынках ее пока принимают более чем благосклонно.
Увлеченность создателей «Warcraft: Начало» материалом пошла не совсем на пользу. Весь фильм не покидает ощущение, будто начал смотреть какой-то сериал не с первой серии. Если вы не в теме, то даже не все сюжетные моменты будут ясны. В кинематографический мир Варкрафта погружаешься не постепенно — в него впрыгиваешь и, не успев опомниться, вынужден уловить все связи между персонажами, даже толком не успев их рассмотреть. С первых кадров необходимо проникнуться состраданием к крайне не приятным на наружность оркам — и это засчитывается в плюс создателям фильма, которые отказались идти по шаблонной схеме «хорошие люди — плохие орки». К несчастью, это чуть ли не единственный не клишированный момент в фильме.
За отсутствием базовых знаний об игровой франшизе невольно обращаешь внимание на знакомые из других фильмов киноприемы, которыми «Warcraft: Начало» просто кишит. Если у хорошего героя есть сын, который пытается заслужить уважение отца, то этой юный персонаж обречен. Если один герой принес скорбь другому, то эти двое непременно встретятся на поле брани. Если среди всех уродливых орков женского рода есть одна более-менее, то она точно станет любовным интересом протагониста. Если есть юнец, которого весь фильм стебут, то в финале он окажется одним из самых крутых персонажей. Предсказуемость и отсутствие оригинальности — первый упрек, который закинет фильму «Warcraft: Начало» непосвященный зритель. Отчасти в кино это пытаются компенсировать личным обаянием некоторых персонажей и исполнителей. Звезда «Викингов» Трэвис Фиммел, Пола Пэттон и даже слащавый Бен Шнетцер хорошо вписались в образы главных героев со стороны Альянса.
Слишком мало экшена — второй упрек. От кино, сделанного по мотивам бесконечных битв, ждешь, как ни странно, этих самых битв. И, возможно, было бы лучше, если бы создатели фильма ограничились безостановочным экшен-аттракционом, напрочь позабыв о раскрытии персонажей. Вышло наоборот. Шикарные битвы в разных локациях в последние полчаса фильма и тщетные усилия в остальное время придать психологизм фэнтезийной истории о том, как несколько народов рубятся за жизненное пространство. Усилия эти ограничиваются общими пафосными фразами и малозначащими задушевными диалогами — это формальный, «для галочки», способ раскрыть персонажей, которым грешат очень многие популярные фильмы. Но как-то не хочется пускать слезу на ожерелье с клыком орочьей мамы, когда предвкушаешь зарубу между Лотаром и предводителем орков. Перефразируя известные слова, не надо не только искать смысл, там, где его нет, но и пытаться добавить его туда, где ему нет места. Потому «Warcraft: Начало» — занятное зрелище, которое подпитывается от большого бренда, но не сможет его создать заново.